Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-04 | 480 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Датой рождения психосоциальной работы с населением в России считается март 2000 года. Именно тогда в структуру Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль – «Психосоциальная работа».
Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Наши далекие предки были милостивы к старым и малым, «слабым и увечным» соплеменникам, привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством. Помощь нуждающимся не преследовала целей изменения устройства общества
В 1551 г. при Иоанне Грозном признается необходимость попечения о бедных. Уже в этот период возникает необходимость выделения «адресной» помощи нуждающимся.
В некоторую систему общественное призрение оформилось при Петре I. Появились новые типы заведений: «госпитали» для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных.
При правлении Екатерины II складываются условия для реорганизации всей социальной благотворительности: создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей (подкидышей, незаконнорожденных и т.д.); издаются указы, облегчающие участь арестантов и каторжников.
С середины XIX в. основная тяжесть социальной помощи нуждающимся ложится на городское и земское общественное самоуправление.
Отказавшись от благотворительности как одной из форм помощи, правительство СССР основной акцент делало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.
Таким образом, социальная работа в России имеет давние традиции. Она существовала и в царские времена, и во времена революционных преобразований. Ее цели и задачи отражали уровень экономического и социально-политического развития общества. Осуществлением социальной работы с населением занимались представители различных общественных структур. Функции специалистов по социальной работе выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных, людей пожилого возраста.
|
К началу 90-х годов 20-го в. назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите. Очень ценным в связи с этим оказался опыт стран Западной Европы и США по оказанию социальной помощи и опеки. В этих странах одним из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию является социальная работа на профессиональном уровне.
Россия, вступив в период развития рыночных отношений, стала развивать систему социального обслуживания, требующую профессиональных кадров. Начало 90-х 20-го в. годов для России ознаменовалось введением новых профессий: социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.
Социальная работа – профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Сложились три главных научных подхода к сущности социальной работы:
– социально-ориентированный;
– комплексный;
– психолого-ориентированный.
В основе любой практики, в том числе социальной, должна лежать теория.
Первоначально социальная работа была очень тесно связано с социальными науками. Поэтому неслучайно, что первая национальная конференция социальных работников в Америке была организована Американской ассоциацией социальных наук в 1870 г. В 1879 г. социальная работа выделилась в самостоятельную научную и практическую область. Тем не менее до 20-х г. XX в. она оставалась под внимание социологии, экономики, политических наук как в США, так и в развитых странах Западной Европы.
|
Социально-экономическая ситуация в довоенных Америке и Европе явилась катализатором развития социальной работы.
Послевоенный период также характеризовался мощным энтузиазмом в отношении возможностей социальной работы.
Социальные работники внесли неоценимый вклад в залечивании ран Второй Мировой войны.
В середине XX в. появляются фундаментальные теоретические работы в области социальной работы.
В основании этих работ лежит социологизированный характер.
К числу социально-ориентированных теорий социальной работы отмечают: теорию систем; «работу со случаем» (М. Ричмонд); диагностическую; функциональную школу; структурный подход и т. д.
Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать по преодолению эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.
Основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план.
Отношения между клиентом и социальным работником превращаются в довольно авторитарные, а задачей последнего становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в его адаптации к окружающей среде.
Новое направление стало развиваться в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х г.. Оно было связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как лечебному процессу, а скорее как услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.
Представителями функциональной школой за основу было взято желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи в ходе лечения. В данном случае в отличие от диагностической школы основное внимание уделялось не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках функциональной школы была предложена оригинальная методика по организации помощи – ее предоставления и приема. Основной акцент при этом делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Было введено понятие самоопределения – права клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Мери Элен Ричмонд.
|
Социальная работа в европейском измерении воспринимается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, государством. Важное значение на формирование современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она эффективно была применена, и в по следующем получившей распространение на территории Германии и Франции.
В основу этих принципов легли следующие положения:
– самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
– индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося.
Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.
Социальная работа в истории развития своего предмета претерпела ряд радикальных изменений фокуса исследования. Самым серьезным таким изменением является смещение внимания от причин к функции: от поиска и понимания причин дисфункций к созданию работающей адекватной программы ответственности общества за дисфункцию. В это время все больше внимания уделяется помощи в обеспечении прав человека через улучшение функционирования служб социальной работы. Прежние модели "помощи нуждающимся" становятся все менее популярными. Практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику, что проявляется в понимании социального благополучия как "права" всех и каждого, а не "дара" привилегированных непривилегированным, хотя верно и то, что социальные работники и по сей день отождествляют себя с давней традицией беспокойства и ответственности за нужды людей и социальные стрессы. Все социальные программы независимо от того, спроектированы ли они для нужд индивидуумов, групп или сообществ, направлены на то, чтобы освободить скрытые возможности.
|
Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком так и в узком смысле.
В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определенным категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе " О государственной социальной помощи". Под ней подразумеваются определенные денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определенному кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Рассматривая систему социальной защиты населения США, следует отметить, что для нее характерна так называемая партисипаторная модель управления. Она отличается низким уровнем участия государства в решении социальных проблем.
Правда, в последнее время ситуация с оказанием социальных услуг в США меняется.
«Психологическая помощь – вид помощи, который оказывает квалифицированный специалист человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности».
Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки (возвращение доверия к миру, установление открытых и искренних отношений) человеку или сообществу в трудных ситуациях. Психологическая помощь оказывается в том случае, когда человек не может справиться с трудностями, потерями, одиночеством, не может быть в ладу с самим собой, обрести внутреннюю гармонию, когда у него, по выражению.
Вместе с тем существует ряд таких жизненных ситуаций (экстремальные, критические, стрессовые), которые связаны с форс-мажорными (непредвиденными) обстоятельствами, в результате которых нарушается привычный уклад жизни человека, ухудшается его самочувствие, нарушается психическое равновесие. Если трудная жизненная ситуация продолжительна или ее последствия для человека слишком трудны и невыносимы, возникает необходимость в особого рода помощи – кризисной. Кризисная помощь может быть оказана разными специалистами системы социальной защиты. Это может быть первичная психологическая помощь, в результате которой человек обретает контроль над своими чувствами и действиями (способность разумно воспринимать и адекватно реагировать на происходящее), срочная социальная (содействие в поиске временного жилья, укрытия и т.п.) или юридическая помощь (в ситуации насилия, утраты документов либо имущества) и т. д.
|
В основе психосоциальной работы с населением лежит психолого-ориентированный подход.
В свою очередь он складывается из следующих теорий:
– психодинамики;
– экзистенционально-гуманистической психологии;
– бихевиоризм и др.
Психосоциальная работа состоит из двух частей: теории и практики. Ее парадигмальную основу составляют социально-психологические теории личности, групп, семьи, организаций и больших социальных групп.
Психосоциальная работа – это сфера применения социальной психологии. Но от этого психосоциальная работе не становится отраслью социальной психологии.
В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой – оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.
В узком смысле психосоциальная работа – это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей.
Таким образом, основная цель психосоциальной работы – это оказание первичной психологической помощи населению, поиск и оптимизация ресурсов.
В функциональные обязанности специалиста входят такие формы работы, как ведение групп и консультирование, направленные на оказание помощи клиенту в критических, напряженных и психотравматирующих ситуациях, на расширение у него диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.
Таким образом, объект психосоциальной работы – часть населения, которая в данный момент времени находится в трудной жизненной ситуации.
Следует еще раз подчеркнуть, что к основным функциям психосоциальной работы относятся социализирующая, просветительская, профилактическая, информационная, диагностическая, консультативная, посредническая и терапевтическая.
Виды оказания психосоциальной помощи: индивидуальные, групповые и массовые.
Психосоциальная работа осуществляется в разных сферах: не только в сфере ритуальных услуг, правоохранительной, медицинских организациях, но и в сфере бизнеса, коммерческих, образовательных учреждениях, а также силовых структурах.
Социальным работникам приходится иметь дело не только с асоциализированными личностями, но и со вполне нормальными, законопослушными гражданами, персоналом тех или иных социальных организаций.
Исходя из этого, предмет психосоциальной работы должен включать помимо закономерности возникновения и преодоления типичных негативных социально-психологических явлений, а также личностное, групповое, семейное, организационное и общественное развитие.
В значительной степени должны быть расширены границы объектов психосоциальной работы. Они обязаны включать акмеологические аспекты личности, групп, семьи, персонала и служащих. В принципе о технологиях можно говорить прежде всего в рамках психосоциальной работы.
Соответственно должен быть расширен спектр технологий психосоциальной работы. В данном случае не обойтись без тех социально-психологических технологий, которые связаны с развитием личности, групп, семьи, организации и общества.
Следует подчеркнуть, что однобокое, в определенной степени примитивное, упрощенное понимание задач, стоящих перед психосоциальной работой, постепенно уходит в прошлое.
Во многих отношениях указанные выше направления психосоциальной работы уже реализуется в отдельных сферах, например, силовых структурах. Здесь проводится и аналитическая, и практическая, и просветительская работа на занятиях по специальной подготовке, и профилактическая, и воспитательная работа с личным составом, психосоциальное сопровождение сотрудников, их семей, включая профессиональный отбор, адаптацию военнослужащих, а также лиц, уволенных на пенсию из соответствующих ведомств.
Конечно, сам факт проведения психосоциальной работы с различными группами населения нельзя воспринимать за эталон. Это только начало. Впереди широкое поле профессиональной психосоциальной деятельности.
Социальная педагогика
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!