Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-11 | 237 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Попытки выстроить общую политику и политику в сфере безопасности предпринимались с 1992 г. (Маастрихтский договор). В 1999 г. она была дополнена политикой в области безопасности и обороны. Однако Европейскому союзу не удалось стать самостоятельным субъектом и центром силы. Страны-члены не готовы поступаться суверенитетом в таких центральных для любого государства областях, как внешняя политика, безопасность и оборона. В условиях же характерного для мира в целом «возвращения государства», преобладания национальных интересов над общими усредненными интересами Европейского союза, вероятность выстраивания наднациональной общей внешней политики и политики безопасности в обозримом будущем минимальна.
Многостороннее сближение подходов стран — членов ЕС к тем или иным сюжетам мировой политики, согласование интересов и выработка единой позиции по принципу общего знаменателя также труднореализуемы ввиду разнородности интересов государств по многим вопросам внешней политики. Среди последних — отношения с США, Россией, странами бывшего СССР, расширение Евросоюза, реформа международного права и международных институтов и т.д. Как правило, линия раскола проходит между континентальными западноевропейскими странами (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, отчасти Испания, Португалия и Финляндия), с одной стороны, и Великобританией, странами Центральной, Восточной Европы и Балтии — с другой.
Мешает выработке и проведению в жизнь единой внешней и оборонной политики и неготовность отдельных государств жертвовать чем-то ради достижения целей во внешнем для Европы мире. Европа и не может, не хочет играть в большую мировую игру. Все это ведет к ослаблению международно-политических возможностей Европейского союза.
|
В результате даже когда общая позиция стран Европейского союза вырабатывается, она носит предельно общий и компромиссный характер, касается обычно не основных, а смежных и инструментальных вопросов. Например, Евросоюзу не удалось выработать общую позицию по признанию независимости Косово, но консенсуса по отправке в край миротворческой миссии достигли. Страны - члены ЕС не договорились о четкой политике в отношении России в свете грузино-осетинского конфликта, однако пришли к согласию в части осуждения российских действий и непризнания независимости Абхазии и Южной Осетии.
В редких случаях, когда Европейский союз демонстрирует активную роль, он чаще всего служит «прикрытием» и инструментом интересов отдельных стран-членов. При этом приходится констатировать, что во внешнеполитическом плане ЕС сегодня слабее, чем совокупность крупных стран Европы в начале и середине 1990-х годов и даже чем отдельные государства Европы в то время.
Проблема усугубляющейся политической слабости осознается элитами Европейского союза. Незападные центры силы стремятся скорректировать теряющий прежнюю устойчивость западноцентричный экономический и политический порядок. Основной фокус внешней политики США, как и мировой политики и экономики, смещается с Европы на «Большой Ближний Восток» и Дальний Восток.
Большинство международных регулирующих институтов и правил теряют эффективность, а военно-политические инструменты регулирования, напротив, возвращают себе важность. Но в этой сфере Европа не желает и теряет способность играть. В условиях многополярности только единый Евросоюз может претендовать на положение полюса. Но ЕС не может выработать яркую эффективную внешнюю политику.Россия — способна, и при сочетании интересов Россия и ЕС могли бы стать новым внешнеполитическим центром.
|
Россия, видимо, может играть роль такого центра и самостоятельно, но с очень ограниченными возможностями, как в сфере экономики, так и в области «мягкой силы».
После масштабного расширения 2000-х годов резко интенсифицировалось политико-дипломатическое воздействие ЕС на регион бывшего СССР, что не только обострило конкуренцию между Европейским союзом и Россией, но и придало ей явный геополитический характер.
Существенный вклад внесла политическая идентичность стран Центральной и Восточной Европы, особенно Польши, а также Балтии, имеющих в данном регионе собственные идеолого-исторические представления, имеющие по большей части корни в неудачах и поражениях прошлых веков. После расширения Европейский союз оказался втянут в новые для него политические процессы. Так, после «цветных революций» некоторые страны СНГ провозгласили курс на вступление в ЕС и стали пытаться использовать Брюссель для решения своих задач, в том числе в области отношений с Россией.
У Евросоюза отсутствуют такие традиционные инструменты политического влияния, как военная мощь или членство в многосторонних регулирующих институтах (Европейский союз не обладает правосубъектностью). Поэтому в 1990-е и особенно в 2000-е годы основой претензий ЕС на роль в мировой политике стала не столько способность активно воздействовать на международные политические процессы, сколько само по себе существование этого объединения и достигнутые успехи в обеспечении мира и безопасности в отношениях между странами-членами, а также их экономического благополучия. Внешнее влияние Евросоюза основано на презумпции того, что он представляет собой одну из наиболее успешных и привлекательных моделей политико-экономического развития. Это заложило фундамент «мягкой силы», то есть привлекательности Евросоюза в глазах мирового сообщества, и прежде всего непосредственного окружения.
Главным объектом применения «мягкой силы» стали государства, прилегающие к Европейскому союзу, — страны СНГ и Северной Африки, прежде всего те из них, кто стремится присоединиться к европейскому интеграционному проекту и воспользоваться его преимуществами. «Мягкая сила» Европейского союза практически всецело зависит от стремления других стран вступить в него. Если подобное желание отсутствует, эффективность воздействия на соответствующую страну серьезно ослабевает. И это — проблема для отношений Россия — ЕС.
|
ЕС не является реальным субъектом в военно-политической сфере в отличие от некоторых стран-членов. Многие государства Евросоюза (прежде всего Великобритания и страны-«новички») выступают против «размывания» и ослабления НАТО за счет развития оборонного потенциала Европейского союза. В итоге страны ЕС (часть— целенаправленно, часть— вынужденно) тесно привязаны к США в военно-политической сфере и во многих вопросах следуют в фарватере американского курса. А Вашингтон рядом своих действий - расширение НАТО, размещение в Европе элементов ПРО - по сути, пытается навязать ремилитаризацию европейской политики и провоцирует усиление военного компонента в российской стратегии на европейском направлении, а также усугубляет неуправляемость и конфликтность международных отношений в целом. Требуются усилия (отвечающие интересам большинства в Европейском союзе) по недопущению ремилитаризации Европы.
Вашингтон не воспринимает Евросоюз как единый блок и стратегического внешнеполитического партнера. Скорее сотрудничество с ЕС-27 — это шаг, на который США идут из тактических соображений, когда им это выгодно, оставляя за собой право в иных ситуациях напрямую общаться со странами-членами. Это было при администрации Буша, остается — пусть и в более вежливой форме — и при новой администрации. Уместно вспомнить дискуссии о «старой» и «новой» Европе в преддверии иракской войны, размещение компонентов системы ПРО на территории Польши и Чехии по договоренности с соответствующими правительствами, а такжепереговоры по противодействию терроризму и облегчению визовых процедур,которые идут исключительно на двустороннем уровне.
Вашингтон целенаправленно срывает попытки ЕС приобрести внешнеполитическую и военно-политическую субъектность.
Даже в области миротворчества, где Евросоюз проявляет наибольшие усилия, очевидно четкое разделение обязанностей между Вашингтоном и Брюсселем. Как правило, военная часть операции выполняется США или НАТО, а послевоенная реконструкция (в т.ч. восстановление гражданских институтов, гуманитарные мероприятия и налаживание послевоенного хозяйствования) возлагается на плечи ЕС.
|
По причине отсутствия военно-политической субъектности Евросоюз не был готов к обсуждению с Россией таких вопросов безопасности, как расширение НАТО, размещение в Польше и Чехии элементов ПРО США, реформа Договора об обычных вооруженных силах в Европе, выработка и заключение Договора о европейской безопасности, будущее ОБСЕ и т.д. При этом Европейский союз и отдельные страны-члены прямо утверждали, что подобные вопросы следует вести или в двустороннем формате, или в рамках диалога Россия — США, или в Совете Россия — НАТО, но никак не в диалоге Россия — ЕС.
Европейский союз не в состоянии выступать экспортером военно-политической стабильности и безопасности.
Во-первых, в большинстве случаев, даже если официально операция осуществляется Евросоюзом (EULEX в Косове), на деле речь идет о формировании «коалиции желающих» внутри объединения. Другие государства либо не проявляют интереса, либо выражают иную позицию, нежели участвующие страны, но не препятствуют проведению операции.
Во-вторых, в ЕС отсутствует развитая командная структура, аналогичная той, что есть в НАТО.
В-третьих, страны проявляют крайнее нежелание участвовать в операциях, связанных с повышенным риском для жизни их военнослужащих или полицейских.
В этой связи миротворчество Евросоюза предполагает, как правило, размещение полицейской миссии или миссии наблюдателей. Вероятность участия в миссии, предполагающей боевые действия, минимальна. Классический пример — более чем скромные варианты участия ЕС в разрешении кризиса на Кавказе (август 2008 г.).
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!