Стадия перцептивной психики. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Стадия перцептивной психики.



Она характеризуется способно­стью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызы­ваемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изме­нением строения деятельности животных, которое подго­товляется еще на предшествующей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объек­тивно относящееся не к самому предмету, на который на­правлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выде­ляется. Это содержание уже не связывается с тем, что по­буждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают.

Выделение в деятельности операций (особый состав или сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан по­буждающий ее предмет) указыва­ет на то, что воздействующие на животного свойства, преж­де как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который на­правлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятель­ности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсор­ной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминиру­ющего раздражителя, то теперь впервые возникают про­цессы интеграции воздействующих свойств в единый цело­стный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомиче­ских взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Ес­ли на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них домини­рующих органов, то у позвоночных животных ведущие ор­ганы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благо­даря одновременно происходящей перестройке централь­ной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первона­чально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг являет­ся чисто обонятельной формацией, составляя как бы про­должение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удель­ный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.



Одновременно развиваются и органы внешних движе­ний — эти «естественные орудия» животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в ус­ловиях наземной среды (бег, лазание, преследование добы­чи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функ­ции животных также все более кортикализуются (перехо­дят в кору головного мозга), так что полное развитие опе­раций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

При переходе к стадии перцептивной психики качест­венно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные пред­ставления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.

Стадия ручного мышления.

Стадия интеллекта (ручного мышления) характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.

Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.



Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.

 

К.Э. Фабри, опираясь на более поздние зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики еще по два уровня, а стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к стадии перцептивной психики.

 

Еще есть классификация, которая не претендует на многое, но, тем не менее, позволяет показать, от каких условий зависит развитие психики животных. Самые примитивные животные – это наименее активные.

Первый этап – травоядные, которые добывают пищу, переходя с место на место и находя ее; где пищи нет, там они не живут. Эти животные ведут мирный образ жизни и вынуждены активно приспосабливать к окружающему только из-за необходимости защиты от хищников.

Второй этап – жизнь в более сложных условиях. Это жизнь травоядных животных, которым приходится жить на деревьях, перемещаться с одного дерева на другое, что требует точности движений, а, соответственно, более высокой психической организации. Нужно следить за окружающим полем, чтобы не стать добычей для какого-нибудь животного.

Третий этап – это активная охота за подвижной, живой добычей. Здесь нужно изобретать уловки для того, что не спугнуть добычу; нужна еще более точная координация действий; а также элементы «этикета», потому что присутствует стадная жизнь. Все это важные факторы, которые усложняют условия существования и резко повышают уровень психического развития животных.

 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.