Основания к отмене судебных решений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основания к отмене судебных решений

2017-06-03 377
Основания к отмене судебных решений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В гражданском процессе судебные ошибки, влекущие отмену судебных решений в кассационном порядке, подразделяются на следующие группы:

• необоснованность решения;

• незаконность решения.

Согласно ст. 401 ГПК основаниями к отмене судебного решения в кассационном порядке являются:

• полная или частичная необоснованность его;

• неприменение или неправильное применение судим подлежащих применению норм материального либо процессуального права.

Не может быть отменено судом правильное по сущест­ву решение суда по одним лишь формальным основаниям (часть вторая ст. 401 ГПК).

Решение считается необоснованным полностью или в части, если:

• судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу;

• факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами;

• изложенные в решении выводы суда не соответству­ют установленным фактам.

Незаконным является решение суда, вынесенное с на­рушением норм материального или процессуального пра­ва, подлежащих применению по конкретному делу.

Законом определены формы (виды) нарушения или неправильного применения норм материального права. В соответствии со ст. 403 ГПК судебное решение является незаконным, если суд:

• применил не подлежащую применению норму материального права;

• неправильно применил подлежащую применении норму материального права;

• неправильно истолковал нормативный акт.

Нарушение или неправильное применение нормы про­цессуального права является основанием к отмене реше­ния, если это привело или могло привести к неправиль­ному разрешению дела (часть первая ст. 404 ГПК). Отсюда следует, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права не во всех случаях приводит к отмене судебного решения.

Однако решение суда в любом случае подлежит отме­не, если:

• нарушен порядок рассмотрения заявления об отводе (самоотводе) судьи, установленный ст. 34 и ст. 35 ГПК;

• дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из юриди­чески заинтересованных в исходе дела лиц, не извещен­ных о времени и месте судебного заседания;

• при рассмотрении дела было нарушено право юридически­ заинтересованных в исходе Дела лиц пользоваться родным языком или услугами переводчика;

• суд разрешил вопрос о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц, имеющих непосредст­венный интерес в исходе дела;

• при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещательной комнаты;

• решение вынесено или подписано не тем судьей, который рассматривал дело;

• отсутствует мотивировочная часть решения в случа­ях, когда в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом она должна быть составлена;

• в деле отсутствует протокол судебного заседания.

6. Полномочия суда кассационной ин­станции

Полномочия суда кассационной инстанции определены ст.425ГПК.

Кассационный суд по результатам рассмотрения жалобы или протеста вправе своим определением:

• оставить решение без изменения, а кассационную жалобу или протест - без удовлетворения;

• отменить, решение полностью или в части и напра­вить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

• отменить решение полностью или в части и прекра­тить производство по делу либо оставить заявление без рас­смотрения;

* изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Под новым решением понимается решение суда, кото­рое по своему содержанию диаметрально противополож­но решению, вынесенному судом первой инстанции. В нем меняется основной вывод суда о правах и обязанностях сторон (например, вместо удовлетворения иска суд отказывает в удовлетворении иска).

Изменение решения означает, что решение суда по сути осталось тем же, но в нем произошли некоторые измене­ния в мотивировочной или резолютивной частях (например, произошло количественное изменение присужденной суммы ).

Кассационный суд в случаях, предусмотренных ст. 32. ГПК, вправе вынести частное определение.

Кассационное определение

Кассационное определение - постановление, которым разрешается вопрос о законности и обоснованности не вступившего в законную силу решения суда первой ин­станции. Им подводятся итоги разбирательства дела в кас­сационной инстанции.

Кассационное определение (как и решение суда пер­вой инстанции) выносится в совещательной комнате пу­тем открытого голосования большинством голосов. Судья, не согласный с выводами, изложенными в этом акте, мо­жет приложить к нему особое мнение.

По содержанию (ст.427 ГПК) кассационное определение состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части определения указываются: время и место вынесения определения; наименование и состав суда, вынесшего определение; лица, участвующие в рассмотре­нии дела в суде кассационной инстанции; кассаторы.

Описательная часть определения должна содержать сле­дующие сведения: краткое изложение обстоятельств дела и содержание решения суда; краткое содержание кассаци­онной жалобы или протеста, а также представленных в кассационный суд документов, объяснений заинтересован­ных лиц, мнения прокурора и других лиц, участвовавших в рассмотрении дела в суде второй инстанции.

В мотивировочной часта определения указываются мо­тивы, по которым кассационный суд пришел к своим вы­водам, и ссылка на закон, которым он руководствовался.

В резолютивной части определения содержатся выводы кассационного суда по результатам рассмотрения жалобы или протеста. Здесь указывается, решение какого суда и по како­му делу отменяется или оставляется без изменения. В случае частичной отмены решения указывается, в какой конкретно части решение отменяется и в какой части остается без из­менения. Если дело направляется на новое рассмотрение, то указывается, в какой суд оно передается.

Отменяя решение, кассационный суд вправе принять дело к своему производству в качестве суда первой ин­станции в связи со сложностью дела или по другим осно­ваниям. При повторной отмене решения дело, как правило, должно приниматься к производству кассационного суда.

Определение суда второй инстанции не подлежит об­жалованию и опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть пересмотрено лишь в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

8. Пересмотр в кассационном порядкеопределений суда первой инстанции

Объектом обжалования и опротестования в кассационном порядке могут быть не только решения но и определения суда первой инстанции.

Жалоба на определение суда первой инстанции именуется частной жалобой, а протест прокурора – частным протестом.

В соответствии со ст. 433 ГПК определения суда первой инстанции могут быть отдельно от решения суда обжалованы юридически заинтересованными в исходе дела лица­ми и опротестованы прокурором в следующих случаях:

• когда это прямо предусмотрено законом;

• когда определение суда первой инстанции препятствует возможности дальнейшего движения дела (так назы­ваемые пресекательные определения).

Согласно части четвертой ст. 433 ГПК не подлежат об­жалованию и опротестованию в кассационном порядке определения Верховного Суда Республики Беларусь.

Подача и рассмотрение частных жалоб и протестов; происходит в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом для подачи и рассмотрения кассационных жалоб и протестов.

При рассмотрении частной жалобы или протеста кассационный суд не связан доводами жалобы (протеста) и проверяет правильность определения суда первой инстанции в полном объеме.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев частную жалобу или протест, на основании ст. 435 ГПК имеет право:

• оставить определение без изменения, а частную жалобу или протест - без удовлетворения;

• отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

• отменить определение полностью или в части и раз­ решить вопрос по существу.

 

 

Тема 27. Производство дел в суде надзорной инстанции

1. Сущность и значение стадии пере­смотра судебных актов в порядке над­зора

 

Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарный характер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.

Процессуальные особенности надзорного производст­ва сводятся в основном к следующему:

• объектами пересмотра в порядке надзора являются судебные акты, вступившие в законную силу;

• в порядке надзора проверяются не только решения и определения судов первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции;

• надзорное производство возбуждается лишь по про­тестам должностных лиц суда и прокуратуры, прямо указанных в законе;

• принесение протеста в порядке надзора (в отличие от кассационного протеста) сроком не ограничено;

• основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права;

• в порядке надзора допускается неоднократный пере­смотр, дела разными надзорными инстанциями;

в порядке надзора (в отличие от кассационного производства) нельзя изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде надзорной инстанции новых доказательств.

В надзорном производстве можно выделить следующие стадии процесса:

• возбуждение надзорного производства;

• рассмотрение протеста в суде надзорной инстанции;

• вынесение определения или постановления.

 

2. Поводы и основания к истребованиюдел и принесению протестов в порядке надзора

Согласно ст. 437 ГПК гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в по­рядке надзора только при наличии установленных зако­ном поводов и оснований.

В силу части второй ст. 437 ГПК поводами к истребова­нию дел, а также к принесению протестов в порядке над­зора являются

• жалобы (надзорные жалобы) юридически заинтере­сованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;

• представление судьи, участвовавшего в рассмотрении­ данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;

• представления председателей судов;

• инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления.

Основаниями к принесению протеста в порядке надзо­ра на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права допущенные судебными органами (часть третья ст. 437 ГПК).

При наличии оснований к принесению протеста в по­рядке надзора соответствующие должностные лица суда прокуратуры приносят протест и направляют его вместе делом в надлежащую надзорную инстанцию.

 

3. Надзорная жалоба

Надзорная жалоба - наиболее распространенный в над­зорной практике повод к истребованию дела и принесе­нию протеста. Это форма обращения юридически заинте­ресованного в исходе дела лица, а также лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным актом, к соответствующему должност­ному лицу суда и прокуратуры с просьбой о принесении протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление,

Надзорная жалоба может быть подана в течение 3 лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Если судебное постановление не обжаловалось в кас­сационном порядке, в жалобе должны быть указаны при­чины, по которым оно не обжаловалось.

Гражданский процессуальный кодекс (часть пятая ст. 438) устанавливает инстанционность в порядке прохождения надзорной жалобы. Председателю Верховного Суда Респуб­лики Беларусь и его заместителям, Генеральному проку­рору Республики Беларусь и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удов­летворения председателями областного, Минского город­ского судов, прокурорами области, города Минска и при­равненными к ним прокурорами.

Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постанов­лений, вынесенных по делу, а также решения нижестоя­щей инстанции, если она рассматривала поданную ей жа­лобу в порядке надзора.

Надзорная жалоба должна быть рассмотрена соответст­вующим должностным лицом не позднее 1 месяца со дня се поступления, а в случае истребования дела — не позднее 1 месяца со дня поступления дела (часть первая ст. 442).

4. Должностные лица, имеющие право при­несения протестов в порядке надзора

Надзорное производство в гражданском процессе мо­жет быть возбуждено только по протестам специально уполномоченных на то законом должностных лиц суда и про­куратуры. Согласно ст. 439 ГПК, протесты в порядке над­зора вправе приносить следующие должностные лица:

* Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их замес­тители - на судебные постановления любого суда Респуб­лики Беларусь, за исключением постановлений Президиу­ма Верховного Суда Республики Беларусь;

• председатели областного, Минского городского судов, прокуратуры области, города Минска и приравненные­ к ним прокуроры — на решения и определения районных­ (городских) судов и. кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;

• председатель Белорусского военного суда, Белорус­ский военный прокурор — на решения и определения меж­гарнизонных военных судов, которые не были обжалованы­ или опротестованы в кассационном порядке.

Приведенный перечень должностных лиц, имеющих право принесения протестов в порядке надзора, является исчерпывающим.

Протест в порядке надзора может быть принесен как на все решение суда в целом, так и на его часть.

Принесение протестов в порядке надзора каким-либо сроком не ограничено. Поэтому соответствующие должност­ные лица вправе опротестовать в порядке надзора судеб­ные решения, определения и постановления в любое вре­мя после их вступления в законную силу.

Протест в порядке надзора по своему содержанию дол­жен отвечать тем же требованиям, что и кассационный протест (часть первая ст. 409 ГПК).

Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле (часть вто­рая ст. 442 ГПК).

В силу ст. 441 ГПК должностные лица, которым пре­доставлено право принесения протестов в порядке надзо­ра, могут приостановить исполнение соответствующих су­дебных решений, определений и постановлений до окончания надзорного производства, за исключением судебных актов, которые согласно закону подлежат немедленному исполнению или если суд допустил их немедленное исполнение.

5. Суды надзорной инстанции

Протесты в порядке надзора рассматриваются судами, которым такое право предоставлено законом. В соответст­вии со ст. 444 ГПК пересматривать в порядке надзора су­дебные решения, определения и постановления, вступив­шие в законную силу, имеют право в Республике Беларусь следующие суды:

• Президиум Верховного Суда Республики Беларусь (рассматривает дела по протестам на вступившие в закон­ную силу решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь (часть первая ст. 440 ГПК). Президи­ум Верховного Суда Республики Беларусь — высший судебно-надзорный орган Беларуси;

• судебная коллегия по гражданским делам Верховно­го Суда Республики Беларусь — рассматривает дела по про­тестам на постановления президиумов областных и Минского городского судов и вступившие в законную силу решения областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке (часть вторая ст. 440 ГПК);

• военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь — рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения, определения Белорусского военного суда, которые не были обжалованы в кассационном ­порядке, а также на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассаци­онном порядке Белорусским военным судом (часть третья ст. 440 ГПК);

• Белорусский военный суд — рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы­ в кассационном порядке (часть четвертая ст. 440ГПК);

• президиумы областного, Минского городского судов —рассматривают дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебной коллегий по гражданским делам соответствующего суда (часть пятая ст. 440 ГПК).

6. Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции

Суд, в который поступил протест в порядке надзора, обязан направить сторонам и другим юридически заинте­ресованным в исходе дела лицам копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях участвующие в деле лица извещаются о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

Законом установлены сроки рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Согласно части восьмой ст. 445 ГПК дело по протесту в порядке надзора на всту­пившее в законную силу судебное постановление рассмат­ривается судом надзорной инстанции не позднее 20 дней, а в Верховном Суде Республики Беларусь — не позднее 1 месяца со дня поступления дела с протестом.

Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить на три части:

• подготовительная часть;

• рассмотрение протеста в порядке надзора;

• вынесение и оглашение определения или постановления по делу.

В рассмотрении дела вправе принимать участие проку­рор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест в порядке надзора или вы­ сказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту должностного лица суда

При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имею­щимся в деле и дополнительно представленным материа­лам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопроте­стованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте (часть вторая ст. 445 ГПК).

Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.

Президиумы Верховного Суда Республики Беларусь, областного, Минского городского судов по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора выносят поста­новления,

Судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Белорусский военный суд выносят определения.

. К постановлениям и определениям, выносимым в порядке надзора, предъявляются те же требования, что и к кассационным определениям.

Никто из судей не вправе воздержаться от участия и голосовании. Судья, не согласный с решением большин­ства судей, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.

Постановления Президиума Верховного Суда Респуб­лики Беларусь, президиумов областного, Минского го­родского судов принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест счи­тается отклоненным.

Постановления Президиума Верховного Суда Республи­ки Беларусь, Президиумов областного, Минского городско­го судов подписываются председательствующим в заседании указанных судебных инстанций, определения судебной кол­легии по гражданским делам (военной коллегии) Верховно­го Суда Республики Беларусь — тремя членами суда, участ­вовавшими в рассмотрении дела в порядке надзора.

7. Основания к отмене в порядке над­зора судебных актов

В соответствии со ст. 448 ГПК основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их не­обоснованность или существенные нарушения норм мате­риального или процессуального права.

Судебные постановления признаются необоснованны­ми, если:

• судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу;

• факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательст­вами;

• изложенные в решении выводы суда не соответству­ют установленным фактам.

Судебное постановление, вынесенное с нарушением требования обоснованности, не может быть оставлено в силе. Такое постановление подлежит отмене.

Судебное постановление признается незаконным в свя­зи с существенным нарушением норм материального права в случаях:

• применения судом норм материального права, ­ которые не подлежат применению;

• неправильного применения судом норм материаль­ного права, которые подлежат применению;

• неправильного истолкования судом нормативного акта.
Существенными нарушениями норм процессуального права являются такие нарушения,

которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела. Дать исчерпывающий перечень случаев существенного наруше­ния норм процессуального права невозможно. Некоторые из них прямо предусмотрены законом (ст. 404 ГПК). Явля­ется то или иное нарушение норм процессуального права существенным, определяется судом надзорной инстанции в каждом конкретном случае.

8. Полномочия суда надзорной инстанции

Полномочия суда надзорной инстанции определены ст. 447 ГПК. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:

*оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора - без удовлетворения;

• отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;

• отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;

• оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;

• изменить или отменить судебное постановление и вы­нести новое решение, не передавая дело на новое рас­смотрение.

Предусмотренные законом полномочия суда надзор­ной инстанции носят исчерпывающий характер и не под­лежат расширительному толкованию. Например, суд, рас­сматривающий дело в порядке надзора, не вправе, отме­нив решение, приостановить производство по делу,

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, обязан про верить законность и обоснованность вынесенного по делу судебного постановления в полном объеме, а равно в от­ношении лиц, не указанных в протесте.

В тех случаях, когда суд надзорной инстанции своим определением или постановлением окончательно разре­шает спор либо прекращает производство по делу или ос­тавляет заявление без рассмотрения, он обязан в порядке ст. 474 ГПК разрешить вопрос о повороте исполнения су­дебного постановления либо передать его на разрешение суда первой инстанции.

Отменяя кассационное определение, суд надзорной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационным судом при новом рассмотре­нии дела.

Если при рассмотрении дела в порядке надзора суд обнаружит нарушения законности отдельными должност­ными лицами или гражданами либо существенные недос­татки в деятельности юридических лиц, он вправе выне­сти частное определение (ст. 451 ГП

9. Сущность и Значение пересмотра судеб­ных постановлений по вновь открыв­шимся обстоятельствам

Производство по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (наряду с надзорным производством) — одна из форм проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в за­конную силу.

Вновь открывшимися обстоятельствами называются юридические факты, имеющие существенное значение для дела, которые существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны заявителю, а следовательно, и суду. Эти юридические факты опровергают выводы суда по делу.

Основной целью данного института является проверка правильности вынесенного судом постановления в свете вновь открывшихся обстоятельств и отмена в связи с этим незаконного или необоснованного судебного акта.

По вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены в установленном порядке:

• решения и определения суда первой инстанции, всту­пившие в законную силу;

• определения суда кассационной инстанции;

• определения и постановления, вынесенные в поряд­ке надзора.

Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоя­тельствам являются судебные постановления, вступившие в законную силу.

Основанием к пересмотру судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам являются такие об­стоятельства, которые хотя и существовали в момент рас­смотрения дела, но не были и не могли быть известны суду, несмотря на принятые им в порядке ст. 20 ГПК меры по выяснению действительных обстоятельств дела.

По вновь открывшимся обстоятельствам дело пересматривается судом, вынесшим оспариваемое постановление, а не вышестоящим судом.

По вновь открывшимся обстоятельствам судебные постановления пересматриваются по заявлениям юридиче­ски заинтересованных в исходе дела лиц либо по представлениям лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора (часть первая ст. 454 ГПК).

Заявление о пересмотре судебного постановления па; вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано: юридически заинтересованными в исходе дела лицами, только в течение 3 месяцев со дня установления обстоятельств, послуживших основанием к пересмотру дела.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.