Методы педагогического исследования. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методы педагогического исследования.

2017-06-11 780
Методы педагогического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы педагогического исследования

1. Традиционно-педагогические методы

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

2. Педагогический эксперимент

Слово "эксперимент" латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

3. Педагогическое тестирование

Слово "тест" в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

4. Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.

5. Количественные методы в педагогике

Качество- это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом; качество традиционно раскрывается с помощью описания признаков.

Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное и в чем его специфика. Затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств.

 

42. Преподаватель как субъект образовательного процесса

Согласно традиционным представлениям педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Цель педагогической деятельности определяется обществом, но конкретные задачи учитель должен выдвигать сам.

Средства - различные виды деятельности - труд, общение, игра, учение. Объектом педагогической деятельности являлся ученик, воспитанник. Субъект педагогической деятельности - тот, кто воздействует на воспитанника – педагог, коллектив. Основная функция, выполняемая педагогом - воспроизводство личности учеников по заказу общества и трансляция им культурного опыта в виде принятого набора знаний, умений и навыков.

Личность педагога «в целом» в традиционном для педагогической психологии подходе понимается как совокупность личностных качеств и свойств, черт, направленности. Наиболее последовательно, с нашей точки зрения, такой подход к личности учителя представлен в модели личности Л.М. Митиной [1994]. В ней выделяются профессионально значимые качества: педагогическое целеполагание (ПЦ), педагогическое мышление (ПМ), педагогическая рефлексия (ПР), педагогический такт > (ПТ). Личность учителя характеризуется педагогической направленностью (ПН) - устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.д.), определяющей поведение учителя, его отношение к своему труду, прежде всего, к ребенку.

Выделенные профессионально значимые качества составляют центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Более высокий уровень составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные.

Разведение категорий «педагогическая деятельность» и «образовательный процесс» основано на принятом в профессиональной педагогике различении понятий технологического и трудового процесса. В связи с ним педагогическая деятельность в настоящее время приобретает статус средства образования, технологической оснастки, обеспечивающей цели образовательного процесса. Такое различение проявляется в разных единицах («клеточках») их анализа и построения. (Основу образовательного процесса составляет педагогическая задача, тогда как единицей педагогической деятельности является педагогическое действие.) Предметом педагогической задачи является человек, получающий образование (ребенок).

Таким образом, деятельность профессионала в образовательном процессе противопоставляется активности исполнителя и узкого специалиста. При рассмотрении вопроса о профессионализме педагога необходимо учитывать, что владение нормами, средствами и способами осуществления педагогической деятельности (мера субъектности в педагогической деятельности) - это только одна из составляющих его профессионализма - операционально-техническая. Но должна быть и другая составляющая, связанная с мерой субъектности педагога именно в образовательном процессе. Тот факт, что категории «педагогическая деятельность» и «образовательный процесс» теперь расходятся, ведет и к закономерному расширению понимания сути педагогического профессионализма.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.