Формы научно-технического обмена продукцией — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формы научно-технического обмена продукцией

2017-06-11 237
Формы научно-технического обмена продукцией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. некоммерческая форма (безвозмездная);
  2. коммерческая (рыночная).

Некоммерческая форма: публикации, научные доклады и выступления на конференциях, демонстрации образцов научно-технической продукции на выставках, обмен научно-технической документацией, безвозмездный научно-технический трансферт, бесплатное размещение научно-технической информации в системе Интернет.

Коммерческая форма связана с куплей-продажей научно-технической продукции на отечественных и зарубежных рынках.

 

22. Диффузия инноваций

 

Диффузия инновации – это распространение однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Например, предприятие получает сверхприбыль за счёт продажи инновационной продукции в своём городе (стране). Другие предприятия не могут производить и продавать эту продукцию. Однако наступает момент, когда освоенный рынок уже насыщен инновационной продукцией и продажи начинают падать. Тогда предприятие может продать по лицензии своё новшество потенциальному конкуренту (например, в другой город, в другую страну) с тем, чтобы получить разовое вознаграждение (паушальный платёж) или отчисление от доходов (прибыли) производимой лицензиатом продукции (роялти). Таким образом, отказываясь от своего монопольного положения, новатор получает дополнительную прибыль, которые могут даже превышать получаемую ранее монопольную прибыль.

Диффузия – рыночное и нерыночное распространение новшества.

Нерыночное: внутрифирменное, внутрикорпорационное, внутриотраслевое, через муниципальные региональные и государственные инновационные программы и проекты обучения.

Рыночное: через «пионерный» рынок, мелкосерийный, серийный, массовый, специальный, сервисный, лизинговый, франчайзинговый и другие рынки.

 

23. Классификация предприятий по отношению к инновационной деятельности

 

Предприятие называется инновационным, если сумма затрат на инновационную деятельность составляет более 50% всех затрат предприятия.

Если предприятие затрачивает на инновационную деятельность менее 50% всех расходов, оно называется инновационно-активным.

Существуют предприятия, которые практически не занимаются инновационной деятельностью. Это обычные традиционные предприятия.

 

Инновационно-активные предприятия — предприятия, осуществляющие разработку и/или внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности. К инновационно активным организациям обычно относят организации, осуществляющие затраты на технологические инновации

24. Влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия – это способность коллектива предприятия, эффективно используя свои конкурентные преимущества, производить и продавать товары (услуги) на конкретном рынке для удовлетворения изменяющихся потребностей покупателей и получения прибыли, достаточной для научно-технического и научно-технологического совершенствования производства и продаж продукции, стимулирования профессионализма работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне.

Конкурентные преимущества предприятия – это полученные за счёт использования внешних и внутренних ресурсов особенности, которые выделяют предприятие среди предприятий-конкурентов и создают возможности для более эффективной экономической деятельности по сравнению с другими производителями на конкретном рынке.

Источниками конкурентных преимуществ предприятия являются его ресурсы, рассматриваемые в широком смысле как средства достижения цели.

Предлагается следующая классификация ресурсов предприятия, определяющая в своей совокупности семь комплексов источников конкурентных преимуществ:

Внешние ресурсы

¾ Природные условия

¾ Социально-политические условия

¾ Инфраструктурные условия ведения бизнеса в стране

Внутренние ресурсы

¾ Трудовые ресурсы

¾ Информационные ресурсы

¾ Коммуникационные ресурсы

¾ Материально-энергетические ресурсы

 

Когда конкурентное преимущество организации, основанное на монопольной реализации инновационной продукции, переходит на стадию стабилизации и сокращения, то в качестве оборонительной стратегии, направленной на сохранение и продление жизненного цикла конкурентного преимущества, часто целесообразным является продажа лицензий. Это предоставление права использования конкурентного преимущества потенциальным конкурентам с целью получения лицензионных вознаграждений в виде роялти – периодического отчисления от доходов или прибыли за счёт использования предмета лицензии, либо единовременного паушального платежа, либо гонорара – денежного вознаграждения за услуги, оказываемые лицензиаром.

Продажа лицензий является одним из способов диффузии инноваций, то есть их распространения на другие области применения, территории, предприятия и организации.

Диффузия инновации – это распространение однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

 

25. Инновационный потенциал предприятия: понятие и структура

 

Инновационный потенциал – способность, возможность, готовность участника инновационного процесса мобилизовать ресурсы и организационный потенциал (технологию деятельности и организационную структуру) на его осуществление в той части процесса, которая отражает роль участника, в заданные сроки и в пределах выделенных сумм затрат.

Следует отметить, что речь идёт об избыточных ресурсах, которые предприятие может выделить для разработки и реализации новшеств. Финансовые средства, материальные, нематериальные и трудовые ресурсы обычно полностью функционируют в хозяйственной деятельности предприятия и не могут быть отвлечены для создания новшеств без нарушения производственного процесса. Поэтому для своего инновационного развития предприятие должно иметь в своей организационной структуре избыточные сверх текущей необходимости подразделения и специалистов, которые занимались бы инновационной деятельностью и были бы за неё ответственны. Это же касается и финансовых, информационных, коммуникационных ресурсов, необходимого оборудования, сырья, материалов, топлива и энергии, а также возможности проводить научно-исследовательские, патентные и маркетинговые исследования.

 

26. Инновационные стратегии предприятия

 

Инновационная стратегия - комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

 

В зависимости от масштабов и характера деятельности, а также инновационных целей, компании, конкурирующие на рынке, могут реализовывать различные инновационные стратегии. Их главной целью может быть:

¾ разработка новшеств и их реализация в массовом масштабе;

¾ выпуск уникальных новинок для нестандартных потребителей;

¾ постоянное создание радикальных новшеств;

¾ имитация новинок, их распространение (диффузия) и послепродажное обслуживание.

Выделяют следующие типы фирм по инновационному поведению:

  1. Виоленты
  2. Патиенты
  3. Эксплеренты
  4. Коммутанты

 

Виоленты - крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом, что позволяет им благодаря наличию свободных финансовых средств, научных разработок и материально-технических средств, с одной стороны, разработать новшество, а с другой стороны, освоить в производстве и осуществить его коммерциализацию. В инновационной сфере виоленты могут выступать в роли новатора и инноватора.

В России к виолентам можно отнести крупные предприятия оборонного сектора, нефтегазовой промышленности.

 

На начальном этапе виолент является "гордым львом". Компания активно развивается в выбранном перспективном направлении. Однако высокая динамика развития "гордого льва" сопровождается неустойчивостью положения компании в молодой, развивающейся отрасли.

Динамика развития некоторых компаний, занятых в сфере высоких информационных технологий, в конце 90-х годов определялась как 1000-кратный и выше прирост первоначального капитала в год.

С течением времени развитие виолента замедляется, в его положение на рынке стабилизируется, "гордый лев" переходит в стадию "могучего слона". Это фирма, обладающая широко развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют "могучему слону" осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Виолент на этой стадии способствует продвижению востребованных рынком инноваций и извлекает максимальную прибыль из применения нововведений в различных отраслях экономики.

Последняя стадия развития виолента - "неповоротливый бегемот". Компания превращается в него из-за чрезмерной диверсификации своей деятельности. Появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость. На данном этапе виолент должен предпринимать шаги по восстановлению своей финансовой устойчивости, включая действия по изменению структуры диверсифицированного портфеля.

Фирмы виоленты могут выступать в инновационном процессе в качестве новаторов, инвесторов и инноваторов.

 

Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это крупные, малые и средние фирмы.

Патиенты носят название "хитрые лисы". Оно точно характеризует их приспособительную инновационную политику. Фирма - патиент создает продукт со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, предлагаемого данной фирмой, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысока, а это создает дополнительные преимущества. Из-за узкой специализации своей деятельности патиент сильно зависит от рыночной конъюнктуры, что является слабой стороной "хитрой лисы". Другая проблема малой и средней фирмы - патиента заключается в опасности ее поглощения виолентом.

 

Эксплеренты - компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.

Это маленькие инновационные фирмы - "первые ласточки". Особенность эксплерента состоит в том, что их инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы, с помощью которых разрабатываются инновационные продукты.

Финансового и материально-технического обеспечения эксплеренту не хватает, поэтому осуществить продвижение своей разработки он не в состоянии.

Эксплеренты - это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса. Такие фирмы нуждаются в финансовой поддержке. Если помощь предоставляется, то происходит стремительное развитие эксплерента.

Эксплерент превращается в виолента. При отсутствии поддержки эксплерент быстро вытесняется с рынка, после чего возможными сценариями развития могут быть либо банкротство, либо утрата автономности. Превращение малой инновационной фирмы в подразделение виолента позволяет ей осуществить инновационную деятельность, не испытывая дефицита финансовых ресурсов. А виолент получает доступ к ноу-хау подконтрольной компании.

 

Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.

Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. В соответствии с классификацией, коммутанты называются "серыми мышками". Их роль заключается в содействии диффузии инноваций. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставление услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.

 

27. Источники финансирования инновационной деятельности

 

К источникам финансирования инновационной деятельности относятся следующие:

¾ собственные средства организаций;

¾ средства республиканского и местных бюджетов;

¾ заёмные средства;

¾ средства инновационных фондов разных уровней;

¾ республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

¾ иностранные инвестиции;

¾ венчурные фонды;

¾ инвестиции частных лиц (в то числе бизнес-ангелов);

¾ инвестиции юридических лиц;

¾ другие средства в соответствии с законодательством.

У каждого министерства есть собственный источник для финансирования инновационной деятельности – отраслевой инновационный фонд, который формируется из отчислений всеми предприятиями, независимо от формы собственности, в размере 1% выручки (эти отчисления входят в себестоимость).

Министерство финансов осуществляет прямое финансирование инновационной деятельности из бюджета.

Минфином создан Республиканский инновационный фонд. В его функции входи также проведение экспертизы инноваций и разработок.

Основной проблемой для развития инновационного бизнеса остается отсутствие привлекательных финансовых условий для работы в стране. Сегодня главным источником финансирования инноваций для предприятий являются их собственные средства. В 2008 году на них пришлось 60%, на средства иностранных инвесторов — 12%, внебюджетных фондов — 8,4%, и только по 1,2% составили ресурсы республиканского и местных бюджетов.

 

 

28. Эффективность использования инноваций

 

Экономический эффект – это результат экономической деятельности предприятия. Этот результат может выражаться различными показателями (объем выпуска продукции, доход, прибыль). Для национальной экономики – прирост национального дохода. Для коммерческих предприятий – прибыль.

Эффект бывает также

  • техническим (появление научных или технических решений, новых технологий, методов обработки и т.д.);
  • экологическим;
  • социальным.

 

Эффективностьотносительная величина, характеризует результативность экономической деятельности и выражается соотношением эффекта (результата) к затратам.

Затраты: текущие, капитальные, постоянные, переменные.

 

В основу оценки эффективности инноваций заложены следующие принципы:

  1. проведение этих оценок на протяжении всего жизненного цикла инноваций, т.е. начиная со стадии зарождения и заканчивая стадией прекращения реализации инновационной деятельности;
  2. моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
  3. приведение будущих доходов и расходов к условиям экономической соизмеримости (дисконтирование), которые существуют в начале или текущем периоде инновационной деятельности;
  4. определение эффективности путём сопоставления результатов и затрат с требуемой нормой дохода на капитал;
  5. использование текущих (фактических) цен, прогнозных и дефлированных (с учётом индекса инфляции).

 

Источники денежных потоков для инновационной деятельности: 23

· от самой инновационной деятельности;

· от инвестиционной деятельности;

· от операционной деятельности;

· от финансовой деятельности.

Наиболее важными являются денежные потоки, которые связаны с инвестированием и операционной деятельностью предприятия.

 

29. Показатели эффективности инноваций. Виды эффекта

 

Общественная эффективность инновационной деятельности характеризует социально-экономическую полезность инновационного продукта для национальной экономики в целом. В ней отражаются результаты и затраты не только у разработчиков инноваций, но и в смежных отраслях экономики, а также у потребителей (мобильная связь).

Коммерческая эффективность характеризует результативность деятельности создателя или производителя инновационной продукции.

Существует понятие эффективности участия в инновационном проекте. Она делится на следующие виды:

• эффективность каждого из участников – создателей инновационного проекта;

• эффективность инвестирования (или акционирования участниками);

• эффективность управленческих структур, участвующих в создании инновационного продукта;

• бюджетная эффективность характеризует эффективность участия государства в целом в инновационной деятельности.

Все методики оценки эффективности инновационной деятельности основаны на сравнении доходности в различных инновационных проектах. При этом в качестве альтернативы вложения средств в инновационные разработки берется их размещение под проценты в банк или покупки на финансовом рынке ценных бумаг.

При оценке эффективности инновационных проектов всегда сравнивают возможный доход, который может быть получен при размещении средств в финансовые инструменты (акции, вклады в банки, деривативы /фьючерсы/ – фиксирование благоприятной цены на покупку/продажу товаров или ценных бумаг).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.