Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сущность и роль педагогического мышления в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

2017-06-11 2142
Сущность и роль педагогического мышления в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Педагогика как наука изучает особый вид деятельности. Эта деятельность - целенаправленная, потому что педагог ставит перед собой определенную цель: научить, например, умению воспитать то или иное качество личности, например, патриотизм. В широком смысле, предметом педагогики выступает такая деятельность, которая направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта последующим поколениям. Исходя из этого, педагогика как наука изучает особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:

. Проектирование: формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;

планирование учебного курса с учетом поставленных целей;

учет этапов формирования умственных целей;

предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.

. Конструирование.

отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;

подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;

выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;

планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

разработка заданий для самостоятельной работы студентов;

выбор системы оценки и контроля обучаемой студентов.

. Организация.

организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;

использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;

использование информационных технологий обучения;

ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;

создание тестов по читаемому курсу;

изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

. Социально-психологическое регулирование.

стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;

установление обстановки сотрудничества;

конструктивное решение конфликтов;

управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;

активизация познавательной деятельности студентов;

саморегуляция своих психических состояний;

установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. В данном случае яркая, неординарная, привлекательная личность педагога выступает важнейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности.

Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей:

-способность делать учебный материал доступным;

-творчество в работе;

педагогически-волевое влияние на учащихся;

способность организовать коллектив учащихся;

интерес и любовь к детям;

содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность;

педагогический такт;

способность связать учебный предмет с жизнью;

наблюдательность;

педагогическая требовательность.

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

В структуре педагогических способностей и, соответствен­но, педагогической деятельности выделяются следующие ком­поненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

45. Факторы, влияющие на содержание высшего образования.

Проблема содержания образования связана с решением вопросов, чему обучать в образовательных учреждениях.

Содержание образования — педагогическая адаптация системы ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности.

В истории педагогики постоянно решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Выдвигались следующие теории:

- Теория формального образования (Локк, Кант, Гербарт) — у учащихся необходимо развивать мышление, память и другие познавательные процессы, а также способности к анализу, синтезу и др., т. к. источником знаний является разум (иностранные языки и математика).

- Теория материального образования (Каменский, Спенсер) — отбирать учебный материал необходимо по степени его пригодности для учащихся в практической деятельности (естественно-научные дисциплины).

- Теория прагматического образования (Дьюи) — знаниями обучающиеся овладевают в ходе практической деятельности.

Структура содержания образования:

- система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности (когнитивный опыт), который формирует естественно-научную картину мира и включает основные категории, термины, факты, законы науки, а также теории и концепции.

- опыт осуществления способов деятельности, которые включают интеллектуальные и практические умения.

- опыт творческой деятельности,который предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

- опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.

Критерии отбора содержания образования:

- целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.

- учет международного опыта в построении содержания образования.

- высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.

- соответствие сложности материала возрастным особенностям учащихся.

- соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

- соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение материала.

Факторы, влияющие на характер содержания образования:

- потребности и цели общества

- закономерности учебной дисциплины

- интеллектуальные и личностные возможности учащихся

- возможности и особенности педагога

Документы, определяющие содержание образования:

- государственный образовательный стандарт — документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

- учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

• базовый компонент (инвариантный)

• школьный (вариативный)

- учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому предмету и объем времени, отводимого на дисциплину, разделы и темы.

Виды: типовые, рабочие, авторские.

Структура: пояснительная записка, основная часть.

Способы построения программы: линейный (логическое построение материала без возвращения на следующих этапах обучения), концентрический (повторение материала на следующей ступени в усложненном варианте.

- учебники и учебные пособия

Функции учебника: информационная, мотивационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления и самоконтроля, интегрирующая, координирующая, воспитательно, развивающая, обучающая.

 

 

46.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и его функции.

7 июня 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «Об образовании», который установил следующую структуру высшего профессионального образования:

1) высшее базовое образование (бакалавриат), со сроком обучения четыре года, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени «бакалавр»; высшее научно-педагогическое образование, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени «магистр» со сроком обучения: на основе высшего базового образования - два года; высшего специального образования один год;

2) высшее специальное образование, со сроком обучения не менее четырех лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, соответствующей квалификации «специалист с высшим профессиональным образованием».

17 июня 1999 года была подписана Болонская декларация, которая провозгласила принятие европейской системы высшего образования, основанной на двух основных циклах: достепенной и степенной, называемых сейчас бакалавриатом и магистратурой. Причем доступ ко второму циклу предусматривал успешное завершение первого цикла продолжительностью не менее трех лет.

 

Прорыв в направлении принятия двухуровневого высшего образования произошел в 2004 году, когда большинство вузов Казахстана перешли на подготовку бакалавров по четырехлетним и магистров по двухлетним образовательным программам. Был принят Классификатор специальностей высшего образования, в котором были указаны специальности бакалавриата и магистратуры, по которым вузы Казахстана могли осуществлять подготовку специалистов. Затем вузовскими коллективами были подготовлены и утверждены Министерством образования и науки Республики Казахстан государственные общеобязательные стандарты образования по подготовке бакалавров и магистров по всем специальностям, указанным в Классификаторе специальностей высшего образования.

В стандартах по подготовке бакалавров приводился перечень квалификаций и должностей, которые могли занять выпускники данной специальности. Давалась квалификационная характеристика бакалавра по специальности, включающая сферу профессиональной деятельности, объекты, предметы и виды профессиональной деятельности. Например, организационно-технологическая, производственно-управленческая, проектная, научно-исследовательская, образовательная (педагогическая).

В стандартах указывались требования к ключевым компетенциям бакалавра. Что он должен знать и уметь, какие должен иметь навыки, в чем он должен быть компетентным и о чем он дожжен иметь представление. В стандартах показывались основные общенациональные цели образования и иерархия целей (цели по циклам дисциплин), а также требования к уровню образованности выпускников, в том числе к общей образованности, к социально-этической компетенции, к экономическим и организационно-управленческим компетенциям, к профессиональной компетенции, к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности и к образованности по основным циклам учебных дисциплин.

Далее в стандартах описывалось содержание образовательной программы в разрезе отдельных дисциплин, включенных в обязательную компоненту учебного плана данной специальности бакалавриата.

В соответствии с этими стандартами, основным критерием завершенности образовательного процесса в бакалавриате являлось освоение студентом не менее 128 кредитов или не менее 5760 часов теоретического обучения и не менее 6 кредитов или 450 часов профессиональной практики. При этом студент бакалавриата должен был освоить 75-91 кредитов или 3375-4095 часов по обязательному компоненту и 38-58 кредитов или 1710-2385 часов по компоненту по выбору.

На написание и защиту дипломной работы (проекта) отводилось 4-8 кредитов или 180-360 академических часов. Из них на научное руководство, консультирование, рецензирование и контроль оформления дипломной работы отводился 1 кредит.

В течение одного семестра длительностью 15 недель студент очной формы обучения по специальностям бакалавриата должен был освоить 18-22 кредитов или 810-990 часов.

Государственные общеобязательные стандарты образования по магистерским специальностям по форме были похожи на стандарты по специальностям бакалавриата, но по содержанию были другими. К примеру, в стандартах магистратуры предусматривалось два вида образовательной программы: профильная и научно-педагогическая. Профильная магистратура имела продолжительность обучения от 1 года до 1,5 лет, а научно-педагогическая – 2 года. Основным критерием завершенности образовательного процесса в магистратуре является освоение магистрантом при научно-педагогической подготовке - не менее 46 кредитов и при профильной подготовке - не менее 36 кредитов.

 

47.Нормативно-правовые документы, отражающие содержание образования: учебный план, учебные программы.

УМК должен содержать комплект нормативных документов, которые отражают:

– цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями государственного образовательного стандарта;

– квалификационные требования по изучаемой дисциплине: какие теоретические и практические знания слушатель должен получить в процессе изучения этой дисциплины, какие умения должен выработать, какими навыками должен обладать;

– четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении слушателями знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста и обеспечивающими успешное обучение слушателей их профессиональной деятельности;

– содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий и форме обучения;

– планирование, организацию и методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей;

– требования к уровню усвоения программы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля;

– учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая использование информационных и педагогических технологий, лабораторного оборудования и т.д.

 

Основой УМКС является Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности. В УМКС входят учебные планы. При кредитной системе имеют место три вида учебных планов:

типовой учебный план определяет содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин (с перечнем краткого их описания);

рабочие учебные планы служат основой для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости преподавателей;

индивидуальные учебные планы определяют образовательную траекторию каждого обучающегося.

Рабочая учебная программа – документ, которым определяется конкретное содержание обучения и требования к профессиональной подготовленности выпускника по дисциплине.

Рабочая учебная программа разрабатывается лектором по читаемой дисциплине на основе действующей типовой учебной программы дисциплины. В случае отсутствия типовых учебных программ и по дисциплинам вузовского компонента рабочие учебные программы разрабатываются на основе учебных программ, утвержденных Ученым советом вуза (академии).

С целью создания и постоянного совершенствования педагогически эффективной методики преподавания рабочие учебные программы ежегодно (не позднее 1 июля каждого года) обсуждаются на заседаниях кафедр, пересматриваются и дополняются с учетом достижений науки и техники, новых требований к подготовке специалистов.

Разработанные программы необходимо согласовывать с выпускающими кафедрами и кафедрами, дисциплины которых опираются на данную дисциплину. Перечень дисциплин для согласования составляет начальник выпускающей кафедры.

Составление и использование рабочих учебных программ направлено на решение следующих задач:

– определение места и роли дисциплины в овладении знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста, указанной в Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан и требующиеся для дальнейшего обучения слушателей и в их профессиональной деятельности;

– усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетов условий и потребностей предприятий и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров;

– реализацию междисциплинарных логических связей и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами;

– рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий, совершенствование методики проведения занятий;

– разделение учебной дисциплины на логические блоки для текущего и промежуточного контроля знаний слушателей;

– улучшение планирования и организации самостоятельной и индивидуальной работы слушателей с учетом их бюджета времени, обеспечения их учебной литературой;

– активизации познавательной деятельности слушателей, развитие их творческих способностей, усиления взаимосвязи учебного и научного процесса.

 

48.Государственный и вузовский (элективный) компоненты типового учебного плана.

 

типовой учебный план (далее – ТУПл) – учебный документ, разрабатываемый на основе классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и настоящего стандарта, регламентирующий структуру и объем образовательной программы по циклам 3 дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента и всех видов практик, итоговой аттестации, утверждаемый уполномоченным органом в области образования;

вузовский компонент (далее – ВК) - перечень учебных дисциплин и соответствующих объемов кредитов, определяемых ВСУЗ самостоятельно для освоения в рамках образовательной программы специальности;

компонент по выбору - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов (или академических часов), предлагаемых высшими учебными заведениями, самостоятельно выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;

компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;

обязательный компонент - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных типовым учебным планом и изучаемых.

 

 

49.Типовые учебные программы.

Типовая учебная программа (ТУПр): Учебный документ, разрабатываемый на основе государственного общеобязательного стандарта образования, который определяет содержание, объем и порядок изучения дисциплин обязательного компонента типового учебного плана, отражает круг основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для освоения, рекомендуемую литературу и утверждается уполномоченным органом в области образования.

Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются МОН РК и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы. Рабочая учебная программа представляет собой документ, определяющий основное содержание обучения по данной дисциплине, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Рабочая учебная программа формулирует цели и задачи изучаемого курса в соответствии с его местом и значением в общей системе дисциплин специальности, устанавливает структуру учебного предмета, содержание разделов и тем. Основное содержание образования, определяемое программой, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях, предназначенных для учащихся.

Рабочие учебные программы составляются кафедрами по единым правилам, установленным в ДВГУ, по всем дисциплинам, включенным в рабочий учебный план на основе действующих типовых учебных программ и ежегодно пересматриваются. Программы хранятся на кафедрах и в учебно-методическом управлении.

Программы утверждаются учеными советами институтов (факультетов), по желанию автора регистрируются как методические указания (в соответствии с установленными требованиями) в издательстве ДВГУ, для соблюдения авторских прав.

 

50.Современный социум, и его требования к человеку.

 

Социум – общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность. Отношение социума и личности – не простое. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум – почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека, вследствие чего между социумом и личностью возникают конфликты. Анализ взаимоотношений личности и коллектива невозможно провести без учета изменений этих отношений во времени, а также без изучения различных точек зрения на обозначенную проблему. «Социум» – это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда [6]. Это понятие, более близкое социологическим наукам: демографии, социологии, психологии.

В рамках социума, сформировавшегося в каждой стране, складывается и особая его структура, которую составляют различные социальные группы. Их формирование, количество, свойственные им социальные характеристики и пр. также несут на себе отпечатки национальной, культурной, религиозной и пр. индивидуальности, свойственные именно данной стране. Тем не менее, на протяжении истории страны характеристики социума, показатели его состояния, благополучия или неблагополучия могут меняться и порой существенно. Именно это произошло в современном Казахстане, который в рамках своего продвижения к развитому рынку и демократии приобрела множество социальных проблем. Эти проблемы коснулись всех социальных групп, входящих в казахстанский социум, образующих его структуру, а также каждого индивида. Степень и характер этого влияния и объективно, и субъективно различаются, что вполне естественно: каждый человек сам оценивает, лучше или хуже он стал жить, в какую сторону изменился его социальный статус, показатели его уровня жизни и т.д.

Отличительной особенностью современного социума является сравнительная открытость и мобильность его слоев: здесь нет закрытых каст, переход в который запрещен законодательством, традициями или иными нормами. Каждый человек при желании и выполнении необходимых условностей может попасть в любую из имеющихся прослоек современного общества. Так, например, достаточно пройти специализацию и начать работать по выбранной профессии, чтобы примкнуть к рядам специалистов.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.