Инновационная деятельность. Характерные особенности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Инновационная деятельность. Характерные особенности

2017-06-11 734
Инновационная деятельность. Характерные особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инноватика

Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

 

В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования. Обеспечивает потребление результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала.

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный объект исследования.

Объект инноватикиинновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах.

Предмет инноватикипринципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер.

Инноватика включает основные разделы:

  • теоретические основы инновационной деятельности;
  • модели и моделирование инновационных процессов;
  • организация и управление инновационной деятельностью;
  • государственное регулирование инновационной деятельности;
  • управление инновационным бизнесом;
  • управление инновационным проектом;
  • управление инвестициями в инновационные проекты;
  • коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;
  • управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономической системы;
  • управление рисками в инновационной деятельности;
  • технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);
  • логистика инновационных процессов;
  • управление интеллектуальной собственностью.

Экономика инноваций

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Экономика инноваций приобрела особенную роль во второй половине XX-го столетия. Процессы глобализации вызвали повсеместную интеграцию и взаимное переплетение факторов различных производства, что в свою очередь привело к необходимости изменений во всех производственных и социальных отношениях. Инновации как раз и являются способом адаптации людей, предприятий и организаций ко всем ускоряющимся изменениям.

Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса:

  1. Независимая экспертиза исследовательских проектов, направлений исследований, а также научных и инженерных коллективов.
  2. Законодательство, регулирующие отношения в сфере инновационной экономики.
  3. Центры предварительной экспертизы, которые позволяют снизить риски внедрения новых продуктов и координировать усилия коллективов-разработчиков.
  4. Разнообразные экспертные и футурологические сообщества и сети, позволяющие формировать видение будущего.
  5. Специализированные образовательные центры, институты и школы, позволяющие готовить не только учёных и инженеров, но и предпринимателей, способных к продвижению инновационных проектов.
  6. Центры коммерциализации технологий и разработок.

Существует отличие инновационной экономики от внедренческой цепочки: наука — НИОКР — производство — потребитель.

Инновационная экономика предполагает одновременный рост разного рода рынков, который обеспечивается в случае, если есть разного рода избытки. Инновационная экономика предполагает избыточное количество составляющих на каждой стадии инновационного процесса: избыток знаний, идей, разработок, патентов, компаний, предпринимателей, инфраструктур.

Избыток научных открытий и идей инициируется вне зависимости от того, будут ли они когда- либо доведены до производства и потребителя. Независимо от этого происходит стимулирование образования различных компаний — разработчиков. Это делается за счёт строительства центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков, особых налоговых зон, льгот и дотаций. Одновременно с этим должен создаваться избыток финансовых институтов, задействованных в инновационной экономике, чтобы инвесторы конкурировали между собой за покупку акций стартапов.

Кластеры

Кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных секторов экономики, включающий базовую (профилирующую) отрасль, отрасли-поставщики и отрасли-потребители ее продукта, а также производителей соответствующего оборудования и услуг, в первую очередь, научно-образовательных и высокотехнологичных, логистических, маркетинговых и финансовых.

Инновационный кластер – это объединение различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений, органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций и пр.), которое позволяет использовать преимущества внутрифирменной координации и рыночного механизма – для более быстрого и эффективного освоения новых знаний.

Таким образом, кластер представляет собой систему распространения новых знаний и технологий на базе формирования сети устойчивых связей между всеми участниками кластера, технологической сети.

В публикациях последних лет обращается особое внимание на успешный опыт кластеров Кремниевой долины, Бостона, Китая (биотехнологии), Ирландии (информатика), Израиля (венчурное финансирование), в основу развития которых были положены высокие технологии. Это подтверждает анализ биотехнологических кластеров, машиностроительных и электротехнических кластеров Китая, Тайваня и Японии.
Инновационный подход был положен в основу моделирования эволюции кластеров (на примере ФРГ и других стран), а также обоснования региональной политики и создания особых экономических зон (ОЭЗ).

Кластер в целом, как показано М.В. Николаевым, должен обладать следующими отличительными признаками:

– его доля на рынке соответствующей продукции (национальном и мировом) превышает среднюю долю экономики региона (ВРП) на этом рынке;
– темп прироста продукции кластера превышает средний темп прироста ВРП;
– конкурентоспособность кластера с учетом удельных затрат и качества продукции не уступает соответствующим секторам экономики других стран и регионов;
– устойчивое кооперирование отраслей, входящих в кластер, формирование на этой основе агломерационных проектов, ВИК и сетевых форм организаций;
– развитие информационных и маркетинговых связей между предприятиями кластера на основе современных технологий, формирование в рамках межрегиональной экономической интеграции недостающих звеньев цепочки создания стоимости, общих стандартов производства, поставок и управления, активное развитие кластерных брендов.

 

1. Сущность и содержание понятий: новшество, нововведение, инновация

 

Инновацияприменяемое новшество в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, ведущее к повышению эффективности производства и качества продукции.

Инновациями занимается инноватика – наука, которая изучает формирование новшеств, их распространение и выработку инновационных решений.

Новшество (Новация) – то новое, которое не существовало прежде.

(New – not existing before).

(Innovation – new that is introduced (новое, которое введено).

Инновация - конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, открытия, изобретения.

Пример новшества – патент (новое, которое не существовало прежде) на установку (айфон) или патент на технологию (мобильная связь – передача сообщений с помощью микроволн).

Пример инновации – массовая продажа айфонов в магазинах, использование айфона потребителем. Или использование мобильной связи для общения.

Согласно международному стандарту, принятому в документах «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло»:

Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Цель инновации - введение на рынок продукции и услуг с новыми, улучшенными потребительскими свойствами.

новшество = новация (то же самое)

новов-ведение = ин-новация (то же самое)

Иногда обозначают нововведение – то новшество (новация), которое применяется впервые, первый раз.

 

2. Инновации: виды и классификация.

 

Инновацияприменяемое новшество в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, ведущее к повышению эффективности производства и качества продукции.

Новшество (Новация) – то новое, которое не существовало прежде.

(New – not existing before).

(Innovation – new that is introduced (новое, которое введено).

Инновации классифицируются по различным признакам.

По технологическим параметрам:

  • продуктовые (новые или усовершенствованные продукты или услуги)
  • процессные (в области технологических, организационных, управленческих процессов)

Сначала появляются продуктовые инновации, затем процессные. Временной промежуток между ними – лаг. Желательно их синхронизировать.

По новизне:

  • новые для отрасли в мире
  • новые для отрасли в стране
  • новые для предприятия

По глубине вносимых изменений:

  • радикальные (базисные) как результат фундаментальных исследований и открытий;
  • улучшающие – развивают и улучшают базисные
  • модификационные (псевдоинновации) связаны с незначительными изменениями устаревших поколений техники и технологий (привычки пользователей, относительная дешевизна и пр.)

По сфере деятельности:

  • технологические
  • производственные
  • экономические
  • торговые
  • социальные
  • управленческие

По достижению эффективности:

  • экономической
  • социальной
  • экологической
  • интегральной.

 

3. Понятие и содержание научно-технической деятельности

 

Научно-техническая деятельность – это деятельность, связанная с разработкой и распространением знаний во всех областях науки и техники.

Согласно стандарту ЮНЕСКО научно-техническая деятельность охватывает 3 вида деятельности:

· научные исследования и разработки; /расшифровать/

· научно-техническое образование; /расшифровать/

· научно-технические услуги. /расшифровать/

 

По масштабу научных работ научно-техническая деятельность делится на следующие виды:

  • научное направление (наиболее крупная научная работа, посвященная решению наиболее важной задачи в конкретной отрасли науки и техники);
  • научная проблема – часть научного направления, которая касается решения какой-либо целевой задачи или группы задач;
  • научная тема – часть проблемы, которая решает более узкие задачи в конкретных научных коллективах (лабораториях, отделах, кафедрах и т.п.). Тема может делиться на этапы и подэтапы.

 

Техника – совокупность ведущих факторов, в которой совмещены материалы и новые знания.

Технология – совокупность приёмов и способов изготовления и применения техники.

Технология состоит из отдельных операций. Операция описывает:

  • чем воздействовать на обрабатываемый предмет (резец, луч лазера, голос и т.д.);
  • силу воздействия (подача резца, мощность луча; громкость голоса и т.д.);
  • конкретное место воздействия (торец заготовки, поверхность материала, слух /уши и мозг/ и т.д);
  • длительность воздействия (время перемещения резца, лазерного луча, время лекции и.т.д.).

 

 

  1. Инновационная деятельность: сущность и содержание

 

Инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, коммерческих мероприятий, направленных на использование новшеств, создание и распространение инноваций.

Её результатом выступает новый товар, новая технология в любой форме с принципиально новыми характеристиками и свойствами.

Инновационный вид деятельности предполагает, прежде всего, поиск новых путей развития производства.

Инновационная деятельность – движущая сила НТП. НТП выступает в двух формах: эволюционной и революционной. В практике эти 2 модели существуют параллельно, традиционная и инновационная деятельности взаимно переплетаются и дополняют друг друга.

При традиционном виде экономической деятельности предприятие нацелено на максимальную отдачу производственных ресурсов.

В результате этой деятельности достигается получение максимально возможной прибыли, как источника собственных финансовых средств для развития предприятия и возможности адаптации к воздействиям внешней среды.

Инновационный вид деятельности предполагает, прежде всего, поиск новых средств для развития предприятия и для его адаптации к внешним вызовам. Результатом этой деятельности выступают новые материальные и нематериальные ресурсы, новые источники энергии, новые товары, новые услуги, новые средства коммуникации, новые технологии, новые знания, новые организации, новые способы подготовки специалистов, новые источники финансирования, новые способы получения, хранения и распространения информации, новые способы управления, новые способы взаимодействия и интеграции хозяйствующих субъектов.

 

Инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, коммерческих мероприятий, направленных на создание, использование и распространение инноваций.

Инновационная деятельность - процесс, который включает в себя возникновение

новой идеи, ее разработку, освоение в производстве, производство, выход на рынок, достижение коммерческого успеха, предпринимательство и процесс управления всеми этими этапами.

Инновационной деятельностью называется комплекс процессов

стратегического маркетинга,

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР),

организационно-технологической подготовки производства,

производства и оформления новшеств,

их внедрения (превращения в инновацию)

и распространения на другие сферы (диффузия).

/по Фатхутдинову Р.А. «Инновационный менеджмент» -- СПб.: Питер, 2003. – 400 с./ С. 45

В настоящее время существует более 800 определений инноваций и инновационной деятельности. Это связано со сложностью рассматриваемого явления. В то же время наиболее точен подход, при котором инновационная деятельность определяется как возникновение идеи, ее разработка, производство, выход на рынок, и достижение коммерческого успеха. Делается акцент на то, что инновации представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова, как реализация результатов инновационной деятельности в конкретной сфере деятельности (у потребителя)

Экономические циклы

Название цикла Характерный период

Цикл Китчина 3—4 года

Цикл Жюгляра 7—11 лет

Цикл Кузнеца 15—25 лет

Цикл Кондратьева 45—60 лет

Заслуга Николая Дмитриевича Кондратьева (1892–1938) состоит в том, что он разработал теорию больших циклов (длинных волн).

Ученый обосновал наличие наряду со среднесрочными (8–11 лет) и короткими (3–4 года) продолжительных циклов, длящихся 48 – 55 лет. Он осуществил статистическое исследование длительных циклов, показал взаимосвязь циклических колебаний различной продолжительности, выявил факторы, лежащие в основе длительных конъюнктурных колебаний.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет.

Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т. д.[2]

По Кондратьеву, колебания «относительной конъюнктуры» не случайность, а закономерное развитие.

Переходы от одной фазы большого цикла к другой связаны с техническими переворотами и структурными преобразованиями экономики. Теория больших циклов лежит в основе понимания качественных сдвигов в экономике, в сфере социально-экономических и взаимосвязанных с ними процессов. Ряд авторов усматривают взаимосвязь между фазами циклов Кондратьева и этапами

В основе больших циклов лежат процессы, связанные с обновлением долговременных элементов основного капитала (производственных сооружений, зданий, инфраструктуры), процессы, вызванные крупными переворотами в технике, созданием новых источников энергии новых видов сырья, разработкой принципиально новых технологических процессов.

Н. Кондратьев выявил некоторые закономерности («эмпирические правильности») больших циклов. Характер, глубина среднесрочных циклов зависят от того, как они накладываются на фазы большого цикла.

Понижательная волна большого цикла порождает особую длительность, остроту средних торгово-промышленных циклов.

Повышательная волна, напротив, «сглаживает» различия; средние циклы в этом случае характеризуются «обратными чертами».

Н. Кондратьев разработал теорию относительной динамики и конъюнктуры народного хозяйства.

Закономерности и выводы, вытекающие из анализа:

1) большие волны Кондратьева проявляют себя не только в развитых странах, они носят универсальный характер;

2) они охватывают не только производство, но и другие сферы человеческой цивилизации – образование, культуру, социально-политическое устройство;

3) они напоминают о невозможности «повторения» пройденных этапов, о действительно долгосрочной перспективе повсеместного движения к постиндустриальному обществу. Это движение займет не одно десятилетие, будет представлять обновление всех сфер жизни.

Существует определенная связь между длинными циклами Кондратьева и среднесрочными циклами Жюгляра. Такая связь была замечена еще самим Кондратьевым. В настоящее время высказывается мнение, что относительная правильность чередования повышательных и понижательных фаз Кондратьевских волн (каждая фаза 20-30 лет) определяется характером группы близлежащих среднесрочных циклов.

Во время повышательной фазы Кондратьевской волны быстрое расширение экономики неизбежно приводит общество к необходимости изменения. Но возможности изменения общества отстают от требований экономики, поэтому развитие переходит в понижательную В-фазу, в течение которой кризисно-депрессивные явления и трудности заставляют перестраивать экономические и иные отношения. [1]

Технологический уклад

В современной экономической теории чередование деловых циклов связывается со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие "уклад" означает обустройство, установившийся порядок чего-либо.

Технологический уклад - совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.[1]

Термин введен в науку российскими экономистами Д.С. Львовым и С. Ю. Глазьевым.[2]

Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и др.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом примерно в сто лет.

Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада.

Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада в течение пятидесяти лет.

Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.

При этом период доминирования технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

Первый уклад

Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Второй уклад

Вторая волна (1830-1890 гг.) - ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третий уклад

Третья волна (1880-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертый уклад

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием неф ти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.

Пятый уклад

Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

Шестой уклад

Шестой технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

В рамках шестого технологического уклада дальнейшее развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, будет расти атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии.

 

13. Инновационный процесс, его сущность и модели

 

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии:

первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки,

вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Венчурные фонды.

Венчурные фонды предоставляют финансирование венчурным компаниям только в форме прямых инвестиций и никогда не предоставляют финансы в виде кредитов или портфельных инвестиций. Эти фонды никогда не покупают контрольных пакетов акций у венчурных компаний. Это делается для того, чтобы минимизировать риски.

Венчурные фонды бывают двух типов:

1. Фонд в виде общего пула (объединение капиталов инвесторов для совместной деятельности), управляемого специальной компанией. Средства этого фонда предлагаются напрямую венчурным фирмам, которые реализуют венчурные проекты.

И1 И2 И3 – инвесторы

ФОНД Управляющая компания

ВК1 ВК2 ВК3 – венчурные компании

П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 П8 П9 – венчурные проекты

2. Фонд фондов создаётся для того, чтобы ещё больше снизить риски от вероятности потерь вложенных финансовых средств вследствие неудачной реализации части венчурных проектов.

И1 И2 И3 И4 И5 И6 И7 И8 И9 И10 – инвесторы

Ф1 Ф2 Ф3 – фонды

ФОНД ФОНДОВ Управляющая компания

ВК1 ВК2 ВК3 – венчурные компании

П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 П8 П9 – венчурные проекты

По источникам средств фонды бывают: государственные, частные, смешанные.

Смешанные фонды – это «фонды государственного и частного партнерства».

 

Методы оценки ИС

Применяется система отсроченной экспертизы, которая состоит из 2-х этапов:

1. Формальная экспертиза – проверка наличия необъодимых документов, относится ли к объекту правовой охраны (устройство, способ, вещество), приоритет изобретения. Автор может вносить уточняющие изменения. Через 18 месяцев публикуется.

2. Патентная экспертиза в течение 3-х лет с даты поступления заявки. Три критерия: новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень. Рубрика Международной патентной классификации (МПК). Решение о выдаче патента.

Роль интеллектуальной собственности в инновационном процессе - защита новшества позволяет владельцу устанавливать монопольные цены на свою инновационную продукцию на законных основаниях. Полученная в результате реализации новой научно-технической продукции сверхприбыль может быть использована предприятием или предпринимателем для финансирования разработки других новшеств.

Дополнительная прибыль (доход) может быть получена в результате диффузии технологии, т.е. передачи за плату прав на ограниченный или неограниченный выпуск новой продукции другим предпринимателем в собственной стране и за рубежом.

 

Ноу-хау - совокупность знаний и опыта в некой области деятельности, которая обладает научно-технической и коммерческой ценностью, и может иметь практическое применение. Такие полезные сведения могут иметь различные характер: технический, технологический, коммерческий, управленческий, финансовый…

Ноу-хау - самая старая форма охраны результатов интеллектуальной деятельности. Это очень эффективный способ защиты предпринимателями своих монопольных прав, который в отличие от патентования неограничен в сроках, не предполагает раскрытия сути нововведения.

Так в мировой практике охраняются рецепты бездымного пороха, духов Шанель №5, Кока-Кола.

Критерии ноу-хау:

¾ ноу-хау всегда относится к научно-техническим достижениям (изобретение без патента). Патент не получают с целью сохранения тайны и неразглашения направления производимых фирмой исследований;

¾ ноу-хау имеет техническую ценность и может быть произведено промышленным путем. Ноу-хау не защищены действующим законодательством. Сам факт существования ноу-хау зачастую храниться в тайне;

¾ ноу-хау содержит коммерческую тайну.

При переговорах о покупке новшества целое изделие дробиться на блоки, узлы и части. Для каждой выделяется своё ноу-хау. При торговле комплексным оборудованием удается продать сотни соответствующих лицензий на ноу-хау.

Для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями. Обычно применятся понятие «существующий уровень техники» - это знания, которыми обладает специалист в данной области на основе открытых источников. При передаче ноу-хау не имеет значения, в какой форме это будет сделано: устной, письменной или визуальной.

В отличие от других форм собственности, ноу-хау не носят исключительного характера, не ограничены в сроках, а так же не требует государственной регистрации.

 

35. Трансферт технологий: понятие, место и роль в инновационном процессе

 

Под технологическим трансфертом понимается передача инновационной разработки от её создателя к потребителю.

 

Передача происходит от научного учреждения к предприятию, от головной организации – дочерней, передача от предприятия другому предприятию, которые между собой связаны как субъекты одной организации, передача от одного другому при найме работника, обладающего уникальными знаниями.

Эта передача происходит потому, что первая организация не в состоянии освоить новшество из-за ряда причин:

¾ незнание рынка;

¾ отсутствие оборудования для производства;

¾ отсутствие финансирования и пр.

 

Трансферт осуществляется в 2-х формах:

  1. Коммерческой (продажа).
  2. Некоммерческой (безвозмездная передача или с частичным возмещением). Такая передача осуществляется головной организацией дочерней.

Безвозмездная передача может происходить по стратегическим или политическим мотивам между странами.

Например, РФ передал ядерную технологию Ирану.

 

Методы технологического трансферта:

1 прямой трансферт

2 непрямой через посредника

 

Трансферт всегда оформляется договором или контрактом.

 

36. Инновационный проект: понятие, цели, задачи, структура

Инновационный проект - это комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей. используемых ресурсов и их источников. Этот комплекс объединен единой целью и приурочен к определенному времени выполнения.

Управление проекта - это управленческая задача по завершению проекта в срок в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями.

Основные признаки инновационного проекта:

Ø новизна

Ø изменения как основное содержание проекта

Ø неповторимость

Ø конкретная цель, ограниченная во времени

Ø временная ограниченность продолжительности проекта

Ø ограниченность требуемых ресурсов

Ø бюджет, относящийся к проекту

Ø комплексность решения проблемы

Ø выделение сферы проекта в сфере взаимодействия организации и рынка.

Окружение проекта - это совокупность внутренний и внешних факторов, влияющих на достижение результатов проекта.

Ближнее окружение проекта:

- руководство предприятия: определяет цели и основные требования проекта, а так же порядок их корректировки.

- сфера финансов: определяет бюджет проекта, его смету, источники финансирования.

- сфера сбыта: определяется решениями покупателей и действиями конкурентов.

- сфера производства: предполагает необходимость согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства.

- сфера материального обеспечения: формирует требования к проекту, исходя из возможностей обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам.

- сфера инфраструктуры: формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному и инженерному обеспечению.

- сфера очистки и утилизации отходов: формирует требования к охране окружающей природной среды и утилизации отходов производства.

Дальнее окружение проекта:

- политические факторы: стабильность. уровень преступности, торговый баланс со странами участницами проекта, поддержка проекта.

-экономические факторы: структура хозяйства страны, тарифы, налоги, уровень инфляции,стабильность валют, развитость банковской системы, источники инвестиции, рыночной инфраструктуры, уровень цен, состояние рынка сбыта, инвестиций, средств производства, сырья, рабочей силы.

- социальные факторы: уровень жизни, образования, свобода перемещения, медицина.

- законы и право

- наука и техника

- природные экологические факторы

- инфраструктура: средства транспорта, связь и коммуникации, сети ЭВМ.

 

Жизненный цикл проекта - это процесс реализации проекта, состоящей из стадий:

1) концепция

2) разработка

3) реализация

4) завершение проекта или демонтаж.

Стадии проекта состоят из этапов:

- на фазе концепции решается вопрос быть или не быть проекту;

Основные компоненты:

Ø состав работ

Ø взаимосвязь работ

Ø время реализации проекта

Ø ресурс

Ø бюджет или смета

Ø ограничения проекта или его составляющих

Ø процессы управления проектом. Процесс - это совокупность действий, приносящее результат. Процессы управления проектом разбивают на 6 основных групп:

- процессы инициации - от формулирования идеи до принятия решения о начале выполнения проекта.

- процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем достижения целей.

- процессы исполнения - координация ресурсов для выполнения плана.

- процессы анализа - определение соответствия плану и исполнение проекта поставленным целям,принятие решения о корректирующих воздействиях.

- процессы непосредственного управления - определение корректирующих воздействий, их согласование, утверждение,


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.