Глава 1. Нормативно-правововая база и основные положения, регламентирующие пожарную безопасность в зданиях с массовым пребыванием людей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Нормативно-правововая база и основные положения, регламентирующие пожарную безопасность в зданиях с массовым пребыванием людей

2017-06-09 954
Глава 1. Нормативно-правововая база и основные положения, регламентирующие пожарную безопасность в зданиях с массовым пребыванием людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗДАНИЯХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ №5 УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Пояснительная записка

20.05.01 415 ПЗ

 

 

Руководитель, к.с.н. О.Ю. Шепелев
Консультант, доц., к.с-х.н. А.Н. Грозин
Консультант, к.э.н. Л.В. Хачёва
Нормоконтролер Ю.А. Бабченко
Студент гр. ФО-510201 К.А. Напреева

 

 

Екатеринбург 2016

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка дипломного проекта содержит 75 листов, 10 рисунка, 17 таблиц, 24 использованных источников.

Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУЩЕНИЯ, ПОЖАНЫЙ МИНИМУМ, ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА ПОЖАРОВ, ПЕРВИЧНЫЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА.

Целью дипломной работы является провести исследование и проанализировать основные причины пожаров в студенческих общежитиях; предложить решения выявленных проблем, разработка пожарного минимума для иностранных студентов.

В дипломной работе представлена характеристика и анализ пожарной опасности объекта, результаты проведенного опроса в виде анкетирования среди иностранных студентов, проживающих в общежитии, разработан пожарный минимум для иностранных студентов.

В пояснительной записке рассмотрены вопросы охраны труда и техники безопасности, а также даны расчеты экономической эффективности предлагаемых решений, которые рекомендованы для реализации в целях обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОВАЯ БАЗА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЗДАНИЯХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ……………………………………8
1.1 Законодательная база в сфере пожарной безопасности для зданий с массовым пребыванием людей………………………………………………...8
1.2 Основные понятия, используемые в работе……………………………..16
2. ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ……………………………………………………………….19
2.1 Общая характеристика и соответствие требований пожарной безопасности студенческого общежития №5 УрФУ………………………..19
2.2 Исследование и анализ причин возникновения пожаров в студенческих общежитиях……………………………………………………………………21
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗДАНИЯХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ №5 УРФУ…………………………….35
3.1 Пожарный минимум для иностранных студентов………………………35
3.2 Расчет экономической эффективности ………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..60

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что официальная статистика пожаров показывает, что за последние годы в России уменьшается как количество пожаров, так и число пострадавших от них, пожары по-прежнему «забирают» тысячи жизней людей. Количество пожаров в 2015 г. по сравнению с 2010 г. сократилось на 20%. [19] Динамика сокращения количества пожаров в период с 2010-2015 гг. представлена на рис. 1.1.

Рисунок 1.1. Количество пожаров в период с 2010-2015 гг.

 

Несмотря на то, что количество пожаров уменьшается, материальный ущерб с каждым годом растет на миллионы рублей. [19] Динамика материального ущерба в период с 2010-2015 гг. представлена на рис. 1.2.

Рисунок 1.2. Материальный ущерб в период с 2010-2015 гг., млн. руб.

 

По статистике в 2015 г. в жилом секторе (жилые дома, общежития, дачи, садовые домики, надворные постройки и т.п.) произошло 50 861 пожаров, а материальный ущерб составил 2 292 823 рублей. [20]

Регулярно пожары происходят и в студенческих общежитиях, а в отдельных случаях эти пожары становятся причиной смерти людей. Одним из самых крупных пожаров с массовой гибелью студентов произошел в конце ноября 2003 г. пожар в общежитии Российского университета дружбы народов (РУДН). Во время разбора завалов были обнаружены тела 42 человек, ещё 2 впоследствии скончались в больнице, 182 человека попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями, 156 из них были на долгое время госпитализированы. [21] Оградить от пожара обучающихся, будущих специалистов нашей страны – задача, стоящая перед руководителями вузов и органами надзорной деятельности.

В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) в начале 2016 г. прошло совещание, посвященное исполнению предписания ОНД в УрФУ на 2016 г. На нем ректор УрФУ В.А. Кокшаров озвучил цифру, которую планирует затратить Министерство образования Российской Федерации при приведении всех зданий УрФУ, в том числе и общежитий, на необходимый уровень противопожарной защиты, это 104 000 000 рублей. Выделение средств на исполнения предписаний ОНД указаны в приложении 1.1.

Актуальность работы состоит в том, что вопросы обеспечения пожарной безопасности в студенческих общежитиях является насущной проблемой учебных заведений. Особенности мер по организации пожарной безопасности в общежитиях объясняются тем, что подобные здания считаются зданиями с массовым пребыванием людей, а чем больше количество людей, тем больше вероятность возникновения пожара.

Новизна нашего исследования состоит в том, что несмотря на то, что пожары в студенческих общежитиях, в том числе и тех, где проживают и иностранные студенты, происходят довольно часто, исследований в этой области достаточно мало. Вместе с этим, нами самостоятельно был разработан инструментарий и проведен опрос среди иностранных студентов, проживающих в студенческом общежитии №5 УрФУ, который затрагивал вопросы пожарной безопасности в студенческих общежитиях.

Теоретической основой для дипломной работы послужила нормативно-правовая база, регулирующая вопросы пожарной безопасности в зданиях с массовым пребыванием людей, а также положения, представленные в работах таких авторов как:

- Ю.Л. Воробьева (проблемы обеспечения пожарной безопасности в зданиях с массовым пребыванием людей); [14]

- И.И. Петрова (проблемы тушения пожаров в помещениях); [15]

- Д.М. Гордиенко, А.В. Карпова, Д.С. Кириллова, А.А. Косачева, Е.В. Левченко, Ю.Н. Шебеко (о частотах возникновения пожаров и пожароопасных ситуаций в общественных зданиях различного назначения); [16]

- С.Н. Грязнова, А.П. Елисеева, Д.Б. Икрамова (население и пожарная безопасность). [17]

Объект работы - пожарная безопасность в студенческом общежитии №5 УрФУ.

Предмет работы - пожарная безопасность в зданиях с массовым пребыванием людей.

Цель работы - изучить вопросы пожарной безопасности в студенческих общежитиях: на примере студенческого общежития №5 УрФУ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить нормативно-правовую базу и основные положения пожарной безопасности в зданиях с массовым пребыванием людей;

2. проанализировать причины возникновения пожаров в студенческих общежитиях;

3. на основе данных полученных в результате проведенного исследования, разработать рекомендации по устранению выявленных проблем;

4. провести расчет экономической эффективности предлагаемых решений.

Исследование проводилось на основе системно-функционального и комплексного научных подходов, с помощью научных методов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, методов статистического анализа.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в разработке пожарного минимума для иностранных студентов, для улучшения знаний студентов по пожарной безопасности, а также расчет капитальных затрат на установку эвакуационных выходов с системой СКУД и их экономическая эффективность.

Практической значимостью нашей работы является передача данных капитальных затрат на установку эвакуационных выходов с системой СКУД в студенческом общежитии №5 в сметный отдел УрФУ, а также пожарный минимум для иностранных студентов мы отдали на рассмотрение в отдел ГО и ЧС УрФУ.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и 4 приложений. В тексте дипломной работы содержится 17 таблиц и 10 рисунков. Общий объем работы 75 листов.

Основные понятия, используемые в работе

В соответствии со ст. 1 Федерального закона ФЗ №69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.[4]:

- пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

- пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

- требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

- нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

- противопожарный режим – правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

- меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

- государственный пожарный надзор – осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

- нормативные документы по пожарной безопасности – технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

- профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

- первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Целесообразным считаем дать следующие понятия, используемые в работе [5]:

- студент - учащийся учебного заведения, студенты очного отделения слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачеты и экзамены и т.д., а после окончания соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу, студенты заочного обучения проходят более сжатый курс лекций, приезжают в учебное заведение только для сдачи экзаменов;

- международные студенты (также иностранные студенты) - лица, выезжающие за границу для получения образования различного уровня и специализации.

- студенческое общежитие - место временного проживания для приезжих студентов, учащихся: на время учёбы, службы или ставшее постоянным для работников учреждения;

- декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска;

- класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях, строениях и пожарных отсеках технологических процессов производства;

- опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу;

- первичные средства пожаротушения -переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;

- пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

- противопожарный минимум - обязательный минимум знаний пожарной безопасности для работников организации, студентов на любом объекте (действия при пожаре, использование огнетушителя, свойства горючих материалов и прочее);

- эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

- эвакуация - процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Итак, пожарная безопасность в зданиях с массовым пребыванием людей- это состояние защищенности личности и имущества от пожаров на территории студенческого общежития. Какую пожарную опасность могут представлять объекты на территории студенческого общежития, в чем выражается суть защищенности личности и имущества от пожаров и как обеспечивается эта защищенность – задача следующих разделов нашей работы.

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗДАНИЯХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ №5 УРФУ

3.1. Пожарный минимум для иностранных студентов

В соответствии с требованиями «Правил противопожарного режима в РФ» (Постановление Правительства РФ от №390 от 25.04.2012 г.) руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса, а также приемов и действий при возникновении пожара. [10]

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны проходить обучение пожарно-техническому минимуму до начала самостоятельного выполнения работ (вступления в должность). Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год. [11]

Каждый год в УрФУ поступает большое количество иностранных студентов. Обучение иностранных студентов пожарному минимуму не регламентируется ни одним нормативно-правовым актом. Однако для получения эффективности знаний по пожарной безопасности мы предлагаем ввести пожарно-технический минимум для иностранных студентов, который ввести локальным актом ректора вуза.

Пожаро-техничесикий минимум проводится с целью доведения до студентов основных требований пожарной безопасности; опасных факторов пожара и классификацию пожаров; изучения первичных средств пожаротушения; действий при пожаре и оказание первой медицинской помощи.

Тематический план и продолжительность проведения противопожарного минимума для иностранных студентов представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Тематический план и продолжительность проведения противопожарного инструктажа для иностранных студентов

 

№ темы Наименование темы Отведенное время, мин
1. Введение. Основные понятия. Опасные факторы пожара, классификация пожаров.  
2. Первичные средства пожаротушения.  
3. Информационные знаки. Действия при пожаре, порядок сообщения о пожаре.  
4. Оказание первой медицинской помощи.  

 

Далее представим вариант плана проведения занятия с иностранными студентами по первичным средствам пожаротушения.

План проведения занятия

с иностранными студентами

(вариант)

Тема 2: Первичные средства пожаротушения

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить обучающихся с первичными средствами пожаротушения.

2. Изучить порядок применения первичных средств пожаротушения.

3. Воспитывать у обучающихся уверенность в своих действиях.

Учебные вопросы:

1. Вода и ее свойства. Вода как средство для пожаротушения.

2. Огнетушители. Виды и их предназначения.

3. Пожарный щит и его предназначение.

Вид занятия:

Время: 45 мин.

Место проведения занятия:

Материально-техническое обеспечение:

1. Материал лекции.

2. Электронный вариант лекции (презентация)

3. Комплект слайдов, наглядные материалы.

4. ТСО – ПЭВМ, мультимедийный проектор.

Литература для самостоятельной работы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме».

3. СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

4. С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков «Безопасность жизнидеятельности»: Учебник 2-е изд. испр. и доп.- М: Высшая школа,2002.

 

ВВЕДЕНИЕ

Для ликвидации пожаров в начальной стадии используются подручные и первичные средства пожаротушения:

Подручные средства - это вещества и предметы, заранее не подготовленные для тушения пожаров. К ним относится вода, песок, земля, различные предметы, набрасываемые на очаг горения. Набрав в ведро воды из- под крана, человек может потушить небольшой пожар в квартире. Для ликвидации горения телевизора используются различные предметы из плотной материи.

Первичные средства - это приборы и средства, заранее приготовленные для тушения пожаров.

Первичные средства пожаротушения предназначены для применения в начальной стадии пожара или возгорания. К таким средствам относятся специальные емкости с водой и песком, лопаты, ведра, ломы, багры, асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок, огнетушители. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь помещений, открытых площадок и установок. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

 

1-й учебный вопрос: Вода и ее свойства. Вода как средство для пожаротушения.

Вода - наиболее распространённое огнетушащее вещество. Она обладает большой теплоёмкостью, значительной теплотой парообразования, что позволяет отнимать большое количество тепла в процессе тушения пожара. При тушении пожаров воду используют в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй.

Одно из важных достоинств воды как средства огнетушения - постоянное наличие ее в любой помещении практически в неограниченном количестве. Для тушения небольших очагов пламени всегда можно взять воду в ближайшем водопроводном кране. При необходимости подачи большого количества воды пользуются внутренним пожарным водопроводом.

Особенно эффективно применение воды для тушения обычных твердых горючих материалов - дерева, бумаги, угля, резины, тканей, а также хорошо растворяющихся в воде ГЖ - ацетона, низших спиртов, органических кислот. Вода - предпочтительное средство для тушения горящей одежды. Эффективность воды резко повышается при подаче ее в зону горения в виде распыленных струй (диаметр капель от 0,3 до 0,8 мм). При этом орошается гораздо большая поверхность, расход воды снижается, а ее охлаждающее действие значительно повышается.

Охлаждающее и смачивающее действие воды используется не только для тушения огня, но и для предотвращения распространения пламени. В тех случаях, когда очаг загорания не удастся быстро ликвидировать первичными средствами огнетушения, водой обливают расположенные поблизости материалы - мебель, оборудование, газовые баллоны, если их невозможно вынести.

Однако, несмотря на очевидные преимущества и в ряде случаев высокую эффективность воды, как огнетушащего средства, в условиях лабораторий область ее применения весьма ограничена. Вода обладает значительной электропроводимостью и поэтому не может быть использована для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением. Нельзя применять воду, если в зоне пожара находятся вещества, бурно с ней реагирующие (см. ниже).

Вода неэффективна при тушении горящих углеводородов и других не смешивающихся с ней жидкостей, если их плотность меньше единицы.

В некоторых случаях применение воды приводит не к прекращению, а к усилению горения, поскольку горючие жидкости всплывают и продолжают гореть на поверхности воды, причем площадь горения значительно увеличивается.

 

2-й учебный вопрос: Огнетушители. Виды огнетушителей и их предназначение.

Огнетушители - это техническое устройство, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Огнетушители являются надёжным средством для тушения загораний до прибытия пожарных подразделений. Промышленностью выпускаются несколько типов ручных, передвижных и стационарных огнетушителей.

Жилые и общественные здания, как правило, обеспечиваются отдельными видами первичных средств пожаротушения, в основном огнетушителями. Огнетушители, как первичные средства пожаротушения, занимают определенное место в противопожарной защите объектов. Именно от эффективности и надежности действия огнетушителей зависит наносимый материальный ущерб. Наличие на защищаемом объекте огнетушителей в нужном количестве и заранее определенного типа, умелое их применение позволяют локализовать или ликвидировать пожар на ранней стадии развития.

Огнетушитель, как первичное средство пожаротушения, и в наше время остается наиболее распространенным, эффективным и доступным в применении изделием.

В зависимости от применяемого огнетушащего вещества огнетушители бывают порошковые, углекислотные, воздушно-пенные.

По способу приведения в действие огнетушители делятся на имеющие вентильный затвор, запорно-пусковое устройство рычажного типа, запорно-пусковое устройство пистолетного типа, пуск от постоянного источника давления, пуск от пиротехнического устройства.

В соответствии с международными и государственными стандартами устанавливаются следующие классы пожаров в зависимости от горящего материала: класс А-пожары твердых горючих веществ и материалов; класс В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов; класс С - пожары газообразных веществ; класс Д - пожары металлов; класс Е - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.

Огнетушители делятся на переносные (массой до 20 кг) и передвижные (массой не менее 20, но не более 400 кг) Передвижные огнетушители могут иметь одну или несколько емкостей для зарядки ОТВ, смонтированных на тележке.

По виду применяемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на:

· водные(0В);

· порошковые (ПО);

· пенные, которые, в свою очередь, делятся на:

а) воздушно-пенные (ОВП);

б) химические пенные (ОХП);

· газовые, которые подразделяются на:

а) углекислотные (ОУ);

б) хладоновые (ОХ); комбинированные.

Водный огнетушитель:

Огнетушитель водный предназначен для тушения твердых горючих веществ (пожары класса А). При использовании специальных добавок к воде, могут применяться для тушения жидких горючих веществ (пожары класса В). Водный огнетушитель представлен на рис.3.1.

 

Рисунок 3.1. Водный огнетушитель.

 

Основными достоинствами водных огнетушителей являются возможность тушения практически всех веществ и материалов, в том числе пирофорных, за исключением веществ, реагирующих с водой с выделением тепловой энергии и горючих газов.

Высокая эффективность тушения, обусловленная повышенным охлаждающим эффектом за счет высокой удельной поверхности капель, равномерного действия воды непосредственно на очаг горения, снижением концентрации кислорода и разбавления горючих паров в зоне горения в результате образования пара (из 1 л воды образуется 1725 л пара, теплота парообразования воды 2258,36 Дж/кг), защитный эффект от воздействия лучистого тепла на людей, несущие и ограждающие конструкции и рядом расположенные горючие материалы, поглощение и вытеснение удаление токсичных газов и дыма в помещениях, незначительный ущерб от пролитой воды, экологическая чистота и безопасность для людей.

Огнетушитель водный непригоден для тушения газообразного вещества, металлов и металлоорганических веществ, электроустановок, находящихся под напряжением, а также расплавленных или нагретых веществ, предметов, способных вступить с водой в химическую реакцию с выделением тепла или разбрызгиванием горючего (пожары классов С,D,Е).

Порошковые огнетушители:

Порошковый огнетушитель- огнетушитель, в качестве заряда, которого используется огнетушащий порошок.

Огнетушители с порошковым зарядом являются наиболее универсальными при тушении разных классов пожаров. В зависимости от типа порошка, огнетушители предназначаются для следующих классов пожаров: АВСЕ, ВСЕ, ВСДЕ. Эти огнетушители с успехом применяются для тушения очагов пожаров почти всех классов: возгорание твердых веществ, горючих жидкостей, газов, а также электрооборудования находящегося под напряжением не более 1000 В. И при горении металлов и металлосодержащих веществ (класс Д). Порошковый огнетушитель представлен на рис.3.2.

 

Рисунок 3.2. Огнетушитель порошковый ОП-5.

 

Принцип работы:

- попадая на горящее вещество, порошок закрывает ему доступ к кислороду.

Достоинства:

- широкая область применения, хорошая огнетушащая способность.

Недостатки:

- отсутствие охлаждающего эффекта может привести к повторному воспламенению горящего вещества;

- облако огнетушащего порошка ухудшает видимость в зоне возгорания и усложняет тушение;

- вдыхание большого количества порошка может привести к ухудшению здоровья;

- загрязнение поверхностей порошком может нанести ущерб оборудованию;

- гигроскопичность порошкового заряда способствует образованию комков и слеживанию порошка что может привести к отказу огнетушителя;

- возможное появление статических разрядов при выходе порошка из огнетушителя на котором установлен полимерный насадок.

 

Использование:

1. Снять пломбу.

2. Выдернуть чеку.

3. Направить раструб на очаг возгорания.

4. Нажать на рычаг до упора.

Внимание! В самом начале тушения нельзя подходить к очагу возгорания слишком близко, так как из-за высокой скорости выхода порошка может произойти разбрасывание горящих материалов

Воздушно-пенный огнетушитель:

Воздушно-пенный огнетушитель- огнетушитель, заряд и конструкция которого обеспечивают получение и применение воздушно-механической пены низкой и средней кратности для тушения пожаров.

Огнетушители с воздушно-пенным зарядом предназначены для тушения жидких, твердых, деревянных веществ. Огнетушители этого типа не предназначены для тушения электроустановок под напряжением, так как в состав заряда входит вода. Воздушно-пенный огнетушитель представлен на рис. 3.3.

 

Рисунок 3.3. Огнетушитель воздушно-пенный ОВП-4.

 

 

Принцип работы:

Раствор пенообразователя применяемый в качестве заряда для огнетушителя выталкивается с помощью сжатого газа. Пена образуется при помощи насадки пены средней кратности, установленной на выходе из шланга огнетушителя. Попадая на горящее вещество, пена закрывает доступ к нему кислорода и прекращает горение. Воздушно-пенные огнетушители эксплуатируются при температуре от +5 до +50°С.

Достоинства:

- время работы огнетушителей ОВП значительно превышает показатели других огнетушителей.

Недостатки:

- запрещается использование огнетушителей этого типа для тушения сильно нагретых или расплавленных веществ, а также веществ вызывающих бурную реакцию с водой;

- хранение возможно только при плюсовой температуре;

-входящая в состав заряда вода, может привести к замыканию в электропроводке, а также к поражению электрическим током.

Использование:

1. Снять пломбу.

2. Выдернуть чеку.

3. Направить насадок с пенообразователем на очаг возгорания.

4. Нажать на рычаг до упора.

Внимание! Огнетушители ОВП нельзя использовать для тушения электроустановок под напряжением.

Химические пенные огнетушители:

Химические пенные огнетушители и огнетушители, приводимые в действие путем их переворачивания, запрещается вводить в эксплуатацию. Они должны быть исключены из инструкций и рекомендаций по пожарной безопасности и заменены более эффективными огнетушителями, тип которых определяют в зависимости от возможного класса пожара (табл. 1) и с учетом особенностей защищаемого объекта.

Углекислотные огнетушители:

Углекислотный огнетушитель - закачной огнетушитель высокого давления с зарядом жидкой двуокиси углерода, находящихся под давлением ее насыщенных паров.

Углекислотные огнетушители используются для тушения пожаров классов ВСЕ. Электроустановок под напряжением до 10000 В. Углекислотный огнетушитель представлен на рис 3.4.

 

Рисунок 3.4. Углекислотный огнетушитель ОУ-5.

 

Принцип работы:

Заряд углекислотного огнетушителя- сжиженный диоксид углерода. Тушение возгорания достигается путем снижения температуры очага возгорания и вытеснением кислорода негорючим углекислым газом.

Достоинства:

- отсутствие следов загрязнения после применения, возможность использования для тушения электроустановок до 10000 В.

Недостатки:

- заряд огнетушителя- сжиженный углекислый газ- при вдыхании в больших количествах опасен для здоровья;

- сильный перепад температур может сказаться на прочности конструкций при воздействии на них огнетушащего вещества;

- возможное появление статических разрядов при выходе порошка из огнетушителя на котором установлен полимерный насадок;

- при соприкосновении с металлическими частями огнетушителя при его действии есть опасность обморожения.

- зависимость эффективности выхода огнетушащего заряда от температуры окружающей среды.

Использование:

1. Снять пломбу.

2. Выдернуть чеку.

3. Направить раструб на очаг возгорании.

4. Нажать на рычаг до упора.

Внимание! При использовании углекислотного огнетушителя нельзя браться за металлические части и раструб огнетушителя, чтобы избежать обморожения.

Хладоновый огнетушитель. Комбинированный огнетушитель:

Комбинированный огнетушитель - огнетушитель, представляющий собой комбинацию 2 и более огнетушителей с различными видами ОТВ (порошок+ пена, газ+ пена), которые смонтированы на одной раме.

Хладоновые огнетушители занимают особую нишу среди других средств пожаротушения. Дело в том, что хладоновый огнетушитель можно применять в случае тушения дорогой вычислительной техники – без страха испортить эту технику. Огнетушители этого вида универсальны в своем использовании, и их используют в вычислительных залах, офисных центрах, а также в музеях, архивах, на транспорте и так далее. Стоимость хладоновых огнетушителей несколько выше по сравнению с огнетушителями других видов аналогичного объема, однако, при тушении не восполняемых ресурсов ни просто не заменимы.

Любой хладоновый огнетушитель наполнен газовым огнетушащим веществом. Оно не вызывает коррозии, не проводит электрический ток – последнее означает возможность его использования при тушении электрических установок. Также это вещество совершенно безопасно и для природы, и для человека и, вместе с тем, высокоэффективно при тушении.
Хладоновый огнетушитель способен тушить загорания жидких и газообразных веществ, электроустановок под напряжением до 110 кВ – соответственно классы пожаров В, С и Е. Хладоновый огнетушитель представ лен на рис.3.5.

Рисунок 3.5.Хладоновый огнетушитель.

 

Огнетушители следует располагать на защищаемом объекте в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009 (раздел 2, 3) таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т.д.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также около выхода из помещения Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара.

 

3-й учебный вопрос: Пожарный щит и его предназначение.

На пожарном щите размещаются первичные средства пожаротушения и инвентарь. Так же, как и пожарные шкафы их необходимо защищать от разворовывания. Запрещается брать инвентарь с пожарного щита для использования не по назначению.

Стандартная комплектация пожарного щита включает лом, лопату, багор, два конусных ведра и два огнетушителя. Пожарный щит представлен на рис.3.7.

 

Рисунок 3.7. Пожарный щит.

 

Пожарный багор и лом используются при тушении пожаров для разборки кровель, стен, стропил, перегородок и других частей зданий, а также для растаскивания горящих материалов из очага возгорания.

Пожарная лопата применяется для тушения или локализации слабых низовых пожаров путем засыпания очага возгорания грунтом или песком, а также для расчистки мест пожара и перетаскивания горящих материалов.

Ведро пожарное конусное предназначено для доставки вручную воды или песка к месту возгорания.

Полотно противопожарное (кошма) предназначено для локализации возгораний в начальной стадии, путем перекрытия доступа кислорода. Обернув полотно вокруг пострадавшего, обеспечивает тушение тела и одежды человека. Аккуратно сложенные полотнища стеклоткани упаковываются в контейнер красного или другого цвета. Контейнеры вешаются на пожарном щите. Кошма быстро приводится в рабочее состояние, для чего необходимо открыть клапан в нижней части контейнера и за две пришитые ручки вытянуть и раскрыть полотн


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.