Технологии социально-педагогической работы с лицами, склонными к девиантному поведению. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Технологии социально-педагогической работы с лицами, склонными к девиантному поведению.

2017-06-04 402
Технологии социально-педагогической работы с лицами, склонными к девиантному поведению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Девиантное поведение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего происходит нарушение этих норм.

Проблема девиантного поведения и его коррекции всегда была важной в социологии, педагогике, психологии, криминологии, но в последнее время она приобретает массовый характер.

В период резких переломов в обществе часто нарушается единство бытия и сознания, возникает несоответствие взаимодействия субъектов и социальных институтов, неадекватность социальной политики и морали. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. Происходит разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре, духовности.

Ученые выделяют следующие факторы риска девиантного поведения:

биологические:

- Последствия наследственности;

- Влияние среды;

- Нарушение работы ферментативной и гормональной систем организма;

- Врожденные психопатии;

- Минимальные мозговые дисфункции вследствие органического поражения головного мозга.

психологические:

- Акцентуации характера;

- Инфантилизм

- Повышенной уровень тревожности;

- Разнообразные реакции (эмансипации, группирования с друзьями, отказа, компенсации, увлечения (хобби)

- Удовлетворение чувства любопытства;

- Влечение к самоутверждению

- Потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации.

Социально-экономические:

- Снижение жизненного уровня населения;

- Имущественное расслоение общества;

- Ограничение социально одобренных способов заработка;

- Безработица;

- Доступность алкоголя и табака.

Социально-педагогические:

- Рост количества семей с конфликтными и асоциальными стилями воспитания.

Социально-культурные:

- Снижение морально-этического уровня населения;

- Распространение криминальной субкультуры;

- Разрушение духовных ценностей;

- Нарастание неформальных объединений, в которых доминирует культ силы;

- Пропаганда в средствах массовой информации насильственных и безответственных стереотипов поведения.

Основным направлением социальной работы, направленной на решение проблемы девиации, должна стать профилактическая работа.

Основой профилактических мероприятий является деятельность, направленная на:

- Создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

- Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;

- Обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.

Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельности учреждений здравоохранения с своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянство) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и других мероприятий, направленных на работу с несовершеннолетними, имеют девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики является недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; предоставление своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Третичная Профилактика- комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного преступления подростком, вышел из мест лишения свободы.

Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную

Общая профилактика предусматривает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) или на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начале обучения).

Специальной профилактикой называется система мероприятий, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.

По предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп населения, необходима более эффективная реализация таких технологий, как:

1) повышение эффективности использования выделенных государством средств (здесь критерием может служить, например, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективах, на улицах)

2) наступательный, опережающий характер работы: не лечить "социальные болезни", а предотвращать их, в том числе благодаря реализации соответствующей социальной политики государства, которая предусматривает, в частности, гаранты таких прав человека, как право на жилье (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации или даже лишаются жизни и т.д.), образование, воспитание

3) выплата дополнительных средств специалистам, работающим с лицами и группами девиантного поведения (такую деятельность следует рассматривать как "вредное" производство с точки зрения влияния агрессивности на социально-психологическое самочувствие специалистов)

4) адресность профилактической и другой работы: необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д.;

5) развитие научного, технического и других видов творчества как альтернативы антиобщественного поведения;

6) организация в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.