Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

VI. Психологическое сопровождение служебно-боевой деятельности

2017-06-02 2801
VI. Психологическое сопровождение служебно-боевой деятельности 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

43. Психологическое сопровождениеСБД – это комплекс мероприятий по социально-психологическому изучению и углубленному психологическому и психофизиологическому обследованию военнослужащих, оказанию им психологической помощи и психологической поддержки в процессе военно-профессиональной деятельности, а также коррекции нарушенных функциональных состояний, проводимых с целью повышения эффективности СБД с учетом личностных психофизиологических особенностей и состояния здоровья военнослужащих.

Главной задачей психологического сопровождения является повышение эффективности СБД и сохранение психического здоровья военнослужащих. Объектом психологического сопровождения является конкретный человек, субъектом – его функциональное состояние, психическая сфера и особенности организации взаимодействия с военно-профессиональной средой.

Основными целями психологического сопровождения являются:

оказание помощи военнослужащим в реализации своих способностей;

развитие профессионально важных и коррекция негативных качеств военнослужащих для повышения эффективности выполнения СБЗ и сохранения психического здоровья.

Основными направлениями психологического сопровождения являются:

оценка индивидуальных психологических особенностей военнослужащих;

углубленное изучение военнослужащих с признаками затрудненной военно-профессиональной адаптации;

психологическая помощь лицам с признаками затрудненной адаптации, находящимся в дезадаптивных состояниях, связанных с недостаточным развитием профессионально важных качеств;

психологическая поддержка при возникновении кризисных ситуаций в процессе прохождения военной службы;

психологическая коррекция неадекватных типов реагирования на возникающие трудности;

психологическая подготовка личного состава, развитие профессионально важных качеств, необходимых для успешного овладения военно-профессиональной деятельностью;

разработка практических рекомендаций и предложений по индивидуально-воспитательной работе с военнослужащими.

 

44. Психологическое сопровождение СБД включает: обеспечение адаптации к условиям военной службы и обучения, социально-психологической адаптации, обусловленной вхождением в воинский коллектив, психофизиологической адаптации, обусловленной изменениями требований деятельности к функциональным особенностям организма состоянию здоровья военнослужащих.

Основными критериями процесса военно-профессиональной адаптации являются: успешность военно-профессиональной деятельности, дисциплинированность, функциональное состояние организма, взаимоотношения в коллективе. Данные критерии оцениваются через следующие показатели, которые выявляются при проведении социально-психологического и психофизиологического изучения военнослужащих:

успешность военно-профессиональной деятельности – овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, практическое выполнение должностных обязанностей;

дисциплинированность – количество взысканий, характер нарушений воинской дисциплины, исполнительность;

функциональное состояние организма – состояние здоровья, обращения за медицинской помощью;

взаимоотношения в коллективе – наличие конфликтов с окружающими, характеристика социального статуса.

45. Для изучения особенностей военно-профессиональной адаптации к условиям военной службы в подразделении (воинской части) применяются: анализ результатов деятельности; анализ заболеваемости; опрос командиров (начальников), индивидуальные психодиагностические беседы, социально-психологические и психологические обследования, позволяющие оценить психическое состояние военнослужащего и характер взаимо­отношений в коллективе.

По результатам изучения оценивается адаптированность военнослужащих. Если хотя бы по одному из критериев адаптированность была признана как низкая, таковой соответственно считается и общая успешность этого процесса. Со всеми военнослужащими, уровень адаптированности которых был оценен как низкий, проводится углубленное психологическое обследование для выявления основных факторов, вызывающих осложнение процесса адаптации.

Для оптимизации процесса адаптации военнослужащих разрабатываются комплекс мероприятий по индивидуальной психологической помощи и улучшению социально-психологического климата в воинских коллективах.

Мероприятия по оказанию индивидуальной психологической помощи включают в себя: индивидуальное психологическое консультирование, психологическую коррекцию, тренинг психических познавательных процессов и развития личностных качеств, обучение военнослужащих приемам и навыкам саморегуляции функционального состояния организма и психической сферы.

Улучшение социально-психологического климата в воинском коллективе включает в себя: изучение социальной структуры, характера взаимоотношений и коллективных настроений; разработку рекомендаций по служебной расстановке военнослужащих в подразделениях; групповые тренинги, направленные на сплочение воинских коллективов, профилактику межличностных конфликтов.

46. Командир (начальник) для успешной военно-профессиональной адаптации военнослужащих к условиям военной службы:

формирует у военнослужащих психологическую устойчивость к высоким нервно-психическим нагрузкам, психологическую готовность личного состава к выполнению СБЗ в любых условиях обстановки;

организует мероприятия по защите личного состава от психических травм и негативного психологического воздействия противника;

анализирует психические состояния личного состава при выполнении СБЗ, их влияние на морально-психологический климат подразделения (воинской части);

оценивает степень физической и психологической усталости подчиненных и возможность их дальнейшего использования в СБД подразделения (воинской части);

осуществляет мероприятия по поддержанию боевого настроя, морально-психологической устойчивости, стремления к активным и настойчивым действиям в ходе выполнения СБЗ в экстремальных условиях;

принимает необходимые профилактические меры по поддержанию психологической устойчивости подчиненных, пресечению неуверенности, негативных настроений среди военнослужащих в ходе выполнения СБЗ.

47. Основными задачами психологической подготовки являются:

формирование у военнослужащих психологической готовности к выполнению СБЗ в различных условиях обстановки, информированности о предстоящих действиях;

повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физической и психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях.

Выделяют общую, специальную и целевую психологическую подготовку. В ходе общей психологической подготовки формируются необходимые для СБД профессиональные важные качества, (морально-волевая устойчивость, выносливость, храбрость, неприхотливость), которые должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к личному составу. В ходе специальной психологической подготовки решаются задачи по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящей СБД, формируются и активизируются специфические качества, необходимые для ее выполнения, происходит профессиональная самореализация военнослужащих. Целевая психологическая подготовка проводится в период подготовки к выполнению конкретной СБЗ и направлена на подъем активности личного состава, мобилизацию психики военнослужащих.

Психологическая подготовка личного состава осуществляется в процессе СБД и боевой подготовки посредством отработки определенных элементов психологической закалки военнослужащих. Решение задач психологической подготовки осуществляется, прежде всего, на занятия по тактической, физической и огневой подготовке. В планы проведения занятий включается элементы психологической закалки личного состава посредством формирования понятийной и образной основы модели предстоящих действий. Это достигается:

созданием в ходе отработки учебных вопросов сложной обстановки, приближенной к реальным действиям, постоянной ее сменой и новизной;

проведением занятий днем и ночью, в различных погодных условиях и различных условиях рельефа местности;

введением элементов опасности;

выполнением упражнений в условиях дефицита времени, после получения большой физической нагрузки;

созданием условий неопределенности и недостатка информации;

использованием средств имитации для создания шумовых эффектов, задымления, очагов пожаров;

преодолением отрицательного воздействия длительного пребывания в условиях движущейся техники, ограниченного пространства;

постановкой специальных задач по ведению наблюдения в ходе отработки учебных вопросов;

организацией реального противодействия противника (подготовленная группа личного состава, или двусторонняя игра подразделений);

обучением военнослужащих простым и действенным приемам и техникам саморегуляции психологического состояния;

постоянным совершенствованием приобретенных навыков и качеств в ходе СБД и занятий по боевой подготовке.

48. Психологическое сопровождение боевой (внутренней службы).

За психологическое сопровождение караулов (войсковых нарядов) отвечает командир воинской части, непосредственно организует – заместитель командира по РЛС, привлекая должностных лиц управления, подразделений.

Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть из командировки, отпуска, лечебного учреждения, допускаются к несению боевой (внутренней) службы не ранее чем через трое суток после прибытия. За это время офицеры подразделения и при необходимости психолог воинской части с данными военнослужащими проводят индивидуальные беседы. Военнослужащие, прибывшие из других воинских частей, допускаются к несению боевой (внутренней) службы после их тщательного изучения, но не ранее, через 14 суток (для воинских частей по охране важных государственных объектов и сопровождению специальных грузов – после организации мероприятий по вводу в боевую службу).

Для несения службы в караулах, войсковых нарядах (в дополнение к ст. 150 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) не допускаются военнослужащие, получившие известие об утрате родных или близких, имеющие признаки НПН, психо-эмоционального напряжения, состоящие в ГПДН или в ГПППВ и имеющие соответствующие рекомендации, выражающие неприязненные чувства к сослуживцам. Данные военнослужащие, при необходимости, направляются на консультации к медицинским специалистам.

49. Изучение личного состава, заступающего в караулы (войсковые наряды), организуется по этапам.

На этапе подбора и расстановки личного состава, подготовки к несению службы основная роль в организации психологического обеспечения отводится должностным лицам подразделения, от которого назначается караул (войсковой наряд) и психологу воинской части. Оценивается готовность личного состава к несению службы, рассматриваются предложения по расстановке военнослужащих по постам и сменам, учитываются физическое и психологическое состояние каждого военнослужащего.

В день заступления заместитель командира подразделения по РЛС проводит индивидуальную беседу с лицами, входящими в состав караула (войскового наряда), при выявлении военнослужащих с признаками НПН, психо-эмоционального напряжения, докладывает командиру подразделения для принятия решения и информирует психолога воинской части.

Перед заступлением психолог, а в его отсутствие назначенное должностное лицо органов по РЛС (имеющее соответствующий уровень подготовки) проводит психодиагностическое обследование личного состава караула (войскового наряда). К обследованию может быть привлечен весь личный состав, либо отдельные военнослужащие. Если нет необходимости в психодиагностическом обследовании всего личного состава караулов (войсковых нарядов), психолог проводит диагностическую беседу или диагностику актуального психического состояния отдельных военнослужащих, которые по докладам командиров подразделений проявляли признаки отклоняющегося поведения, имели конфликты с сослуживцами, получали тревожные известия от родных и близких.

При выявлении в составе караула (войскового наряда) военнослужащих, входящих в ГПДН и в ГПППВ, имеющих признаки НПН, психо-эмоционального напряжения, депрессивных состояний, психолог (должностное лицо органов по РЛС) воинской части немедленно докладывает заместителю командира воинской части по РЛС, информирует командира подразделения для принятия решения.

О допуске личного состава караула (войскового наряда) к несению службы психолог (должностное лицо органов по РЛС) воинской части делает запись в постовой ведомости: «Диагностика актуального психического состояния личного состава караула проведена. Лиц с нервно-психической неустойчивостью и повышенным суицидальным риском не выявлено (выявлено)».

Изучение личного состава, заступающего в караулы (войсковые наряды), проводится с использованием всех возможных методов экспресс-диагностики и возлагается на должностных лиц подразделения, психолога и офицеров, назначенных командиром воинской части на всех этапах подготовки к несению службы, а также во время развода суточного наряда (постановки задач).

Рекомендуется следующая периодичность проведения диагностики актуального психического состояния личного состава караулов:

в воинских частях, от которых назначается один караул – не менее трех раз в неделю;

в воинских частях, от которых назначаются два и более караулов – один раз в неделю каждого назначаемого караула, либо отдельных военнослужащих из состава караулов по ходатайству командиров подразделений;

караулов, состоящих из военнослужащих, проходящих военную службу по контракту –один раз в неделю каждого назначаемого караула.

В остальные дни психолог (должностное лицо органов по РЛС) периодически присутствует на практической подготовке караулов и общем разводе суточного наряда.

На этапе несения службы основная роль в организации психологического сопровождения отводится должностным лицам караула (войскового наряда) и офицерам, назначенным для проверки несения службы.

На данном этапе проводится мониторинг морально-психологического климата в карауле (войсковом наряде), осуществляется контроль актуального психологического состояния военнослужащих, выявляются возможные причины отклоняющегося поведения, межличностных конфликтов.

Контроль актуального психологического состояния у военнослужащих включает в себя:

наблюдение за настроением, психическим состоянием военнослужащих, входящих в состав караула (войскового наряда), их реакциями на изменения обстановки;

индивидуальные собеседования с лицами, проявляющими признаки психологической усталости;

оказание первичной психологической помощи военнослужащим, подвергшимся в ходе несения службы воздействию психотравмирующих факторов.

Если в ходе несения службы выявлены военнослужащие с признаками отклоняющегося поведения, психического или физического истощения, имеющие конфликты с сослуживцами, информация докладывается по команде с последующим принятием решения об их замене в составе караула (войскового наряда). После замены военнослужащие направляются в подразделение, а при необходимости – к психологу для изучения и проведения психокоррекционной работы. Военнослужащие, которые высказывают жалобы на состояние здоровья, направляются в медицинские подразделения.

На этапе окончания несения службы должностные лица караула (войскового наряда) и лица, назначенные для проверки, докладывают результаты изучения морально-психологического климата, психологического состояния личного состава по команде.

Информация анализируется, прогнозируются последствия воздействия психотравмирующих факторов служебной деятельности на личный состав, выявляются лица, нуждающиеся в психореабилитации, определяются мероприятия по преодолению психологической усталости военнослужащих.

50. Психологическое сопровождение выполнения внутренними войсками СБЗ по охране важных государственных объектов, специальных и воинских грузов (боевой службы) организуется с целью поддержания морально-психологического состояния личного состава караулов на уровне, обеспечивающем эффективное выполнение поставленных СБЗ.

Психологическое сопровождение боевой службы включает:

психологическое изучение военнослужащих;

подбор и расстановка личного состава караулов в соответствии с психологическими характеристиками и психологической совместимостью военнослужащих;

психологическая подготовка личного состава к действиям в различных условиях обстановки и формирование психологической устойчивости к негативным факторам боевой службы;

изучение и прогнозирование психотравмирующих факторов боевой службы, своевременное реагирование на негативные изменения морально-психологического состояния личного состава караулов;

организация психореабилитационных мероприятий.

Рекомендуется следующая периодичность проведения диагностики актуального психического состояния личного состава караулов перед заступлением на службу:

караулов по охране специальных и воинских грузов – каждого назначаемого караула;

в воинских частях, от которых назначаются два и более караулов – один раз в неделю каждого назначаемого караула, либо отдельных военнослужащих из состава караулов по ходатайству командиров подразделений;

караулов, состоящих из военнослужащих, проходящих военную службу по контракту –один раз в неделю каждого назначаемого караула.

Психодиагностическое обследование (изучение) личного состава караулов по охране специальных (воинских) грузов осуществляется во время, отведенное для подготовки к боевой службе. К обследованию (изучению) привлекается весь личный состав караулов. Психодиагностическое обследование (изучение) личного состава проводит психолог, в его отсутствие назначенное должностное лицо органов по РЛС. Результаты обследования психолог докладывает заместителю командира воинской части по РЛС, информирует командира подразделения, делает отметку в постовой ведомости (книге боевой службы).

К психодиагностическому обследованию (изучению) личного состава караулов от воинских частей по охране важных государственных объектов, от которых назначается два и более караулов со сменой 2 раза в сутки, находящихся на удалении от штаба воинской части кроме психолога могут привлекаться должностные лица органов по РЛС и (или) заместитель командира подразделения по РЛС, от которого назначается караул. Результаты обследования (изучения) докладываются командиру воинской части по РЛС, информируется командир подразделения, делается отметка в постовой ведомости (книге боевой службы).

51. Психологическое сопровождение участия внутренних войск в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности проводится с целью обеспечения психологической готовности военнослужащих к выполнению поставленных СБЗ, снижения влияния психотравмирующих факторов служебной деятельности.

Задачами психологического сопровождение службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности являются:

изучение, подбор и расстановка личного состава для несения службы;

психологическая подготовка личного состава к действиям при обострении обстановки, в экстремальных ситуациях;

защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия;

психологическая реабилитация и полноценный отдых личного состава после выполнения СБЗ.

Основные источники негативного информационно-психологического воздействия на личный состав:

отдельные граждане, организованные группы граждан, нарушающие общественный порядок и совершающие противоправные действия в ходе проведения массовых мероприятий;

общественные, политические и религиозные организации, ведущие противозаконную деятельность;

представители средств массовой информации, распространяющие заведомо ложную информацию о СБД внутренних войск, правоохранительных органов.

Основные средства негативного информационно-психологического воздействия:

аудиовизуальные средства (аудио-, видеокассеты, CD, DVD-диски);

средства массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, Интернет);

печатные издания (листовки, книги);

наглядно-художественные средства (плакаты, флаги, символика).

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведения важных общественно-политических мероприятий создаются временные оперативные группировки. Задачи по психологическому сопровождению выполнения СБЗ возлагаются на заместителя командующего оперативной группировки по РЛС.

Для психологического сопровождения выполнения СБЗ и проведения первичных реабилитационных мероприятий в оперативную группировку могут направляться психолог или подвижная группа психологов от соединений (воинских частей), входящих в состав группировки. Работа психолога, подвижной группы психологов в оперативной группировке организуется по решению командующего (командира) с непосредственным выездом в ПВД воинской части.

Решение на психологическое сопровождение выполнения СБЗ командир принимает на основе предложений заместителя по РЛС, в котором указывает организацию работы с взаимодействующими структурами по психологическому сопровождению, порядок работы психолога (подвижной группы психологов) в период подготовки, в ходе и после завершения выполнения СБЗ, время и место развертывания Ц(К)ППиР.

Заместитель командира по РЛС, получив задачу, организует мероприятия по психологическому сопровождению.

В период подготовки к выполнению СБЗ:

оценивает степень возможного влияния на военнослужащих психогенных факторов предстоящих действий;

организует изучение и мониторинг морально-психологического состояния личного состава;

совместно со штабом воинской части организует психологическую подготовку личного состава к выполнению СБЗ;

представляет командиру предложения по организации психологического сопровождения СБД.

В ходе выполнения СБЗ:

принимает меры по повышению психологической устойчивости личного состава;

организует защиту личного состава от негативного информационно-психологического воздействия;

организует взаимодействие по вопросам психологического сопровождения;

осуществляет контроль выполнения мероприятий по психологическому сопровождению.

После завершения выполнения СБЗ:

заслушивает должностных лиц о морально-психологическом состоянии личного состава, военнослужащих, нуждающихся в психологической помощи и психореабилитации;

организует психореабилитационные мероприятия личного состава;

обобщает опыт организации психологического сопровождения.

Для проведения первичных психореабилитационных мероприятий используются возможности Ц(К)ППиР, находящихся в районе действий войск (оперативной группировки), при их отсутствии развертывается пункт психологической помощи и реабилитации.

52. Психологическое сопровождение патрульно-постовой службы по охране общественного порядка организуется в целях обеспечения психологической готовности личного состава к выполнению возложенных на них задач.

Командир принимает решение на организацию патрульно-постовой службы, где (кроме вопросов организации службы) указывает:

порядок комплектования войсковых нарядов с учетом рекомендаций психолога;

задачи должностным лицам, назначенным для проверки войсковых нарядов по изучению морально-психологического состояния личного состава, проведению индивидуальной воспитательной работы;

порядок представления информации о военнослужащих с признаками отклоняющегося поведения, психического и физического истощения, имеющих конфликты с сослуживцами.

Заместитель командира воинской части по РЛС в ходе подготовки к выполнению задач по охране общественного порядка:

организует изучение личного состава, назначенного для несения службы, оценивает морально-психологическое состояние, докладывает командиру воинской части результаты работы и краткие выводы;

планирует мероприятия по организации психологического сопровождения патрульно-постовой службы, доводит их до исполнителей, обеспечивает всестороннюю подготовку, организует контроль;

проводит занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами по методике изучения личного состава на боевой (внутренней) службе.

В период несения патрульно-постовой службы:

осуществляет контроль за морально-психологическим состоянием личного состава;

принимает меры к повышению психологической устойчивости личного состава.

Начальники войсковых нарядов, должностные лица, назначенные для проверки несения службы, при выявлении лиц с признаками психологической усталости, отклоняющегося поведения принимают меры по направлению военнослужащего в расположение воинской части. При подведении итогов несения службы докладывают результаты наблюдения за военнослужащими старшему начальнику.

Психолог определяет последствия воздействия психотравмирующих факторов несения службы на личный состав, выявляет военнослужащих, нуждающихся в психореабилитации, определяет мероприятия по преодолению психологической усталости военнослужащих.

53. Психологическое сопровождение участия внутренних войск в обеспечении режима чрезвычайного положения (контртеррористической операции).

Задачами психологического сопровождения участия внутренних войск в обеспечении режима чрезвычайного положения (контртеррористической операции) являются:

мобилизация личного состава на выполнение поставленных СБЗ;

поддержание психологической устойчивости и готовности к решительным действиям в различных условиях обстановки;

снижение негативного влияния на личный состав психотравмирующих факторов СБД;

оказание психологической помощи личному составу в ходе выполнения СБЗ, проведение психореабилитации по их завершении.

В период подготовки к выполнению СБЗ проводятся:

социально-психологическое изучение личного состава с выдачей рекомендаций о возможности использования военнослужащих в экстремальных ситуациях;

обучение военнослужащих методам и приемам саморегуляции психического состояния в повседневной деятельности и в экстремальной обстановке;

проведение мероприятий индивидуальной психокоррекции с военнослужащими, имеющими признаки дезадаптации, нервно-психической неустойчивости, депрессии;

разработка рекомендаций по поддержанию психологической устойчивости военнослужащих в ходе выполнения СБЗ.

После выполнения СБЗ и прибытия в пункт постоянной дислокации[23] проводятся:

определение подразделений, в наибольшей степени, оказавшихся подверженными психотравмирующему воздействию;

психодиагностика психических состояний личного состава, выявление военнослужащих, имеющих сниженный психофизиологический потенциал, признаки вероятных боевых психических травм, нервно-психической неустойчивости, стрессовых нарушений, находящихся в состоянии дезадаптации;

групповые занятия по психоэмоциональной регуляции и ситуативно-образному отреагированию боевых психотравмирующих эпизодов;

индивидуальные психокоррекционные беседы с военнослужащими, получившими боевые психические травмы и имеющими признаки стрессовых психических нарушений.

Военнослужащие, имеющие выраженные проявления посттравматической стрессовой симптоматики, нарушения социальной и профессиональной адаптации направляются для консультации и, в случае необходимости, медико-психологической реабилитации в лечебные учреждения.

Один раз в квартал в течение 21 суток в ПВД организуется работа мобильных групп психологов, которые проводят мероприятия первичной психологической помощи по повышению психологической устойчивости военнослужащих, профилактике стрессовых нарушений и нервно-психической неустойчивости.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.