Эволюция предмета психологии в истории психологии. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эволюция предмета психологии в истории психологии.

2017-06-02 287
Эволюция предмета психологии в истории психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А) Душа как предмет науки

1.Античная психология- философских учений о душе. Задачи – этические, абстрактно-познавательные, воспитательные. Метод – спекулятивные рассуждения. Демокрит: Душа - образование из атомов. Душа причина движения тела. Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело - разные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей.
Аристотель. Душа (психика) - организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа - форма, способ организации живого тела.

Б) Сознание как предмет психологии. Конец 18 в. - развитие естествознания.Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Нужно было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таким критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт. Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.е. внутренний опыт). Метод самонаблюдения.Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология должна изучать все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Метод интроспекции.

В) Поведение как предмет психологии Изучение не психики в поведении, а поведения. Метод – эксперимент. Задачи – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что изучено научно может быть только то, что может быть зарегистрировано.

Г) Бессознательное. Психоанализ. Метод – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задача – терапия.

Д) Деятельность. Психику нельзя изучать отдельно от деятельности. Метод – генетико-формирующий. Задачи – проблемы формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).

Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Метод – моделирование. Задача – создание разных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения необходимо обратиться к внутренним опосредующим процессам, прежде всего когнитивным.

Ж) Личность. Гуманистическая психология. Метод – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задача – психотерапия.

З) Неформализуемые процессы. Выделено на основе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы, психики которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и должны быть преимущественно предметом психологии.

Лабораторный и естественный эксперимент.

Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.

Лабораторный эксперимент - это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами

Естественный эксперимент в психологии - это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Требования к разработке метода тестов и анкеты.

Анкета - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным правилам.

Структура анкеты:1.Вводная часть -наиболее простые вопросы, которые

позволят наладить контакт с респондентом и подготовить его к процедуре опроса

2.Основная часть анкеты включает вопросы, целью которых является

предоставление информации, необходимой, например, для принятия решения о

соответствии кандидата вакансии. В процессе разработки основной части анкеты

следует учитывать, прежде всего, психологическое восприятие респондентом

задаваемых вопросов.

дальше следуют вопросы Паспортички, которые

предоставят исследователю сведения о поле, возрасте, контактах для связи с

кандидатом.

В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается

адресная часть (организация), есть общая инструкция по заполнению, время и место

заполнения.4., анкеты должна включать указания по технике заполнения

конкретных вопросов.

5. не рекомендуется использовать в анкете сокращения.

Анкета должна быть построена стилистически грамотно, напечатана на плотной

белой бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос

вопроса со страницы на страницу.

При составлении анкеты могут использоваться закрытые или открытые вопросы.

Закрытые - содержат разновидность ответов, к которым надо присоединиться.

Открытые - формировать ответы самим.

Разновидности закрытых вопросов:

1. Альтернативные (да/нет).

2. С выборочным ответом (варианты).

Тест должен быть 1. стандартизирован(постоянство, единообразие условий и процедур.) оно обеспечивает сопоставимость результатов использования теста в отношении нескольких претендентов, обеспечивает снижение ошибки тестирования и повышает объективность результатов.

2. объективность теста-результаты обследования относительно слабо зависят от желания экспериментатора. Это, в свою очередь, означает, что кто бы ни проводил исследование, результат будет один и тот же.

3. наличие тестовых норм- это некий эталон, необходимый для интерпретации результатов. Такие нормы разрабатываются создателями теста на основе анализа распределения тестовых оценок большой группы людей, причем для каждой возрастной группы и пола разрабатываются свои тестовые нормы. Более того, в интересах задач профессионального отбора в определенных случаях устанавливаются верхняя и нижняя границы показателей тестов, в соответствии с которыми делается вывод о степени пригодности претендентов.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.