Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-04 | 550 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа. Пример этого представлен на «френологической» карте Ф. Галля.
Рис. Общая структура способностей
Способности — понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. В понятии «способности» по его мнению заключено следующее:
«Во-первых под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.
К основным составляющим природных различий способностей могут быть отнесены: определенные свойства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенности строения анализаторов. Задатки многозначны, они обуславливают разные пути формирования способностей,
|
влияют на уровень достижения, быстроту развития.
На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.
Способности, считал Б.М. Теплов находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.
Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.
В этом плане обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);
специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:
В литературных:
особенности творческого воображения и мышления;
яркие и наглядные образы памяти;
развитие эстетических чувств; чувство языка.
В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов;
легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.
В педагогических: педагогический такт; наблюдательность;
|
любовь к детям;
потребность в передаче знаний.
В художественных:
особенности творческого воображения и мышления;
свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов;
развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому;
волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.
Специфичны и пути развития специальных способностей. Так, например, обычно ранее других начинают проявляться способности в области музыки, довольно рано способности выявляются в области математики.
Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):
творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.
Одна и та же способность может быть разной по степени развития.
Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) — определяет в значительной мере особенности их способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.
|
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.
В конце XIX — начале XX в. в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применяют систему тестов, возрастающих по трудности, что получило название батареи тестов. Пример тестовой методики см. в разделе о методах психологического исследования.
Отечественные психологи считают, что самый верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности.
Изучение способностей ведется с разных сторон:
в общесоциологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
изучаются общие механизмы формирования способностей.
Исследование различных видов специальных способностей проводилось главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!