М1.В.ОД.4 Организационная психология — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

М1.В.ОД.4 Организационная психология

2017-06-11 493
М1.В.ОД.4 Организационная психология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М1.В.ОД.4 Организационная психология

 

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

 

 

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению
подготовки магистратуры

 

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа ««Психология организационно-управленческой деятельности»»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки магистратуры указанием
профиля (названия магистерской программы)

 

 

Составитель: Прялухина А.В., доцент, д.психол. наук, профессор кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 10 от 6 июня 2016 г.)   Зав. кафедрой И.А. Синкевич    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М1.В.ОД.4 Организационная психология

 

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

 

 

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению
подготовки магистратуры

 

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Общие сведения

1. Кафедра Психологии
2. Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа, «Психология организационно-управленческой деятельности»
3. Дисциплина (модуль) М1.В.ОД.4 Организационная психология

 

Перечень компетенций

ОПК-1 - способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития;

ОПК-3 - умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений;

ПК-9 - способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности;

ПК-11 - способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;

ПК-52 - способностью проводить экспертизу образовательной среды организации и определять административные ресурсы развития организации, осуществляющей образовательную деятельность

Критерии и шкалы оценивания

Тест

Процент правильных ответов До 60% 61-80% 81-100%
Количество баллов за решенный тест      

Подбор кейс - заданий

Баллы Критерии оценивания (за 1 кейс-задание – 1 балл) Количественный показатель - оценка
  - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение высказывать и обосновать свои суждения; - студент дает четкий, полный, правильный ответ на теоретические вопросы; - студент организует связь теории с практикой. отлично
  - студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения кейса, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; - ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный. хорошо
  - студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения кейса, не может доказательно обосновать свои суждения; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. удовлетворительно
  - отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, не решен кейс; - в ответе студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для решения кейса. неудовлетворительно

3. Защита электронного Портфолио (включена в процедуру зачета и является третьим вопросом на зачете):

Критерии и шкала оценивания

Уровень оценки портфолио Качественный показатель Количественный показатель - оценка
Самый высокий уровень Портфолио характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. В содержании и оформлении портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.   отлично
Высокий уровень Портфолио данного уровня демонстрирует обширные знания и умения обучающегося. Отсутствуют некоторые элементы из необязательных категорий. Отсутствует творческий элемент в оформлении портфолио.   хорошо
Средний уровень В портфолио основной акцент сделан на обязательной категории. Не представлен уровень развития творческого мышления и прикладных умений.   удовлетворительно
Слабый уровень Представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями.     неудовлетворительно

 

Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Защита электронного портфолио):

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Баллы в БРС 18-15 14-11 10-8 Ниже 8

Написание эссе, реферата

Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Написание черновика научной статьи

):

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Баллы в БРС 11-8 7-5 4-2 Ниже 2

Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Написание черновика научной статьи

):

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Баллы в БРС 6-5 4-3   Ниже 2

 

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Тестовое задание по курсу «Организационная психология»

Вариант 1

1. Хоуторнский эксперимент показал:

1) влияние условий труда на производительность рабочих

2) трудно учесть, как будут влиять различные факторы на работниц

3) влияние внутренней мотивации на производительность рабочих

4) необходимо учитывать влияние самого экспериментатора на ход исследования

2. Исторически организационная психология наиболее тесно связана с:

1) общей психологией

2) социальной психологией

3) индустриальной психологией

4) социологией

3. Организационная психология как самостоятельная отрасль психологической науки появилась:

1) на рубеже XIX и ХХ веков

2) в середине XX века

3) в конце ХХ века

4) на рубеже ХХ и ХХI веков

4. Предметом организационной психологии являются:

1) поведение людей в организации

2) факторы, влияющие на поведение людей в организации

3) оба первых ответа верны

4) оба первых ответа неверны

5. В поисках объяснения и предсказания поведения организационная психология использует, прежде всего, метод:

1) экспертных оценок

2) интервью

3) социометрического опроса

4) эксперимента

6. К современным теориям организации относятся:

1) Классические

2) Системные

3) Управление по результатам

4) Все названное

7. Автором теории Z является:

1) Макгрегор

2) Вебер

3) Оучи

4) Уотермен

8. Какая мотивационная теория включает в себя мотивирующие и гигиенические факторы мотивации:

1) теория Маслоу;

2) теория Альделфера;

3) теория МакКлеланда;

4) теория Герцберга.

9. Какой подход в максимальной степени соответствует идеям теории организации Y:

1) психоаналитический

2) гуманистический

3) экзистенциальный

4) бихевиористский

10. Автором концепции организации как «школы человеческих отношений» является:

1) Тейлор

2) Файоль

3) Макгрегор

4) Мэйо

11. В современной науке выделяют следующие типы организационных структур:

1) механистическая

2) органическая

3) простая

4) все вышеперечисленное

12. Что из перечисленного входит в число обобщенных Р. Л. Кричевским требований к психологической стороне менеджерского контроля:

1) Постоянство и оперативность

2) Объективность

3) Экономичность

4) Все названное

13. Какое утверждение НЕ относится к положительной стороне централизованных коммуникационных сетей:

1) Способствуют развитию лидерства

2) Способствуют развитию структурно-организационных характеристик

3) Улучшают решение относительно простых задач

4) Повышают удовлетворенность членов группы

14. Что из перечисленного описывает преимущества внешнего консалтинга по сравнению с внутренним:

1) Более широкий опыт

2) Неукорененность в организации

3) Отсутствие иерархического неравенства с начальство

4) Все названное

15. Упрощенные модели коммуникационных сетей в организации разделяются на:

1) Вертикальные и горизонтальные

2) Сложные и простые

3) Централизованные и децентрализованные

4) Структурированные и хаотические

16. В число психологических критериев эффективности руководства входит:

1) Мотивация членов коллектива

2) Удовлетворенность членством в группе

3) Самооценка группы

4) Все названное

17. Руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях:

1) очень благоприятных или неблагоприятных для него

2) умеренно благоприятных или неблагоприятных для него

3) с четко заданными параметрами

4) с гибкими параметрами

18. Руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях:

1) очень благоприятных или неблагоприятных для него

2) умеренно благоприятных или неблагоприятных для него

3) с четко заданными параметрами

4) с гибкими параметрами

19. Что из перечисленного препятствует реализации партисипативного стиля руководства:

1) Нежелание руководителя делить власть с подчиненными

2) Низкий профессиональный уровень и несамостоятельность подчиненных

3) Плохое информационное обеспечение в организации

4) Все названное

20. Какие три стиля лидерства/руководства, получившие свои названия в результате исследований К. Левина, выделяются в социальной психологии:

1) Фокусированный, глобальный, неопределенный

2) Вертикальный, горизонтальный, векторный

3) Авторитарный, демократический, попустительский

4) Иерархический, паритетный, смешанный

21. К видам карьеры можно отнести все, КРОМЕ одной:

1) вертикальная

2) горизонтальная

3) пенсионная

4) ступенчатая

22. К функциям кадрового менеджмента НЕ относится:

1) кадровое планирование

2) оценка кадрового потенциала

3) кадровое обучение

4) психологическое консультирование

23. Дж. Холланд выделяет следующие профессиональные типы личности:

1) реалистичный, интеллектуальный, социальный, деловой, предприимчивый, артистический

2) реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, технический, артистический

3) реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, эмоциональный

4) реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический

24. Согласно теории характеристик работ Д.Хакмена и Г.Олдхэма, благоприятное психологическое состояние работника связано со следующим:

1) разнообразие и значимость работы

2) знание достигаемых результатов

3) самостоятельность

4) все верно

25. Процесс оценки эффективности выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей называется:

1) аттестация

2) коучинг

3) ассесмент

4) контроль

5) регуляция поведения персонала

26. Роббинс предлагает в характеристике организационной культуры:

1) три типа организации по критериям: сложность, формализация, централизация

2) функциональный подход к анализу организации

3) параметр «дистанция власти» в описании организации

4) параметр «избегание неопределенности» в описании организации

27. Обычно развитие новых коллективов проходит стадии:

1) притирка; ближний бой; экспериментирование; эффективность; зрелость

2) притирка; фрагментация; экспериментирование; эффективность; зрелость

3) притирка; ближний бой; фрагментация; эффективность; зрелость

4) притирка; ближний бой; экспериментирование; зрелость; фрагментация

28. Для инновационной корпоративной культуры характерно:

1) выработка идей

2) стремление действовать и быть вознагражденным

3) развитие

4) все верно

29. Феномен группового единомыслия (И.Дженис) характеризуется

1) излишним оптимизмом и тягой к риску

2) безусловной верой в исповедуемые группой принципы поведения

3) стереотипом негативного восприятия соперников

4) всем сказанным

30. Динамическая система правил, разделяемых членами организации - это:

1) организационный климат

2) социально-психологический климат

3) организационная культура

4) устав организации

Вопросы к зачету/экзамену

1. Предмет и основные направления исследований в области организационной психологии.

2. История становления организационной психологии как самостоятельной научной дисциплины.

3. Междисциплинарные связи организационной психологии.

4. Методы организационной психологии.

5. Исследовательские методы в организационной психологии. Классификации методов сбора и анализа данных.

6. Методы системно-структурного анализа организации.

7. Диагностические, консультативные и коррекционные методы в организационной психологии.

8. Классические теории организаций.

9. Системные теории организаций.

10. Понятие организации как социотехнической системы.

11. Типы организаций, их классификации по внешней целевой направленности.

12. Постиндустриальное общество и формирование организаций нового типа.

13. Основные характеристики организаций и система их взаимосвязей.

14. Цели организации, их иерархическая структура.

15. Распределение функций и спецификация задач персонала в организации.

16. Структурное строение организаций, основные структурообразующие факторы.

17. Развитие организаций, основные стадии. Факторы продолжительного существования организации.

18. Эффективность работы организации, основные критерии и их типология.

19. Анализ деятельности человека в организации.

20. Стресс-факторы организационной среды и здоровье профессионалов.

21. Трудовая мотивация, основные концепции и модели.

22. Удовлетворенность трудом, интегративный подход к оценке.

23. Ценности и групповые нормы.

24. Руководство и лидерство в организации.

25. Внутригрупповые конфликты, способы разрешения.

26. Групповая сплоченность, психологический климат в группе.

27. Реализация властных функций в организации.

28. Проблема мотивирования и стимулирования в организации.

29. Социокультурные и организационные нормы труда.

30. Организационные ценности.

31. Понятие «организационной культуры».

32. Организационное развитие и инновационные технологии.

33. Новые формы труда и организационные взаимодействия в постиндустриальном обществе.

34. Основные функциональные роли психолога в организациях.

35. Профессиональные требования и сферы компетентности организационного психолога.

36. Проблема отбора персонала организации.

37. Проблема адаптации персонала в организации.

38. Групповое поведение и общение в организации.

39. Специфика образовательного учреждения как организации.

40. Управление образовательным учреждением.

Примерные темы рефератов:

1. Организационная психология как научная дисциплина

2. Организация как феномен

3. Общение в организации

4. Проблема власти и лидерства в организации

5. Персонал организации

6. Организационная культура и развитие организации

Примерная тема эссе:

«Организационная психология как научно-практическое направление»

9.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

1. Бекоева Д. Д. Организационная психология: учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. "Психология" / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2014.

2. Оконешникова О. В. Политическая психология. – Мурманск: МГГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Аксеновская Л. Н. Ордерное понимание организационной культуры // Психол. журн. – 2009. – № 4. – С. 25-32.
  2. Виноградова З. И., Щербакова В. Е. Стратегический менеджмент. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
  3. Грачев А. А. Организационная среда и реализация жизненных ориентаций работника // Психол. журн. – 2009. – № 3. – С. 28-38.
  4. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество». – М.: ИП РАН, 2011.
  5. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология" / А.Н. Занковский, 2002. М.: Флинта МПСИ- 648 с.
  6. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гайдарики, 2006. (издание 1999)
  7. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Карташова Л.В.; Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., М.:. Инфра-М 2000. - 220 с.
  8. Кляйнманн М. Ассесмент-Центр. Современные технологии оценки персонала. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.
  9. Кондратьев М. Ю. Коучинг: технология развития личности // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 159-160.

10. Матюшкин А. М.Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. Учебное пособие. - Издательство «КДУ», 2009. - 191 с. Режим доступа. https://mshu.bibliotech.ru/

  1. Организационная психология: учеб. пособие / под ред. Т. П. Емельяновой. – Тверь: Тверской гос. ун-та, 2004.
  2. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.
  3. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006.

14. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок - Добросвет, -2007. 273 с. - Режим доступа. https://mshu.bibliotech.ru/

 

10.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.
  2. http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления
  3. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online
  4. http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

5. http://polpred.com/ База данных polpred

6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

8. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

9. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

10. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

11. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

12. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

13. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

14. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

15. www.//flogiston.ru

 

 

11.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий

Практическое занятие №1-2

Тема: Организационная психология как научная дисциплина.

План:

1. Предмет, задачи, структура организационной психологии.

2. Основные понятия организационной психологии.

3. Организационная психология и менеджмент. Место организационной психологии в системе психологической науки.

4. История возникновения и становления организационной психологии.

5. Организационная психология как научно-практическое направление.

Вопросы для самоконтроля

1. Предмет, задачи, структура организационной психологии.

2. Основные понятия организационной психологии.

3. Организационная психология и менеджмент. Место организационной психологии в системе психологической науки.

4. История возникновения и становления организационной психологии.

5. Организационная психология как научно-практическое направление.

Задание для самостоятельной работы

1) Общая характеристика методов исследования в организационной психологии.

2) Эксперимент как ведущий метод организационной психологии.

3) Критерии планирования: внутренняя и внешняя валидность.

4) Схемы планирования исследования.

Основная литература:

  1. Бекоева Д. Д. Организационная психология: учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. "Психология" / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2014.
  2. Оконешникова О. В. Политическая психология. – Мурманск: МГГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Виноградова З. И., Щербакова В. Е. Стратегический менеджмент. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
  2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология" / А.Н. Занковский, 2002. М.: Флинта МПСИ- 648 с.
  3. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гайдарики, 2006. (издание 1999)
  4. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Карташова Л.В.; Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., М.:. Инфра-М 2000. - 220 с.
  5. Кляйнманн М. Ассесмент-Центр. Современные технологии оценки персонала. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.
  6. Матюшкин А. М.Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. Учебное пособие. - Издательство «КДУ», 2009. - 191 с. Режим доступа. https://mshu.bibliotech.ru/
  7. Организационная психология: учеб. пособие / под ред. Т. П. Емельяновой. – Тверь: Тверской гос. ун-та, 2004.
  8. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  9. Пугачев В. П. Руководство персоналом. Практикум: Учеб. пособие для студентов Вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  10. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

Практическое занятие № 3-4

Теории организации.

План:

1. Уровни анализа организационной психологии.

2. Классические теории организации.

3. Системные теории организации.

4. Организация как «мусорная корзина».

Вопросы для самоконтроля

1) Уровни анализа организационной психологии.

2) Классические теории организации.

3) Системные теории организации.

4) Организация как «мусорная корзина».

Задание для самостоятельной работы

1) Лонгитюдинальные эксперименты.

2) Мультивалентные экспериментальные планы.

3) Факторные эксперименты.

4) Возможности и ограничения организационно-психологических исследований.

Основная литература:

  1. Оконешникова О. В. Политическая психология. – Мурманск: МГГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Виноградова З. И., Щербакова В. Е. Стратегический менеджмент. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
  2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология" / А.Н. Занковский, 2002. М.: Флинта МПСИ- 648 с.
  3. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гайдарики, 2006. (издание 1999)
  4. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Карташова Л.В.; Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., М.:. Инфра-М 2000. - 220 с.
  5. Матюшкин А. М.Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. Учебное пособие. - Издательство «КДУ», 2009. - 191 с. Режим доступа. https://mshu.bibliotech.ru/
  6. Оконешникова О. В. Политическая психология. – М.:АПКиППРО, 2009.
  7. Организационная психология: учеб. пособие / под ред. Т. П. Емельяновой. – Тверь: Тверской гос. ун-та, 2004.
  8. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  9. Пугачев В. П. Руководство персоналом. Практикум: Учеб. пособие для студентов Вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  10. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

Практическое занятие № 5

Вопросы для самоконтроля

1) Организация как феномен.

2) Структура организации.

3) Общение в организации.

4) Функции общения.

5) Коммуникативная функция общения.

6) Структура коммуникативного акта.

7) Средства коммуникации.

8) Вербальное общение.

9) Невербальные средства общения.

Задание для самостоятельной работы

1) Регулятивная функция общения.

2) Перцептивная функция общения. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Интерпретация и атрибуция. «Эффекты» межличностного восприятия. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция. Обратная связь.

3) Общение и понимание. Барьеры эффективного общения. Оценка источника сообщения.

4) Общение и статус.

5) Система организационного общения. Информационные потоки. Типы коммуникационных сетей.

6) Неформальное общение в организации. Общение и стиль управления.

7) Критерии эффективности коммуникативных сетей. Пути повышения эффективности общения в организациях.

Основная литература:

  1. Бекоева Д. Д. Организационная психология: учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. "Психология" / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2014.
  2. Оконешникова О. В. Политическая психология. – Мурманск: МГГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Виноградова З. И., Щербакова В. Е. Стратегический менеджмент. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
  2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология" / А.Н. Занковский, 2002. М.: Флинта МПСИ- 648 с.
  3. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гайдарики, 2006. (издание 1999).
  4. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Карташова Л.В.; Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., М.:. Инфра-М 2000. - 220 с.
  5. Матюшкин А. М.Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. Учебное пособие. - Издательство «КДУ», 2009. - 191 с. Режим доступа. https://mshu.bibliotech.ru/
  6. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация / Е.Б.Моргунов, М.: Тривола 1996. - 112 с.
  7. Организационная психология: учеб. пособие / под ред. Т. П. Емельяновой. – Тверь: Тверской гос. ун-та, 2004.
  8. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  9. Пугачев В. П. Руководство персоналом. Практикум: Учеб. пособие для студентов Вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  10. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

Практическое занятие № 6

Вопросы для самоконтроля

1) Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие.

2) Общая классификация оснований (источников) власти. Основания власти и контроль.

3) Косвенные методы влияния.

4) Потребность во власти.

5) Модель власти в межличностном взаимодействии.

6) Власть и свобода. Власть и повиновение.

7) Феномен лидерства.

Задание для самостоятельной работы

1) Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть.

2) Лидерство и эволюция власти в организации.

3) Теории лидерства.

4) Стили лидерства и оценка их эффективности.

Основная литература:

  1. Бекоева Д. Д. Организационная психология: учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. "Психология" / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2014.
  2. Оконешникова О. В. Политическая психология. – Мурманск: МГГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства / Г.К. Ашин, М.: Мысль 1978. - 136 с.
  2. Виноградова З. И., Щербакова В. Е. Стратегический менеджмент. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
  3. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология" / А.Н. Занковский, 2002. М.: Флинта МПСИ- 648 с.
  4. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гайдарики, 2006. (издание 1999)
  5. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Карташова Л.В.; Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., М.:. Инфра-М 2000. - 220 с.
  6. Матюшкин А. М.Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. Учебное пособие. - Издательство «КДУ», 2009. - 191 с. Режим доступа. https://mshu.bibliotech.ru/
  7. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация / Е.Б.Моргунов, М.: Тривола 1996. - 112 с.
  8. Оконешникова О. В. Политическая психология. – М.:АПКиППРО, 2009.
  9. Организационная психология: учеб. пособие / под ред. Т. П. Емельяновой. – Тверь: Тверской гос. ун-та, 2004.
  10. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  11. Пугачев В. П. Руководство персоналом. Практикум: Учеб. пособие для студентов Вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  12. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

Практическое занятие № 7-8

Тема: Персонал организации

План:

1. Мотивы и потребности людей в организациях.

2. Теории мотивации.

3. Содержательные теории мотивации.

4. Процессуальные теории мотивации.

5. Теория мотивации А.Маслоу.

6. Теория мотивации К.Альдерфера.

7. Теория Х — Y Д. МакГрегора.

8. Двухфакторная теория мотивации Херцберга.

Вопросы для самоконтроля

1) Теория подкрепления мотивов. Теория ожидания. Целевая теория мотивации.

2) Модификация поведения (behavior modification).

3) Практические методы стимулирования деятельности работников.

4) Программы материального стимулирования. Система Скэнлона. Система Раккера.

5) Управление по целям (management by objectives).

6) Обогащение труда. Партисипативность.

7) Цели и задачи профессионального отбора.

Задание для самостоятельной работы

1) Оценка деятельности. Можно ли прогнозировать успех кандидата?

2) Методы получения информации о кандидатах на рабочее место. Биографические данные. Файл биографической информации. Оценочное интервью. Рекомендательные письма и телефонный запрос сведений о кандидате. Оценки сослуживцев и руководителей. Тестирование. Стандартизация. Нормы. Надежность. Валидность. Типы тестов. Достоинства и недостатки тестирования в организациях.

3) Центр оценки кадров (assessment center).

4) Проблема адаптации персонала.

5) Карьера персонала. Виды карьеры.

Основная литература:

  1. Бекоева Д. Д. Организационная психология: учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. "Психология" / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2014.
  2. Оконешникова О. В. Политическая психология. – Мурманск: МГГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Виноградова З. И., Щербакова В. Е. Стратегический менеджмент. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
  2. Грачев А. А. Организационная среда и реализация жизненных ориентаций работника // Психол. журн. – 2009. – № 3. – С. 28-38.
  3. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество». – М.: ИП РАН, 2011.
  4. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гайдарики, 2006. (издание 1999)
  5. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Карташова Л.В.; Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., М.:. Инфра-М 2000. - 220 с.
  6. Кляйнманн М. Ассесмент-Центр. Современные технологии оценки персонала. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.
  7. Кондратьев М. Ю. Коучинг: технология развития личности // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 159-160.
  8. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология" / А.Н. Занковский, 2002. М.: Флинта МПСИ- 648 с.
  9. Матюшкин А. М.Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. Учебное пособие. - Издательство «КДУ», 2009. - 191 с. Режим доступа. https://mshu.bibliotech.ru/
  10. Организационная психология: учеб. пособие / под ред. Т. П. Емельяновой. – Тверь: Тверской гос. ун-та, 2004.
  11. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  12. Пугачев В. П. Руководство персоналом. Практикум: Учеб. пособие для студентов Вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  13. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

Практическое занятие №9

План

1. Организационная культура.

2. Факторы, детерминирующие формирование организационной культуры.

3. Теории организационной культуры.

4. Организационная культура и лидерство.

Вопросы для самоконтроля

1) Организационная культура.

2) Факторы, детерминирующие формирование организационной культуры.

3) Теории организационной культуры.

4) Организационная культура и лидерство.

Задание для самостоятельной работы

1) Национальное в организационной культуре.

2) Цели организационного развития.

3) Методы развития организации.

4) Развитие индивида. Развитие группы.

5) Коучинг.

Основная литература:

  1. Бекоева Д. Д. Организационная психология: учебник для студ. учреждений высш. образования, обуч. по направл. "Психология" / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2014.
  2. Оконешникова О. В. Политическая психология. – Мурманск: МГГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Аксеновская Л. Н. Ордерное понимание организационной культуры // Психол. журн. – 2009. – № 4. – С. 25-32.
  2. Виноградова З. И., Щербакова В. Е. Стратегический менеджмент. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.
  3. Грачев А. А. Организационная среда и реализация жизненных ориентаций работника // Психол. журн. – 2009. – № 3. – С. 28-38.
  4. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество». – М.: ИП РАН, 2011.
  5. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология" / А.Н. Занковский, 2002. М.: Флинта МПСИ- 648 с.
  6. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гайдарики, 2006. (издание 1999)
  7. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Карташова Л.В.; Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., М.:. Инфра-М 2000. - 220 с.
  8. Кляйнманн М. Ассесмент-Центр. Современные технологии оценки персонала. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.
  9. Кондратьев М. Ю. Коучинг: технология развития личности // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 159-160.
  10. Матюшкин А. М.Пс
  11. <

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.235 с.