Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

2017-06-11 503
Профессионально-педагогическая компетентность учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Зачет педагогика.

1.Гуманистическая природа педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.
В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжёлой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объём необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодёжи.
С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов (прежде всего воинов для защиты и расширения земель и чиновников для государственно-бюрократического аппарата), поэтому в государствах начали формироваться системы образования.
У разных народов в различные исторические эпохи складывались определённые требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством, сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний. Социальная потребность в образовании находила отражение в развивающихся потребностях рода, племени, общества, семьи, государства. Наряду с ними, развивались и потребности обучающихся, новым поколениям учеников становилось нужно всё больше знаний и умений. Чтобы удовлетворить эти потребности, воспитатели должны были сами овладевать всё большим объёмом знаний и опыта, совершенствовать способы их передачи ученикам. Таким образом, развитие социальных и личностных потребностей в образовании обусловило развитие педагогической деятельности (рис.1.1).
Становление педагогической деятельности
Главное условие возникновения педагогической деятельности – наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений.

Во все времена педагогическая деятельность воспринималась как важная миссия, направленная на служение людям и обществу, имеющая гуманистическую природу. Качествами, отличающими учителя, считались глубокие знания, любовь к детям, патриотизм, безукоризненная честность, преданность делу.
Несведущие учителя становились объектом для насмешек, а обман и вероломство со стороны наставников воспринимались как тяжкое преступление. Например, древнеримский полководец Марк Фурий Камилл во время осады города Фалерии сурово наказал фалерийского учителя, который привёл ему в заложники детей из осаждённого города: он велел связать учителя, сорвать с него одежду, а детям дать палки и плети, чтобы они с позором гнали предателя обратно. Но этот факт – исключение. В истории сохранились имена многих выдающихся педагогов, которые не только внесли заметный вклад в развитие педагогической мысли и становление педагогической профессии, но и стали примером гуманизма.
Мы знаем о Сократе из произведений его учеников Платона и Ксенофонта. Легендарный философ античности не оставил после себя никаких трактатов, считая, что его призвание – учить других умению открывать истину. Обратите внимание: не преподносить готовые знания, а добиваться, чтобы ученик сам их находил! И это в V в. до н.э.! А ведь у него были ученики и последователи, самый знаменитый из которых – Платон – был учителем другого великого философа – Аристотеля – воспитателя Александра Македонского.
По сути, за два тысячелетия до появления научной педагогики Сократ основал целую школу развивающего обучения! «Сократовские беседы» и «сократовские вопросы» сегодня используются как научно-педагогические термины для обозначения способов развития познавательной активности учеников, причём способов, владение которыми – один из признаков педагогического мастерства.
Конфуций жил приблизительно в 551-479 гг. до н.э. и прославился как первый профессиональный педагог Китая, с юных лет осознавший свою высокую миссию наставника людей. Педагогической деятельностью он начал заниматься в возрасте немногим более 20 лет. Наверняка для этого ему потребовалось быть не по годам мудрым и терпеливым.
В китайской культуре Кун Цзы или Кун Фу-Цзы (Конфуций – латинизированный, европейский вариант имени) – больше, чем наставник, мыслитель и философ. Это божественный Учитель. С его именем связана одна из распространённых в Китае религий: конфуцианство. Его изображение было в каждой древнекитайской школе, и дети, приходя учиться, перед лицом Кун Цзы клялись быть прилежными и послушными.
Считается, что Конфуций был потомком знатного рода, но не обладал правом наследования. В древнекитайских источниках упоминается его настоящее аристократическое имя: Чжун-ни. Кун – уменьшительное имя или прозвище, а Цзы как раз и означает «Учитель». Таким образом, Кун Цзы переводится как Учитель Кун.
Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель – по праву считается основателем научной педагогики.
Коменский был епископом и одним из духовных лидеров Чешкобратской церкви (религиозного течения, не признававшего главенство Римской католической церкви). Чешские (моравские) братья выступали за сохранение и развитие национальной культуры, за национальную школу.
В XVII веке Чехии – небольшой стране в центре Европы – было практически невозможно сохранить политическую независимость от могущественных соседей, поэтому важно было сохранить хотя бы национальное самосознание, а для этого были нужны школы, где обучение велось бы на родном языке, изучалась бы история и культура своего народа.
Коменский – один из величайших педагогов в истории человечества. Он обосновал современные принципы обучения (наглядность, доступность, последовательность, систематичность, прочность и др.), научно обосновал классно-урочную систему обучения, разработал подробные практические рекомендации для учителя.
Насчитывается почти полторы сотни сочинений Коменского! Это и философские трактаты, и педагогические сочинения, и школьные учебники, и пьесы…
Коменский прожил долгую жизнь, и до конца дней сохранял стремление приносить пользу людям.
Любовь к людям – основной мотив всей жизни и педагогической деятельности прославленного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Рано потеряв отца, Иоганн Генрих с детства проникся сочувствием к бедным и сиротам. Не очень успешное обучение в школе укрепило его в мысли о необходимости улучшить учебный процесс, сделать его интересным, а образование – доступным для всех детей, независимо от их происхождения и уровня достатка их семьи.
Началом педагогической деятельности Песталоцци стало открытие детского приюта. Именно Песталоцци создал первое в учебное заведение, в котором велась подготовка учителей-профессионалов.
Став знаменитым педагогом, руководителем собственного института, создателем новой методики начального обучения, авторитетным общественным деятелем и популярным писателем, Песталоцци сохранил стремление помогать обездоленным, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни.
Прославленный советский педагог Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) начал педагогическую деятельность в 1905 году учителем народной (начальной) школы, после окончания учительских курсов. В 1917 году, когда в России произошло целых две революции, он закончил Полтавский учительский институт и был назначен заведующим одного из училищ.
Педагогический талант Макаренко ярко проявился в 1920-1930-е годы, когда он руководил сначала организованной им колонией для бывших детей-беспризорников и малолетних правонарушителей, а потом – трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. Он использовал новые по тем временам методы трудового и нравственного воспитания. В коммуне воспитанники трудились в мастерских, занимались самообслуживанием, участвовали в управлении.
Макаренко не признавал пассивное послушание детей хорошим результатом воспитания. Дисциплина должна быть сознательной и активной, а послушание – инициативным, деятельным. Школа, считал он, хорошо научилась подавлять проявления неорганизованности, но часто бывает, что шумные и неусидчивые дети становятся более полезными членами общества, чем тихони.
В 1988 г. решением ЮНЕСКО А.С. Макаренко был признан одним из четырёх педагогов, определивших развитие мировой педагогической мысли в XX веке.

 

2. Структура педагогической деятельности
Структура (лат. structure – строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта.
В психологии основные компоненты структуры деятельности – это цель, мотивы, действия и результат.
Мотив – психологический процесс, который побуждает к деятельности. В основе мотива находится внутренняя или внешняя потребность. Деятельность – это целенаправленная активность, поэтому в её структуре можно также выделить цель. Действия и операции являются составными элементами деятельности. Средства – то, с помощью чего она осуществляется, а предмет – то на что она направлена. Деятельность завершается с достижением результата, который удовлетворяет потребность. (Рис.1.2.)

Рис.1.2. Структура деятельности человека

такой подход к рассмотрению структуры деятельности универсален. Например, в педагогической деятельности также можно выделить потребности и мотивы (внешние связаны с требованиями общества, внутренние – с профессионально-личностной самореализацией педагога). В качестве общей цели определить формирование гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе. Цель педагогической деятельности достигаться в результате выполнения цепочки определённых действий. Средствами деятельности являются, например, речь педагога, организуемая им деятельность воспитанников, учебно-наглядные пособия и т.д. Предмет педагогической деятельности – личность воспитанника, а результат – сформированные у него качества.
Однако в действительности педагогическая деятельность гораздо сложней. При ближайшем рассмотрении оказывается, что она представляет собой несколько видов деятельности собой тесно связанных друг с другом, но всё же разных. Так, педагогу приходится в одном лице совмещать деятельность конструктора-планировщика и организатора деятельности воспитанников, управлять их общением. В связи с этим Н.В. Кузьмина предложила рассматривать педагогическую деятельность как совокупность нескольких компонентов

Конструктивный компонент педагогической деятельности включает в себя:
- конструктивно-содержательную деятельность (отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
- конструктивно-оперативную деятельность (планирование своих действий и действий учащихся);
- конструктивно-материальную деятельность (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса: необходимых для него учебников и литературы, учебного оборудования, различных средств обучения и воспитания).
Организаторский компонент предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативный компонент педагогической деятельности направлен на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Таким образом, в структуре педагогической деятельности выделяются три основных компонента, отражающих её специфику и обеспечивающих полноценную реализацию целей обучения, воспитания и развития личности.
Преподавание и воспитательная работа как виды педагогической деятельности
В педагогике традиционно выделяются два вида педагогической деятельности: воспитание (формирование и развитие духовной сферы личности ученика) и преподавание (организацию педагогом учебного процесса).
В школьной практике принято различать преподавательскую деятельность (преподавание) и воспитательную работу. Преподавание в основном ориентировано на организацию познавательной деятельности обучающихся, а смысл воспитательной работы состоит в организации особой воспитывающей среды в классном и школьном коллективе, в педагогическом управлении обучающимися, необходимом для решения задач гармоничного развития личности.
Отличия между воспитанием и преподаванием заключаются, прежде всего, в ставящихся перед ними целях. Если целью воспитания является изменение в лучшую для общества сторону сознания учеников, то качество преподавания зависит от глубины изменений в их интеллектуальной сфере и количества полученных практических навыков.
Преподавание и воспитание отличаются между собой и некоторыми характерными чертами. Преподавание осуществляется в жестких рамках временны́х ограничений (ограничения во времени задаются расписанием занятий, временем урока, сроками учебного года, полугодия, четверти) и стандартизации учебного материала, подлежащего усвоению (в преподавании строго ставятся цели и планируется их реализация, существуют чёткие нормативы для контроля результатов). Воспитательная работа тоже предполагает постановку целей и наличие плана, осуществляется в рамках конкретных организационных форм, однако результаты воспитания измерить и оценить намного сложней, он не всегда может быть выражен в количественных показателях.
Преподавание и воспитание неразрывно связаны друг с другом и нацелены на формирование гармонично развитой личности, обладающей широким кругозором и подготовленной к жизни в обществе. В реальной педагогической деятельности они осуществляются в единстве и взаимосвязи, их «безболезненное» разделение возможно только в теории.

 

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма педагога.

Содержание профессиональной готовности учителя находит отражение в его профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А.И.Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи его характеризуют:

-высокая гражданская ответственность и социальная активность;

-любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

-подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

-высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

-потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

-физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Социально-нравственная направленность личности педагога находит свое выражение в системе его ценностных ориентаций, среди которых ведущее место занимают гуманистические: ориентация на личность ребенка и ее развитие, на диалогическое общение с ним, на воспитание гражданской активности учащихся и др.

К.Д.Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя.

Одно из важнейших требований к педагогу – требование высокой гражданственности. Лицо педагога-гражданина определяют гуманистическая убежденность, стремление нести знания не только детям, но и широким массам трудящихся («сеять разумное, доброе, вечное»); нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обостренное чувство долга и ответственности; стремление к повышению своей педагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников; способность создавать в отдельных уголках страны оазисы культуры

Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя характеризуется прежде всего наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования — жизнь и подвиг Януша Корчака (1878-1942), видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А.Сухомлинский писал: «Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основу познавательной направленности личности учителя составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях и признание их самоценности. Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя.

Один из главных факторов потребности в знаниях является познавательный интерес к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния». Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский. Он считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

 

Функции процесса обучения

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знание — это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, они усваивают способы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.

Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков.

Умение — это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение — это владение способами применения знаний на практике.

Навык — это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.

Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные повторения.

Умения и навыки бывают общеучебные и специальные. Последние включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии — работа с картой, масштабные измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов; по биологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике — работы с логарифмической линейкой, вычислительными машинами, различного типа моделями и др.

Кроме специальных в процессе обучения учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениями работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д.

Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.

Воспитательными возможностями располагает прежде всего содержание учебного материала. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся

Между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, Либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивацион-иой области. «Обучение ведет за собой развитие» — утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность Обучаемых.

Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, Однако эта функция успешнее реализуется при наличии Специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно цели развития личности. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эль-ижин и др.

П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин — концепцию содержательного обобщения в обучении, ПИ. Щукина — способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д. Кабалевский, И. Волков разработали методическую систему, способствующую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.

В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения (см. тему 11).

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах.

Закономерность качества обучения. Зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнуты входе него результатов; характера и объема изучаемого материала; организационно-педагогического воздействия обучающих; обучаемости учащихся; времени обучения.

4. Закономерности методов обучения. Зависят от знаний и навыков в применении методов; цели обучения; содержания обучения; возраста учащихся; обучаемости учащихся; материально-технического обеспечения; организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением. Зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения; обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения. Зависит от внутренних и внешних мотивов обучения.

Частных закономерностей большое количество. Их можно объединить в следующие группы: дидактические(охватывают содержательно-процессуальные характеристики обучения), гносеологические (характеризуют процесс получения знаний), психологические (относятся к психической деятельности учащихся в процессе обучения),кибернетические (отражают управление усвоением информации), социологические (выражают отношения между участниками обучения), организационные (фиксируют материальное оснащение, стимулирование, организацию труда).

 

20.

21.

22.

Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам В таких условиях действия учащихся приобретают качества поступков, формируют социальные черты и хара актер будущей личности Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной ди тельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности Основная цель производственных деловых игр - повышение квалификации работников управ ских аппаратов, предприятий и организаций Педагогические игры направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях, совершенствовать свои знания и умения в области методике преподаваниядання.

Организационно-деятельностные игры обычно используют для профессиональной подготовки специалистов, повышения их квалификации, оптимального решения задач личностного самоопределения в профессиональных ситуациях

Компьютерные дидактические игры используют для изучения языка программирования и формирование компьютерных знаний, а также изучение различных дисциплин с помощью компьютерных программ

В дидактической литературе остается нерешенной проблема практического применения игр, их дидактических возможностей, неконкретизированные требования к играм и рациональных методик их использования в учебном ному процесс.

Методы стимулирования и мотивации предоставляют словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительного побудительного влияния

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.