Психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

2017-06-11 786
Психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы использования народных игр в двигательном развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………….8

1.1.Особенности и содержание двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..8

1.2.Психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………16

1.3.Нанайские народные подвижные игры как средство двигательного развития ребенка………………………...………………………………….22

1.4.Дидактические основы применения народных игр в процессе физического воспитания в ДОУ…………...………………………………39

1.5.Воздействие игр на обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………...…………………………41

Глава 2. Экспериментальная работа по использованию народных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста……..44

2.1.Организация и методика исследования………………….……………44

2.2.Обоснование структуры и содержания спортивно-игрового комплекса народных игр………………………..……………………………………...57

2.3.Организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативность спортивно-игровых комплексов……………………...59

2.4.Анализ и оценка результатов экспериментальной работы……...…..60

Заключение………………………………………………………………………….66

Библиографический список………………………………………………………..68

Приложения…………………………………………………………………………73

Введение

Актуальность исследования. За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека [6, 8, 9, 4, 7, 2].

Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей [9, 14, 21, 24]. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически [8, 14, 9, 19, 21]. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер [5, 8, 11, 12, 14, 21, 22, 19].

Следовательно, комплексный анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить и о процессе физического воспитания. Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. Однако к решению проблемы двигательного развития дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия благодаря научным разработкам Е.И.Геллер, Е.Н.Вавиловой, Н.Б.Каданцевой, Ю.К.Чернышенко, В.А.Баландина и др.

Проблема исследования. Разработка вопроса применения нанайских народных подвижных игр как основы двигательного развития дошкольников если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы дипломной работы, заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов к использованию нанайских народных подвижных игр в двигательном развитии дошкольников.

Цель исследования – исследовать влияние народных подвижных игр на двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить уровень развития физических качеств старших дошкольников и их физической подготовленности.

3. Разработать методику двигательного развития старших дошкольников, основанную на использовании нанайских народных подвижных игр.

4. Оценить эффективность разработанной методики развития физических качеств старших дошкольников.

Объект исследования - физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – методика двигательного развития старших дошкольников с использованием нанайских народных игр.

Гипотеза исследования. Эффективное двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая:

· Целенаправленное применение системы нанайских народных подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д).

· Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.

Теоретико-методическая база: исследования по проблеме физической подготовленности дошкольников Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; по проблеме развития физических качеств дошкольников В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева и др.; исследования по проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ Я. Степаненкова, В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева и др., описания нанайских народных подвижных игр В.И. Прокопенко.

Методы исследования.

Теоретические:

· анализ педагогической литературы по теме исследования;

· интерпретация литературных источников;

· обобщение;

Эмпирические:

· наблюдение;

· тестирование;

· беседа;

· методы математической обработки данных эксперимента.

База исследования: МДОУ «Детский сад Синдинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края».

Этапы исследования.

1. Изучение и обобщение учебной и научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития физических качеств старших дошкольников с помощью подвижных игр с целью осознания актуальности проблемы данной темы.

2. Осуществление экспериментальной работы с целью выявления уровня физической подготовленности старших дошкольников и оценки эффективности методики развития физических качеств.

3. Обобщение и интерпретация теоретического и практического исследования, выявление научной ценности проделанной работы.

Теоретическая значимость, научная новизна исследования.

1. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме развития физических качеств старших дошкольников с целью повышения уровня их физической подготовленности.

2. Разработана методика двигательного развития старших дошкольников, включающая целенаправленное использование системы нанайских народных подвижных игр для развития разных физических качеств, расширение объема подвижных игр по сравнению с традиционным подходом.

Практическая значимость исследования.

1. Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития физических качеств старших дошкольников и их физической подготовленности.

2. Предложена система нанайских народных подвижных игр, направленных на развитие определенных физических качеств старших дошкольников.

3. Результаты экспериментального исследования дают возможность усовершенствовать процесс повышения уровня двигательного развития у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов ДОУ.

На защиту выносится:

1. Методика двигательного развития старших дошкольников, включающая целенаправленное применение системы нанайских народных подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств; расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.

2. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной методики.

Структура квалификационной работы. Работа состоит из двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

1. Теоретические основы использования народных игр в двигательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

1. Особенности и содержание двигательного развития детей старшего дошкольного возраста

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата (происходит развитие физических качеств). Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов [4].

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.) [12].

Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.

У детей с раннего возраста необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния.

Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать [10, 29].

Известно, что двигательные акты детей характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно полно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны двигательного акта в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Так, каждое мышечное движение характеризуется проявлением не только силовых, но и скоростных параметров. Если же оно продолжается достаточно длительное время, следует учитывать также и третий параметр - выносливость [1].

Физиологические факторы развития качественных сторон двигательной активности детей проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает и улучшение координации вегетативных функций [48].

Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функций организма детей, обусловливающих улучшение показателей силы, скорости и выносливости, принадлежит нервной системе, и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях [8, 29].

Итак, физиологические механизмы, обусловливающие различные формы взаимосвязи силы, скорости и выносливости в детском возрасте разнообразны. Важное значение имеют условно-рефлекторные факторы.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувст­вительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развитии дви­гательных навыков и физических качеств.

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [12, 23].

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время [17].

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Глазомер – способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений [17].

Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих [ 17].

У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).

Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем – глубокое приседание.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры [17].

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.

Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении [17].

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом [17].

Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это также способствует развитию выносливости.

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершен­ствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся усло­виях, выполнять движения точно и рационально..

Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения [2].

Заключение

В заключение нашего исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, а гипотеза подтверждена.

Проблема развития физических качеств дошкольников при помощи комплекса нанайских народных подвижных игр решалась посредством следующих задач исследования:

1. Дана характеристика физическим качествам;

2. Рассмотрены двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста;

3. Выявлены физическое развитие и физическая подготовленность детей;

4. Проведена экспериментальная работа по использованию народных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста;

5. Проанализированы и обработаны данные экспериментальной работы.

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.

Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

В ходе изучения средств и методов развития физических качеств путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития физических качеств в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.

В экспериментальной методике основной упор делается на применение метода развития физических качеств посредством нанайских народных подвижных игр.

Контрольные тесты, а затем определение достоверности различий по t – критерию Стьюдента показали, что различия между полученными в эксперименте средними арифметическим значениями считаются достоверными, отсюда следует, что экспериментальная методика по использованию народных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста является эффективнее общепринятой методики развития физических качеств.

Таким образом, можно сказать, что народные подвижные игры-упражнения являются важным видом деятельности в развитии физических качеств у детей дошкольных групп.

Библиографический список

1. Абросимова, Л. И., Юрко, Г. П. Физическое воспитание детей / Л.И.Амбросимова.— М.: Просвещение, 1989.- 240с.

2. Алексеева, Л.М. Спортивные праздники и физкультурные досуги в ДОУ/ Л.М. Алексеева. - М.: Просвещение, 2005. - ISBN 5 – 05133 – 23.

3. Бальсевич,В.К. Здоровье и физическая культура / В.К.Бальсевич, В.Г.Большенков// Дошкольное обучение: Подготовка к школе.- М.: Просвещение, 2004.- с.36 – 39. - ISBN 5 -00041-Х.

4. Вавилова,Р.И. Учите бегать, прыгать, лазить, метать/ Р.И.Вавилова.- М.: Просвещение, 1983.-144с.

5. Вильчковский, Э.С. Развивайте двигательные функции у детей/ Э.С.Вильчковский. – Киев: Здоровье, 1983.-205с.

6. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье/ Э.С.Вильчковский.- Киев: Рад. шк., 2003.- 128 с. – ISBN 5-10230-1.

7. Глазырина,Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкина.- М.: Просвещение, 1999.-273с.

8. Дворкина, Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр/ Н.И.Дворкина,- М.: Просвещение, 2005.-417с.- ISBN 5- 13250- 3.

9. Дергунов,Н.И. Физическое развитие дошкольников/Н.И.Дергунов.- Новосибирск.- 2005.- 245с.

10. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер.с анг..- М.: Аквариум, 2002.- 319с.- ISBN 5 – 00020 -6.

11. Емельянова, Л. Подвижная игра как средство формирования самооценки/ Л. Емельянова // Ребенок в детском саду.- 2007.-№ 4.-с. 29 – 33.

12. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста// Теория и практика физической культуры: Научно- Теоретический журнал. – 2004. -№ 3.

13. Клевенко,В.М. Быстрота как развитие физическихкачеств/ В.М. Клевенко.- М.: Академия, 2008.- 290с.

14. Кособуцкая, Г. Организация физической подготовки старших дошкольников/ Г.Кособуцкая, Н.Альябьева// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 9.- с.97 – 100.

15. Кузнецов,В.В. Проблемы скоростно - силовой подготовки/ В.В.Кузнецов.- М.: Здоровье,2005.- 117с.

16. Лаптев, А. Управление физическим развитием/ А.Лаптев.- М.: Просвещение.- 2003.-180с.- ISBN 5- 00312 – 0023 – 1.

17. Ноткина, Н.А. Оценка физического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович// Готовимся к аттестации.- 1999.- с.1001 – 119.

18. Люблинская, А.А. Детская психология/ А.А.Люблинская.- М.: Просвещение,1991.- 347с.

19. Лях,В. Развивать координационные способности/ В.Лях, Н.Панфилов// Дошкольное воспитание.- 2001.- № 7.- с.16 – 19.

20. Маханева,М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева.- М.: Просвещение, 1998.- 247с.

21. Миньков, Н.Б. Игры и воспитание способностей/ Н.Б.Миньков.- М.: Просвещение, 1969.- 288с.

22. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений/ Л.Д. Назаренко.- М.: Просвещение.- 2003.- 137с.

23. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн./ Р.С.Немов.- 5-е изд.-М.: Владос,2005.-Кн.1.- 271с.

24. Ноткина,Н.А. Развитие двигательных двигательных качеств детей дошкольного возраста/ Н.А.Ноткина.- СПб, 1995.-271с.

25. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека/ В.П.Озеров.- Дубна: Феникс, 2002.

26. Осокина, Т.И. Детские подвижные игры/ Т.И.Осокина.- М.: Просвещение, 2003.-143с.

27. Пензулаева,Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет/ Л.И.Пензулаева.- М.: Просвещение, 2003.- 279с.

28. Подласый,П.П. Педагогика/ П.П.Подласый.- М.: Владос, 1996.- 432с.

29. Поздняк, Л.В. Организация работы детского сада/ Л.В.Поздняк, А.К.Бондаренко.- М.: Просвещение, 1995.

30. Прокопенко, В.И. Самобытные игры нанайцев: Пособие для учителей/ В.И.Прокопенко.- Хабаровск, 1988.-86с.

31. Рунова,М.А. Развитие движений на прогулке/ М.А.Рунова// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 9.-с.23 – 30.

32. Рунова,М. Дифференцированные игры – упражнения. Старший дошкольный возраст/ М.Рунова//Дошкольное воспитание.- 1996.-№ 1.-с.16.

33. Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания/ Э.Я. Степаненкова.- М.: Просвещение,2005.-347с. ISBN 5 – 03518 – 3.

34. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста/ Е.А.тимофеева.- М.: Просвещение, 1979.-96с.

35. Шебеко,В.Н. Выявление психомоторной одаренности/ В.Н.Шебеко// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- с.23 – 27.

36. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников/ В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина.- М.: Академия, 1996.- 195с.

37. Шишкина, В.А. Движение + движения/ В.А.Шишикина.- М.: Просвещение, 1992.-75с.

38. Финогенова,Н.В. Подвижные игры для дошколят со спортивными элементами/ Н.В.Финогенова// Начальная школа, 2008.- № 2.- с.7.- 10.

39. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду/ А.И.Фомина.- М.: Просвещение, 1984.- с.159.

40. Шишкина, В. Двигательная активность детей в играх/ В.Шишкина// Дошкольное воспитание.- 1984.- № 6.- с.22 – 25.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Необходимо выявить эффективность применения метода силового воздействия и силового последействия при развитии физических качеств у дошкольников.

С этой целью проводится сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из 10 человек, занимается по предлагаемой экспериментальной методике, а другая (контрольная) – по традиционной, общепринятой. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая мною методика окажется более эффективной. Итогом эксперимента является контрольные испытания, по результатам которых нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.

I. Прыжок в высоту с места.

Выполняется толчком двух ног из приседа, удобного для испытуемого, с небольшой очерченной на полу площадки. Высота прыжка измеряется с помощью лентопротяжного устройства конструкции В.М. Абалакова. На выполнение контрольного испытания дается три попытки. Лучший результат вносится в протокол.

Определение достоверности различий по t – критерию Стьюдента.

Вычислим среднеарифметические Х для каждой группы.

1. Х – значение отдельного измерения;

n – общее число измерений в группе;

Хэ

Хк

2. В обеих группах вычислить стандартное отклонение (д) по следующей формуле

д=

К – табличный коэффициент К=3.08

дэ=

дк=

3. Вычислить стандартную ошибку среднеарифметического значения (m) по формуле:

m= когда n<30

mэ= ≈ 0.86

mк= ≈ 0.63

4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

t=

5. По специальной таблице определить достоверность различий граничное значение (t0.05) = 2.10.

Полученное t > (t0.05)

2.3 > 2.1

Значит, различия между средним арифметическим двух групп считаются достоверными при 5%-ом уровне значимости.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест определения становой силы группы экспериментальная и контрольная, обе из 10 человек

Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента.

1. средние арифметические величины Х = сумма результатов

Хэ= Хк=

2. стандартное отклонение

3. стандартная ошибка

4. средняя ошибка разности

5. степень свободы.

Значит, различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 5% уровне значимости.

Приложение 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Общий комплекс упражнений,

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Пример игрового занятия по физкультуре с применением элементов нанайских народных подвижных игр

«На лодках на охоту»

- Ребята, сегодня мы отправимся на охоту. Я предлагаю это сделать не пешком, а на лодках.

"Проверка лодок": в колонне по одному ползание на средних четвереньках по 2-3 состыкованным гимнастическим скамейкам.

Во время осмотра были выявлены неполадки (в одной лодке обнаружилась течь, в другой заклинило уключину для весла, в третьей сломался киль)

"Ремонт лодок": в позе на средних четвереньках дети передвигаются сначала по правому борту лодок, а затем после разворота, по левому. Придерживаться левой рукой, а правой имитировать движения умелых мастеров: конопатят щели, забивают гвозди, красят.

- Ну вот, все лодки в порядке. По какой реке мы отправимся на охоту? Принимаем решение, что по реке Амур.

Дети занимают положение сидя на скамейках верхом.

"Поплыли". Выполнение различных гребковых движений "веслами": одновременно двумя руками на себя, "одним веслом" - попеременные движения руками на себя, а затем от себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Игры с бегом

Бег с палкой – «копьем»

У


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.