Кэрол Осборн в диалоге с Майклом Томсом — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кэрол Осборн в диалоге с Майклом Томсом

2017-06-11 295
Кэрол Осборн в диалоге с Майклом Томсом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРОЛОГ

Новые задачи, которые ставит перед нами будущее, меняют картину американского и мирового бизнеса. Такие проблемы, как сокращение штатов, поглощение маленьких компаний большими корпорациями, замораживание заработных плат и прочие, приводят к тому, что положение служащих на работе меняется каждый день.

Работа никогда не будет такой, как раньше. Быть может, это и к лучшему: ведь столько людей трудится все больше, а получает все меньше удовольствия от своей работы. Но имеем ли мы право на оптимизм?

Кэрол Осборн отважилась ступить на путь, который вывел ее из замкнутого круга работы ради обогащения и привел к совершенно новой жизни и новой работе. Имя Кэрол Осборн впервые стало известно широкой публике с выходом книги «Хватит – значит, хватит: разрушая миф о том, как получить все. Настольная книга анонимных трудоголиков»[21]. Она двадцать пять лет была собственником и основателем одной из самых уважаемых в стране компаний по предоставлению консультационных услуг. Также она является автором книг «Внутреннее превосходство: духовные принципы бизнеса»[22] и «Как бы Конфуций попросил о повышении? 100 действенных решений для сложных деловых проблем»[23]. Кэрол – бывший директор общества «Внутреннее совершенство».

 

* * *

 

Майкл Томс: Кэрол, давайте вспомним то время, когда вы со своим мужем Дэном решили, что не хотите больше заниматься бизнесом так, как вы это делали раньше. Расскажите, как это произошло.

Кэрол Осборн: Когда вы это сказали, первое, что мне вспомнилось, – был ужасный момент, когда мы однажды с мужем вошли в наш офис и обнаружили в конференц-зале наполовину съеденный пирог, который мы приготовили для чаепития. Дэн и я, мы оба стремились к полному контролю и абсолютному подчинению сотрудников. И нам очень не понравился тот факт, что кто-то еще собрал людей на чаепитие без нашего ведома. Это означало, что что-то пошло не так, как надо, что мы потеряли контроль. Наши худшие опасения стали реальностью, потому что весь штат ополчился против нас. Сотрудники считали, что мы слишком сильно давим на них, заставляя работать, что мы устроили диктатуру. Самое грустное было то, что мы с Дэном считали, что вдохновляем сотрудников на созидательную деятельность. Мы совершенно не замечали огромного разрыва между тем, кем сами себя считали, и тем, что думали о нас подчиненные.

 

У вас были утренние собрания с чаепитием, так?

Да. Во время этих чаепитий мы подбадривали наших сотрудников, ставили перед ними цели, благодаря чему получали все больше прибыли. Но мы зря считали, что были единой командой. Мы совершенно не осознавали того, что на самом деле творилось в нашей компании. Нельзя было пропускать те факты, что служащий в приемной все время отводил взгляд, когда мы входили, а многие сотрудники проводили слишком много времени, разговаривая у водяного охладителя. Были определенные сигналы, но мы их не хотели замечать, потому что в финансовом отношении компания процветала.

 

А что случилось потом?

Я с глазу на глаз поговорила с одним из сотрудников и узнала, насколько далеко мы зашли.

Надо было что-то делать, но я не знала, что именно. Я понимала, что мне даже негде почерпнуть информацию. Если вы зайдете в книжный магазин и подойдете к полке с книгами по менеджменту, то вы найдете секреты успешного менеджмента императора Нерона, правила ведения партизанской войны на рабочем месте и так далее. Даже такие заманчивые названия книг, как «В поисках совершенства», говорят о том же самом: чтобы преуспеть в нашем обществе, надо поставить перед собой цель и добиваться ее всеми возможными способами, устраняя с дороги каждого, кто может тебе помешать. Чего бы это ни стоило. Надо переступить через себя, через свои чувства и моральные принципы, и тогда достигнешь того, чего хотел.

Я поняла, что люди уже очень долгое время пытаются руководствоваться этой теорией, и что она не поможет мне, поскольку не помогала еще никому. Поэтому я отказалась от книг по менеджменту и в отчаянии пошла в магазин эзотерической литературы, чтобы посмотреть, что же они могут мне предложить. Я купила несколько книг, посвященных святым, мистикам и гуру, и начала читать.

 

И вы нашли полезные для себя советы в книгах о мистиках и святых?

Да, очень много полезных советов. Подход к жизни у этих людей действительно очень сильно отличается от того прагматизма, который определяет сознание большинства из нас. Это позволило мне взглянуть на многие вещи совершенно другими глазами. Я поняла для себя, что они говорили об успехе как о способности уступить миру, довериться собственной судьбе, как о восприятии и понимании – то есть воспринимали успех как процесс.

У меня был бизнес, которым надо было заниматься каждый день; мне пришлось вернуться в офис после того ужасного инцидента и со временем начать искать новый способ управления организацией. И вот, несмотря на то, что сначала было очень тяжело, через год или два после того, как мы начали внедрять новые принципы в работу, мы стали гораздо более успешными, чем когда-либо. Мы этого совершенно не ожидали.

 

В вашей компании тогда из двадцати сотрудников осталось только четверо, не так ли? И вы тогда продали дом?

Да. Когда мы поняли, что стремление к успеху завело нас в тупик, мы решили полностью изменить свою жизнь. Мы решили позволить всему идти своим чередом в надежде на то, что когда-нибудь все само выстроится нужным образом. Не знаю, откуда взялась у нас эта надежда, но нами руководила идея, что если позволить жизни вести себя, быть честными перед самими собой и верить, то все получится. И все действительно получилось.

 

Вы использовали какие-нибудь эзотерические практики, чтобы выдержать это испытание?

Их влияние было почти незаметным, но при этом оно многое определило. В середине 60-х я наткнулась на китайскую Книгу Перемен, и потом что-то заставляло меня обращаться к ней снова и снова, день за днем. Хотя, признаться честно, первые десять или пятнадцать лет я не могла понять ни единого ответа, которые давала эта книга. Но отчасти я чувствовала, что она постепенно изменяет мою программу, расширяет возможности моего разума, помогает видеть восточную философию не только как способ прийти к успеху, но и как возможность обрести спокойствие, научиться получать и отдавать, находясь в гармонии с собой. Я одна из тех людей, которые после того, как им откроют глаза на происходящее (в моем случае это была история с пирогом), начинают искать гуру. Но я не думала, что мой гуру все время лежал на ночном столике рядом с кроватью. Я не понимала, откуда я могу брать знания. Эта книга помогла мне раскрыть и освободить свой разум.

Я также читала очень много книг о философии дзен и действительно втянулась в эту традицию. Я начала замечать ее большое сходство с индийской философией и мистицизмом. Совсем недавно я вспомнила о собственных иудео-христианских корнях и решила, что мне необходимо поехать в Вандербильтский университет богословия для изучения теологии. Я уверена, что есть очень много людей, которые пытаются отыскать точки соприкосновения между древним и современным, между традициями Востока и Запада. Ведь точек соприкосновения действительно очень много.

 

Вы проводите множество семинаров по всей стране, посвященных работе. Также вы часто выступаете в качестве консультанта в различных корпорациях. Зачем вам дополнительные занятия? Как вы собираетесь объединить обучение и работу?

Я просто встала на путь знаний. В большинстве случаев, когда мы приходим на работу, мы сталкиваемся с людьми другой веры. Очень редко бывает так, что в корпорации работают только баптисты, только нью-эйджеры и так далее.

Я считаю, что место работы чем-то похоже на общеобразовательную школу, потому что людям некомфортно друг с другом, они не могут раскрыться.

Мы не знаем, как обсуждать духовные вопросы – и просто не поднимаем подобные темы. А если и поднимаем, то лучше бы мы молчали, потому что говорим другим: «Вы должны делать то же, что и я». Мы пытаемся заставить других перенять нашу манеру работы, вашу веру, да что угодно. Я думаю, что нам необходимо научиться разговаривать друг с другом на рабочем месте о наших глубочайших убеждениях. Но делать это с уважением к многообразию человеческих мировоззрений, а не навязывать свои собственные идеи. Но еще важнее начать следовать своим глубочайшим убеждениям.

 

Вы говорите о глубоких убеждениях, о том, чтобы высказывать их на рабочем месте. Но многие люди боятся это делать, потому что могут потерять авторитет или даже свое место в организации из-за того, что будут рассказывать правду о своих чувствах. Что вы на это скажете?

Я считаю, что человеку необходимо решить для себя, что стоит предпринимать, а что нет. Порой вы вкладываете все свои силы в решение какой-либо проблемы. Иногда стоит выговориться об этом, иногда нет. Иногда полезно послушать правду о себе, пусть она и не будет приятной. Я думаю, что духовность напрямую связана с внутренним состоянием, способностью давать себе отчет в том, что делаешь, – так, чтобы не поставить самого себя в глупую ситуацию. Старые предубеждения, о которых я говорила, – это когда мы поддаемся распространенным в современной культуре взглядам, что человек человеку волк. Происходит вечная борьба, соревнование; чтобы победить, необходимо работать до такой степени, что неизбежно вредишь своему здоровью. Все это является подсознательными убеждениями, которые во многом определяют поведение человека на рабочем месте.

На том уровне, где я преподаю и пишу книги, я стараюсь полностью сфокусироваться на отдельной личности, на индивидуальности человека. Необходимо отстраниться и посмотреть, в какой степени старые предрассудки занимают вашу жизнь. Если вы трудоголик, то, могу поклясться, методы, подобные хлысту и прянику – производительность, основанная на угрозах, страхе, – занимают огромную часть вашей жизни. Человек, духовно активный, чувствующий, что Вселенная предназначила для него и его деятельности успех, искренне любящий, не будет думать, что для того, чтобы стать успешным, ему придется перешагнуть через себя.

 

Как вы думаете, сейчас вы меньше работаете, чем раньше? Или, может, вы больше работаете и все больше наслаждаетесь рабочим процессом, потому что чувствуете, что вы и ваше дело – одно целое?

В моей жизни было и то, и другое. Когда я решила изменить свою жизнь, на первых порах мне приходилось работать меньше, потому что мне было необходимо проводить больше времени на природе, вести записи, медитировать. Мне приходилось заново учиться прислушиваться к своему внутреннему голосу. Мой внутренний голос всегда шепчет. Внешний мир – кричит.

 

Очень хорошая метафора.

Необходимо выходить за рамки. Я нахожусь в гармонии со своим внутренним голосом. Но на то, чтобы научиться его слышать, у меня ушли годы. Я очень советую людям работать, прислушиваясь к нему. Работать с вдохновением, со страстью. Обязательно улавливать тот момент, когда работа перестает быть удовольствием и становится чем-то, что вы выполняете из страха за свое будущее. Ловите этот момент и начинайте бороться. Нельзя позволять себе продолжать движение на автомате, иначе вы обязательно сломаетесь, рано или поздно.

 

Подзаголовок книги «Как бы Конфуций попросил о повышении?» – это «Сто действенных решений для сложных деловых проблем». Те ответы, которые вы предлагаете там, были основаны на вашем опыте прочтения Книги Перемен. Но мне интересно, откуда появлялись вопросы? Как вы приходили к ним?

Последние пять лет я очень много путешествую по стране, посещаю различные корпорации, начиная со страховых компаний и заканчивая корпорацией «Эппл». И в конце люди всегда спрашивают: «То, о чем вы говорите, звучит потрясающе, но как мне поступить в моей ситуации? Меня собираются уволить»; или: «…меня проверяет налоговая служба»; или: «моя секретарша – любовница моего босса». Что-то вроде этого.

Я действительно верю, что моя философия может быть применима в повседневной жизни. Поэтому я начала записывать самые серьезные вопросы. Ведь я знала, что если приложить много усилий, то можно будет справиться с любой из этих проблем. И позже я смогу дать реальный совет, который станет руководством к действию.

 

Таким образом, вы поняли, что ваша философия может справиться как минимум с сотней проблем?

Да, я взяла на рассмотрение сто самых неразрешимых проблем, какие только могла найти. Я не уклонялась от решения сложных вопросов.

И очень часто в книге я возвращаюсь к теме молитвы, медитации, принятия и даже юмора. Дело в том, что есть огромное количество ситуаций, которые невозможно разрешить именно так, как вам этого хочется. Книга Перемен и учение Конфуция подарили нам возможность постичь истину о том, что жизнь ограничена определенными условиями и несвободой, и с этим необходимо смириться. В 80-е годы я росла в Сан-Франциско. Я взрослела в 80-х и 90-х годах, когда появлялось так много коммерческих организаций, а люди пребывали в убеждении, что ты всегда можешь добиться всего, можешь сделать это так, как тебе хочется, то есть ты сам можешь контролировать свою жизнь.

Сначала при этом подразумевалось: «Если ты хорошо работаешь, если ты достаточно умен, если ты действительно пытаешься». Затем появились другие идеи: «Если ты достаточно медитируешь, если ешь достаточно здоровую пищу», но в любом случае успех понимался как возможность контролировать ситуацию. Поэтому один из главных вопросов, над которыми я работаю на протяжении всей жизни, и то, чему стремилась научить людей (в частности, говоря о бизнесе), – это создавать такие условия в корпорации, которые не требуют тоталитарного контроля. Дать понять руководителям, что они не всегда смогут все контролировать.

 

Почему, как вы думаете, многим из нас так сложно отказаться от желания все контролировать? Мы хотим, чтобы все всегда было безопасно и спокойно, все под нашим контролем. Почему это происходит?

Я считаю, что наше сознание – религиозное и духовное – не функционирует достаточно хорошо в наш век. Это негативное влияние эпохи Просвещения. Было время, когда у людей была настоящая вера. Вера не в то, что в жизни любое дело будет получаться, а вера в абсолютную справедливость. Но когда пришла эпоха Просвещения, люди начали сомневаться в существовании гармоничной и любящей Вселенной. Разве можно утверждать, что она существует, если этого нельзя доказать научно? Реальна ли она? Поэтому в современном обществе мы все еще ощущаем влияние таких идей. У многих людей отняли то, во что они верили инстинктивно. Но я убеждена, что эта вера вернется в любом случае, потому что новая наука ведет человечество обратно к мистериальному видению Вселенной, в котором мы и должны пребывать.

К сожалению, у нас все еще есть иллюзия, что если мы чувствуем себя плохо, то можно использовать научные достижения, чтобы добиться большего комфорта. Поэтому, казалось бы, вера не нужна. Можно просто изобрести электрообогреватель, лампочку или что-нибудь еще. Для этого вера не требуется. Можно добиться этого, используя только рациональное мышление. И это дало нам иллюзию всемогущества.

 

Интересно, что в 1915 году Эйнштейн сформулировал основные положения теории относительности. Но сейчас, почти век спустя, большинство людей и большинство организаций имеют до-эйнштейновский взгляд на мир.

Эйнштейн задавался очень вдохновляющим вопросом. Он говорил, что единственный вопрос, который каждый человек должен задать себе самому, это: «Дружелюбна ли Вселенная?» Это самое важное.

 

Как вы думаете, она дружелюбна?

Я уверена в этом на сто процентов.

 

Вам так подсказывает опыт?

Я знаю, что иногда люди чувствуют себя плохо, некомфортно; иногда нам очень тяжело. Но это все только для того, чтобы мы могли расти духовно, развивать свой характер. Я пришла к выводу, что представления о том, что, только перешагнув через свои чувства, свой характер, можно добиться успеха, устарели. Успех приходит, когда вы обретаете внутреннюю гармонию. Если вас постоянно преследуют неудачи, то, скорее всего, вы что-то делаете неправильно. Мне сложно предположить, что наивысшая справедливость может заключаться только в том, что благодаря ударам судьбы человек становится более сострадательным, гуманным, более открытым миру. Идея о том, что любые действия все равно ведут к хаосу, не может располагать человечество к созиданию.

 

Джозеф Кэмпбелл говорил, оглядываясь на свою жизнь (он говорил это по поводу жизни и других людей), что, когда происходит что-то плохое, ты воспринимаешь это как катастрофу и трагедию. Но по прошествии определенного времени ты начинаешь осознавать, что это был поворотный момент; время, когда ты, стоя на развилке, выбирал будущий путь, изменял направление движения. Складывается впечатление, что подобные поворотные моменты жизни предопределены свыше, даже если сначала вам так не кажется. Это отсылает нас к Книге Перемен – стойкость дает возможность преодолеть неизведанное и приводит нас к пониманию и решению.

Думаю, произошел некий сдвиг в сознании людей, поскольку наше старое мировосприятие оказалось бездейственным. В нем духовность приравнивалась только к комфортному и счастливому сосуществованию людей. Многие наши проблемы проистекают именно отсюда. Если обратиться к Ветхому Завету, то сразу становится понятно, что вера не однородна. Я имею в виду, что верить всей душой – не значит надеть на себя маску радости и счастья и обходительно обращаться со всеми вокруг.

Если рассматривать веру в рамках бизнеса, то я знаю многих людей, которые считают, что духовность заключается в том, чтобы быть всегда вежливыми и милыми со всеми. Но я более склонна определять веру так: это сила духа, которая помогает человеку справляться с возникающими трудностями. Помогает решать вопрос о том, как возможно сочетать умение жить и стремление к высшим ценностям.

Без преодоления трудностей нет и духовности. Мы постоянно недовольны нашей работой, поскольку считаем, что работа в идеале должна быть простой, не требующей физических и духовных усилий. Что она должна быть прекрасным местом, где все работает само по себе. Это порочный круг, в который нас загнала культура.

 

Кажется, мы действительно считаем, что в этом и заключается свобода. Мы ищем наше спасение где угодно, но только не в самих себе. Мы пытаемся обрести его в нашей работе, в учителе, в любимом человеке. Но оно внутри нас. Нам необходимо понять это, не так ли?

Да. А сейчас очень много людей, которые, подобно Питеру Пэну, перелетают с одной работы на другую, считая, что новое место должно решить все их проблемы, вместо того чтобы прислушаться к себе и определить, что же им на самом деле нужно.

В книге «Как бы Конфуций попросил о повышении» я рассказываю историю одной поэтессы, моей подруги, которая живет в Сан-Франциско. Она уже много лет работала в правительстве. И однажды она решилась на очень серьезный шаг, потому что прочитала в одной книге, что если следовать желаниям своего сердца, то все мечты сбудутся. Она оставила свою надежную работу и начала писать замечательную книгу, сборник стихов. Закончив ее, она обошла около двадцати издательств, но никто не соглашался печатать эту книгу. Однажды она сидела со своей тетей, которая была очень мудрой женщиной. Моя подруга спросила у нее: «Тетя, в чем была моя ошибка? Я следовала своему сердцу. Почему я ничего не добилась?» А ее тетя повернулась и сказала: «Ну, знаешь, дорогуша, у тебя получилось бы заработать, если бы, заглянув в свое сердце, ты увидела бы там инвестиционный банк».

В современном обществе мы утратили представление о настоящем героизме. Нам сложно понять, что когда человек находит свое призвание, свою страсть, то не обязательно это должно приносить деньги, комфорт, социальный статус или престиж. Но те, кто десять лет назад писали книги, посвященные духовности в бизнесе, знают, что так и есть на самом деле.

 

Я люблю повторять, что в своем бестселлере «Любимое дело приносит достаток» Марша Синетар не уточняет, сколько именно будет денег. Ведь мы так часто поддаемся зову своего сердца, но это не всегда приносит обогащение. Это приносит удовлетворение. Это приносит совершенно другие ценности и награды.

Основываясь на своем собственном опыте, я могу сказать, что чем больше уступаю судьбе, тем больше у меня появляется денег, но тем меньше они мне нужны. Сейчас я уверена, что необходимо принимать решения в соответствии с велением сердца, соотнося их со своими пристрастиями и целями. Но я совершенно не против работы ради денег. До тех пор, разумеется, пока она не приносит вреда другим людям. Я могу ради денег согласиться принять участие в проекте, который не будет соответствовать моим представлениям о себе. Было время в моей жизни, когда я считала, что все, чем я занимаюсь, должно быть отражением моего внутреннего мира и в то же время приносить большие деньги. Но теперь я понимаю, что в жизни многих людей было бы гораздо больше радости, если бы они понимали, что это совершенно разные задачи.

Если оба эти момента совпадают – это просто прекрасно; иногда такое действительно случается. Но большинство людей работают по семьдесят-восемьдесят часов в неделю на такой работе, которая, по идее, должна помочь воплотить в реальность все их желания. Я часто думаю о тех, кто работает в сфере пиара и рекламы: ведь они легко могли бы быть писателями и поэтами. Существует множество профессий, кажущихся очень близкими; например, люди, которые пишут музыку к рекламным роликам, и композиторы. Работая на подобных компромиссных должностях, люди думают: «Если только я смогу сделать что-нибудь великое на этом посту, если я буду достаточно умен, вся моя жизнь может быть построена вокруг работы».

Но подобные профессии требуют в среднем семьдесят-восемьдесят часов в неделю. Бешеные графики не позволяют человеку заниматься чем-то кроме работы. Поэтому есть множество примеров, когда люди уходят с подобного места и начинают работать в книжном магазине или на какой-нибудь подобной работе; там, откуда они могут уйти домой в пять часов вечера. Им больше не надо будет работать по двенадцать часов в сутки. После пяти они смогут заняться своим любимым делом – писать книги, служить обществу, пытаться найти свое истинное предназначение, которого они никогда бы не достигли на своем прежнем пути.

 

Те, у кого больше свободного времени, могут проводить его со своими детьми в семейном кругу.

У меня двое детей. Старшему шестнадцать лет, и я очень надеюсь, что он осознает то же, что и я сейчас. Я начала писать книги десять лет назад, и это не случайно, что моему младшему ребенку тоже десять. Я была права, когда осознала следующее: «Подождите-ка! К чему я стремлюсь? Я хочу иметь хороший дом для того, чтобы играть с детьми в своем саду». Но чтобы купить тот дом, о котором мы мечтали, мне пришлось бы работать в офисе целыми днями. И с моими детьми на лужайке играла бы не я, а нянька, которую мне пришлось бы нанять. Я рада, что не допустила такого развития событий.

 

Это как родить ребенка и затем самой родиться заново.

Так и случилось. И случилось почти одновременно.

 

В книге «Внутреннее превосходство» вы называли семь главных принципов жизни и бизнеса. Для вас эти принципы все еще остаются в силе?

Да. Я могу сказать, что после написания своей первой книги «Хватит – значит, хватит» и перед тем, как начать работать над «Внутренним превосходством», я хотела сформулировать те принципы, благодаря которым могла бы построить собственную жизнь. И мне кажется, у меня получилось. Потому что к тому времени я уже переросла «Хватит – значит, хватит», в которой говорилось, что, если вам надо выбирать между успехом и духовными ценностями, следует выбирать ценности. Я написала эту книгу в середине 80-х годов, когда было очень важно воспринять идею о том, что человеку невозможно добиться абсолютно всего, чего он хочет. Поэтому для меня имело смысл урезать время, которое я трачу на свою работу, переехать из большого дома в дом поменьше, забрать детей из частной школы и тому подобное.

Как только я начала заниматься действительно важными для меня вещами, я поняла, что мне необходимо для жизни намного меньше денег, чем я думала раньше. Но, как я уже говорила, чем больше я заботилась о себе, тем лучше шли мои дела. Так же получилось и с «Внутренним превосходством». Я осознала, что мне надо расширить свое сознание, чтобы принять тот факт, что нет большой разницы между успехом и заботой о себе. Наоборот, между ними есть тесная связь. И вот откуда появились принципы для книги «Внутреннее превосходство» – когда я пыталась понять, как смирение и доверие к судьбе могут принести успех.

 

И какие принципы вы называете в книге?


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.