Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-11 | 2142 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Педагогика как наука изучает особый вид деятельности. Эта деятельность - целенаправленная, потому что педагог ставит перед собой определенную цель: научить, например, умению воспитать то или иное качество личности, например, патриотизм. В широком смысле, предметом педагогики выступает такая деятельность, которая направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта последующим поколениям. Исходя из этого, педагогика как наука изучает особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:
. Проектирование: формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;
планирование учебного курса с учетом поставленных целей;
учет этапов формирования умственных целей;
предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.
. Конструирование.
отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;
подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;
выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;
планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;
|
разработка заданий для самостоятельной работы студентов;
выбор системы оценки и контроля обучаемой студентов.
. Организация.
организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;
использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;
организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;
использование информационных технологий обучения;
ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;
создание тестов по читаемому курсу;
изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
. Социально-психологическое регулирование.
стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;
установление обстановки сотрудничества;
конструктивное решение конфликтов;
управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;
активизация познавательной деятельности студентов;
саморегуляция своих психических состояний;
установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.
В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. В данном случае яркая, неординарная, привлекательная личность педагога выступает важнейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности.
Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей:
-способность делать учебный материал доступным;
-творчество в работе;
педагогически-волевое влияние на учащихся;
способность организовать коллектив учащихся;
интерес и любовь к детям;
содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность;
педагогический такт;
способность связать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
педагогическая требовательность.
К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
|
В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
45. Факторы, влияющие на содержание высшего образования.
Проблема содержания образования связана с решением вопросов, чему обучать в образовательных учреждениях.
Содержание образования — педагогическая адаптация системы ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности.
В истории педагогики постоянно решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Выдвигались следующие теории:
- Теория формального образования (Локк, Кант, Гербарт) — у учащихся необходимо развивать мышление, память и другие познавательные процессы, а также способности к анализу, синтезу и др., т. к. источником знаний является разум (иностранные языки и математика).
- Теория материального образования (Каменский, Спенсер) — отбирать учебный материал необходимо по степени его пригодности для учащихся в практической деятельности (естественно-научные дисциплины).
- Теория прагматического образования (Дьюи) — знаниями обучающиеся овладевают в ходе практической деятельности.
Структура содержания образования:
- система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности (когнитивный опыт), который формирует естественно-научную картину мира и включает основные категории, термины, факты, законы науки, а также теории и концепции.
- опыт осуществления способов деятельности, которые включают интеллектуальные и практические умения.
- опыт творческой деятельности,который предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
- опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.
Критерии отбора содержания образования:
- целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.
- учет международного опыта в построении содержания образования.
- высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.
|
- соответствие сложности материала возрастным особенностям учащихся.
- соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
- соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение материала.
Факторы, влияющие на характер содержания образования:
- потребности и цели общества
- закономерности учебной дисциплины
- интеллектуальные и личностные возможности учащихся
- возможности и особенности педагога
Документы, определяющие содержание образования:
- государственный образовательный стандарт — документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
- учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
• базовый компонент (инвариантный)
• школьный (вариативный)
- учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому предмету и объем времени, отводимого на дисциплину, разделы и темы.
Виды: типовые, рабочие, авторские.
Структура: пояснительная записка, основная часть.
Способы построения программы: линейный (логическое построение материала без возвращения на следующих этапах обучения), концентрический (повторение материала на следующей ступени в усложненном варианте.
- учебники и учебные пособия
Функции учебника: информационная, мотивационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления и самоконтроля, интегрирующая, координирующая, воспитательно, развивающая, обучающая.
46.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и его функции.
7 июня 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «Об образовании», который установил следующую структуру высшего профессионального образования:
1) высшее базовое образование (бакалавриат), со сроком обучения четыре года, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени «бакалавр»; высшее научно-педагогическое образование, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени «магистр» со сроком обучения: на основе высшего базового образования - два года; высшего специального образования один год;
|
2) высшее специальное образование, со сроком обучения не менее четырех лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, соответствующей квалификации «специалист с высшим профессиональным образованием».
17 июня 1999 года была подписана Болонская декларация, которая провозгласила принятие европейской системы высшего образования, основанной на двух основных циклах: достепенной и степенной, называемых сейчас бакалавриатом и магистратурой. Причем доступ ко второму циклу предусматривал успешное завершение первого цикла продолжительностью не менее трех лет.
Прорыв в направлении принятия двухуровневого высшего образования произошел в 2004 году, когда большинство вузов Казахстана перешли на подготовку бакалавров по четырехлетним и магистров по двухлетним образовательным программам. Был принят Классификатор специальностей высшего образования, в котором были указаны специальности бакалавриата и магистратуры, по которым вузы Казахстана могли осуществлять подготовку специалистов. Затем вузовскими коллективами были подготовлены и утверждены Министерством образования и науки Республики Казахстан государственные общеобязательные стандарты образования по подготовке бакалавров и магистров по всем специальностям, указанным в Классификаторе специальностей высшего образования.
В стандартах по подготовке бакалавров приводился перечень квалификаций и должностей, которые могли занять выпускники данной специальности. Давалась квалификационная характеристика бакалавра по специальности, включающая сферу профессиональной деятельности, объекты, предметы и виды профессиональной деятельности. Например, организационно-технологическая, производственно-управленческая, проектная, научно-исследовательская, образовательная (педагогическая).
В стандартах указывались требования к ключевым компетенциям бакалавра. Что он должен знать и уметь, какие должен иметь навыки, в чем он должен быть компетентным и о чем он дожжен иметь представление. В стандартах показывались основные общенациональные цели образования и иерархия целей (цели по циклам дисциплин), а также требования к уровню образованности выпускников, в том числе к общей образованности, к социально-этической компетенции, к экономическим и организационно-управленческим компетенциям, к профессиональной компетенции, к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности и к образованности по основным циклам учебных дисциплин.
|
Далее в стандартах описывалось содержание образовательной программы в разрезе отдельных дисциплин, включенных в обязательную компоненту учебного плана данной специальности бакалавриата.
В соответствии с этими стандартами, основным критерием завершенности образовательного процесса в бакалавриате являлось освоение студентом не менее 128 кредитов или не менее 5760 часов теоретического обучения и не менее 6 кредитов или 450 часов профессиональной практики. При этом студент бакалавриата должен был освоить 75-91 кредитов или 3375-4095 часов по обязательному компоненту и 38-58 кредитов или 1710-2385 часов по компоненту по выбору.
На написание и защиту дипломной работы (проекта) отводилось 4-8 кредитов или 180-360 академических часов. Из них на научное руководство, консультирование, рецензирование и контроль оформления дипломной работы отводился 1 кредит.
В течение одного семестра длительностью 15 недель студент очной формы обучения по специальностям бакалавриата должен был освоить 18-22 кредитов или 810-990 часов.
Государственные общеобязательные стандарты образования по магистерским специальностям по форме были похожи на стандарты по специальностям бакалавриата, но по содержанию были другими. К примеру, в стандартах магистратуры предусматривалось два вида образовательной программы: профильная и научно-педагогическая. Профильная магистратура имела продолжительность обучения от 1 года до 1,5 лет, а научно-педагогическая – 2 года. Основным критерием завершенности образовательного процесса в магистратуре является освоение магистрантом при научно-педагогической подготовке - не менее 46 кредитов и при профильной подготовке - не менее 36 кредитов.
47.Нормативно-правовые документы, отражающие содержание образования: учебный план, учебные программы.
УМК должен содержать комплект нормативных документов, которые отражают:
– цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями государственного образовательного стандарта;
– квалификационные требования по изучаемой дисциплине: какие теоретические и практические знания слушатель должен получить в процессе изучения этой дисциплины, какие умения должен выработать, какими навыками должен обладать;
– четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении слушателями знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста и обеспечивающими успешное обучение слушателей их профессиональной деятельности;
– содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий и форме обучения;
– планирование, организацию и методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей;
– требования к уровню усвоения программы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля;
– учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая использование информационных и педагогических технологий, лабораторного оборудования и т.д.
Основой УМКС является Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности. В УМКС входят учебные планы. При кредитной системе имеют место три вида учебных планов:
– типовой учебный план определяет содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин (с перечнем краткого их описания);
– рабочие учебные планы служат основой для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости преподавателей;
– индивидуальные учебные планы определяют образовательную траекторию каждого обучающегося.
Рабочая учебная программа – документ, которым определяется конкретное содержание обучения и требования к профессиональной подготовленности выпускника по дисциплине.
Рабочая учебная программа разрабатывается лектором по читаемой дисциплине на основе действующей типовой учебной программы дисциплины. В случае отсутствия типовых учебных программ и по дисциплинам вузовского компонента рабочие учебные программы разрабатываются на основе учебных программ, утвержденных Ученым советом вуза (академии).
С целью создания и постоянного совершенствования педагогически эффективной методики преподавания рабочие учебные программы ежегодно (не позднее 1 июля каждого года) обсуждаются на заседаниях кафедр, пересматриваются и дополняются с учетом достижений науки и техники, новых требований к подготовке специалистов.
Разработанные программы необходимо согласовывать с выпускающими кафедрами и кафедрами, дисциплины которых опираются на данную дисциплину. Перечень дисциплин для согласования составляет начальник выпускающей кафедры.
Составление и использование рабочих учебных программ направлено на решение следующих задач:
– определение места и роли дисциплины в овладении знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста, указанной в Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан и требующиеся для дальнейшего обучения слушателей и в их профессиональной деятельности;
– усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетов условий и потребностей предприятий и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров;
– реализацию междисциплинарных логических связей и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами;
– рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий, совершенствование методики проведения занятий;
– разделение учебной дисциплины на логические блоки для текущего и промежуточного контроля знаний слушателей;
– улучшение планирования и организации самостоятельной и индивидуальной работы слушателей с учетом их бюджета времени, обеспечения их учебной литературой;
– активизации познавательной деятельности слушателей, развитие их творческих способностей, усиления взаимосвязи учебного и научного процесса.
48.Государственный и вузовский (элективный) компоненты типового учебного плана.
типовой учебный план (далее – ТУПл) – учебный документ, разрабатываемый на основе классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и настоящего стандарта, регламентирующий структуру и объем образовательной программы по циклам 3 дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента и всех видов практик, итоговой аттестации, утверждаемый уполномоченным органом в области образования;
вузовский компонент (далее – ВК) - перечень учебных дисциплин и соответствующих объемов кредитов, определяемых ВСУЗ самостоятельно для освоения в рамках образовательной программы специальности;
компонент по выбору - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов (или академических часов), предлагаемых высшими учебными заведениями, самостоятельно выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;
компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
обязательный компонент - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных типовым учебным планом и изучаемых.
49.Типовые учебные программы.
Типовая учебная программа (ТУПр): Учебный документ, разрабатываемый на основе государственного общеобязательного стандарта образования, который определяет содержание, объем и порядок изучения дисциплин обязательного компонента типового учебного плана, отражает круг основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для освоения, рекомендуемую литературу и утверждается уполномоченным органом в области образования.
Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются МОН РК и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы. Рабочая учебная программа представляет собой документ, определяющий основное содержание обучения по данной дисциплине, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Рабочая учебная программа формулирует цели и задачи изучаемого курса в соответствии с его местом и значением в общей системе дисциплин специальности, устанавливает структуру учебного предмета, содержание разделов и тем. Основное содержание образования, определяемое программой, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях, предназначенных для учащихся.
Рабочие учебные программы составляются кафедрами по единым правилам, установленным в ДВГУ, по всем дисциплинам, включенным в рабочий учебный план на основе действующих типовых учебных программ и ежегодно пересматриваются. Программы хранятся на кафедрах и в учебно-методическом управлении.
Программы утверждаются учеными советами институтов (факультетов), по желанию автора регистрируются как методические указания (в соответствии с установленными требованиями) в издательстве ДВГУ, для соблюдения авторских прав.
50.Современный социум, и его требования к человеку.
Социум – общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность. Отношение социума и личности – не простое. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум – почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека, вследствие чего между социумом и личностью возникают конфликты. Анализ взаимоотношений личности и коллектива невозможно провести без учета изменений этих отношений во времени, а также без изучения различных точек зрения на обозначенную проблему. «Социум» – это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда [6]. Это понятие, более близкое социологическим наукам: демографии, социологии, психологии.
В рамках социума, сформировавшегося в каждой стране, складывается и особая его структура, которую составляют различные социальные группы. Их формирование, количество, свойственные им социальные характеристики и пр. также несут на себе отпечатки национальной, культурной, религиозной и пр. индивидуальности, свойственные именно данной стране. Тем не менее, на протяжении истории страны характеристики социума, показатели его состояния, благополучия или неблагополучия могут меняться и порой существенно. Именно это произошло в современном Казахстане, который в рамках своего продвижения к развитому рынку и демократии приобрела множество социальных проблем. Эти проблемы коснулись всех социальных групп, входящих в казахстанский социум, образующих его структуру, а также каждого индивида. Степень и характер этого влияния и объективно, и субъективно различаются, что вполне естественно: каждый человек сам оценивает, лучше или хуже он стал жить, в какую сторону изменился его социальный статус, показатели его уровня жизни и т.д.
Отличительной особенностью современного социума является сравнительная открытость и мобильность его слоев: здесь нет закрытых каст, переход в который запрещен законодательством, традициями или иными нормами. Каждый человек при желании и выполнении необходимых условностей может попасть в любую из имеющихся прослоек современного общества. Так, например, достаточно пройти специализацию и начать работать по выбранной профессии, чтобы примкнуть к рядам специалистов.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!