Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-04 | 3050 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Предмет и объект языкознания. Задачи языкознания. Разделы и аспекты языкознания.
Язык, а, следовательно, и языкознание, появились тогда, когда стало необходимо объяснять что-либо, обучать детей. Когда первая обезьяна слезла с дерева и поняла, что ей не обязательно лазить по деревьям, а можно обтесать палку и сшибать бананы этой самой палкой, другие обезьяны заинтересовались, и той пришлось объяснять, как все это сделать.
В древности считалось, что язык один, а остальное недоязыки недонародов. Каждая группа считала свой язык лучшим, самым правильным. Например, римляне считали себя и свой язык, данными Богом, а все остальные - варвары.
Языкознание – наука о языке, его общественной природе, функциях, внутренней структуре, закономерностях его функционирования, исторического развития и классификации конкретных языков. Предметом языкознания является язык – 1. система фонетических, лексических, грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, и служащая средством общения людей. 2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими стилями (разговорный, книжный и т.д.). Объектом является функционирование языка. Задачи языкознания: 1) Установить природу и сущность языка.
2) Рассмотреть структуру языка (разделить язык на отдельные элементы).
3)Понять язык как систему (собрать эти элементы и понять, как они взаимодействуют).
4)Исследовать вопросы развития языка в связи с развитием общества.
5)Изучить вопрос возникновения и развития письменности.
6)Классифицировать языки.
7)Выработать методы исследования.
8)Изучить вопросы языковой интерференции (загрязнение языка).
9)Рассмотреть связь лингвистики с другими науками.
|
Различают общее и частное языкознание. Общее занимается свойствами, присущими любому языку, устанавливает общие (или статистически преобладающие) черты всех языков, исследуя общие (значимые для всех элементы) закономерности функционирования языка.
Частные науки о языке разграничиваются в зависимости от уровня языка, составляющий предмет и объект исследования. Первая наука о языке – фонетика (изучает звуковой уровень, звуки речи во всем их многообразии). Грамматика разделяется на морфологию (словообразование и словоизменение) и синтаксис (порядок построения словосочетаний и предложений). Словарем языка занимаются: семантика (изучает значение слов), лексикология (исследует лексику языка вообще), лексикография (наука о составлении словарей), фразеология (наука о фразеологизмах), терминология. Разделы языкознания: социолингвистика (изучает взаимосвязь языка и общества), прагмалингвистика (изучает функционирование языка в различных ситуация общения), психолингвистика (психологические механизмы перерождения речи), паралингвистика (жесты, мимика), этнолингвистика (связь языка с историей, культурой народа). Фердинанд де Соссюр – швейцарский лингвист. Именно он выделил 2 аспекта языкознания. Синхрония предполагает изучение фактов языка к одному и тому же времени. Диахрония предполагает изучение фактов языка в историческом контексте, в разное время.
Языкознание в системе наук.
Языкознание относится к дисциплинам гуманитарного характера, т.е. исследует человека и человеческое общество. Наиболее тесные связи у языкознания с семиотикой (наука о знаках) и этнографией (наука, изучающая этносы, народы, национальности). Ученые, которые занимались изучением других языков, считали его примитивным. Например, у эскимосов нет слова «снег», но есть 24 его наименования, т.е. язык бедный, т.к. не могли классифицировать и дать общее понятие. «Сначала общество влияет на язык, а затем язык – на общество». Наиболее тесные связи у языкознания с:
|
Социология (жаргоны и т.д.)
Теория коммуникации
История
Литературоведение (изучение текстов, литературы)
Филология (союз лингвистики и литературоведения)
Медицина (патология речи, дефектология)
Психология (люди с разными психотипами говорят по-разному, от настроения зависит речь)
Математика и кибернетика (обсчет информации, машинный перевод)
Физика (акустика)
Язык и общество.
Речь- первая совместная деятельность, язык вне общества невозможен, а общество невозможно без языка. Таким образом, будучи средством общения, язык может применятся по-разному, особенно здесь важна цель коммуникации, в зависимости от этого выбирается разная интонация, разные слова, т.е. язык всегда разный. Социальные функции языка: коммуникативная (передача и получение информации), познавательная (обработка и хранение знаний, формирование картины мира), толковательная, регулятивная (воздействие друг на друга, организация общения), эмоционально – экспрессивная (выражение чувств, мыслей, эмоций), эстетическая (создание художественных произведений), заклинательная, этнокультурная (объединение представителей этноса в единое целое), метаязыковая (сообщение, передача фактов о самом языке). Речевой этикет – это средство сосуществования людей в коллективе, выражения уважения, доброжелательного отношения, признание человеческого достоинства. Формулы вежливости свойственный любому языку, это наиболее охраняемая сфера лексики.
Язык и мышление.
Тема соотношения языка и мышления обсуждается с 18в, но ученые до сих пор не пришли к согласию. Гумбольдт впервые предположил, что язык мышление связаны напрямую: «Нет мысли вне слов», т.е. человек думает словами, а раньше считалось, что человек думает абстрактными образами. Гумбольдт: «Нет мышления в отрыве от языка», «Мышление не просто зависит от языка вообще, до известной степени оно определяется каждыми конкретными отдельными языками». Язык определяет специфику мышления. Мы думаем, как говорим и говорим, как думаем.
Язык и речь.
Речь – поток говорения, письма, чтения, слушания, понимания, в которых неразрывно связаны мышление и коммуникация. Язык – коммуникационное средство, и потому отвечает строгим законам и правилам грамматики, интонации, произношения. Почему язык отличается от речи: 1) И язык, и речь имеют одинаковую общественную природу, но в акте общения социальная природа языка принимает форму индивидуальной речи, т.е. язык один, речь уникальна. 2) Язык и речь противопоставляются, как постоянное и переменное. 3) Язык и речь отличаются, как установка и процесс.
|
Языковая система.
Система – выделенная на основе определенных признаков множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования, единством управления и выступающих во взаимодействие со средой, как целостное явление. (Наш институт: ученики, преподаватели, охрана, технический персонал, у всех одна цель, одно управление, одни и те же правила). Синергетика – концепция, занимающаяся изучением систем, возникших в 70х годах в биологии и химии, а в 90х годах утвердившаяся в самых разных областях, в том числе и гуманитарные знания. Важнейшей особенностью синергетических процессов является то, что они всегда характеризуют возникновение нового качества в системе, состоящей из взаимодействующих элементов любой природы. (д о м = дом). Многое сложно сказать о звуках, но если соединить в слово, то оно будет иметь собственный смысл.
Язык – открытая, универсальная система знаков; универсальность языка заключается в том, что язык мб введен в любую знаковую систему, он служит основанием для понимания любых других знаков. На современной ступени их развития языкам свойственны следующие уровни: 1. Фонетический (единица – фонема) 2. Морфемный (морфема) 3. Лексический (лексема) 4. Морфологический 5. Синтаксический. Между языковыми единицами 1 уровня существуют отношения 2ух видов: 1) парадигматические - отношения взаимной противоположности между единицами 1 уровня; 2) синтагматические – отношения, в которых выступают единицы 1 уровня, соединяясь друг с другом в составе единиц другого. (д)(о)(м)=дом.
Свойства языкового знака
Свойства языковых знаков: 1) связь означаемого с означающим произвольна. 2) связь означаемого и означающего линейна. 3) знак языка вступает в линейные отношения в составе более сложного знака (из звуков строятся слоги, из слогов – слова, из слов – предложения). 4) знак языка способен вступать в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи. 5) знак языка связан с другими знаками отношениями одновременности в сознании носителей. 6) языковой знак обладает устойчивостью в силу традиций, необходимых обществу, в противном случае, он теряет смысл, т.к. перестает быть узнаваемым.7) знак языка изменчив во времени в силу изменений условий его применения. 8) знак языка всегда связан с другими знаками. 9) знак языка функционирует и развивается в пределах своей системы под влиянием связей с сознанием и социальной жизнью людей.
|
Теория происхождения языка
Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, т.е. ставили проблему происхождения языка. Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на 2 научные школы: сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей». Теория «фюсей» отстаивала естественный, природный характер происхождения языка. Стороники теорий «тесей» утверждали условный, не связанный с сущностью вещей характер языка и, следовательно, искусственность. Теории:
1) Теория возникновения языка из звуков
Многие биологи и лингвисты считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удалось произносить все больше звуков, постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
2) Теория создания языка силой человеческого разума
Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом.
3) Теория внезапного возникновения языка
Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Они полагают, будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас.
4) Теория языка жестов
Выдвигали эту теорию Жан Жак Руссо и Вильгельм Вундт. Они полагали, что язык образуется произвольно и бессознательно. Согласно данной теории, по мере того, как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу, они не стремились донести до других какие-либо идеи: человек просто производи некоторое действие, другой видел это и затем повторял это действие. Например, один человек пытается сдвинуть с места какой-либо предмет, другой видит эти усилия и приходит к нему на помощь. В итоге человек уяснил себе: для того, чтобы ему помогли переместить что-либо, достаточно определенного жеста. Серьезнейший недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам.
|
5) Теория звукоподражания
Данную гипотезу выдвинул в 1880 году Макс Мииллер, но даже он сам считал ее не слишком правдоподобной. Изначально слова имели звуковое сходство с понятиями, которые выражали. Например, понятие «собака» изначально выражалось междометием «гав-гав». Действия обозначались звуками, которые люди производили при выполнении этих действий, к примеру, принятие пищи передавалось при помощи чавканья.
6) Теория сотворения языка
Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы. История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно. Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям так же достался этот дар. Т.о., язык – одна из граней личности Бога, которые он передал людям.
7) Религиозные теории
Согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков.
Существование праязыка.
О происхождении народов исследователи судят чаще всего по их языкам. Лингвисты подразделяют многие азиатские и африканские языки на семитические – по имени Шема или Сима – и на хамитские – по имени Хама. К семитической группе языков относят древнееврейский, древневавилонский, ассирийский, арамейский, различные арабские диалекты. К хамитским относят древнеегипетский, коптский и др. В настоящее время существует тенденция объединять хамитские и семитические языки в одну семито-хамитскую группу. Что же был за единый язык, на котором разговаривали люди? Многие подразумевали под общечеловеческим языком язык еврейский в виду того, что многие собственные имена первобытного мира построены из корней еврейского языка. Согласно традиции иудаизма «Единый язык», на котором говорили люди до разделения народов, был «священный язык». В итоге, специалисты языковеды пришли к выводу, что все языки имеют общее начало.
Классификация гласных
Классификация согласных
Слог и слогоделение
Понятие лексемы
Лексема-слово, рассматриваемое, как единица словарного состава языка в совокупности всех его конкретных грамматических форм и выражающих флексий, а также всех возможных значений словоформы, различающихся только грамматическим значением, отдельными лексемами не считаются, они образуют парадигму конкретной лексемы.
В языкознании необходимо разграничивать понятия «слово» и «лексема», в ряде случаев они означают один и тот же факт языка, в других случаях, они не совпадают. Например, внизу – одновременно и слово, и лексема. В предложении «человек человеку друг» 3 слова, но 2 лексемы. В предложении «ошибка на ошибке и ошибкой погоняет» 6 слов, но 2 лексемы. Т.о. лексемой не называют служебные слова, а также формы одного и того же слова. Лексема – знаменательное слово, которое указывает на предметы и явления и обозначает понятия о их. Лексема может выступать членом предложения и образовывать предложения («Мороз! Светает!»). Лексема может быть простой (слово) и составной (словосочетание, например, железная дорога).
Лексическое значение слова
Лексическое значение слова – это содержание слова, отражающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе. Носителем лексического значения является основа слова.
Треугольник Огдена и Ричардса
Знак (слово, символ)
Смысл Предмет
Любое слово – это знак (набор звуков), также оно указывает на определенный предмет и имеет собственный смысл. По мнению Огдена и Ричардса, всякий раз при высказывании какого-либо утверждения, мы сталкиваемся с 3 факторами (символом, смыслом и предметом), поэтому следует различать: 1) Значение слова (конкретный предмет, на который указывает данное слово) и его смысл (наша мысль).
2) Смысл слова и обозначаемое им понятие (отражение в нашем сознании существенных признаков данного объекта, например, стол – мебель на 4 ножках)
3) Значение слова и его употребление (конкретная языковая ситуация, в которой может быть сказано данное слово).
Типы лексических значений:
1)Единицей планосодержания является симема (самая маленькая единица языка)
2)Лексическое значение слова служит для
· указания на обозначаемый предмет, явление, процесс
· указания на отношение со стороны говорящего
· указания на общий тип коммуникативной ситуации, в которых данное наименование может использоваться
3)Аспекты лексических значений:
· вещественное содержание
· денотативный (набор признаков, свойств, данных предмету) и сигнефекативный (наше отношение) аспекты
· коннотативный (наши эмоции) и прагматический (в каких ситуациях используем)
4)Типы лексических значений:
· прямое и переносное
· немотивированное (первичное) (дом, стол) и мотивированное (вторичное) (домик, столик)
· свободные (слово может употребляться со множеством других по значению слов) (поднять стол, книгу, руку) и несвободные (одержать можно только победу)
· автономные (независимые в речевой ситуации, обозначают конкретный предмет: стол, ручка) и соотносительные (противопоставляются друг другу по каким-либо признакам, хороший-плохой)
5)Функции слова:
· номинативная (называет)
· коммуникативная
· экспрессивно-эмоциональная (выражение эмоций)
· мысли-формирующая
В лексико-фразеологической системе языка различают:
1)тематические группы
2)семантические поля (говоря какое-либо слово, в голове возникает ассоциация, эта ассоциация и есть семантическое поле)
3)синонимичные и антонимичные ряды
4)ономасиологические группы
Типы слов в языке
Полисемия слова
Омонимия
Синонимия
Антонимия
Фразеология и фразеологизмы
Этимология
Лексикография
Классификация морфем.
40. Словоизменение и словообразование.
Части речи
Классификация морфем.
Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые (корни, или основы), и аффиксальные (аффиксы).
Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду) не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
42.Словоизменение и словообразование
Словоизмене́ние — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы называются фле́ксиями (лат. flexio — «сгибание», «переход голоса»). Применительно к русскому и европейским языкам также принято слово окончание — у них флексия находится в конце.
Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке …), спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт …), изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям. Множество словоформ одной лексемы образуют словоизменительную парадигму.
Словоизменение противопоставляется словообразованию.
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.
Части речи
Части речи – это наиболее общие классы слов, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностям (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями.
Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.
Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Предмет и объект языкознания. Задачи языкознания. Разделы и аспекты языкознания.
Язык, а, следовательно, и языкознание, появились тогда, когда стало необходимо объяснять что-либо, обучать детей. Когда первая обезьяна слезла с дерева и поняла, что ей не обязательно лазить по деревьям, а можно обтесать палку и сшибать бананы этой самой палкой, другие обезьяны заинтересовались, и той пришлось объяснять, как все это сделать.
В древности считалось, что язык один, а остальное недоязыки недонародов. Каждая группа считала свой язык лучшим, самым правильным. Например, римляне считали себя и свой язык, данными Богом, а все остальные - варвары.
Языкознание – наука о языке, его общественной природе, функциях, внутренней структуре, закономерностях его функционирования, исторического развития и классификации конкретных языков. Предметом языкознания является язык – 1. система фонетических, лексических, грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, и служащая средством общения людей. 2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими стилями (разговорный, книжный и т.д.). Объектом является функционирование языка. Задачи языкознания: 1) Установить природу и сущность языка.
2) Рассмотреть структуру языка (разделить язык на отдельные элементы).
3)Понять язык как систему (собрать эти элементы и понять, как они взаимодействуют).
4)Исследовать вопросы развития языка в связи с развитием общества.
5)Изучить вопрос возникновения и развития письменности.
6)Классифицировать языки.
7)Выработать методы исследования.
8)Изучить вопросы языковой интерференции (загрязнение языка).
9)Рассмотреть связь лингвистики с другими науками.
Различают общее и частное языкознание. Общее занимается свойствами, присущими любому языку, устанавливает общие (или статистически преобладающие) черты всех языков, исследуя общие (значимые для всех элементы) закономерности функционирования языка.
Частные науки о языке разграничиваются в зависимости от уровня языка, составляющий предмет и объект исследования. Первая наука о языке – фонетика (изучает звуковой уровень, звуки речи во всем их многообразии). Грамматика разделяется на морфологию (словообразование и словоизменение) и синтаксис (порядок построения словосочетаний и предложений). Словарем языка занимаются: семантика (изучает значение слов), лексикология (исследует лексику языка вообще), лексикография (наука о составлении словарей), фразеология (наука о фразеологизмах), терминология. Разделы языкознания: социолингвистика (изучает взаимосвязь языка и общества), прагмалингвистика (изучает функционирование языка в различных ситуация общения), психолингвистика (психологические механизмы перерождения речи), паралингвистика (жесты, мимика), этнолингвистика (связь языка с историей, культурой народа). Фердинанд де Соссюр – швейцарский лингвист. Именно он выделил 2 аспекта языкознания. Синхрония предполагает изучение фактов языка к одному и тому же времени. Диахрония предполагает изучение фактов языка в историческом контексте, в разное время.
Языкознание в системе наук.
Языкознание относится к дисциплинам гуманитарного характера, т.е. исследует человека и человеческое общество. Наиболее тесные связи у языкознания с семиотикой (наука о знаках) и этнографией (наука, изучающая этносы, народы, национальности). Ученые, которые занимались изучением других языков, считали его примитивным. Например, у эскимосов нет слова «снег», но есть 24 его наименования, т.е. язык бедный, т.к. не могли классифицировать и дать общее понятие. «Сначала общество влияет на язык, а затем язык – на общество». Наиболее тесные связи у языкознания с:
Социология (жаргоны и т.д.)
Теория коммуникации
История
Литературоведение (изучение текстов, литературы)
Филология (союз лингвистики и литературоведения)
Медицина (патология речи, дефектология)
Психология (люди с разными психотипами говорят по-разному, от настроения зависит речь)
Математика и кибернетика (обсчет информации, машинный перевод)
Физика (акустика)
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!