Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие ведущей деятельности. Виды в.д. на разных этапах онтогенеза

2017-06-04 1123
Понятие ведущей деятельности. Виды в.д. на разных этапах онтогенеза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В 1930 складывается две психологические школы: С.Л. Рубинштейна и А.М. Леонтьева. Рубинштейн сформулировал основополагающий теоретический принцип Д.П, - единство сознания и деятельности. Разработки принципа условно делят на 6 групп:

1) в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А.Н, Леонтьев, А.В. Запорожец, К.Э. Фабри);

2) в историко-антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривалась проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности (Рубинштейн, Леонтьев), психические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин),

3) в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А.Н. Леонтьев, Лурия, М. Коул),

4) из онтогенетических исследований выросли деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития Д.Б.Эльконин, теории развивающего обучения В.В. Давыдов, теория формирования перцептивных действий А.В. Запорожца…).

5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами Леонтьева, Рубинштейна. Теплова, Ананьева…,

6) пато- и нейропсихологические исследования распада высших психических функций и роли конкретных форм деятельности в их восстановлении (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.В. Зейгарник).

В рамках перечисленных направлений исследований Д.П. был разработан ряд важнейших теоретических проблем: проблема макро и микро структуры человеческой деятельности (деятельность-действие-операция-функциональный блок), проблема строения сознания, проблема интериоризации, как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием понятия «ведущая деятельность»

Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.

В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая

осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой.

Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат.

Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта.

В.В.Давыдов высказал идею о том, что основой психического развития «является именно смена деятельности, которая с необходимостью детерминирует процесс становления новых психологических образований». Ведущий тип деятельности - это такая деятельность, «развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития». Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности. Леонтьев указал 3 главных признака ведущего типа деятельности:

1.внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем на следующей ступени развития (дидактическая игра - учебная деятельность).

2.в ведущей деятельности формируются и развиваются психические процессы (в игре - мышление. воображение,..),

З.от ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период.

Д.Б. Эльконин создал периодизацию психического развития ребенка, положив в ее основу смену ведущего типа деятельности. Он выделил две группы:

1.группа-деятельность в системе «ребенок - общественный взрослый», внутри которой происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности о освоение задач, мотивов, норм отношений,происходит развитие мотивационно - потребностной: - младенчество –непосредственно - эмоциональное общение, дошкольное детство - игровая деятельность подростковый период – интимно - личностное общение.

2.группа-деятельность в системе «ребенок - общественный предмет, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами, формируются интеллектуально - познаваемые силы, операционно-технические возможности: раннее детство - предметное манипулирование, младший школьный - учебная деятельность, ранняя юность - учебно-профессиональная деятельность.

Таким образом, каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяется центральное, наиболее значимое. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.