Практическая работа № 15. Тема: Экологические проблемы озера Байкал — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Практическая работа № 15. Тема: Экологические проблемы озера Байкал

2017-06-05 270
Практическая работа № 15. Тема: Экологические проблемы озера Байкал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы: Познакомиться с экологическими проблемами Байкала.

Оборудование: Контурная карта Байкала. Цветные карандаши.

Ход работы:

1. Отметить на контурной карте источники загрязнения и влияние хозяйственной деятельности на озеро Байкал.

2. Отметить источники загрязнения цветными карандашами.

3. Определить главные источники загрязнения на Байкале..

4. Сделать вывод о возможных решениях байкальских проблем.

Практическая работа № 16. Тема: Влияние туризма на Байкал

Цель работы: Определить, как туризм влияет на озеро Байкал.

Оборудование: Фотографии. Географическая карта Байкала.

Ход работы:

1. По фотографиям определить, каким образом туризм наносит вред Байкалу.

2. Указать на карте наиболее популярные места отдыха на Байкале.

3. Рассчитать количество оставляемого на берегах Байкала пластика, железа, стекла, если ежегодно Байкал посещают 70000 туристов, в среднем, на 5 дней. За 5 дней отдыха каждый турист оставляет на берегу Байкала 120 г. железа (4 железные банки), 25 г. пластика и 400 г. стекла (1 стеклянная бутылка).

 

4.Сделать вывод, сколько отходов скопится на берегах Байкала за 10 лет.

 

Практическая работа № 17. Тема: Устойчивое развитие

Цель работы: Определить, что вы можете сделать для устойчивого развития Байкальской территории:

- на уровне своей семьи;

- своего двора;

- своей школы.

Оборудование, материалы: Бумага, ручки, карандаши. Принесите из дома образцы упаковок, тканей, предметов, которые после использования вы обычно выбрасываете.

Ход работы: Составьте таблицу и заполните ее:

Способы вторичного использования материалов

Место появления отходов Вид отходов Вторичное использование Примечание
Дом      
Двор      
Школа      

 

Пояснить на примере таблицы, что означают фразы:

1. «Устойчивое развитие – это развитие в настоящем без ущерба для

настоящего и будущего».

2. «Думай глобально, действуй локально».

 

 

 

Литература для учителя

 

Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.

 

Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.

Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.

Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. –

296 с.

Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.

Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.

Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. –

560 с.

Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.

Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.

Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.

Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

 

Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.

Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.

Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.

О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.

Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.

Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.

Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.

Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.

 

Интернет-ресурсы:

 

Учебные материалы по байкаловедению: www.ecosystema2008.narod.ru;

Зоологические экскурсии по Байкалу- zooex.baikal.ru;

О Байкале научно и популярно: http://www.obaykale.ru/


Литература для обучащихся

 

Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. – Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.

Голенкова А.И. Пик Черского. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980.

Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.

Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.

Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск. госуниверситета, 2000. – 104 с.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

 



Учебно-тематический план раздела I

«Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней», 5, 6 класс (34 часа)

  Тема Содержание изучаемого материала Цели урока Форма урока Практическая часть урока Оборудование Домашнее Задание
Введение – 2 час
1/1 Введение 1 час Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность.     Дать общие представления об уникальности Байкала     Урок- экскурсия, киноурок.   Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника. Практическая работа № 1.   Схемы, рисунки, фотографиии, карты учебника. Рисунок и описание любимого места на Байкале.
2/2 Введение (продолжение) 1 час Критерии включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.     Дать общие представления о критериях включения озера Байкал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Урок- экскурсия, киноурок.   Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника. Практическая работа № 1.   Схемы, рисунки, фотографиии, карты учебника. Рисунок и описание любимого места на Байкале.
                 

Кто и как изучает Байкал – 6 часов

  3/1   Кто изучает Байкал. 1 час. Основные научные организации, изучающие озеро. 1. Познакомить обучающихся с научными организациями, изучающими Байкал. 2. Заинтересовать современными методами изучения озера Байкал. Урок – конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями и таблицами учебника.   Схемы, рисунки, фотографиии, таблицы учебника. Описать наиболее интересные на взгляд учащегося открытия и изобретения, сделанные научными сотрудниками на Байкале.
      1. Познакомить с видами научно-исследовательских работ и их внедрением в практику экономики, экологии, образования.     Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника.  
4/2 Климат и геология Байкала. 1 час. Познакомить с методами изучения истории климата и геологии Байкала. 1. Заинтересовать методами изучения истории климата и геологии. 2. Пробудить интерес к геологии как комплексной науке, изучающей историю Земли и полезные ископаемые. Урок – конференция.   Рисунки, фотографии, карты. Сообщения о современных методах изучения климата и геологии.
5,6/3,4 Методы изучения обитателей Байкала. 2 часа. Изучение методов отлова и изучения мелких и крупных животных и растений Байкала. 1. Познакомить с методами отлова и изучения мелких и крупных обитателей озера. 2. Патриотическое воспитание. Урок – конференция. Практическая работа № 2 Методы исследования Байкала Портреты, рисунки, карты. Сообщения о методах изучения водных обитателей озера.
7/5 Подводные исследования и дистанционные наблюдения. 1 час. Классические и современные методы подводных исследований озера. 1.Познакомить обучающихся с подводными методами изучения Байкала. 2. Заинтересовать романтикой подводных и дистанционных исследований. 3. Воспитание патриотических чувств. Киноурок или урок-экскурсия. Экскурсия в Байкальский музей.   Сочинение на тему: какие методы, на мой взгляд, самые привлекательные в изучении природы Байкала?
8/6 Урок обобщения. 1 час. Кто и как изучает Байкал. Закрепить знания раздела «Кто и как изучает Байкал». Тесты, задания, викторины.   Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника. Экскурсия на озеро. Летние задания.
Как образовался Байкал – 10 часов
9,10/1,2 Как образовался Байкал. 2 часа. Рифтовое происхождение озера Байкал. Знакомство с терминологией. Рифтовое происхождение озера. Землетрясения. Шкалы землетрясений. Урок-конференция. Экскурсия в Байкальский музей. Практич. работа № 3. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника, Приложение 1 учебника. На основе материалов учебника составить схему развития Байкальского рифта.
11/3 Дорифтовый этап. 1 час. Этапы геологической истории развития Земли на месте современного Байкала. Знакомство с этапами развития байкальской территории от 1 млрд лет назад до настоящего времени. Урок-конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. Сделать аппликацию этапов формирования Байкала, подписать и кратко охарактеризовать каждый этап.
12/4 Были ли динозавры на Байкале. 1 час. Геология, растительный и животный мир на территории Байкала 250-70 млн лет назад. Терминология. Оценка возможности обитания крупных пресмыкающихся на месте байкальской природной территории 250-75 млн лет назад. Урок - конференция. Использование видеороликов. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
13/5 Предрифтовый этап. 1 час. Геология, растительный и животный мир на территории Байкала 70-30 млн лет назад. Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны предрифтового этапа на байкальской территории. Урок – конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
14/6 Рифтовый этап. Первая стадия (30-3 млн. лет назад). 1 час. Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 30 - 3 млн. лет назад. Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 30-3 млн лет назад на байкальской территории. Урок - конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
15, 16/ 7,8 Рифтовый этап. Вторая стадия (3 млн лет назад - настоящее время). 2 часа. Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 3 млн. лет назад – настоящее время. Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 3 млн лет назад -настоящее время на байкальской территории. Урок - конференция.     Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
17, 18/ 9,10 Что мы узнали о происхождении Байкала. 2 часа. Краткая история развития климата, геологии, растительного и животного мира с 1 млрд лет назад до настоящего времени. Закрепить знания раздела 2 «Происхождение Байкала» Урок-экскурсия. Экскурсия в Байкальский музей СО РАН. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. Экспозиция «Развитие жизни на фоне абиотических изменений на Земле». По итогам экскурсии и на основе материалов учебника и экспозиции Байкальского музея составить краткую схему истории развития озера Байкал.

Геологические особенности Байкала – 8 часов
19/1 Береговая линия. 1 час.   Мысы, заливы, бухты, соры. 1.Познакомить обучающихся с особенностями береговой линии озера. 2. Развитие навыков работы с георгафической картой, картами-схемами учебника. 3. Воспитание культуры учебного труда. Урок – путешествие. Видеозарисовки. Работа с картой, наглядными материалами учебника: схемами, фотографиями береговой линии. Географическая карта оз. Байкал, схемы, фотографии береговой линии озера, видеофильмы. Зарисовка схемы озера, с отметками наиболее крупных мысов, заливов, бухт, соров.
20/2 Рельеф дна. 1 час. Подводные склоны, каньоны. Котловины. Подводные хребты. Острова. 1. Ознакомление обучающихся с особенностями рельефа дна Байкала. 2. Развитие навыков работы с картами. 3. Воспитание любви к родному краю. Урок-путешествие. Киноурок. Работа с картами-схемами учебника.   Географическая карта оз. Байкал, карты- схемы в учебнике. Работа с дополнительной литературой – определение происхождения названий некоторых островов, заливов.
21/3 Общие сведения о горных породах и минералах. 1 час. Наиболее распространенные минералы и горные породы на Байкале. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. 1. 1. Привязка знаний о горных породах и минералах из курса географии к региональной местности. 2. Воспитание интереса к геологическим особенностям родного края. Урок объяснения нового материала. Работа с наглядными материалами учебника: фотографиями, заданиями. Практич. работа № 4. Наглядные материалы учебника: фотографии, задания.  
22/4 Горное обрамление Байкала. 1 час. Горные хребты, окружающие Байкал. Возраст горных пород. 1. Познакомить обучающихся с горным окружением озера. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. Урок– путешествие. Киноурок.   Работа со схемой возрастного распределения горных пород со стр. 148, фотографиями учебного пособия. Физико-географическая карта. Схема возрастного распределения горных пород, фотографии учебника. Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии ландшафтов горного окружения озера Байкал.
23, 24/ 5,6 Памятные геологические места на Байкале. 2 часа. Месторождения Слюдянского района. Юго-западный берег Байкала: осадочные породы. Золотые россыпи притоков. Мыс Большой Кадильный. Мыс Малый Кадильный. Село Большое Голоустное. Западный берег Байкала: Граниты-рапакиви. Тажеранский массив. 1. Познакомить обу- чающихся с месторождениями Слюдянского района, примечательными геологическими территориями части юго-западного берега Байкала. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. Урок– путешествие. Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника. Физико-географическая карта. Карты-схемы и фотографии учебника. Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.
25/7 Памятные геологические места Среднего Байкала. 1 час. Малое море. Остров Ольхон. Ушканьи острова. 1. Познакомить обу- чающихся с геологическими достопримечательностями Малого моря, острова Ольхон, Ушканьих островов. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. Урок– путешествие. Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника. Физико-географическая карта. Карты-схемы и фотографии учебника. Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.
26/8 Обобщающий урок. Что мы узнали о геологических особенностях Байкала. 1 час.   Обобщение знаний раздела 3 «Геологические особенности Байкала». Закрепить знания раздела 3 «Геологические особенности Байкала». Урок-экскурсия. По итогам экскурсии – закрепле-ние получен-ных знаний на обобщенной карте-схеме памятных геологических мест из учебника. Экскурсия в Байкальский музей СО РАН. Работа с обобщенной картой-схемой из учебника о памятных геологических местах Байкала. Экспозиция музея «Развитие жизни на Земле фоне абиотических изменений» Описать свои впечатления от экспозиции и связать знания из учебника по разделу 3 «Геологические особенности Байкала» с экспонатами экспозиции.
Климат и погода на Байкале, 6 часов
27/1 Климат и погода на Байкале. 1 час. Особенности климата и погоды. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов. 1. Познакомить обучающихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале. 2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи). Киноурок   Терминология. Работа со схемами, фототографиями и заданиями учебника.   Практическая работа № 5. Схемы, фототографии, задания учебника. Описать особенности погоды во время собственного путешествия или путешествия знакомых или родственников на Байкал, с использованием терминологии урока о климате и погоде
28/2 Ветры. 1 час. Главные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелонник. 1. Познакомить обучающихся с ветрами Байкала. 2.Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях. 3. Эстетическое воспитание. Киноурок.   Практическая работа № 6. Зарисовка карты-схемы озера и обозначение не ней основных ветров и их характеристик. Карта-схема Байкала в учебнике. Найти легенды, сказки о Байкальских ветрах.
29/3 Течения и обмен воды. 1 час. Виды течений на Байкале. Отличия течений в Южной, Средней и Северной котловинах. Отличия вод притоков от байкальской воды. Приход, сток, обновление байкальской воды. 1.Познакомить обучающихся с особенностями течений на Байкале, формированием, расходом и обновлением байкальской воды. 2. Воспитание бережного отношения к важнейшему ресурсу всемирного уровня – байкальской воде.   Урок объяснения нового материала. Работа с картой течений Байкала в учебнике. Практ. работа № 7. Карта-схема Байкала в учебнике.   Зарисовать карту-схему Байкала и обозначить на ней основные течения.
30, 31/ 4,5 Сезонные изменения температуры воды. 2 часа. Сезонные изменения температуры воды. Ледовый режим. Распределением температуры от поверхности до максимальных глубин. Влияние глобального потепления климата.   1.Познакомить обучающихся с особенностями сезонной динамики температуры воды в прибрежной и открытой части озера. Познакомить с сезонными распределением температуры от поверхности до дна. 2. Воспитание мер предосторожности при выезде на Байкал в зимнее время. Урок объяснения нового материала. Работа с фотографиями, картами и схемами учебника. Практич. работа № 8. Фотографии, ми, карты и схемы учебника.  
32/6 Урок обобщения и систематизации. Что мы узнали о климате и погоде на Байкале. 1 час. Краткое обобщение раздела 4 «Климат и погода на Байкале». Особенности климата и погоды. Главные ветры Байкала. Течения и обмен воды. Сезонные изменения температуры воды.     1.Систематизировать знания по теме, заострив внимание на основных вопросах. 2. Развитие навыка выбора основной информации. 3. Воспитание интереса к курсу. Урок-викторина. Работа с викториной, фотографиями, картами и схемами учебника. Вопросы викторины, карты, схемы, фотографии учебника. Составить рассказ: «Путешествие на Байкал зимой». Использовать термины и знания, полученные при изучении раздела 4 «Климат и погода на Байкале».  
Вода Байкала 2 часа
33/1 Вода Байкала. Свойства байкальской воды. 1 час. Вода Байкала – возобновимый природный ресурс. Свойства байкальской воды. Фабрика чистой воды.   1. Дать представление о формировании водного баланса. 2. Дать представление об основных свойствах байкальской воды. 3. Развитие логического мышления. Урок объяснения нового материала. Интерактивные технологии. Работа с картами, рисунками и схемами в учебнике. Практ. работа № 9. Карты, схемы, рисунки учебника.  
34/2 Урок обобщения и систематизации знаний по разделу 5 «Вода Байкала». 1 час. Закрепить знания по основным вопросам темы «Вода Байкала»: Вода Байкала – возобновимый природный ресурс. Минерализация. Прозрачность, насыщенность кислородом байкальской воды. Фабрика чистой воды. 1. Систематизировать знания по теме. 2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи). Киноурок. Интерактивные технологии. Работа с картами, рисунками и схемами в учебнике.   Карты, схемы, рисунки учебника.  

Учебно-тематический план раздела II

«Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 6 класс (34 часа)

 

  Тема Содержание изучаемого материала Цели урока Форма урока Практическая часть урока Оборудование Домашнее Задание  
Введение (1 час)  
1/1 Введение 1 час. Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.     Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия. Урок- экскурсия, киноурок.   Поиск на картах и схемах мест обитания редких видов растений и животных.   Карты и схемы. Рисунок любимого места на Байкале.  
Жизнь на байкальских берегах – 12 часов  
2/1 Биологическое разнообразие наземной флоры и фауны. 1 час. Разнообразие растений и животных на территории вокруг озера Байкал. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Познакомить обучающихся с разнообразием растений и животных, редкими видами, условиями и местами обитания. Урок с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой-схемой.   Отметить на карте-схеме места обитания отдельных растений и животных.   Физическая карта Байкальской природной территории. Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах наземных животных и растений вокруг озера Байкал.  
3/2 Высотные пояса Прибай- калья и Забайкалья. Альпийский по- яс, горные леса, степь, луга и бо- лота. Географии- ческое положение, климатиче- ские условия.   1 час.     Географическое положение высотных поясов и условия обитания. Познакомить обучающихся с природными высотными поясами, расположением высотных поясов, особенностями климата.   Урок с элементами лекции, практическая работа с картой.   Отметить на карте основные высотные пояса. (Практическая работа №1). Физическая карта Байкальской территории. Карта-схема высотной поясности. Подготовить сообщения об условиях высотных поясов.
4/3 Раститель- ный мир высот- ных поясов. 1 час. Приспособленность к среде обитания растительного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений. Познакомить обучающихся с особенностями растительного мира высотных поясов. Урок-конференция, кинофрагменты, слайды.   Отметить по сообщениям обучающихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений высотных поясов. (Практическая работа № 2). Контурные карты и фигурки растений. Подготовить сообщения о растениях высотных поясов.  
5,6/ 4,5 Животный мир высотных поясов. 2 часа Приспособленность к среде обитания животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды животных. Познакомить с особенностями животного мира. Урок-конференция, кинофрагменты, слайды.   Отметить по сообщениям обучающихся на карте места расположения редких и исчезающих видов наземных животных вокруг Байкала (Практическая работа № 3). Контурные карты и фигурки животных. Подготовить сообщения о редких и исчезающих видах животных.  
7/6 Особо охраняемые территории. 1 час. Национальные парки, заповедники, заказники. Познакомить обучающихся с особо охраняемыми территориями. Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации об охраняемых территориях.   Работа с учебником, составление таблицы с информацией об охраняемых территориях.   Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта. Подготовиться к внеклассному уроку для младших классов об охраняемых территориях на Байкале.  
8/7 Прибайкаль- ский националь- ный парк (ПНП). 1 час. Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. Познакомить обучающихся с особенностями ПНП. Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительая подготовка информации о ПНП   Составление маршрута путешествия по ПНП. Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта. Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ПНП.  
9/8 Забайкаль- ский националь- ный парк (ЗНП). 1 час. Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. Познакомить обучающихся с особенностями ЗНП. Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации о ЗНП   Составление маршрута путешествия по ЗНП. Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта. Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ЗНП.  
10, 11/ 9,10 Байкало – Ленский, Баргу- зинский и Байкальский заповедники. 2 часа. Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира. Познакомить обучающихся с особенностями природы Байкало-Ленского заповедника. Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации.   Составление маршрута путешествия. Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта. Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира.  
12/ Памятники Природы на побере- жье Байкала. 1 час. Различные виды природных памят- ников природы на побережье Байкала. Познакомить обучающихся с памятниками природы на Байкале. Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации.   Составление маршрута путешествия. Кинозарисовки, карта. Конкурс рисунков.  
13/12 Урок обобщения. 1 час. Высотная поясность горных районов вокруг Байкала, их характеристика. Особо охраняемые территории и объекты на Байкале. Систематизировать знания по теме. Урок-путешествие. Конкурс между командами. Маршруты по картам, составление программы путешествий. (Практическая работа № 4). Карты, фотографии, рисунки. Конкурс команд на лучшее путешествие.  
Жизнь в озере Байкал - 14 часов  
Тема Содержание изучаемого материала Цели урока Форма урока Практическая часть Оборудование    
14/1 Биоразнообразие озера Байкал. 1 час. Условия, характеризующие уникальность Байкала. Эндемизм обитателей Байкала. Познакомить обучающихся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов. Урок изучения нового материала. Работа с картой, рисунками, фоографиями. Рисунки, фотографии, карта озера Байкал. Видеофильм. Подготовить сообщение на тему «Почему Байкал включили в список участков всемирного природного наследия.  
15/2 Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон. 1 час. Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала. Познакомить школьников с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала. Урок изучения нового материала. Работа с определителем водорослей, рисунками, фотографиями. Практическая работа № 5. Определители водорослей, кинофрагменты. Зарисовать виды донных растений    
16/3 Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей. 1 час. Бактериопланк-тон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов. Познакомить обучающихся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала. Урок изучения нового материала, с элементами лекции.   Работа с рисунками и фотографиями. Рисунки, фотографии, ката озера Байкал. Подготовить сообщение о роли бактерий в озере Байкал.  
17/4 Губки. 1 час. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Познакомить обучающихся с особеннос-тями строения губок, их жизнедеятельностью, отдельными видами. Урок изучения нового материала.   Работа с раздаточным материалом, рисунками. (Практическая работа № 6). Раздаточный материал, рисунки, кинозарисовки. Зарисовать байкальские губки.  
18, 19/ 5,6 Моллюски. Гаммариды. Зоопланктон. 2 часа. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Познакомить обучающихся с особеннос-тями строения моллюсков, гаммарид, зоопланктоном их жизнедеятельностью. Урок изучения нового материала.   Работа с раздаточным материалом, рисунками. (Практическая работа № 7, 8, 9). Раздаточный материал, рисунки, кинозарисовки. Зарисовать различные виды байкальских моллюсков, гаммарид, эпишуру.  
20/7 Байкальские черви. Водные насекомые. 2 часа. Турбеллярии, олигохеты полихеты. Хирономиды. Ручейники Особенности жизнедеятельности, строения, роль в экосистеме Байкала. Познако- мить уча- щихся с особенностями строения и жизнедеятельности байкальских червей, водных насекомых. Урок изучения нового материала.   Работа с раздаточными материалами, рисунками. (Практическая работа № 10). Раздаточные материалы, рисунки, кинозарисовки. Зарисовать планарий, хирономид и ручейников.  
21, 22/ 9,10 Рыбы Байкала. 2 час. Общая характеристика обитающих в Байкале рыб. Промысловые рыбы. Эндемики. Соровые рыбы. Познакомить обучающихся с рыбами, обитающими в озере. Урок изучения нового материала.   Составление Классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале. (Практическая работа №11). Рисунки рыб, снимки. Зарисовать эндемичные виды рыб.  
23/11   Нерпа. 1 час. Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях. Познакомить обучающихся с единственным млекопитающим Байкала - нерпой. Киноурок.   Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями. (Практическая работа №12). Рисунки нерпы, детёнышей, следов жизнедеятельности. Карта озера Байкал. Экскурсия в нерпенарий.  
24/12 Зоны жизни. Байкальские сообщества. 1 час. Особенности распределения байкальских организмов по зонам жизни. Байкальские сообщества. Познакомить обучающихся с особенностями распределения байкальских

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.