Кто и как изучает Байкал - 6 часов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кто и как изучает Байкал - 6 часов

2017-06-05 136
Кто и как изучает Байкал - 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Е.Н. Кузеванова

Н.В. Мотовилова

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

 

(программа спецкурса для обучающихся 5,6 классов

общеобразовательных учреждений)

 

 

Иркутск

 


 

 

Е. H. Кузеванова

Н. В. Мотовилова

 

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

 

(программа спецкурса для обучающихся 5, 6 классов

общеобразовательных учреждений)

 

Иркутск


 

УДК 372.8

ББК 74.200.50

К 89

 

Программа утверждена на заседании кафедры естественно-математического образования ГАУ ДПО ИПКРО Иркутской области,

протокол № 4 от 27.06. 2014 г.

 

Рецензент:

Игольницына Л.М., д.б.н., профессор кафедры естественно-математического образования ГАУ ДПО ИПКРО Иркутской области.

 

Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для обучающихся 5, 6 классов общеобразовательных учреждений. - Иркутск, 2014. – 67 с.

 

«Байкаловедение. Программа спецкурса для обучающихся 5, 6 классов общеобразовательных учреждений» включает в себя описание разделов программы для 5, 6 класса, учебно-тематический план и модульные варианты проведения занятий, содержание практических занятий, списки рекомендуемой литературы.

 

 

© Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В., 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка. Программа «Байкаловедение,» 5, 6 классы……………………………………………………………………..  
Структура программы…………………………………………………….  
Основные требования к знаниям и умениям учащихся, РАЗДЕЛ I  
Основные требования к знаниям и умениям учащихся, РАЗДЕЛ II.  
Цель и задачи программы……………………………………………  
Содержание теоретических разделов  
РАЗДЕЛ I, 5 класс (34 часа). «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней». …………………………………………….  
Раздел II, 6 класс (34 часа). «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале»………………………………………………  

 

Содержание практических разделов  
РАЗДЕЛ I, 5 класс (34 часа). «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней»……………………………………………...  
Раздел II, 6 класс (34 часа). «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале»……………………………………………  
Литература для учителя………………………………………………….  
Литература для обучающихся…………………………………………..  
Учебно-тематический план I раздела Программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 5 класс (34 часа)  
Учебно-тематический план II раздела Программы «Байкалове-  
дение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 6 класс (34 часа)………………………………………………………………………….  
Приложение 1.Модульные варианты Программы "Байкаловедение",  
5 класс …………………………………………………………………  
Приложение 2.Модульные варианты Программы "Байкаловедение",  
6 класс…………………………………………………………………  

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа "Байкаловедение", 5,6 классы

 

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для обучающихся 5,6 классов, которая была рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной (протокол от 27.11.2006 г.).

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) в содержании государственного образования России уделяется внимание развитию регионального компонента экологического образования, устойчивому развитию регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет после окончания средней школы будет принимать участие в решениях, связанных с экономическим развитием государства.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение» в качестве регионального компонента учебного плана.

Программа дает возможность в течение двух лет сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах величайшего озера Земли и о методах гармонизации отношений «человек-природа» на его берегах. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.

 

Структура программы

 

Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, получаемых обучающимися на уроках естественнонаучного цикла. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов:

I раздел «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 5 класс, 34 часа;

II раздел "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале", 6 класс, 34 часа.

В программе представлены содержания практических занятий для 5 классов из 9 тем, и для 6 классов из 17 тем.

В программе даны календарно--тематические планы проведения занятий, а также модульные варианты проведения занятий (Приложения 1, 2).

В первом разделе Программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» предусмотрено формирование предметных и метапредметных компетенций по географии, геологии и методам исследования озера Байкал.

Во втором разделе Программы "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале формируются предметные и метапредметные компетенции по биологическому разнообразию, условиям обитания растений и животных Байкала, природоохранным проблемам озера Байкал и современным методам решения таких проблем.

Распределение часов по темам носит рекомендательный характер и зависит от уровня подготовленности учителя и образовательных технологий, используемых на уроке. Количество часов по темам может быть изменено.

Экскурсии и выезды в Байкальский музей для практического закрепления учебного материала могут быть организованы исходя из возможностей и материального обеспечения образовательного учреждения. В иных случаях занятия по закреплению учебного материала на базе учебных кабинетов с использованием материалов учебника (фотографии, схемы, рисунки, задания).

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

I раздел программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 5 класс

Обучающиеся должны знать:

· особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры);

·

 

· основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала (перечислять, приводить примеры);

· основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений (возраст, причины землетрясений, предрифтовый и рифтовый периоды, геологические особенности формирования озера, история развития растительного и животного мира на Байкале и его берегах – перечислять, кратко характеризовать);

· особенности береговой линии Байкала (заливы, бухты, ссоры, острова, основные притоки озера (перечислять, кратко характеризовать, приводить примеры);

· общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера (перечислять, приводить примеры, указывать на карте места расположения, кратко характеризовать);

· современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);

· особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим (пояснять на уровне общих представлений, приводить примеры);

· свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);

 

Обучающиеся должны уметь:

· выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

· показывать на карте место расположения озера Байкал;

· указывать на карте Байкала его основные физические параметры – длину, ширину, максимальную глубину;

· показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова, заливы, бухты, соры;

· рисовать обобщенную схему озера Байкал с расположением крупных островов, главных притоков и истока Ангары, крупнейших заливов и мест расположения геологических достопримечательностей;

· составлять схему геологического развития Байкала;

· указывать на схеме Байкала расположение основных геологических достопримечательностей Байкала;

· показывать направления основных течений на карте озера;

· работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

II раздел программы «Байкаловедение:

Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 6 класс

Обучающиеся должны знать:

· разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

· основные высотные пояса горных районов вокруг Байкала (перечислять и кратко характеризовать);

· основные особо охраняемые природные территории, окружающие Байкал (перечислять и кратко характеризовать);

· основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;

· как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);

· изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

· виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);

· законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);

· важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);

· понятие об устойчивом развитии и путях его достижения.

Обучающиеся должны уметь:

· выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

· пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);

· рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

· показывать на карте основные высотные пояса горных районов вокруг Байкала;

· составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

· оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;

· составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка Всемирного наследия.

Задачи программы:

· формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды вокруг озера Байкал и непосредственно самого озера;

· формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

· формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

· воспитание природоохранных и ресурсосберегающих компетенций.


содержание теоретических разделов программы

 

РАЗДЕЛ I, 5 класс (34 часа)

«Байкаловедение: байкал с древних времен до наших дней»

 

Введение – 2 часа

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Основные географические характеристики. Характеристики Байкала как объекта Всемирного наследия.

Вода Байкала – 2 часа

Вода Байкала – возобновимый природный ресурс. Постоянные и временные притоки. Наиболее крупные притоки Байкала – Селенга, Баргузин, Турка, Култук, Слюдянка, Утулик, Снежная, Выдринная, Хара-Мурин, Голоустная, Бугульдейка, Верхняя Ангара, Кичера. Свойства байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насыщенность кислородом. Байкал - фабрика чистой воды.

Раздел II, 6 класс (34 часа)

«Байкаловедение: Живой мир Байкала.

Человек на Байкале»

Введение – 1 час

Предмет, изучаемый в курсе. Его уникальность. Биологическое разнообразие, проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.

 

 

Раздел I, 5 КЛАСС

«Байкаловедение: байкал с древних времен до наших дней»

 

Темы занятий:

1. Географическое положение озера Байкал.

2. Методы исследования Байкала.

3. Землетрясения.

4. Минералы.

5. Климат и погода на Байкале.

6. Ветры Байкала.

7. Течения Байкала.

8. Температурный режим Байкала.

9. Свойства байкальской воды.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел II, 6 класс

«Байкаловедение: Живой мир Байкала.

Человек на Байкале»

Темы занятий:

1. Вертикальная поясность горных районов вокруг Байкала.

1. Альпийский пояс.

2. Горные леса. Сравнение растительного и животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги.

3. Степи.

4. Болота.

5. Птицы Байкала.

7. Высшие водные растения и водоросли Байкала.

8. Байкальские губки.

9. Моллюски.

10. Гаммариды.

11. Зоопланктон.

12. Планарии.

13. Рыбы Байкала.

14. Нерпа.

15. Экологические проблемы и пути их решения на Байкале.

16. Влияние туризма на Байкале.

17. Устойчивое развитие.

 

Байкала

Цель работы: Познакомиться с основными высшими водными растениями и водорослями, обитающими в Байкале.

Оборудование: Объекты для изучения. Лупы. Гербарные образцы.

Ход работы:

1. Рассмотреть объекты, пользуясь определителями, дать название.

2. Заполнить таблицу:

Рисунок Название Значение

3. Сделать вывод об особенностях и биологии распределения высших водных растений и эндемичных байкальских водорослей.

Практическая работа № 12.Тема: Планарии

 

Цель работы: Познакомиться с байкальскими планариями.

Оборудование: Объекты для изучения.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение планарий.

2. Познакомиться с образом жизни планарий.

3. Сделать вывод о том, какова роль планарий в пищевых отношениях обитателей озера Байкал.

 

Литература для учителя

 

Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.

 

Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.

Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.

Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. –

296 с.

Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.

Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.

Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. –

560 с.

Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.

Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.

Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.

Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

 

Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.

Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.

Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.

О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.

Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.

Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.

Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.

Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.

 

Интернет-ресурсы:

 

Учебные материалы по байкаловедению: www.ecosystema2008.narod.ru;

Зоологические экскурсии по Байкалу- zooex.baikal.ru;

О Байкале научно и популярно: http://www.obaykale.ru/


Литература для обучащихся

 

Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. – Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.

Голенкова А.И. Пик Черского. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980.

Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.

Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.

Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск. госуниверситета, 2000. – 104 с.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

 



Учебно-тематический план раздела I

«Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней», 5, 6 класс (34 часа)

  Тема Содержание изучаемого материала Цели урока Форма урока Практическая часть урока Оборудование Домашнее Задание
Введение – 2 час
1/1 Введение 1 час Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность.     Дать общие представления об уникальности Байкала     Урок- экскурсия, киноурок.   Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника. Практическая работа № 1.   Схемы, рисунки, фотографиии, карты учебника. Рисунок и описание любимого места на Байкале.
2/2 Введение (продолжение) 1 час Критерии включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.     Дать общие представления о критериях включения озера Байкал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Урок- экскурсия, киноурок.   Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника. Практическая работа № 1.   Схемы, рисунки, фотографиии, карты учебника. Рисунок и описание любимого места на Байкале.
                 

Кто и как изучает Байкал – 6 часов

  3/1   Кто изучает Байкал. 1 час. Основные научные организации, изучающие озеро. 1. Познакомить обучающихся с научными организациями, изучающими Байкал. 2. Заинтересовать современными методами изучения озера Байкал. Урок – конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями и таблицами учебника.   Схемы, рисунки, фотографиии, таблицы учебника. Описать наиболее интересные на взгляд учащегося открытия и изобретения, сделанные научными сотрудниками на Байкале.
      1. Познакомить с видами научно-исследовательских работ и их внедрением в практику экономики, экологии, образования.     Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника.  
4/2 Климат и геология Байкала. 1 час. Познакомить с методами изучения истории климата и геологии Байкала. 1. Заинтересовать методами изучения истории климата и геологии. 2. Пробудить интерес к геологии как комплексной науке, изучающей историю Земли и полезные ископаемые. Урок – конференция.   Рисунки, фотографии, карты. Сообщения о современных методах изучения климата и геологии.
5,6/3,4 Методы изучения обитателей Байкала. 2 часа. Изучение методов отлова и изучения мелких и крупных животных и растений Байкала. 1. Познакомить с методами отлова и изучения мелких и крупных обитателей озера. 2. Патриотическое воспитание. Урок – конференция. Практическая работа № 2 Методы исследования Байкала Портреты, рисунки, карты. Сообщения о методах изучения водных обитателей озера.
7/5 Подводные исследования и дистанционные наблюдения. 1 час. Классические и современные методы подводных исследований озера. 1.Познакомить обучающихся с подводными методами изучения Байкала. 2. Заинтересовать романтикой подводных и дистанционных исследований. 3. Воспитание патриотических чувств. Киноурок или урок-экскурсия. Экскурсия в Байкальский музей.   Сочинение на тему: какие методы, на мой взгляд, самые привлекательные в изучении природы Байкала?
8/6 Урок обобщения. 1 час. Кто и как изучает Байкал. Закрепить знания раздела «Кто и как изучает Байкал». Тесты, задания, викторины.   Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника. Экскурсия на озеро. Летние задания.
Как образовался Байкал – 10 часов
9,10/1,2 Как образовался Байкал. 2 часа. Рифтовое происхождение озера Байкал. Знакомство с терминологией. Рифтовое происхождение озера. Землетрясения. Шкалы землетрясений. Урок-конференция. Экскурсия в Байкальский музей. Практич. работа № 3. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника, Приложение 1 учебника. На основе материалов учебника составить схему развития Байкальского рифта.
11/3 Дорифтовый этап. 1 час. Этапы геологической истории развития Земли на месте современного Байкала. Знакомство с этапами развития байкальской территории от 1 млрд лет назад до настоящего времени. Урок-конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. Сделать аппликацию этапов формирования Байкала, подписать и кратко охарактеризовать каждый этап.
12/4 Были ли динозавры на Байкале. 1 час. Геология, растительный и животный мир на территории Байкала 250-70 млн лет назад. Терминология. Оценка возможности обитания крупных пресмыкающихся на месте байкальской природной территории 250-75 млн лет назад. Урок - конференция. Использование видеороликов. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
13/5 Предрифтовый этап. 1 час. Геология, растительный и животный мир на территории Байкала 70-30 млн лет назад. Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны предрифтового этапа на байкальской территории. Урок – конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
14/6 Рифтовый этап. Первая стадия (30-3 млн. лет назад). 1 час. Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 30 - 3 млн. лет назад. Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 30-3 млн лет назад на байкальской территории. Урок - конференция. Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
15, 16/ 7,8 Рифтовый этап. Вторая стадия (3 млн лет назад - настоящее время). 2 часа. Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 3 млн. лет назад – настоящее время. Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 3 млн лет назад -настоящее время на байкальской территории. Урок - конференция.     Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике.  
17, 18/ 9,10 Что мы узнали о происхождении Байкала. 2 часа. Краткая история развития климата, геологии, растительного и животного мира с 1 млрд лет назад до настоящего времени. Закрепить знания раздела 2 «Происхождение Байкала» Урок-экскурсия. Экскурсия в Байкальский музей СО РАН. Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. Экспозиция «Развитие жизни на фоне абиотических изменений на Земле». По итогам экскурсии и на основе материалов учебника и экспозиции Байкальского музея составить краткую схему истории развития озера Байкал.

Геологические особенности Байкала – 8 часов
19/1 Береговая линия. 1 час.   Мысы, заливы, бухты, соры. 1.Познакомить обучающихся с особенностями береговой линии озера. 2. Развитие навыков работы с георгафической картой, картами-схемами учебника. 3. Воспитание культуры учебного труда. Урок – путешествие. Видеозарисовки. Работа с картой, наглядными материалами учебника: схемами, фотографиями береговой линии. Географическая карта оз. Байкал, схемы, фотографии береговой линии озера, видеофильмы. Зарисовка схемы озера, с отметками наиболее крупных мысов, заливов, бухт, соров.
20/2 Рельеф дна. 1 час. Подводные склоны, каньоны. Котловины. Подводные хребты. Острова. 1. Ознакомление обучающихся с особенностями рельефа дна Байкала. 2. Развитие навыков работы с картами. 3. Воспитание любви к родному краю. Урок-путешествие. Киноурок. Работа с картами-схемами учебника.   Географическая карта оз. Байкал, карты- схемы в учебнике. Работа с дополнительной литературой – определение происхождения названий некоторых островов, заливов.
21/3 Общие сведения о горных породах и минералах. 1 час. Наиболее распространенные минералы и горные породы на Байкале. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. 1. 1. Привязка знаний о горных породах и минералах из курса географии к региональной местности. 2. Воспитание интереса к геологическим особенностям родного края. Урок объяснения нового материала. Работа с наглядными материалами учебника: фотографиями, заданиями. Практич. работа № 4. Наглядные материалы учебника: фотографии, задания.  
22/4 Горное обрамление Байкала. 1 час. Горные хребты, окружающие Байкал. Возраст горных пород. 1. Познакомить обучающихся с горным окружением озера. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. Урок– путешествие. Киноурок.   Работа со схемой возрастного распределения горных пород со стр. 148, фотографиями учебного пособия. Физико-географическая карта. Схема возрастного распределения горных пород, фотографии учебника. Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии ландшафтов горного окружения озера Байкал.
23, 24/ 5,6 Памятные геологические места на Байкале. 2 часа. Месторождения Слюдянского района. Юго-западный берег Байкала: осадочные породы. Золотые россыпи притоков. Мыс Большой Кадильный. Мыс Малый Кадильный. Село Большое Голоустное. Западный берег Байкала: Граниты-рапакиви. Тажеранский массив. 1. Познакомить обу- чающихся с месторождениями Слюдянского района, примечательными геологическими территориями части юго-западного берега Байкала. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. Урок– путешествие. Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника. Физико-географическая карта. Карты-схемы и фотографии учебника. Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.
25/7 Памятные геологические места Среднего Байкала. 1 час. Малое море. Остров Ольхон. Ушканьи острова. 1. Познакомить обу- чающихся с геологическими достопримечательностями Малого моря, острова Ольхон, Ушканьих островов. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. Урок– путешествие. Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника. Физико-географическая карта. Карты-схемы и фотографии учебника. Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.
26/8 Обобщающий урок. Что мы узнали о геологических особенностях Байкала. 1 час.   Обобщение знаний раздела 3 «Геологические особенности Байкала». Закрепить знания раздела 3 «Геологические особенности Байкала». Урок-экскурсия. По итогам экскурсии – закрепле-ние получен-ных знаний на обобщенной карте-схеме памятных геологических мест из учебника. Экскурсия в Байкальский музей СО РАН. Работа с обобщенной картой-схемой из учебника о памятных геологических местах Байкала. Экспозиция музея «Развитие жизни на Земле фоне абиотических изменений» Описать свои впечатления от экспозиции и связать знания из учебника по разделу 3 «Геологические особенности Байкала» с экспонатами экспозиции.
Климат и погода на Байкале, 6 часов
27/1 Климат и погода на Байкале. 1 час. Особенности климата и погоды. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов. 1. Познакомить обучающихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале. 2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи). Киноурок   Терминология. Работа со схемами, фототографиями и заданиями учебника.   Практическая работа № 5. Схемы, фототографии, задания учебника. Описать особенности погоды во время собственного путешествия или путешествия знакомых или родственников на Байкал, с использованием терминологии урока о климате и погоде
28/2 Ветры. 1 час. Главные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелонник. 1. Познакомить обучающихся с ветрами Байкала. 2.Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях. 3. Эстетическое воспитание. Киноурок.   Практическая работа № 6. Зарисовка карты-схемы озера и обозначение не

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.