Подкрепления из мира видимого и невидимого — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Подкрепления из мира видимого и невидимого

2017-06-11 182
Подкрепления из мира видимого и невидимого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение с духоносными старцами потрясает, ставит их образ в центр жизни. Может ли быть иначе – если в видимом человеке открылся образ невидимого Божьего мира? Это знание трудно удержать в себе. Моя 4-летняя внучка, буквально поняв слова Ирины Р., в величайшем изумлении, как новость № 1, сообщала всем: «А тетя Ира ни о чем не может говорить, кроме матушки».

Хотелось нам побольше узнать о ней и не утаить от других людей. Интуитивно чувствовали мы: на нас лежит ответственность собирания материалов. Но притом, не представляя, как подступиться к делу, мы пребывали словно в каком-то оцепенении. Кто выведет из него, подстегнув нас, ленивых и медлительных?

И вдруг как-то неожиданно работа закипела. Что случилось? Позже Сергей рассказал о причине.

Посетил его во сне преподобный Кукша Одесский. С укором глядя на сидевшего пред ним Сергея, святой Кукша стал вытаскивать из-под него священные облачения, на которых он сидел. Смысл обличительного сна был очевиден: сидеть на духовных богатствах, как собака на сене, и никого не подпускать к ним!

Тут же организовал Сергей всю работу: мы начали интенсивно искать свидетелей матушкиной жизни; их рассказы записывались на видеопленку и затем расшифровывались.

Чуть позже и сам Сергей решился изложить на бумаге все то, что помнил о матушке. Поставил перед собой ее фотографию и попросил: матушка, благослови! И начал писать. Фотография же, как бы в ответ, замироточила.

Другие стимулы шли от старцев. Матушка словно бы передала нас прозорливому блаженному старцу Михаилу Труханову[101]. Знавший старицу духом и посылавший к ней некоторых своих чад, принял он всех нас под свое окормление. Подобно другим старцам, горячо благословил писать о матушке книгу. А главное – срочно собирать материалы о ней[102]. С семьями и близкими мы исповедовались у него и получали духовные советы еженедельно. И каждую встречу он начинал взволнованным вопросом: как идет собирание материалов. «Торопитесь, торопитесь», – подстегивал он нас. Он был прав: некоторые свидетели матушкиной жизни ушли в мир иной, прежде чем мы успели расспросить их о матушке. Тем не менее за два-три года работы удалось собрать многое. Тогда нам был послан многоопытный духовный писатель А. Трофимов, который, ознакомившись с этими материалами, изъявил желание написать о матушке книгу. Он признавался нам, что впервые пишет книгу о старице при таком обилии материалов.

Можно ли собрать свидетелей со всей огромной страны? С помощью Божией возможно все.

Матушка чудесным образом собирает
свидетелей своей жизни

После смерти матушки пропала вдруг подавляющая часть архивных ее материалов.

Почему так? – недоумевали мы. Вскоре уразумели: было это к славе Божией. Буквально из ничего воссоздалась полная подробностей жизнь матушки. Воссоздалась явной помощью свыше. Вот некоторые примеры.

Произошла эта встреча в момент, когда писался раздел настоящей книги о регентской деятельности матушки и о ее отношении к богослужебному пению. Чем-то не устраивало ее тогдашнее пение в монастыре. Чем именно? Что жаждала ее душа и не получала?

Памятуя о необыкновенно сильном и ревностном ее характере, предполагал я, что причиной неудовлетворенности была некоторая духовная вялость пения. Но нельзя же писать по предположению! А как узнать, что распознавала в тогдашнем монастырском пении сама матушка? «Она умерла, и эту тайну навсегда унесла с собою», – шептал мне помысл уныния, пытаясь заглушить надежду.

И вот однажды, задержавшись против обыкновения после занятий в Богоявленской семинарии, пришел я в трапезную. Мои коллеги и собеседницы, дочери известного протоиерея Анатолия Правдолюбова, говорили мне о предстоящем отъезде в Рязань. «Счастливые! Там есть прозорливые старицы», – откликнулась незнакомая женщина, сидевшая рядом. Сильное чувство необходимости (словно бы какого-то долга пред Богом) поговорить с ней подвигло меня остаться после трапезы. В разговоре с ней обмолвился, что тоже знал одну чудесную старицу. «Ее звали Антония?» – порывисто отреагировала собеседница. – «Как это Вы сразу догадались?» – «Я молилась, чтобы Господь вывел меня на человека, который будет писать о матушке Антонии, и ее саму просила об этом».

В этот день не планировала Лидия (так звали мою собеседницу) никуда идти. Но вдруг ощутила какую-то внутреннюю потребность навестить свою знакомую в семинарии. А там наши пути пересеклись.

Так, во исполнение молитвенных прошений, с точностью определив время и место встречи, свел Господь двух нужных друг другу людей: ту, которая имела сильное желание рассказать о матушке, с тем, кто имел вопросы и жаждал ответа на них. Восхитительная радость встречи была велика; мы с трудом расстались. А через некоторое время Лидия была в гостях у нашей семьи и много рассказывала о старице.

Что же касается идеалов богослужебного пения, то искала матушка в нем благодатной, всех милующей и покрывающей Божией любви, как об этом написано выше.

Помнят ли читатели об Иоанне Петровиче, на могилке которого матушка произносила пламенные проповеди? Кто он? Много, много вопросов накопилось по Одессе, где так часто жила матушка и где, как мы знали, были у нее духовные чада.

В мае 2000 года выдалась мне командировка в Одессу на совещание по истолкованию церковного пения. Но только очень краткая по времени. Как успеть потрудиться и ради матушки? Не иначе как только полагаясь на ее ходатайство и Промысл Божий.

Поселили меня в Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре, вновь открытом в 1991 году.

Как путникам, нам тут же устроили трапезу. И какой же была первая тема беседы? Монахини сами, без моего вопроса, заговорили о том, что меня интересовало. Об Иоанне Петровиче, жившем в их монастыре. Настоятельница монастыря, игуменья Серафима, подарила прекрасную, написанную ею книгу «Молитвенные лампады. История одесских монастырей». Много страниц уделено там и блаженному Иоанну Петровичу Жуковскому. Приведены там и многие стихи о нем его духовных чад. Вот одно из них, на основе интонации известного стиха А.К. Толстого «Средь шумного бала» (1851):

Средь шума и блеска земного,

Где царствует грех как тиран,

Для горнего мира иного

Жил старец Христов Иоанн.

Далекий от всех обольщений,

Чужой для земной суеты,

Таинственный Крест унижений

Он нес среди шумной толпы.

Носил он одежду худую,

Босыми ногами ступал

И всякую славу земную

Смиреньем своим попирал…

Стали понятными многие детали в жизни матушки. Почему на могиле блаженного старца матушка «прочла проповедь об Алексии Божьем человеке»? Как выяснилось из книги, его «погребение состоялось 30 марта, в день церковной памяти святого Алексия, человека Божия, христианский подвиг которого старец Иоанн так светло воплотил в своей жизни». И матушка всегда плакала, вспоминая его житие.

За пару дней командировки я успел побывать на его могилке. Удалось познакомиться с немногими матушкиными чадами (большинство духовных дочерей, уже преклонного возраста, отошли ко Господу). Удалось получить от них для копирования драгоценные письма матушки[103], услышать рассказы о ней, о духовном ее отце Кукше и об Иоанне Петровиче, которых они тоже знали.

Я едва успевал удивляться, как Господь искусно управляет всеми встречами. Договорились мы по телефону с одной из духовных дочерей матушки увидеться на службе в Свято-Успенском мужском монастыре, весьма удаленном от центра города. Неожиданные дела отсрочили поездку, и в монастырь мы прибыли уже по окончании службы и молебна с водосвятием. Духовная дочь матушки все же меня дождалась. Стоим, разговариваем. Вдруг к нам подходит Лариса Ивановна Маркитан, еще одна духовная дочь матушки. Она вышла уже из монастыря. Но, увидев на дороге пластиковую бутылку, вернулась в монастырь, чтобы набрать освященной воды, – и здесь увидела нас. Обещали мои собеседницы дать письма матушки.

На следующий день мне предстояла работа в семинаре. Потому я просил их встретиться с Аллой, преподавательницей из Одесской консерватории, помогавшей мне в матушкиных делах. Встретиться в том храме, где Алла бывала обычно. А сам я перед семинаром ненадолго зашел в храм женского монастыря приложиться к мощевику. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время вижу входящую в храм Ларису Ивановну! Она перепутала место встречи. Перепутала – по Промыслу Божию: в одной из монахинь Лариса Ивановна узнала знакомую, также приходившую к матушке. После принятия монашества она исчезла из поля зрения. А теперь – эта неожиданная встреча!

Аналогичным – чудесным – образом Господь приводил знавших матушку и к другим ее чадам, принимавшим участие в собирании материалов.

Приведем рассказ Ирины Р.

«В августе 2002 года мы с мужем провели в Киеве неделю и старались посетить все святые места, где бывала наша матушка Антония. Втайне я надеялась встретить кого-нибудь из знавших ее и очень просила об этом матушку, но, к сожалению, многие уже умерли.

В Киеве матушка останавливалась в Покровском монастыре, основанном великой княгиней Александрой Петровной Романовой – царственной инокиней Анастасией.

Там у нас состоялись две незабываемые встречи с духовной дочерью матушки – монахиней Евдокией, которой она предсказала монашество и знакомой нам по переписке. Ее воспоминания о матушке есть в книге А. Трофимова «Я испытал тебя в горниле страданий».

В день отъезда я пошла в монастырь на службу и хотела попрощаться с монахиней Евдокией, но она пела на клиросе, на хорах. Служба затягивалась, я стала просить: «Матушка Антония, помоги мне увидеться с Евдокией» (почему-то не сказала: «монахиней»). Но потом начался молебен и пришлось уйти, не попрощавшись.

Когда сели в поезд, в нашем купе оказалась попутчица из Донецка, гостившая у дочери и ехавшая в Смоленскую область к сыну.

Мы познакомились, она назвала свое имя: Евдокия! И самое потрясающее было то, что эта Евдокия знала матушку Антонию. 22 года назад она посетила ее в Покровском монастыре и помнила об этом посещении всю свою жизнь.

Так в купе поезда состоялась эта, казалось бы, невозможная и, конечно же, не случайная встреча, тем более что билет на поезд она смогла достать буквально в последний момент с трудом. Думаем – с помощью матушки Антонии. Ведь эта встреча была нужна и самой Евдокии, она все 22 года пыталась узнать, где найти матушку или хотя бы ее могилку.

И часто так бывало и бывает (и свидетельств тому очень много), когда после мысленного обращения к матушке Антонии люди наяву получали и получают ее помощь.

По нашей просьбе Евдокия записала историю своего знакомства с матушкой».

«В 1980 году мой сын Михаил окончил военное училище и был направлен для прохождения службы в Польшу. Там была напряженная обстановка. Не получая писем, я не находила себе места от волнения.

Живу я в Донецке, но часто бываю у дочери в Киеве. Приехав в Киев перед Пасхой, рассказала знакомой монахине из Покровского монастыря о своей тревоге.

«У нас сейчас находится одна матушка, – сказала та, – зайдите к ней, только ничего не говорите, она сама все вам скажет».

На следующий день я была в келье у матушки. Взглянула она на меня. Показалось мне: матушка строгая, видит меня насквозь. Но она спокойно сказала: «Садись». На душе стало легко.

Она начала говорить, глядя куда-то перед собой: «Волнуешься о сыне? Не волнуйся, все хорошо у него. Он же не свободный человек. Скоро увидишь его – приедет ненадолго. Потом снова уедет туда же. Но ты не переживай – долго он там не будет. Все будет хорошо».

Матушка говорила о моем сыне с такой теплотой и любовью, как будто это был ее родной сын. Под конец даже перекрестила его перед собой.

Все было по ее словам. Через полтора месяца Миша приехал в отпуск, потом возвратился в Польшу, но пробыл там меньше года. Его часть вывели из Польши и послали в Казахстан...…

Взглянув на меня, матушка сказала: «Ты ведешь двойную жизнь: духовную и мирскую. Так продолжай. Тебя дети любят, учи их добру».

Старица прозрела самую суть. Я учительница, из верующей семьи. В школе приходилось скрывать веру – иначе бы уволили. Школу рассматривали как «идеологический фронт». Заставляли проводить атеистические уроки. Но я молилась, заказывала молебны. И, по милости Божией, не провела ни одного такого занятия. С учениками у меня всегда были добрые отношения. Когда я им что-то иносказательно говорила о вере, они меня понимали.

Матушка все это увидела. Ее благословение разрешило сомнения – правильно ли я себя веду.

Во все время встречи я не проронила ни слова, как мне почему-то велела монахиня. Матушка перекрестила меня едва заметным движением руки и сказала: «Иди с Богом».

Я ушла, но потом жалела, что не задала ей ни одного вопроса. Решила поговорить с ней в следующий приезд. Приехала в Киев осенью – поблагодарить ее, но благодатной матушки в монастыре уже не было. Потеряла я ее из виду. Если б знать, что она жила в Москве!

Но я ее всегда помнила. Духовное утешение, благословение, укрепление в вере, чувства радости, благодатной легкости – незабываемы.

Я рассказывала о ней родным, знакомым. Но не знала, жива ли она, как ее поминать, – она уже тогда была старенькая.

И вот совершенно неожиданно, через 22 года, на Успение 2002 года, матушка сама напомнила о себе.

Возвращаясь из Киева, в купе поезда я разговорилась с попутчицей. Она показывала мне духовные книги, иконки. Вдруг среди них я увидела фотографию матушки! Узнала ее сразу! Обрадовалась. Попутчица была ее духовной дочерью, рассказала о ее жизни, о молитвенной помощи людям, подарила фотографию.

Теперь я всегда буду поминать схимонахиню Антонию. Бог даст, – съезжу на могилку. Со святыми упокой, Господи, ее любящую душу!»

Евдокия Михайловна В. (28 августа 2002. Успение. Поезд Киев – Москва)

В конце 2002 года оказалась Ирина в больнице. «Матушка, сделай так, чтобы попасть в палату с верующими людьми», – просила больная. Так и стало. И даже с щедрым превышением! Рядом с ней оказалась кровать молоденькой инокини, чуть подальше лежала женщина из поселка Селятино, на пути к Малоярославцу, и тоже приезжавшая к схимонахине Антонии! И это в многомиллионном городе!

А инокиня? Их встреча тоже оказалась не случайной.

Рассказывала нам келейница матушки: один раз приехал в Малоярославец священник К. Сидящая в коляске матушка просит келейницу: «Вот позови-ка мне того батюшку. Хочу у него исповедоваться». Батюшка принял у нее исповедь.

А теперь, в момент встречи с инокиней, только что вышла книга о матушке писателя Александра Трофимова. Мы были озабочены тем, чтобы послать в подарок книжку людям, знавшим ее при жизни. Упомянули и о исповедавшем старицу священнике К. Выяснилось, что подруга инокини – прихожанка храма, где служит этот священник. Срочно передается книга подруге, та идет к священнику, спрашивает:

– Батюшка, вы исповедовали в Малоярославце схимонахиню Антонию?

– А ты откуда знаешь? – в невероятном изумлении говорит он.

– Вот, чада схимонахини дарят Вам эту книгу о ней.

Матушка после смерти не забыла священника, как не забывала никого и при жизни.

Так, вопреки теории вероятности, многократно «случайно» сводил Господь незнакомых людей со всей России, знавших схимницу. В купе поезда, в трапезной семинарии, в монастыре нынешнего иного государства, в больнице... Где еще?


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.