История языкознания как науки. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История языкознания как науки.

2017-06-04 286
История языкознания как науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые попытки языкознания возникли из-за того, что необходимо было решить какие-то проблемы. Например, в Индии возникла такая проблема… В Индии индийцы говорили на своем языке, но язык культуры был совершенно другим, его нужно было учить причем на достаточно высоком уровне. Наиболее выдающимся трудом Древней Индии было Аштадхьян (восьмистишие) автора Панини (при чем он не умел ни читать, ни писать). Восьмистишие передавалось из поколения в поколение устно, записали гораздо позже. Аштадхьян состоит из стихов (сутр). В каждой сутре была инструкция, применительно к образованию слов и т.д. Панини создал исчерпывающее описание фонетики и грамматики санскрита.

Античная традиция (Греция, Рим)

На основе греко-римской традиции сложилась мировая наука о языке. Греческие философы (Платон, Аристотель, Гераклит) классического периода оставили высказывания (или даже целые тексты), посвященные проблемам языка. Греки считали, что благодаря правильной речи, можно целые Афины за собой потащить. Лишь у Аристотеля встречаются фрагменты, посвященные описанию отдельных грамматических категорий (сущ., глаг. и т.д.). В философскую систему Аристотель ввел 10 категорий (сущность, количество, качество, действие, отношение и др.), представляющие, по его мнению, высшие роды объективного бытия. Одним из крупнейших представителей науки о языке в Риме был Марк Теренций Ворон (1 в. До н.э.). Ворон не был лингвистом, до нас дожили его труды. Итогом развития латинской грамматики стал труд Присциана «Грамматическое наставление в 18 книгах».

Китайская традиция

По времени становления следующей становится китайская традиция. Первые иероглифические словари появились в 3 в. До н.э. Полный словарь, содержащий также классификацию иероглифов, создан во 2 в. До н.э. Эти словари имели цель – объединить китайскую нацию.

Арабская традиция

В 7-8 в. Н.э. В этом веке появляется ислам и широко распространятся огнем и мечом. Наиболее серьезным трудом является арабская грамматика, книга, написанная Сибавэйхи. Она описывала фонетику, морфологию и синтаксис, к тому же анализ текстов Корана.

Японская традиция

В Японском языке иероглифы не сложный элемент (как в Китае), а просто знак (как наша буква). Традиция сформировалась в 8 в. В 17-18 в. Появляется японская наука о языке, тогда появляется школа национальных ученых, которые стали изучать японскую сторону культуры, в том числе японский язык. Коку-гакуся – национальные ученые. С 17в. Они стали изучать тексты, написанные на классическом японском языке, который, в отличие от китайского, обладает сложной морфологической структурой. Тогда эти ученые и создали грамматику японского языка. Первые сочинения появляются в 18в., в 19в. – более расширенные. В 50е годы этот процесс останавливается, т.к. Япония начинает европеизироваться.

Европейская традиция

Средневековая Европа была захвачена варварами (германские племена), в результате чего падает общественный культурный уровень. Вульгата – перевод библии на латынь. Именно в то время библию стали переводить на язык германских племен, т.к. это был единственный способ окрестить варваров. С 12в. В Западной Европе царит схоластическое (по греч. Школа) образование (материалом служила латынь, всё остальное не изучалось). С конца 15 столетия наступил новый этап в развитии языкознания, т.к. развивается книгопечатание, реформация (религиозный раскол), Великие географические открытия. Языкознание начинает развиваться ускоренными темпами. Во Франции появляется «философская грамматика» и «всеобщая грамматика» Порта Рояля, составленные учеными отшельниками Арно и Ланселотом. Прародителем новейшего языка следует считать Лейбница. Он считал, что нужно изучать не древние, мертвые языки, а новые, доступные непосредственному наблюдению. Именно он предлагал группировать европейские языки по их родству и призывал к использованию сравнительного метода.

Язык и общество.

Речь- первая совместная деятельность, язык вне общества невозможен, а общество невозможно без языка. Таким образом, будучи средством общения, язык может применятся по-разному, особенно здесь важна цель коммуникации, в зависимости от этого выбирается разная интонация, разные слова, т.е. язык всегда разный. Социальные функции языка: коммуникативная (передача и получение информации), познавательная (обработка и хранение знаний, формирование картины мира), толковательная, регулятивная (воздействие друг на друга, организация общения), эмоционально – экспрессивная (выражение чувств, мыслей, эмоций), эстетическая (создание художественных произведений), заклинательная, этнокультурная (объединение представителей этноса в единое целое), метаязыковая (сообщение, передача фактов о самом языке). Речевой этикет – это средство сосуществования людей в коллективе, выражения уважения, доброжелательного отношения, признание человеческого достоинства. Формулы вежливости свойственный любому языку, это наиболее охраняемая сфера лексики.

Язык и мышление.

Тема соотношения языка и мышления обсуждается с 18в, но ученые до сих пор не пришли к согласию. Гумбольдт впервые предположил, что язык мышление связаны напрямую: «Нет мысли вне слов», т.е. человек думает словами, а раньше считалось, что человек думает абстрактными образами. Гумбольдт: «Нет мышления в отрыве от языка», «Мышление не просто зависит от языка вообще, до известной степени оно определяется каждыми конкретными отдельными языками». Язык определяет специфику мышления. Мы думаем, как говорим и говорим, как думаем.

Язык и речь.

Речь – поток говорения, письма, чтения, слушания, понимания, в которых неразрывно связаны мышление и коммуникация. Язык – коммуникационное средство, и потому отвечает строгим законам и правилам грамматики, интонации, произношения. Почему язык отличается от речи: 1) И язык, и речь имеют одинаковую общественную природу, но в акте общения социальная природа языка принимает форму индивидуальной речи, т.е. язык один, речь уникальна. 2) Язык и речь противопоставляются, как постоянное и переменное. 3) Язык и речь отличаются, как установка и процесс.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.