Дидактические основы применения народных подвижных игр в процессе физического воспитания в ДОУ — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дидактические основы применения народных подвижных игр в процессе физического воспитания в ДОУ

2017-06-11 604
Дидактические основы применения народных подвижных игр в процессе физического воспитания в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В формировании разносторонне развитой личности ребенка народным подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль народной подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют народные подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Народная подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В народных подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Народная подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, народная подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении народной подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

4. Воздействие игр на обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста

Ценность игры как средства познания мира и подготовки новых поколений к жизни была понята довольно давно и использовалась в воспитательных целях. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с орудиями труда и различными предметами; развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждого человека потребность в движении и творческой деятельности на протяжении всей его жизни. Именно в этом основная причина той особой популярности, которой пользуются игры у народов всего мира.

Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры — это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

Диапазон их применения поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства и юности игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. И это понятно, поскольку истинную ценность игровой двигательной деятельности просто трудно полностью представить и правильно оценить.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма. Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях.

Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма. Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

2. Экспериментальная работа по использованию народных подвижных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста

1. Организация и методика исследования

В данном параграфе мы описываем экспериментальную работу, проведенную в МДОУ по проблеме развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности, но для этого, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, такие как: контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент и математико-статистические методы, мы анализируем и обрабатываем полученные данные, что полностью соответствует логике исследования.

Эксперимент проводился в три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе нами были определены группы здоровья детей и определено их физическое состояние с помощью физических нагрузок (бег 10 м с хода, бег 30 м со старта, челночный бег, прыжок с места, прыжок с разбега, количество приседаний). На формирующем этапе нами проводились физкультурные занятия с детьми. В контрольной группе занятия проводились по обычной схеме, а в экспериментальной – с применением комплекса нанайских народных подвижных игр, которые включались в общую структуру занятия. Затем был проведен контрольный этапе эксперимента, на котором мы вновь определили физическое состояние детей по тем же параметрам, что и в контрольном эксперименте. Полученные результаты подвергнуты обработке с помощью математико-статистических методов.

Методы исследования, применяемые в экспериментальной работе:

1. Контрольные испытания (тесты).

2. Педагогический эксперимент.

3. Математико-статистические методы.

Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическим мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом.

К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.

Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.

К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.

К четвертой и пятой группе относятся дети с тяжелыми органическими нарушениями и тяжелыми хроническими заболеваниями. Массовые дошкольные учреждения дети этих групп не посещают.

Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям).

Таблица 1 - Состав экспериментальной группы

Фамилия, имя Возраст Рост, см Вес, кг
1. Б. Женя 5 л. 97,5  
2. О. Андрей 6л.    
3. В. Ольга 5 л.    
4. З. Витя 6л.   20,5
5.К. Юрий 6 л.    
6.С. Юля 6 л.    
7.О. Оксана 5 л.   19,5
8. П. Костя 5 л.    
9. У. Аня 6 л.    
10. Х. Максим 5л.    

Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 93 до 104 см. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 17 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки.

Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства.

Также в результате наблюдения отмечено, что у Заксора Вити и Удинкан Ани есть нарушение зрения.

Успешное решение задач развития физических качеств во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет воспитателям определить уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств.

Определение физического состояния детей с помощью физических нагрузок.

Бег

У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей.

Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. Для быстрого бега используются дистанции от 10 до 30 м. Скорость бега у детей с возрастом увеличивается, и соответственно уменьшается время пробегания дистанции.

Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Так, частота пульса во время бега увеличивается до 130 уд/мин и может достигать 170-180 уд/мин, но при этом отмечается быстрое ее восстановление: уже на 1-ой минуте она снижается до 130-140 уд/мин и на 2-3-й мин возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4-5 раз после небольшого перерыва.

Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Скорость такого бега составляет 50-60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. В средней группе она колеблется от 2,0 до 2,2 м/с, в старшей - от 2,2 до 2,4 м/с, в подготовительной - от 2,4 до 2,7 м/с.

Длительный бег со средней скоростью требует значительного усиления доставки кислорода к работающим мышцам и органам, что усиливает работу легких, повышает кровоток. Частота пульса за первые 30 с повышается до 160 уд/мин и во время бега колеблется от 160 до 170 уд/мин. Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности.

Медленный бег также является важным средством воспитания выносливости у детей. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135-145 уд/мин. Деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега.

Одним из важных показателей при проведении медико-педагогического контроля является определение внешних признаков утомления. Положительное влияние занятий на организм ребенка может быть достигнуто при таком дозировании мышечных нагрузок, которое обеспечивает общее развитие, тренировку основных физиологических функций. Для этого при проведении занятий предусматривается чередование повышенной мышечной деятельности, вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что является необходимым условием тренировки. Утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма: оно представляет собой естественное состояние, возникающее под влиянием мышечной деятельности. При небольшом утомлении усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус, становятся более интенсивными процессы восстановления. Отрицательно сказывается на состоянии ребенка только чрезмерное утомление - переутомление.

Воспитатель, врач, медицинская сестра, наблюдая во время занятий за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности (табл.2).

При выраженном, недопустимом утомлении все признаки проявляются сильно. В таком случае воспитатель должен внести изменения в план занятия: ограничить нагрузку для детей, имеющих средние и выраженные признаки утомления, уменьшить число повторений упражнений, исключить более трудные для них, удлинить отдых и т.д. Если выраженные признаки утомления отмечаются у большинства детей, значит, содержание занятия не соответствует уровню физической подготовленности детей и необходимо его перестроить.

Таблица 2 Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка Степень выраженности утомления
Небольшая Средняя
Окраска кожи лица, шеи Небольшое покраснение лица, выражение спокойное Значительное покраснение лица, выражение напряженное
Потливость Незначительная Выраженная потливость лица
Дыхание Несколько учащенное Резко учащенное
Движения Бодрые, задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других - заторможенность
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей. Положительные эмоции снижают утомление, при интенсивной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

Осуществляя контроль, нужно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений педагог обращал внимание на воспитание правильной осанки и формирование свода стопы.

Такие движения, как ходьба, бег, лазание и т.д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствуют созданию так называемого "мышечного корсета", воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т.д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно.

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно во время занятий на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется в процессе выполнения различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется анатомофизиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.

В холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечнососудистой и дыхательной). Частота сердечных сокращений является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты пульса в процессе физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

Специфические тесты

а) Для измерения выносливости – упражнения (бег 10 м с хода, бег 30 м со старта, челночный бег, прыжок с места, прыжок с разбега, количество приседаний) выполняются с максимальной, индивидуально возможной интенсивностью в течении 1 мин.;

Подсчитывается коэффициент

К = ЧСС0 / ЧСС2 х Куд,

где ЧСС0 – пульс до нагрузки;

ЧСС2 – пульс в конце минутного отдыха после работы;

Куд – количество выполненных упражнений;

б) для измерения скоростной выносливости – количество упражнений (бег 10 м с хода, бег 30 м со старта, челночный бег, прыжок с места, прыжок с разбега, количество приседаний) за 15-20 секунд;

в) для измерения количества быстроты – количество упражнений (бег 10 м с хода, бег 30 м со старта, челночный бег, прыжок с места, прыжок с разбега, количество приседаний) за 3-5 секунд.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов иного содержания, обучения и физической подготовки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.

Математико-статистические методы

В большинстве случаев в исследованиях, решаются задачи выявления эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп, результатами которых в теории статистики принято называть независимыми. В подобных случаях исследованию прежде всего необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая экспериментальная методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп.

Полученные в ходе эксперимента данные были подвергнуты статистико-математической обработке. Вычисления производились на компьютере. В качестве программного обеспечения применялись программы Microsoft Office Excel 2007 и специальный пакет статистического анализа Statistica v. 6.0.

В своем педагогическом исследовании достоверность различий мы определяем по критерию t – Student.

Различия считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, то есть при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более, чем в 5 случаях из 100.

Расчёты производились по следующим формулам:

Вычислим среднеарифметические Х для каждой группы.

1. Х – значение отдельного измерения;

n – общее число измерений в группе;

Хэ – сумма результатов

n

Хк – сумма результатов

n

2. В обеих группах вычислить стандартное отклонение (д) по следующей формуле

д= Xi max – Xi min

K

К – табличный коэффициент К=3.08

3. Вычислить стандартную ошибку среднеарифметического значения (m) по формуле:

m= д___

√n-1 когда n<30

mэ= ≈ 0.86

mк= ≈ 0.63

4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

t=Xэ - Xк

√mэ2 + mк2

5). По специальной таблице (Приложение 4) определить достоверность различий граничное значение (t0.05) = 2.10.

Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала физической подготовки – Таблица 3.

Таблица 3 – Оценочная шкала физической подготовки

Возраст, лет, месяц Уровень физической подготовки
высший выше сред. средний ниже сред. низкий
100% и выше 85-99% 70-84% 51-69% 50% и ниже
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Подтягивание мальчиков
6,0-6,5 3 и выше   1,5    
6,6-6,11 4 и выше       0,5 и ниже
7,0-7,5 4 и выше     1,5 1 и ниже
Подъем туловища, раз за 30 сек Девочки
6,0-6,5 24 и выше 20-23 16-19 10-15 9 и ниже
6,6-6,11 25 и выше 21-24 16-20 11--15 10 и ниже
7,0-7,5 28 и выше 23-27 18-22 12--17 11 и ниже
Прыжок в длину с места (см) Девочки
6,0-6,5 110 и выше 99-109 88-98 74-87 73 и ниже
6,6-6,11 120 и выше 109-119 98-108 84-97 83 и ниже
7,0-7,5 123 и выше 111-122 99-110 81-98 90 и ниже
Прыжок в длину с места (см) Мальчики
6,0-6,5 122 и выше 109-121 96-108 80-95 79 и ниже
6,6-6,11 128 и выше 115-127 102-114 86-101 85 и ниже
7,0-7,5 130 и выше 117-129 104-116 88-103 87 и ниже

Результат контрольных тестов до начала педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе (описание тестов приведено в приложениях 1 - 3).

Таблица 4 - Контрольная группа

№ п\п Ф.И.О. Выпрыгивание вверх Сила Коэффициент выносливости
  К. Саша   10,3  
  М. Алла   10,1  
  Х. Сережа   10,1  
  Б. Света   10,4  
  О. Маша   10,2  
  К. Вова   10,3  
  С. Антон   10,3  
  Д. Витя   10,2  
  В. Алиса   10,0  
  О. Артур   10,2  

Таблица 5 - Экспериментальная группа

№ п\п Ф.И.О. Выпрыгивание вверх Сила Коэффициент выносливости
  1. Б. Женя   10,0  
  2. О. Андрей   10,2  
  3. В. Ольга   10,3  
  4. З. Витя   10,4  
  5.К. Юрий   10,2  
  6.С. Юля   10,4  
  7.О. Оксана   10,1  
  8. П. Костя   10,0  
  9. У. Аня   10,3  
  10. Х. Максим   10,3  

Наглядно результаты исследования в экспериментальной группе можно представить в виде диаграмм.

К = ЧСС0 / ЧСС2 х Куд,

где ЧСС0 – пульс до нагрузки;

ЧСС2 – пульс в конце минутного отдыха после работы;

Куд – количество выполненных упражнений;

2. Обоснование структуры и содержания спортивно-игрового комплекса народных игр

Методика развития физических качеств дошкольников должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития физических качеств дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Данная методика включает упражнения для развития физических качеств детей – комплекс нанайских народных подвижных игр.

В контрольной группе проводились занятия по обычной схеме, а в экспериментальной - с добавлением нанайских народных подвижных игр к обычной схеме занятий. Игры подбирались в каждом конкретном случае с возможностью варьирования.

Занятия проводились на базе МДОУ в течение двух месяцев. Структура занятий и программное содержание представлены в Приложении 8.

Игровое занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в игровом занятии, подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Идея игрового занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих игровых занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.

При разработке программы игровых занятий мы попытались сохранить их характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Составленная нами программа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

3. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативность спортивно-игровых комплексов

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач в программе используются различные нанайские народные подвижные игры, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре занятия. При дозировке нагрузок необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.

После разучивания игр в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков.

Для повышения интереса детей к проводимым играм и активизации познавательной деятельности целесообразно дополнять игровые занятия по физическому воспитанию тематическими занятиями: например, «Народные нанайские промыслы» и т.п. В процессе игровых занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету.

Комплексы игровых занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий. Каждый комплекс игровых занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 недель, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.

4. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы

Для выявления эффективности развития физических качеств дошкольников обеих групп после двухмесячного общеподготовительного периода проводится контрольное тестирование, с помощью которого предполагается выявить уровень развития физических качеств дошкольников в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 6 – Сравнительные показатели развития физических качеств дошкольников

Группы экспериментальная контрольная
Тесты До эксп. После эксп. % прироста До эксп. После эксп. % прироста
X д X д X д X д
Прыжок в высоту с места 44.9 1.6 49.25 2.6 8.5 45.9 1.9 46.9 1.9  
Определение становой силы 102.2 1.3 107.4 1.6   102.1 1.3 103.7 0.9  
Определение коэффициента выносливости 278.4         269.5        

(Расшифровка данных дана в Приложении 2)

По результатам расчётов просматривается тенденция роста развития физических качеств дошкольников в обеих группах, однако в экспериментальной группе по всем трём тестам рост физических качеств дошкольников значительно выше в процентном содержании. Наиболее значительный прирост на 12% произошёл при определении коэффициента выносливости.

Индивидуальные показатели прироста развития физических качеств дошкольников по результатам теста на измерение силы.

Сравнительные результаты теста на измерение силы

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Индивидуальные показатели прироста развития физических качеств дошкольников по результатам теста определяющего коэффициент выносливости.

Сравнительные результаты коэффициента выносливости

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Индивидуальные показатели прироста – силовых качеств по результатам прыжка в высоту с места

Контрольная группа

Экспериментальная группа

После проведения контрольных тестов в экспериментальной и контрольной группах полученные результаты сравним с помощью определения различий по t – критерию Стьюдента.

1. После проведения первого теста - в результате вычисления средней ошибки разности t, которая равна 2.3, оказалась больше граничного значения (2.1). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, есть основания для того, чтобы говорить о том, что экспериментальная методика оказалась эффективнее обычной методики развития физических качеств.

2. В ходе проведения следующего теста опр


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.