Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методы научно-педагогического исследования, сущность, классификация.

2017-06-11 812
Методы научно-педагогического исследования, сущность, классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Эмпирические методы исследования.

А)-. Метод педагогических наблюдений.

Применяется в процессе любого педагогического исследования.

Должен иметь: *цель (что наблюдать), *программу (как наблюдать), *разработанные критерии (что и как фиксировать), *заранее разработанную методику обработки результатов.. Объекты наблюдения: *деятельность учащихся, характер этой деятельности, отношение ученика к этой деятельности, мотивы деятельности и пр., *общение- где, с кем, его характер, стили, эффективность и пр., *конкретные ситуации, *поведение учащихся и пр.

Виды пед.наблюдения: *скрытое или открытое, *выборочное или монографическое, *контролируемое или неконтролируемое, *естественное или лабораторное.

Б) Контент-анализ.

Анализ письменных текстов испытуемого, его произведений, писем, тетрадей, продуктов деятельности по заранее определённой схеме.

В). Метод диагностирующих контрольных работ.

Письменных или лабораторно-практических. Он позволяет получить оперативную информацию о фактических знаниях учеников, о специальных умениях и навыках учебного труда, и- сделать объективные выводы об уровне подготовленности учащихся на той или иной ступени обучения.

Г). Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование, тестирование.

Позволяют получить информацию о явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдений и не находят отражения в документах. Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о собственных мнениях, настроениях, поступках и пр.

*Беседа- должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологическое состояние участников, вестись в свободной доверительной форме без записи ответов.

*Интервью- короткая беседа с чёткими, заранее подготовленными стандартными вопросами. Ведётся запись. Применяется при массовых обследованиях.

*Анкетирование. Метод массового обследования. Вопросы должны быть посильными, однозначными, краткими и ясными, вызывать интерес и желание отвечать, не содержать скрытого внушения. Виды вопросов: да-нет; развёрнутый ответ; выбор ответов; продолжить предложение.

*Тестирование. Метод массового обследования. Тесты должны быть: краткосрочными, однозначными, правильными, информационными, удобными и стандартными.

Д), Обобщение независимых характеристик. Суммирование оценок разных экспертов по определённому плану. Формы такого обобщения – малый педсовет, педагогический консилиум, методика парных сравнений.

Е). Изучение и обобщение передового опыта.

Педагоги-практики нередко интуитивно делают важные педагогические открытия. И если их новшества не будут теоретически осмысленны и обобщены, они так и останутся достижениями новаторов-одиночек.

Ведётся по плану с использованием многих других методов.

Ж). Педагогический эксперимент.

Специально организованная поисковая педагогическая деятельность с заранее заданными исследовательскими целями: с целью создания нового опыта; с целью проверки гипотезы; с целью апробации модели, проекта и пр. Виды экспериментов:

*Констатирующий (диагностирующий). Проводится в начале исследования, чтобы выяснить исходное состояние изучаемого объекта.

*Формирующий (созидательно-преобразующий). Разрабатывается и реализуется на практике новая модель (проект, система и пр.). Изучаются итоги внедрения.

*Контрольный. Удачно внедрённая модель проверяется в других условиях, другими педагогами.

*Естественный. Исследователь не привносит что-либо извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, внося лишь отдельные элементы.

2. Теоретические методы исследования.

А). Анализ.

Метод научного исследования путём разложения исследуемого предмета на составные части (признаки, составляющие), чтобы найти в целом- части, в сложном- простое, в едином- многое, в следствии- причину. В том числе – сравнительно-исторический анализ.

Б). Синтез.

Соединение полученных при анализе частей в целое; рассмотрение целого как сложного смыслового единства.

В). Моделирование.

Модель заменяет оригинал в более простом для понимания виде. Изучение модели даёт информацию об оригинале. Модель- результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков объекта. Или мысленно представляемый идеальный объект после его планируемого преобразования.

Г). Общенаучные методы:

*Индукция- обобщение, нахождение по частным фактам и явлениям общих принципов и законов.

*Дедукция- выведение из общих закономерностей частных положений как результат конкретизации.

*Идеализация- образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых на практике.

*Мысленный эксперимент- мысленные операции на моделях объектов, которые отображают реальные процессы.

*Сравнение- выявление сходства и различия между объектами.

*Обобщение- выделение общих свойств класса предметов.

*Ранжирование- выделение главного в явлении и последующих второстепенных фактов по убывающей.

*Классификация- распределение предметов на классы в соответствии с конкретными признаками.

3. Методы количественного и качественного анализа (математические/статистические методы).

Позволяют обработать полученные другими методами данные в процессе исследования.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.