Физическое воспитание в средних специальных — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Физическое воспитание в средних специальных

2017-06-02 324
Физическое воспитание в средних специальных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебных заведениях

Средние специальные учебные заведения (техникумы, педагогические,

медицинские, речные училища и колледжи) готовят квалифицированных

специалистов и организаторов первичных звеньев производства,

просвещения,

здравоохранения,

культуры,

сферы

обслуживания.

Физическая культура в них представлена как учебная дисциплина и

важнейший компонент целостного развития личности. Физическое

воспитание студентов осуществляется на основе Государственной

программы, определяющей содержание и уровень подготовки выпускников.

Ведомственные организации, администрации учебных заведений по

предложению руководителей физического воспитания могут вносить

дополнения и изменения в учебный процесс сверх федеральных требований

с учетом национальных, регионально-территориальных и климатических

условий, квалификации преподавателей и материальной базы. Содержание

рабочей программы среднего специального учебного заведения (ССУЗа)

должно обеспечивать преемственность с программным материалом

общеобразовательной и высшей школ.

Целью физического воспитания студентов является достижение

готовности к профессиональной деятельности, включение их в здоровый

образ жизни и систематическое физическое самосовершенствование.

Достижение цели достигается решением следующих задач:

- приобретение основ теоретических и методических знаний по

физической

культуре

и

спорту,

обеспечивающих

грамотное,

самостоятельное использование их средств, форм и методов;

- воспитание нравственных, физических, психических качеств и

свойств, необходимых для личностного и профессионального развития;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической

подготовленности;

-

формирование

осознанной

потребности

к

физическому

совершенствованию и здоровому образу жизни;

- приобретение опыта использования деятельности в сфере ФК и С для

достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебная дисциплина “Физическая культура” включает теоретический,

практический и контрольный учебный материал.

Государственным стандартом на дисциплину “Физическая культура”

отводится 4-6 часов в неделю на весь период теоретического обучения

 

(занятия двухчасовые). Итоговая оценка проводится 1 раз в семестр в форме

тестирования, зачета или экзамена.

Учебная программа состоит из теоретического, практического и

контрольного разделов. Теоретический материал доводится до студентов во

время лекций (бесед) и включает понятия и термины, основные научные

идеи и принципы, сущность явлений физической культуры и их

взаимосвязь, рекомендации по практическому использованию полученных

знаний и приобретению необходимого опыта.

Учебный материал практического раздела направлен на повышение

уровня функциональных и двигательных способностей, формирование

личностных качеств, овладение средствами и методами ФК и С,

приобретение личного опыта использования этих средств.

М е т о д и к о - п р а к т и ч е с к и е з а н я т и я предусматривают

освоение и самостоятельное воспроизведение студентами основных

методов и способов формирования учебных, профессиональных и

жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Установлен перечень обязательных методико-практических занятий,

связанных с лекционным курсом. Закрепление и совершенствование

методических умений происходит при многократном повторении их в

изменяющихся условиях учебных занятий, во внеучебной деятельности, в

быту и на отдыхе.

У ч е б н о - т р е н и р о в о ч н ы е з а н я т и я базируются на

использовании теоретических знаний и методических умений в применении

различных средств физической культуры для приобретения практического

опыта. Занятия направлены на обеспечение двигательной активности и

оптимального

уровня

физической

подготовленности

студентов,

приобретение двигательного опыта и опыта совершенствования и

коррекции индивидуального физического развития, формирование

устойчиво-ценностного отношения к ФК и С.

На практических занятиях совершенствуются ранее изученные и

обучаются новым двигательным действиям, развиваются физические

качества: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость. Для этого

используются физические упражнения, преимущественно, легкой атлетики,

гимнастики, лыжного спорта, плавания, спортивные игры; упражнения

профессионально-прикладной физической подготовки; оздоровительные

системы физической подготовки. Средства, методы и формы практических

занятий со студентами определяются предметно-цикловой комиссией

каждого ССУЗа самостоятельно.

Профессионально-прикладная физическая подготовка ориентирована

применительно к профилю подготавливаемых специалистов. Содержание

разрабатывается

с

учетом

ведомственных

учебно-методических

рекомендаций для учебных заведений. Учащимся необходимо знать основы

ППФП, они должны уметь организовывать необходимые занятия с

 

коллективом, в котором им придется работать по окончании учебы в

ССУЗе, должны участвовать в соревнованиях по специально-прикладным

видам спорта.

Для решения задач профессионально-прикладной физической

подготовки применяются учебно-тренировочные занятия по ППФП, на

которых учащиеся отрабатывают умения и навыки, совершенствуют

профессионально-необходимые физические качества. Так, в речных

училищах обучают плаванию в одежде, нырянию и приемам спасения из

воды, в медицинских училищах - ЛФК. В ряде техникумов и училищ

строятся специальные площадки и городки, спортивные залы оборудуются

тренажерными устройствами. В строительных техникумах, готовящих

монтажников-высотников, устанавливаются сооружения с горизонтальными

балками для тренировки чувства равновесия и приобретения навыков

работы на высоте. Оборудуются и применяются подвесные, качающиеся и

подвижные спортивные снаряды. В пожарно-технических училищах

используются специальные полосы препятствий.

Практический учебный материал студентов специальной медицинской

группы также разрабатывается предметно-цикловой комиссией и имеет

корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность на

устранение функциональных отклонений, недостатков телосложения и

физического развития, на ликвидацию остаточных явлений после

заболеваний.

При

его

реализации

необходим

индивидуально

дифференцированный подход. Комплектование специальных медицинских

групп проводится врачом с обязательным участием руководителя

(преподавателя) физического воспитания и утверждается директором

ССУЗа. Группы занимаются по отдельному расписанию 4-6 часов в неделю.

При проведении практических учебных занятий учебная группа,

состоящая из студентов основной и подготовительной медицинских групп,

делится на подгруппы не менее 8 человек. Численность специальной

медицинской группы - 8-12 человек.

К о н т р о л ь н ы й р а з д е л обеспечивает оперативную текущую и

итоговую информацию о степени усвоения знаний и методических умений,

о состоянии и динамике физической и профессионально-прикладной

подготовленности. Знания, умения и навыки студентов определяются

оценками “отлично”, “хорошо”, и “удовлетворительно” по трем разделам:

теоретическому, методико-практическому и учебно-тренировочному.

Общая физическая, профессионально-прикладная подготовка и

овладение жизненно-необходимыми умениями и навыками оцениваются по

выполнению контрольных упражнений и тестов, разработанных предметно-

цикловыми комиссиями (табл. 1,2,3,4)

 

 

 

Таблица 1

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕЙ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

(НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ)

1. Тест на скоростно-силовую подготовленность - бег 100 м.

2. Тест на силовую подготовленность:

- для юношей - подтягивание на перекладине;

- для девушек - отжимание от гимнастической скамейки, поднимание и

опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову.

3. Тест на общую выносливость:

- для юношей - бег 3000 м;

- для девушек - бег 2000 м.

Настоящие тесты проводятся в начале учебного года как контрольные,

а в конце - как определяющие сдвиг за прошедший период.

Зачетные нормативы оцениваются предметной комиссией с учетом

подготовки студентов, поступивших в учебное заведение. Критерием

оценки должно быть повышение результатов по отношению к

первоначальному тестированию.

 

 

Таблица 2

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫВ КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ 9 КЛАССОВ

 

 

Оценки

Виды

юноши

девушки

упражнений

 

5 4 3 5 4 3

Бег 100 м (с)

13,6 14,5 15,0 16,2 17,0 17,8

Бег на 500 м (мин.

-

-

- 1.50 2.00 2.10

с)

Бег 1000 м (мин.

3.20

3.35

4.00

с)

Бег 2000 м (мин.

-

-

- 10.30 11.00 11.30

с)

Бег 3000 м (мин. 13.00

14.00

15.00

- - -

с)

Метание гранаты:

 

 

500 г (м)

-

-

-

700 г (м)

-

-

-

Прыжки в длину

 

 

с разбега (м, см)

4.40

4.20

4.00

3.45

3.20

3.00

Подтягивание

10 8 - - -

(кол-во раз)

Поднимание

 

 

туловища

из

 

 

положения лежа

-

-

-

на спине (кол-во

раз в мин.)

Сгибание

и

 

 

разгибание

рук

-

-

-

(кол-во раз)

Плавание 30 м (с) 45 50 б/у 110 120 б/у

Бег на лыжах:

 

 

3 км (мин.)

-

-

-

21.3

5 км (мин.)

-

-

-

Марш-бросок

 

 

3 км (мин.)

-

-

-

5 км (мин.)

-

-

-

Тесты по ППФП

 

 

 

Таблица 3

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

В КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ 11 КЛАССОВ

 

Оценки

Виды упражнений

юноши

девушки

 

5 4 3 5 4 3

Бег 100 м (с)

13,2 14,0 14,8 16,0 17,0 17,5

Бег 500 м (мин. с) - - -

1.55

2.05

2.15

Бег 1000 м (мин. с) 3.20 3.25 3.30

 

Бег 2000 м (мин. с) - - -

11.00

11.50

12.30

Бег 3000 м (мин. с) 12.30 13.30 14.30 -

-

-

Метание гранаты:

 

 

500 г (м)

-

-

-

700 г (м)

-

-

-

Прыжки в длину

 

 

с разбега (м, см)

4.50

4.30

4.10

3.40

3.20

3.00

Подтягивание (кол-

14 11 9 - - -

во раз)

Поднимание

 

 

туловища

из

 

 

положения лежа на

-

-

-

спине (кол-во раз в

мин.)

Плавание 50 м (с)

б/у 60 75 б/у

Бег на лыжах

 

 

(мин. с):

-

-

-

18.00

19.30

22.00

3 км

25.30

26.30

28.30

34.30

36.00

38.00

5 км

57.00

59.00

60.00

-

-

-

10 км

Марш- бросок (мин.)

 

 

3 км

-

-

-

5 км

-

-

-

Тесты по ППФП

 

 

 

Таблица 4

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

1. Бег 100 м (юноши и девушки) - без учета времени.

2. Бег 2000 м (девушки), 3000 м (юноши) - без учета времени.

3. Прыжки в длину с места (юноши и девушки).

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (юноши и девушки).

5. Подтягивание на перекладине (юноши).

6. Поднимание туловища из положения лежа на спине (юноши и

девушки).

7. Плавание без учета времени - 50 м (юноши и девушки).

8. Бег на лыжах без учета времени (девушки - 2000 м, юноши - 3000 м).

9. Бросок мяча в баскетбольную корзину (юноши и девушки).

10. Метание гранаты (юноши).

Учебная работа строится на основании учебного плана ССУЗа, рабочих

программ по физической культуре, плана работы предметно-цикловой

комиссии. По усмотрению администрации ССУЗа могут быть выделены и

включены в расписание занятий факультативные часы. При планировании

учебного процесса рекомендуется распределение часов по видам занятий:

- теоретические занятия - 5%;

- методико-практические - 15%;

- учебно-тренировочные - 70%;

- контрольные - 10%.

Физическое воспитание студентов осуществляется на протяжении

всего учебного процесса в следующих формах:

- учебные занятия;

- физические упражнения в режиме учебного дня и производственной

деятельности;

- занятия в спортивных клубах, секциях и группах по интересам;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и

туризмом;

-

массовые

оздоровительные

физкультурные

и

спортивные

мероприятия.

Использование разнообразных форм физического воспитания

позволяет выполнить научно обоснованный объем двигательной активности

(6-8 часов в неделю), необходимый для нормального функционирования

организма.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Цель и задачи физического воспитания в ПТУ.

2. Построение учебного процесса в ПТУ.

3. Профессионально-прикладная подготовка учащихся.

4. Организация занятий физической культурой, спортом и туризмом во

внеучебное время.

5. Особенности задач по физическому воспитанию студентов средних

специальных учебных заведений.

6. Структура и содержание программы по физическому воспитанию

студентов.

7. Комплектование учебных групп и особенности проведения занятий

со студентами различных медицинских групп.

8. Контрольный раздел программы по физическому воспитанию

студентов.

9. Двигательная активность студентов и рекомендуемые формы

занятий.

 

Тема 14

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

План: Введение - Роль физической культуры в системе высшего

образования.

1. Организация и функции кафедры физического воспитания.

2. Содержание и построение учебного процесса.

3. Организационно-методические особенности занятий в различных

отделениях.

4. Самодеятельные формы занятий.

 

Физическая культура в высших учебных заведениях является учебной

дисциплиной и обязательным разделом гуманитарного образования.

Являясь важным фактором целостного формирования личности, она, в

первую очередь, содействует сохранению здоровья и способствует

физическому совершенству студенческой молодежи.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура

осуществляет в целенаправленном процессе физического воспитания. По

завершении обучения у выпускников должна быть сформирована

устойчивая мотивация и потребность к здоровому образу жизни,

 

физическому самосовершенствованию, приобретен опыт творческого

использования средств и методов физической культуры, достигнут

установленный уровень психофизической подготовленности.

Целью физического воспитания студентов является формирование

физической культуры личности. Для достижения цели предусматривается

решение развивающих, образовательных и воспитательных задач:

1) понимание роли физической культуры в развитии личности и

подготовке к профессиональной деятельности;

2) знание научно-практических основ физической культуры и

здорового образа жизни;

3) воспитание потребности в регулярных занятиях физическими

упражнениями и спортом, физическом самосовершенствовании и

самовоспитании;

4)

овладение

системой

практических

умений

и

навыков,

обеспечивающих сохранение здоровья, психическое благополучие,

совершенствование психофизических способностей;

5) обеспечение общей и профессионально-прикладной физической

подготовленности;

6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-

спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных

целей.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.