Характеристика учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье» для 5-11 классов. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Характеристика учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье» для 5-11 классов.

2017-06-03 2428
Характеристика учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье» для 5-11 классов. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Программа — это документ планирования учебной работы, в котором содержится полный перечень теоретических тем, двигательных умений и навыков, а также физических качеств, которые предстоит осваивать и совершенствовать в течение всего курса обучения. Например, для общеобразовательной школы в программе расписано, чем заниматься в каждом классе в течение учебного года. При этом указаны ориентировочные объемы в часах на легкую атлетику, игры, гимнастику, лыжи, плавание и теоретический раздел. Приведены учебные нормативы по всем указанным видам физической культуры.

Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» представлено базовым и вариативным компонентами.

Базовый компонент является содержанием учебного предмета «Физическая культура и здоровье», обязательным для освоения учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Он включает разделы «Знания» и «Основы видов спорта», которые содержат минимальный объем учебного материала, необходимого для общего физкультурного образования, общекультурного, духовного и физического развития, оздоровления, нравственного совершенствования учащихся, формирования здорового образа жизни, развлечения и отдыха с помощью средств физической культуры.

Раздел «Знания» включает теоретический материал, необходимый для практического освоения учебного предмета, формирования мировоззрения здорового образа жизни, самостоятельного использования средств физической культуры с целью оздоровления и активного отдыха.

Раздел «Основы видов спорта» включает практический и необходимый для его освоения теоретический учебный материал, который осваивается на учебных занятиях одновременно с двигательными умениями, навыками, способами деятельности. Содержание практического учебного материала представлено упражнениями, комплексами и игровыми элементами таких видов спорта, как гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры, что соответствует общим задачам развития координационных и кондиционных способностей обучающихся.

Вариативный компонент представлен такими видами спорта, как плавание, аэробика, атлетическая гимнастика, теннис настольный, конькобежный спорт, а также учебным материалом спортивных игр, изучаемых на более высоком уровне. Содержание вариативного компонента может использоваться учителем физической культуры с учетом интересов учреждения общего среднего образования, обучающихся и наличия физкультурно-спортивной базы в соответствии с примерным распределением учебного материала для каждого класса.

Цель программы - формирование физической культуры личности и оздоровление обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Указанная цель достигается в результате решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, прикладных задач.

К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в школьном возрасте:

— физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий;

— духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;

— двигательных умений и навыков, составляющих содержание изучаемых видов спорта.

Воспитательной задачей учебного предмета является содействие становлению и развитию:

— отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

— положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение, доброжелательное отношение к товарищам, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;

— гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности.

Оздоровительными задачами физического воспитания являются:

— профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;

— содействие укреплению здоровья обучающихся, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

— повышение умственной работоспособности;

— освоение навыков формирования здорового образа жизни.

К прикладным задачам учебного предмета, обеспечивающим успешную социальную адаптацию и безопасность жизнедеятельности обучающихся, относятся:

— обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;

— освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных физкультурных занятий;

— формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях (для проживающих в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС).

Кроме уроков физической культуры, в программе приводится содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассные формы занятий, общешкольные физкультурно-спортивные массовые мероприятия.

Обычно все учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1-я часть — пояснительная записка, в которой раскрываются общие задачи, формы занятий, организация и планирование учебного процесса.

2-я часть — учебный материал, состоящий из трех разделов:

— основы знаний, где приведен перечень основных теоретических тем для изучения;

— практический материал, в котором дается описание всех физических упражнений, подлежащих освоению, и приводятся упражнения для совершенствования физических качеств по каждому году обучения;

— зачетные нормы и требования по каждому практическому разделу (легкая атлетика, гимнастика и т.д.).

3-я часть — приложение, в нем приводится список рекомендуемой литературы, образы планов, протоколов, заявок.

Требования к учащимся:

Знать и соблюдать ТБ, правила личной и общественной гигиены при занятиях физической культурой и спортом; гигиенические требования к одежде, обуви, спортивному оборудованию и инвентарю; знать и уметь комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики,тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных способностей, у м е т ь: применять полученные знания, сформированные умения и навыки для соблюдения здорового образа жизни; постоянно поддерживать правильную осанку;самостоятельно разрабатывать и соблюдать индивидуальный режим учебного и выходного дня; оценивать свой уровень развития физических качеств в каждом тесте и уровень общей физической подготовленности.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, учебный план, программа по ФВ, общий план работы по ФВ, годовой план-график для параллели классов).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть, расписание занятий).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие план- конспект урока).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения).

С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе. Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели

достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

42 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

В сфере физического воспитания существуют три документа планирования, которые разрабатываются преподавателем: годовой план-график, поурочный план и план-конспект урока. Годовой план-график разрабатывается отдельно для каждой параллели классов (или учебных групп) на один учебный год. В нём все разделы программы распределяются по учебным четвертям в соответствии с планируемым объёмом часов на каждый раздел (вид).

Для составления годового плана-графика необходимо иметь следующие материалы:

— иметь в наличии два документа: учебный план и учебную программу;

— знать общий режим работы учебного заведения, для которого разрабатывается план-график, а также его материально-техническую, кадровую и финансовую обеспеченность;

— владеть информацией о климатогеографических особенностях своего региона и контингенте занимающихся (здоровье, подготовленность и т.д.).

В связи с тем, что годовой план-график разрабатывается преподавателем, отметим его основные операции в прикладном аспекте.

1. На листе миллиметровой бумаги составляется так называемая «сетка часов», имеющая следующие графы: номера по порядку, разделы программы, количество часов и номер уроков по неделям и четвертям учебного года.

2. Из учебной программы в соответствующую графу выписываются все разделы, которые необходимо изучать в течение года.

3. С учетом рекомендуемого учебной программой объема, а также климатогеографических особенностей своего региона и обеспеченности физкультурной базой определяется для каждого раздела объем занятий в часах.

4. Далее определяется очередность прохождения каждого раздела в течение года. Практически при этом учебный материал распределяется по неделям и номерам уроков. К примеру, легкая атлетика планируется с 1-го по 18-й урок, что соответствует первой четверти. Далее после недельных каникул 14 уроков отводится разделу гимнастики. После новогодних каникул — 14 уроков посвящаются лыжной подготовке (3-я четверть). Оставшиеся 22 урока последней четверти могут планироваться на разделы плавания, игр или легкой атлетики в зависимости от установок вышестоящих образовательных органов, сложившихся традиций и т.д.

5. После распределения программного материала по четвертям (или семестрам) определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольные соревнования по каждому разделу программы.

6. В заключение указываются места занятий по каждому разделу (зал, стадион, лыжная база и т.д.).

Поурочный план составляется преподаваем, как правило, для каждой учебной четверти на одну параллель классов (учебных групп) на основе учебной программы и годового плана-графика. В нем определяется поурочное распределение программного материала на одну четверть. Этот документ предусматривает последовательность решения поурочных педагогических задач (их формулировки, средства, объем времени и др.).

Таким образом, план должен содержать:

1. Перечень теоретических тем и основных групп упражнений, подлежащих освоению. К примеру, по гимнастике к таковым можно отнести строевые упражнения, ОРУ, висы, упоры, лазания, равновесия, акробатика и опорные прыжки.

2. По каждому виду упражнений ставятся общие задачи на четверть. К примеру, овладеть техникой лазания по канату в три приема, техникой опорного прыжка «ноги врозь» и т.д.

3. Учебный материал по отдельным видам упражнений распределяется по конкретным урокам таким образом, что бы наполнить необходимым содержанием каждый урок. Руководствуются при этом, во-первых, необходимостью изучения всех групп упражнений, во-вторых, требованиями, вытекающими из общих и методических принципов. Например, нельзя допустить, чтобы на каком-то уроке не выдерживались требования принципов всестороннего развития личности или доступности и др.

4. По каждому упражнению на всех уроках определяется конкретная задача в зависимости от этапа обучения, время и ее решение, а также сроки сдачи зачетных норм и требования.

Таким образом, в плане фиксируется организационно-методическая последовательность прохождения всех групп упражнений и одновременно рационально комплектуется содержание каждого конкретного урока.

План-конспект урока является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте. При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся

при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

 

43 ПОДГОТОВКА ПРЕПОДОВАТЕЛЯ К УРОКУ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА.

 

Система подготовки преподавателя к уроку включает в себя:

· составление плана-конспекта урока (письменно);

· проверка личной практической подготовленности по материалу предстоящего занятия;

· подготовка мест занятия, необходимого оборудования и инвентаря;

· предварительная подготовка помощников.

Составление плана-конспекта занятия осуществляется в следующей последовательности;

1. Вначале необходимо на основе рабочего плана четко формулировать или детализировать конкретные задачи урока определить очередность их решения.

2. Разрабатывается содержание, методика, дозировка нагрузки основной части. Тщательно подбираются основные и вспомогательные упражнения, необходимые для решения задач урока, указывается дозировка каждого упраж­нения.

3. После составления основной части урока приступают к разработке подготовительной части. Причем вначале разрабатывают содержание и методику специальной разминки.

4. В конце разрабатывается содержание заключительной части, т.е. преподаватель уже предполагает, в каком физическом и психическом состоянии занимающиеся будут находиться в конце урока. В соответствии с этими представлениями он определяет содержание заключительной части, чтобы привести их организм в нормальное после рабочее состояние. В конце заключительной части указывается домашнее задание, которое желательно давать после каждого урока.

Проверка личной практической подготовленности по материалу урока. Преподаватель всегда должен правильно показать упражнение своим ученикам. Если на уроке он попытается лично продемонстрировать какое-то движение, а оно не получится, то это, в общем-то, отразится на его авторитете. Поэтому преподаватель всегда должен держать себя в соответствующей кондиции.

Подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря также входят в обязанность преподавателя. Невыполнение этого пункта часто приводит к простоям на уроке, и к травматизму. Места занятий, оборудование и инвентарь всегда должны находиться в хорошем, исправном, надежном состоянии. Очень важно, чтобы тщательно соблюдалась гигиена мест занятий, чистота и порядок. Подготовка помощников для проведения урока. Качество урока, его моторная плотность, соблюдение дисциплины во многом зависят от наличия хорошо подготовленных помощников. Поэтому такой актив надо специально готовить заранее. Обычно по наиболее сильные учащиеся или спортсмены, пользующиеся авторитетом у занимающихся. Преподаватель накануне либо перед началом урока должен тщательно их проинструктировать, чтобы они четко зияли свои задачи, умели их решать и ответственно относились к порученному делу.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.