Мэттью Фокс в диалоге с Майклом Томсом и Джастиной Томс — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Мэттью Фокс в диалоге с Майклом Томсом и Джастиной Томс

2017-06-11 291
Мэттью Фокс в диалоге с Майклом Томсом и Джастиной Томс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРОЛОГ

Большинство людей проводят треть своей жизни на работе. И, кажется, многие просто выполняют свои обязанности, которые им не всегда нравятся. Последний опрос, проведенный в Соединенных Штатах, показал, что восемьдесят процентов американцев недовольны своей работой. В среднем по миру число таких людей достигает девяноста процентов. Что породило эту глобальную проблему? Данную главу можно считать попыткой ответить на этот вопрос.

Мэттью Фокс – всемирно известный автор пятнадцати книг, которые разошлись тиражом семьсот тысяч экземпляров и были переведены на семь языков. Вот названия нескольких из них: «Духовность творения»[11], «Истинное Благословение»[12], «Пришествие космического Христа»[13], а также «Реформирование работы: Новое видение жизни в наше время»[14]. Мэттью защитил магистерскую диссертацию по философии и теологии в Институте Фомы Аквинского и получил степень доктора теологии в Парижском католическом институте. Он является главным редактором журнала «Духовность творения». В 1988 году Ватикан осудил его идеи, а позже, в 1993 году, его изгнали из Доминиканского ордена. С тех пор он является священником Англиканской церкви. В 1996 году он основал Университет духовности творения как модель образовательного учреждения XXI века.

 

* * *

 

Майкл Томс: Мэттью, мне кажется, было бы хорошо начать наш разговор с определения различий между службой и работой – так, как вы описывали это в книге «Реформирование работы».

Мэттью Фокс: Наша служба, наша должность в той или иной организации – это то, что помогает нам оплачивать счета. Но мы сегодня здесь собрались, чтобы говорить о настоящей работе. Я имею в виду ситуацию, когда человек всем сердцем вовлечен в то, что делает. Радость – неотъемлемая часть работы.

Помню, несколько месяцев назад я подписывал автографы на своих книгах в Вашингтоне. Там одна женщина рассказала мне свою историю. Она несколько лет проработала на одну компанию и поняла, что работа истощает ее душевные силы, что ей каждый день приходится заставлять себя идти в офис. Но она боялась увольняться, поскольку просто не представляла себя на другом месте. Но в один день она решила, что так больше продолжаться не может. Она понимала, что служба ее убивает, поэтому ушла. Через два месяца она нашла работу, которую смогла назвать своим предназначением. Она говорила, что никогда еще не была так счастлива.

Проанализируйте, что произошло. Сначала ей надо было уйти со старой работы, чтобы в ее жизни могло появиться что-то новое. Это был большой риск, но она на него пошла. Эта история показывает нам, что не только работа является этапом нашего духовного пути, но и увольнение: оно может стать важным опытом, ключевым моментом. От нее потребовалось много храбрости и умения довериться судьбе, чтобы уйти со своей работы ради того, чтобы найти для себя настоящее дело.

 

Майкл: Эта история может дать людям пищу для размышлений. Ведь для многих слишком сложно уйти с работы, потому что они к ней привязаны. Должность в той или иной компании может гарантировать им медицинское, пенсионное страхование, страхование жизни и так далее.

Да, в Америке, где люди не могут быть уверены в том, предоставят им медицинскую страховку или нет, эти вещи очень важны. Тем не менее, я знаком с семьями, где принимают подобные решения сообща. Они знают, что у их кормильца, по сути, нет работы, а есть служба в корпорации. Они понимают, что это истощает его душевные силы. Поэтому они собираются и говорят ему: «Ну что ж, лучше у нас будет меньше денег, но наш кормилец должен уволиться со своей нынешней работы». На этот период семья сплачивается еще больше, родные больше общаются, чтобы вместе выработать стратегию, улучшить качество их общей жизни. Они не зациклены только лишь на материальных вопросах и на потребительских ценностях, которые лежат в основании нашей культуры.

 

Майкл: В каком-то смысле вы сами недавно столкнулись с необходимостью раз и навсегда определить, что является для вас работой, а что – всего лишь службой. Как разрешилась ваша история с католической церковью? И расскажите о вашей новой работе, настоящей работе.

Годами я боролся за свое рабочее место. Вспомните историю Розы Паркс[15]. Совершенно очевидно, что, выйди она тогда из автобуса, она ничего не смогла бы изменить. Поэтому я совершенно не стремился покинуть Римско-католическую церковь. Я считаю, что у этой церкви очень богатое духовное наследие, особенно наследие средних веков; то, что сегодня необходимо донести до каждого человека. Зачем тогда уходить? Но в конце концов они сами послали мне извещение об увольнении. Это было довольно забавно, потому что, знаете, в тот день утром я как раз писал книгу «Реформирование работы». Это было утро понедельника. Я работал за компьютером. Раздался звонок в дверь. Когда я открыл, на пороге стоял курьер с извещением об увольнении. А ведь я тридцать четыре года был доминиканцем и двадцать шесть лет работал священником.

Я долго раздумывал над тем, что произошло, и сказал себе: «Ну и как это можно вообще назвать?» Мне на ум пришло только одно определение – «отстранение от вероисповедания». Ведь католическая церковь не может лишить сана. Поэтому эти люди просто больше не позволили мне проводить католические обряды. Я стал отстраненным от конфессии священником в это внеконфессиональное время.

По сути, для меня ничего не изменилось. Мне кажется, это правильно – не обращать внимания на подобные условности. Честно говоря, многие люди уже даже не помнят, какая разница между Лютеранской, Пресвитерианской, Методистской, Англиканской и Римско-католической церквями. Сейчас гораздо большее значение имеют другие вопросы. Вопросы выживания, вопросы, касающиеся природы, экологии, проблем молодежи. А эти церковные различия остались в прошлом, и современных людей они уже мало интересуют.

Примерно в это же время я закончил свою книгу. Последнюю главу я решил посвятить обрядам. Эта идея пришла мне в голову совершенно неожиданно. Я подумал, что в наши дни работа должна помочь людям справиться с душевными травмами, и большую часть в этом должен играть обряд. И вот что произошло потом. Через две недели после того, как я отдал книгу в печать, на пороге моего дома появились четверо англичан – молодые люди, которым было около двадцати лет. Они рассказали мне, что в последние годы работали над созданием новой литургии для англиканской мессы, используя в ней современные танцы, рэп и новейшие мультимедийные технологии. В результате к ним на воскресные богослужения в Шеффилде приходило по несколько сотен человек. Средний возраст прихожан был двадцать семь лет.

Эта история меня очень вдохновила. Тем более что я только закончил писать о важности обновлений в области обрядов. В ноябре я полетел в Англию, в город Шеффилд, чтобы проверить, действительно ли все это правда. Все было именно так, как рассказывали ребята, и меня очень тронуло отношение прихожан, впечатлило то, какой опыт они получили. Потом я пришел к епископу Суингу, который служит здесь, в Калифорнии, и рассказал ему эту историю. Он очень мне помог. Он сказал, что церковь сейчас ориентирована на пятидесяти– и шестидесятилетних людей, но для молодежи она ничего не делает. Необходимо сойти с проторенного пути и дать молодым делать то, чего они хотят.

И мы пригласили около тридцати пяти этих молодых людей организовать нашу службу в Благодатном кафедральном соборе. Я надеюсь, что такие мероприятия мы будем проводить регулярно. И было бы здорово, если бы филиал их организации появился и в Америке, здесь, в Сан-Франциско. Я хочу не просто обновить воскресные службы, но и создать религиозный центр, где можно будет проводить обновленные обряды всю неделю.

У меня есть надежда, что молодежь сможет сделать религию частью современной культуры, что обряд богослужения может быть чем-то намного более интересным, чем просто сидение на церковной скамье, проповедь священника и чтение Библии. Теперь необходимо активное участие каждого человека, его полная вовлеченность в процесс. Когда-то наши предки обрели веру. Возможно, мы можем обрести ее заново благодаря мультимедиа, благодаря возможностям новых технологий.

 

Майкл: По-моему, сейчас мы подошли к вопросу об истоках религии. Ведь в основе религиозного чувства лежит опыт встречи с божественным, и каждая религиозная система строится вокруг этого опыта. Опыт лежит в основе всего. В последнюю четверть века многие американцы, особенно молодые люди, обращаются в такие религии, которые ставят на первое место именно человеческий опыт, – прежде всего, в буддизм. Но вы утверждаете, что христиане из Англии нашли способ заинтересовать людей в своей религии. Я считаю, что этого не хватает католической церкви. В ней нет живого человеческого опыта.

Абсолютно верно. Само слово опыт очень важно. Как сказал Карл Густав Юнг: «Есть большая разница между опытом и верой». Вера обычно внушается нам с детства. А опыт – это то, что на нас влияет, меняет нас, движет нами, помогает нам и пробуждает нас. Можно сказать, это то, что затрагивает все чакры человека. В западной культуре нет ничего похожего на учение о чакрах. Рене Декарт утверждал, что душа сосредоточена в шишковидной железе человеческого мозга, в верхней части вашей головы. Имеет значение только разум. Эмоции, чувства, состояние тела – все это для западной культуры оказывается неважно.

Я всегда чувствовал, что опыт – это ключ к духовности. Что говорится по этому поводу в одном из псалмов Давида? «Вкусите и увидите, как благ Господь». Необходимо вкусить. Это и есть религиозный опыт. Религиозные учреждения часто представляют собой всего лишь социальные институты. Именно в этой точке расходятся религия и духовность. Здоровая религия служит духовности, служит опыту. Но иногда на первый план выходит формальная сторона религии, и тогда люди начинают искать религиозный опыт за пределами той церкви, к которой принадлежали с детства. Как вы уже говорили, многие молодые люди обратились к Востоку, другие – к экспериментам с наркотиками.

Именно понимание важности религиозного опыта заставило группу энтузиастов из Шеффилда заняться разработкой собственного богослужения. В Шеффилде много безработных, почти двадцать пять процентов. Многие из этих молодых людей вышли из неполноценных семей, где сталкивались с проблемами насилия, алкоголизма, наркотиков. И они лечат свои души работой, связанной с богослужением, работой очень важной и необычной. Они создали это общество, которое тоже в своем роде является альтернативой капиталистической культуре и дает людям возможность узнать, что такое настоящий религиозный опыт.

Я уверен, что противоположность капитализма – это не коммунизм как политическая система, а духовная общность. Просто удивительно наблюдать за тем, на что способны люди, когда их объединяют высокие идеи. Я наблюдал за жизнью молодых людей из Шеффилда. Некоторые из них работают на обычных работах, в то время как другие посвящают все время разработке новых обрядов. А потом они меняются местами. Своим примером они демонстрируют преимущество совместного ведения хозяйства. Но они не живут под одной крышей. Они признают ценность и значимость частной жизни, живя по соседству друг с другом и трудясь рука об руку. И это – главная составляющая сообщества: общая работа.

 

Майкл: Вы упоминали безработицу. Это глобальная проблема. Особенно в больших городах по всему миру. В книге «Реформирование работы» вы приводили в пример историю, которая меня поразила. Это была история о жизни одной из выпускниц Института культуры и духовности творения, сестры Имельды Смит из Ирландии. После учебы она вернулась в общество, где восемьдесят процентов жителей были безработными. Это очень вдохновляющая история.

Она закончила институт и вернулась в местечко под названием Тала, в пригороде Дублина. Там, как вы правильно сказали, безработица составляла восемьдесят процентов. Вы можете представить, сколько проблем в обществе было с этим связано, таких как алкоголизм и наркозависимость.

Но сестра Имельда начала с этим бороться. Сначала она работала только с замужними женщинами. Они нашли заброшенный дом, в котором открыли женский кризисный центр. Потом сестра Имельда начала обучать женщин особому виду деятельности, которую мы называем «искусство как медитация». Эта арт-терапия включает в себя обращение к своим воспоминаниям, своей боли, своим возможностям испытывать радость и надежду через танец, рисование, поэзию, лепку на гончарном круге и общение. Прошло совсем немного времени, и эти женщины начали чувствовать в себе силы. Их мужья позже сожгли этот дом, так как поняли, что больше не справляются со своими женами. Но те построили его заново и продолжали заниматься.

Короче говоря, после того, как занятия практиковались уже десять лет, мужчины и молодежь тоже начали понемногу втягиваться. Одна женщина из этого сообщества рассказала мне свою историю. У нее было три сына-подростка. Когда Имельда только вернулась в Талу, все трое употребляли наркотики, а их отец был алкоголиком и часто избивал ее. Эта женщина была просто в отчаянии. Но потом она услышала то, что говорила Имельда. По ее словам, это была первая истина, которую она услышала в жизни. Поэтому она сразу же присоединилась к сообществу. В результате ее сыновья сейчас здоровы и ходят на занятия вместе с мамой. У них в жизни теперь много интересного. Это прекрасная история духовного перерождения. И все это произошло благодаря участливым людям, которым было не все равно и которые дали другим правильные идеи, чтобы те могли жить и духовно развиваться.

 

Джастина Томс: Когда вы рассказывали эту историю, то упоминали о том, как в сообществе начали ваять на гончарном круге, писать стихи и заниматься искусством. Это подвело людей к размышлениям о прекрасном. Как вы думаете, какую роль играет красота в жизни людей?

Очень большую. Если бы не было красоты, где бы мы сейчас были? В каком-то смысле красота важна больше, чем чистый воздух. Точка зрения Томаса Берри по поводу преодоления экологического кризиса такова: все делается не ради здоровья человечества, не ради хорошей еды, не ради чистого воздуха, а ради прекрасного в этом мире. Сколько поэтов было вдохновлено Луной? Нам необходима красота. Она питает нас. Но мы уже не можем принимать красоту окружающего мира как нечто само собой разумеющееся. Так же как нельзя просто пользоваться воздухом и водой, ни о чем не задумываясь.

Лестер Браун из Всемирного наблюдательного института[16]предупреждает, что для того, чтобы изменить сложившуюся экологическую ситуацию, у нас осталось семнадцать лет. Потом будет поздно. Нам нужна экологическая революция. Он говорит, что главный наш враг – это инертность человечества. Что интересно, инертность традиционно считается духовным пороком; «уныние» входит в список семи смертных грехов. Фома Аквинский писал о том, что справиться с унынием, ленью и инертностью можно только при помощи усердия. Откуда исходит усердие? Аквинат утверждает, что оно исходит из постоянного переживания красоты окружающего мира.

Но вернемся к вашему вопросу. Насколько важна красота? Без красоты в мире было бы невозможно движение за экологию. Мы не могли бы справиться со своей инертностью. Именно поэтому движение за экологию должно быть не только политическим, но и духовным. Тогда оно сможет пробуждать людей через переживание красоты дикой природы.

Я считаю, что нам – американцы – предстоит сыграть в этом деле особую роль. Дикая природа еще живет в наших сердцах, тогда как в Европе эта связь уже прервалась. У нас еще есть такие люди, как Джон Муирс и борцы за сохранение дикой природы, которые продолжают нам доказывать, что мы связаны с этой красотой.

 

Джастина: Расскажите о взаимосвязях человека с окружающим миром и о том, насколько это важно.

Еще один способ поведать людям о красоте – это рассказать о создании человека. Я говорю о тех историях, которые рассказывали детям наши предки, чтобы показать, что мы созданы для настоящего дела, а не для бессмысленной суеты. У меня есть любимое изречение Рильке, которое я использовал в своей книге: «Существует древняя вражда между великим делом и нашей повседневной жизнью». Великие дела – это продолжение процесса творения. Это нечто, что происходит в масштабах нашей Вселенной. Это работа, продолжающаяся от сотворения мира и до наших дней. Но мы, люди, уходим от великих дел, поскольку поглощены механической бессмысленной работой.

Та история создания человечества, которую сегодня предлагает нам наука, внушает мне благоговейный трепет. Если мысленно перемотать время на четырнадцать миллиардов лет назад, к возникновению мира, то осознаешь, что Вселенная появилась из одной точки. Значит, сейчас в мире все взаимосвязано. В этом и кроется великое чудо. Сейчас мы сидим в Беркли и при этом связаны с триллионом далеких галактик. Мы связаны с ними притяжением, излучением, временем и пространством. Мы произошли из одного источника. Это намного больше вдохновляет людей, чем устаревшая теория Ньютона, где основной акцент делается на разделении всех частиц. Это глубоко религиозное переживание – чувствовать себя частью единого целого. Чувствовать взаимосвязь с окружающими.

Нужно осознать, что эта взаимосвязь существует не только между людьми. Мы связаны с каждым листочком, с каждым деревом, с каждым животным. Но то, что сейчас становится достоянием новейших научных теорий, на самом деле всегда было частью мистического видения Вселенной. В XII веке Хильдегарда Бингенская сказала: «Все во Вселенной, все в мире пронизано связями, пронизано взаимоотношениями». Очень красиво сказано. Для Запада – это новый взгляд на мир, но это мировоззрение существовало с древнейших времен. И, конечно, мир включает в себя божественное присутствие. Абсолютно все пронизано божественным. И мы это чувствуем, разве не так? Но если кто-то не чувствует этого, ему надо сменить род занятий или взять тайм-аут. На время уйти от мира и прислушаться к тому, о чем говорят мистики.

 

Майкл: Вы говорили о том, что в основе борьбы за чистоту окружающей среды должен лежать духовный опыт. Я знаю, что вы поддерживаете идею того, что в социальную и политическую сферу надо привнести духовную составляющую. Сразу приходят на ум имена таких великих людей, как Мартин Лютер Кинг, Майя Анжелу и Элис Уокер. Все они были не только общественными деятелями, но и духовными учителями.

Да, это представление о взаимосвязях духовного начала и политики существовало как в древности, так и в средневековье. Существует оно и сегодня. Уильям Хокинг, американский философ, сказал в начале XX века: «Пророк – это мистик в действии». Пророки восстают против несправедливости и заставляют подниматься других людей. Ганди говорил, что он научился говорить «нет» именно на Западе. Пророческая традиция Израиля повлияла на Иисуса Христа и, следовательно, на весь западный мир. И это замечательно. Я также вспоминаю Дороти Дэй, Томаса Мертона и других.

Когда вы видите красоту мира, вы испытываете благоговейный трепет и чувство благодарности. Это придает вам силы в борьбе за чистоту окружающей природы, наполняет вас справедливым возмущением, это толкает вас что-нибудь сделать. Когда опасность угрожает тому, чем вы дорожите, именно тогда и появляется праведный гнев. Я не знаю такого политического движения, в основе которого не лежал бы гнев. Но праведный гнев нужно отличать от ненависти и нетерпимости. Вспомните, например, нацистский режим. Сейчас подобное происходит в Боснии, где политики ведут войну, призывая к нетерпимости между православными, католиками и мусульманами.

Необходимо, чтобы все ваши действия шли из глубины сердца. Необходимо отпустить ненависть и нетерпимость и направить их в русло возмущения против несправедливости. С этим могут согласиться все. Есть общие принципы, за которые могут бороться вместе все люди, желающие добиться справедливости. Справедливости с той точки зрения, которую я могу назвать мистической точкой зрения, или тем, что мы считаем здоровым обществом и здоровой жизнью.

 

Майкл: Я думаю, немногие из нас осознают, что нам навязывают отношение к той или иной ситуации. Особенно если говорить о средствах массовой информации. Вы упоминали Боснию. Мы все время слышим о мусульманах в Боснии, но нам ничего не говорят о сербах-христианах. Само слово «христианин» никогда не звучит по отношению к сербам. Это очень тонкий способ влияния.

Хорошо подмечено. Иногда средства массовой информации могут быть очень аккуратными в выражениях. А иногда, наоборот, слишком грубыми. Но они проникают во все сферы жизни. Благодаря им мы сегодня получаем всю информацию. И именно они навязывают нам моральные ценности, хотим мы этого или нет.

 

Джастина: Мы с Майклом очень часто говорим о средствах массовой информации. Это целая вселенная, некая новая реальность, которая нам навязывается. Мы все считаем, что живем в объективной реальности. Но нельзя отрицать, что нас окружают, прежде всего, средства массовой информации – не только телевидение, радио, реклама и газеты; на нас влияют очень многими путями.

 

Майкл: СМИ вездесущи, но мы постепенно учимся их не замечать.

Именно. Вы знаете, я это тоже чувствовал. Поэтому моя докторская диссертация посвящена анализу журнала «Таймс». Невозможно основательно разобраться в роли, которую играет религия, без критического рассмотрения того, как СМИ нам ее преподносят – что говорят о вере, а о чем умалчивают. Недавно вышла замечательная книга под названием «Эпоха дезинформации». Ее написал Билл Мак-Киббен, парень, живущий в штате Вирджиния, где телевизор принимает около ста двадцати каналов. Он девять месяцев провел перед экраном телевизора, просматривая все передачи подряд. А потом он провел двадцать четыре часа на берегу Атлантического океана в полной тишине и покое. Это гениальная книга, она заставляет нас задуматься о том, где мы хотим жить. В созданной человеком информационной среде с ее ценностями – или в природной среде, в настоящем мире? Так или иначе, мы должны найти лучший баланс, нежели сейчас.

 

Джастина: Мэттью, я бы хотела вернуться к первой теме нашего разговора – про уход с работы. Мне приходит на ум образ акробата на трапеции, который перелетает с одной опоры на другую. Те, кто смотрят на него со стороны, спрашивают себя: «Как же можно было бросить все, когда в наше время сложно сводить концы с концами, даже работая на постоянной работе, – оплачивать счета, покупать продукты, платить за медицинское обслуживание?»

Что вы об этом думаете? Что подсказывает вам ваш собственный опыт?

Мой опыт показывает, что если работа продуктивна, если она по-настоящему важна для человека, то в большинстве случаев (конечно, я не даю гарантий) она рано или поздно приносит немалый доход. У нас в стране полагают, что сначала нужно заработать много денег, а потом уже можно себе позволить работать для души. Но на собственном опыте я знаю, что если ты делаешь то, к чему лежит сердце, то деньги тоже будут.

Восемнадцать лет назад в Чикаго я основал учебную программу, которая до сих пор существует, – «Священные имена». И мы никогда не рассчитывали на пожертвования. Эта программа работает благодаря заинтересованным в ней студентам. Они ходят на занятия, а их плата за обучение поддерживает программу на плаву. Если немного пораскинуть мозгами, то всегда можно найти способ оплачивать счета.

А что касается вопроса, связанного со способностью человека бросить все, – это тема мистическая. Обязаны ли мы подчиняться той схеме работы, которая сформирована господствующей культурой? Это, пожалуй, главный вопрос, который я задаю в своей книге. Отрадно видеть, что мы постепенно преодолеваем отношение к профессии, сформированное индустриальной революцией, и начинаем стремиться к революции экологической, включая в это понятие и работу нашей души, пытаясь духовно возродить мир бизнеса.

Если посмотреть на процент безработицы в мире, то в это число входит от шестидесяти до восьмидесяти процентов людей, особенно в бедных районах. В этом и заключается причина того, что строится так много тюрем. Знаете, однажды я встретил одного архитектора. Я у него спросил: «Интересно, что же вы проектируете сейчас?» – «Тюрьмы, – ответил он. – Это единственная работа, которую я могу найти в Калифорнии». Но было бы намного дешевле, если бы вместо строительства тюрем мы предотвращали рост преступности, изменив свое отношение к работе и к образованию. Очевидно, что наша система образования просто не работает для детей из бедных районов.

Но есть ли более действенные системы? Думаю, да. Если мысленно вернуться в древние времена, то мы поймем, что люди учили детей с помощью обрядов, церемоний и творчества. На мой взгляд, необходимо испытать такой подход в бедных кварталах наших городов. Нынешний подход просто не действует. А исследования показывают, что самые талантливые молодые люди рождаются и живут в бедных кварталах. Потому что для того, чтобы там выжить, надо иметь смекалку. И если мы обратимся к их творческому потенциалу и, опираясь на него, создадим структуру обучения, то сможем добиться поразительных результатов. Это и будет программой по предотвращению преступности.

Прежде всего, нам нужно отказаться от прежних представлений о работе. Закрытие машиностроительных заводов и военных баз вовсе не означает, что работа заканчивается. Необходимо сделать еще очень много. Но большая часть того, что надо сделать, не соответствует принципам работы в индустриальную эпоху. Профессия должна быть связана с душой человека. Необходимо высвободить творческое начало. Все остальное приложится.

Обратите внимание на то, что сделали эти люди из Шеффилда. У них совершенно не было денег. Это была просто группа молодых людей. И в Шеффилде не очень хорошо обстоят дела с экономикой по сравнению с остальной Англией. Они просто чувствовали, что современная религия не способна дать им то, в чем они нуждаются, и что у них есть только две возможности: либо начать употреблять наркотики, как сделало большинство их сверстников, либо взять то, что они умеют (компьютеры, музыка техно, современные танцы, мультимедиа), и сделать что-то интересное из религиозных обрядов. И они это сделали. Необходимо просто отбросить предрассудки по поводу работы.

 

Майкл: Вы говорили о слове «уныние», из средних веков. Значение этого слова включает в себя еще цинизм и пессимизм. Это еще одна характерная черта нашей современной культуры. Говоря о возможных решениях проблемы, я часто слышу, как моим доводам противопоставляют следующее: «То, о чем вы говорите, не реалистично. Вы недостаточно прагматично подходите к реальным проблемам». Что вы думаете о цинизме, заполнившем нашу культуру?

Это часть уныния, и это следствие узкого кругозора, либо полученных когда-то душевных травм. Вот что такое пессимизм. Отто Рэнк сказал: «Пессимизм происходит от подавления творческого начала». Это причина не быть созидательными. Вы как будто постоянно говорите: «Да ну, я все это уже видел». И, наконец, пессимизм несовместим с положениями новой физики. В науке есть новая теория сотворения мира. Теперь ученые утверждают, что Вселенная созидательна с самого ее возникновения. Вселенная взрывается жизнью. Это знание – отличный повод для того, чтобы снова стать созидательными.

Тем более что все мы чрезвычайно творческие существа. В этом причина многих наших проблем. В нас было очень много энергии, когда мы вырубали в один день тропические леса, на создание которых природе потребовались десятки тысяч лет; когда мы провоцировали дыры в озоновом слое, который формировался миллиарды лет; когда мы конструировали атомные бомбы, и так далее. Мы очень креативны, когда речь идет о порочных и разрушительных действиях. Пора стать созидательными во всем – в отношении обучения молодежи, в отношении праздников, в отношении траура, в отношении медицины и в отношении работы. Я считаю, что цинизм – это полная противоположность созидательности.

 

Майкл: Мы с вами оба жили в 60-е, в эпоху, которая сильно повлияла на наше мировоззрение. Я помню, как в Калифорнии был земельный бум, поскольку люди стали покупать большое количество загородных домов, где они могли бы отдыхать. Тогда бурное развитие технологий позволяло надеяться на то, что человек больше не будет проводить все свое время на работе. Это казалось таким реальным. А что же мы на самом деле имеем двадцать пять лет спустя? Сегодня люди работают даже больше, чем тогда. Почему так произошло?

Джульет Шор, экономист из Гарварда, говорит об этом в своей книге «Переутомленные американцы». Она утверждает, что в 1948 году у наших родителей, дедушек и бабушек было больше свободного времени, и они выполняли в два раза меньше работы, чем мы сегодня. «Если бы только мы снизили производительность, у нас было бы гораздо больше времени для отдыха», – считает Джульет. Мы можем себе это позволить, но боимся свободного времени, поэтому его и заполняем. Проблема не только в безработице, но и в том, что многие люди – трудоголики. Если бы только такие сотрудники могли перебороть свое болезненное пристрастие к работе, начать заниматься чем-нибудь интересным в свободное время, тогда у безработных было бы больше возможностей найти себе место в какой-нибудь организации. Джульет говорит, что в 1920 году произошел кризис, но общественность бездействовала, потом случилась Великая депрессия, а после окончания войны, когда требовалось много рабочих мест, этот вопрос снова не был поднят.

Она считает, что сегодня необходимо задать один экономический и одновременно философский вопрос: «Что мы делаем в свободное время?» У иудеев есть Шаббат. Вся традиция Шаббата посвящена наслаждению человеком каждой минутой существования. Одна седьмая нашей жизни должна быть проведена в удовольствии. Но в нашей культуре, к сожалению, ничего подобного нет. Это настоящее насилие над человеком. Шор так это описывает: «Мы живем как белка в колесе и не можем остановиться». Она убеждена, что единственный способ выбраться из этой ловушки – избавиться от потребительского менталитета. Для этого нужно освободиться от всех материальных привязанностей. Что мы можем делать вместо походов по магазинам? Есть огромное количество других занятий, но мы обычно о них даже не вспоминаем.

 

Майкл: Культура потребления определенно оказывает огромный эффект на наш подход к работе и на саму работу. Но в последние двадцать лет люди постоянно наполняют свои дома все новыми приборами. Все спрашивают друг друга: «У вас есть последняя модель? У вас есть новый телевизор с суперчетким изображением?» Наша культура подталкивает нас к тому, чтобы приобретать все больше и больше товаров – и, конечно, в результате людям надо работать больше, чтобы заработать деньги на покупку всех этих вещей.

 

Джастина: Вот что недавно со мной произошло в городе Юкиа, где я живу. Моя ассистентка Мэри Бакли ходит на женские собрания, где они поют хором. Однажды я подошла к ней и спросила: «Мэри, знаешь, я уже так давно не пела. Можно мне пойти с тобой?» Она ответила: «Конечно, может прийти кто угодно, независимо от того, умеет он петь или нет. Приглашены абсолютно все». Я пошла туда. И мы вместе исполнили самую прекрасную музыку, какая только может быть. Мы просто пели одну и ту же мелодию каноном. Это порождало прекрасные гармонии. Посредине песни я осознала, что все это было абсолютно бесплатно, и в то же время это было намного лучше похода по магазинам. Мы просто создавали красоту и были счастливы.

Музыка не только трогает ваше сердце, пробуждает вас, но и рождает общение и отношения между людьми. Она создает особое пространство, в котором люди радуются тому, что сегодня они вместе. Друзьями становятся именно на почве общей любви к красоте. Музыка не требует материальных вложений. И таким занятиям стоит посвящать свое свободное время – создавать красоту, выражаясь в терминах искусства. Мы можем раскрывать себя через музыку, танец, поэзию или, скажем, через садоводство.

Мистики называют это совершенствованием своей способности быть. Экхарт говорил: «Нам надо меньше волноваться о том, что мы делаем, и больше о том, кто мы есть». Потому что если ты сам праведный, то пойдешь только по праведному пути. Если ты счастлив, то пойдешь по пути счастья. Поэтому, Джастина, вы привели очень хороший пример. Необходимо петь, восхвалять Бога, радоваться жизни.

 

Джастина: Но появляется новый вопрос. Почему в нашей культуре почти разучились наслаждаться музыкой? Ведь обычно музыка проходит мимо нас, не трогает нас по-настоящему. Но когда мы принимаем активное участие в ее прослушивании, когда сопоставляем ее прекрасные звуки, когда чувствуем, как она входит в резонанс с нашей душой, то тогда мы хотим, чтобы дети в нашем обществе тоже осознали всю ее красоту. Возьмите, например, систему образования в школах, когда урезают финансирование предметов, кажущихся необязательными, таких как музыка и рисование. Как вы можете это объяснить, исходя из того, о чем мы сегодня говорили?

В Нью-Йорке есть группа людей, занимающихся как раз тем, о чем вы сейчас говорили. В свое время в школах Нью-Йорка были отменены уроки музыки, изобразительного искусства и актерского мастерства. Поэтому творческие люди всего города собрались и организовали группу волонтеров. Они приходили в школы и давали всем желающим уроки по искусству. Они обзавелись некоторой финансовой базой. И сами стали себя чувствовать намного свободнее, чем когда они были частью школьной системы. Впрочем, многие предпочли преподавать так же, как когда они были учителями в классах. Хотя теперь они были там, потому что школам нужен бесплатный труд. Они все еще занимаются этим. Это очень прискорбно, и многое говорит о нашей культуре. У нас искусство не считается обязательной частью образования младших поколений. Мы не задумываемся о том, что оно может помочь человечеству познать Вселенную. Но на самом деле искусство – единственная сфера жизни человека, которая с начала времен помогает нам выражать то, что нас действительно трогает за живое, будь то радость или горе.

 

Джастина: Когда вы говорите о том, что искусство – единственный способ выразить наши глубокие чувства, радость или страдание, что вы на самом деле имеете в виду? То, что если что-то действительно затронуло вас, это нельзя объяснить или выразить словами – это просто «ух ты!» и слезы на глазах? Вы хотите танцевать, хотите двигаться, хотите кричать, хотите молиться. Вы хотите дарить другим свою энергию. Одна из причин того, что мы сегодня поглощены суетой, – это то, что мы не позволяем себе и нашим детям испытывать экстаз. Мы не впускаем в нашу жизнь чудо, радость и благоговение.

То же относится и к нашим религиозным организациям. Потому-то нам и необходимы новые виды обучения, которые позволят нам снова научиться изумляться. Собственно, именно этим мы занимаемся в нашем институте уже несколько лет – медитацией с помощью искусства. Дело совсем не в таланте. Как правильно говорят многие преподаватели: «Не волнуйтесь, есть у вас талант или нет – все равно приходите к нам и пойте». Эта же правда применима к другим областям человеческого самовыражения. Все, что сделали люди, – поставили искусство на профессиональный уровень. Но это не принесло ничего хорошего миру искусства. В конце концов, теперь он отделен от своих духовных корней.

 

Майкл: Одна из глав вашей книги «Реформирование работы» называется «Великая работа и внутренняя работа». Что вы подразумеваете под словосочетанием «великая работа»?

Говоря «великая работа», я имею в виду сам процесс творения, который пр


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.