Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-02 | 1101 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В XVIII в. в связи с дальнейшим упрочением ислама в Дагестане по сравнению с предыдущим периодом намного увеличивается число мусульманских школ — мактабов и медресе. Уже в это время не было почти ни одного селения без примечетской школы. В резиденциях феодальных владетелей и центрах союзов сельских общин существовало даже по нескольку мусульманских школ. Примечетские школы, для открытия которых не требовалось никаких разрешений, содержались в основном за счет средств родителей учащихся или на пожертвование верующих — закят, часть которого шла на содержание учеников — муталимов. В этих школах обучали арабской грамоте, заставляя механически заучивать непонятные тексты Корана на арабском языке.
Громадное большинство окончивших примечетские школы выучивалось читать Коран, не понимая его. Меньшая часть осваивала арабскую грамоту и основанную на арабской графике аджамскую систему письма на языках народов Дагестана. И лишь незначительная часть путем упорных трудов и лишений, переходя от одного учителя к другому, изучала восточные языки — арабский, турецкий, персидский, богословие, мусульманское право, философию, историю, географию, астрономию и другие науки. Эти люди — алимы — пользовались большим уважением.
В XVIII в. намного увеличился и привоз из восточных стран книг по различным отраслям науки. Вместе с тем в самом Дагестане имелось немало переписчиков, которые изготовляли списки различной богословской и научной литературы. В связи с этим стала развиваться художественная литература, усовершенствовалось оформление книги.
В XVIII в. происходит и становление библиотечного дела в Дагестане. Как правило, собрание книг сосредоточивалось при мусульманских школах, мечетях или в частных коллекциях. Крупные библиотеки имелись при казикумухской, хунзахской, чохской, усишинской, кудалинской, тпигской и других мечетях. Из частных коллекций наиболее крупными были библиотеки Магомеда Убринского, Ибрагима-Г’аджи Урадин ского, Алима из Хунзаха и др. Среди них имелись книги по самым различным отраслям знаний. Многие из них дошли до нас.
|
В XVIII в. по сравнению с предыдущими эпохами более заметным стало два направления в научной и общественно- философской мысли Дагестана: реакционное религиозно- идеалистическое и прогрессивно-рационалистическое. Первое из них представляли богословы Шахбан Ободинский, Молла Магомед Катрузский и другие, служившие интересам феодально-клерикальной верхушки. Идейным знаменем этого направления было реакционное учение Востока. В практической деятельности представители этого направления выступали против науки, пропагандировали агностицизм, презрение к земной жизни.
Прогрессивно-рационалистическое направление имело несколько школ, наиболее выдающимися из которых были школы Магомеда Кудатлинского и Дамадана Мугинского. В философских вопросах представители этих школ придерживались рационалистических позиций. Они выступали с критикой положений ортодоксального ислама о божественном предопределении, утверждали, что человек свободен в своих действиях. Выступали в защиту теории познания, считая, что истина достигается только разумом, отстаивали прогрессивные идеи. В частности, они выступали за демократизацию некоторых положений мусульманского права — шариата. По их мнению, из шариата следовало убрать все положения, которые задевали честь и достоинство человека.
Известный ученый Саид-Ибрагим Гидатлинский настаивал на том, что горные пастбища и леса «не должны быть собственностью отдельных богачей, ими должны пользоваться все». Ученые. представители прогрессивно-рационалистического направления выступали против унижения и оскорбления человеческого достоинства женщин, за равноправие всех народов Дагестана, независимо от их социального и национального положеия, а также за дружбу между народами Кавказа. Эти ученые резко осуждали феодальные набеги на Гру-зию. Дамадан Мугинекий, например, прямо заявлял, что «нападения на Грузию» противоречат чести и достоинству человека. В годы таких испытаний, как нашествия Надира, ученики и последователи Магомеда Кудатлинского и Дамадана Мугинского выступали в защиту независимости и свободы Дагестана. Особенно большую роль по мобилизации и сплочению горцев сыграл ученый Саид-Ибрагим Гидатлинский. В своих многочисленных обращениях к народным массам он «призывал народ к отпору тирану-завоевателю». Обратился он и к феодальным владетелям с призывом усилить борьбу против иранских завоевателей.
|
В XVIII в. в Дагестане выросла целая плеяда ученых, труды которых получили широкую известность. Наиболее выдающимися учеными были известные далеко за пределами Дагестана Магомед Убринский (ум. в 1733 г.), Дауд Усишинский (ум. в 1767 г.), Гасан-Эфенди Кудатлинский, Саид-Ибрагим Гидатлинский (ум. в 1770 г.), Салих Кулинский, Ди- бир-кадий Хунзахский, Абубакар Аймакинский и многие дру-гие. Дошедшие до нас отрывочные сведения свидетельствуют, что Магомед Убринский на рубеже 30-х годов XVIII в. по приглашению казикумухского Сурхай-хана был преподавателем высшей мусульманской школы в Шемахе, а большую часть жизни прожил в родном селении Убра, где занимался научной деятельностью и был преподавателем в медресе, принимал активное участие в общественно-политической жизни общества. В библиотеке Магомеда Убринского обнаружен документ, написанный его рукой, — решение джамаата Убры, в котором говорится, что все жители объединяются, «чтобы всем вместе... вести борьбу с ханами и их рабами, посланными, чтобы изъять имущество сельчан или причинить им вред... Кто не окажется в нужное время на поле сражений, у того взять быка в пользу общества. А если член джамаата откажется от общего дела и добровольно предложит быка, то тогда в пользу общества забрать его поля, пастбища, дом и имущество — все, что ему принадлежит».
Из документа видно, что Магомед Убринский был тесно связан с народными массами и отстаивал их права, организовывал и вдохновлял горцев на борьбу против социального гнета.
|
Магомед Убринский — автор ряда трудов по филологии, праву, философии и другим наукам. На его трудах учились целые поколения алимов Дагестана. Одновременно с научными исследованиями Убринский занимался и литературной деятельностью. По имеющимся сведениям, им было написано несколько художественных произведений.
Другим выдающимся ученым описываемой эпохи был Дауд Усишинский. К сожалению, кроме труда по грамматике арабского языка, работы Дауда Усишинского до нас не дошли. Но по многочисленным комментариям на полях книг по грамматике, логике, праву и т. д. мы можем судить о разносторонних знаниях Дауда Усишинского.
Дауд Усишинский принимал деятельное участие в общественно-политической жизни. Он выступал за равноправие сословий, против догм ислама о мусульманской исключительности, ратовал за дружбу народов, резко критиковал набеги, устраиваемые феодальными владетелями Дагестана на Грузию.
В XVIII в. в Дагестане была окончательно завершена основанная на арабской графике аджамская система письма для аварского, лакского, кумыкского, даргинского и других языков.
Завершение создания аварской письменности связано с именем известного ученого Дибир-кадия из Хунзаха.
Дибир-кадий родился в 1749 г. в Хунзахе. Его настоящее имя Мухаммед-Щафи. Он прекрасно владел арабским, персидским и турецким языками. Одно время Дибир-кадий был на службе у знаменитого аварского Умма-хана, где заведовал перепиской хана с соседними государствами Кавказа, а также с Турцией и Ираном. Его перу принадлежит ряд трудов по различным отраслям науки, среди которых заметное место занимает толковый словарь персидско-турецко-арабского языков, учебник персидского языка.
В XVIII в. в Дагестане было составлено немало исторических хроник. До нас дошел ряд описаний событий в том или ином ханстве или обществе, летопись дома уцмиев, ханой Аварии, майсумов Табасарана и другие хроники, посвященные описанию истории отдельных ханств, обществ, аулов или важнейших событий в истории народов Дагестана — войн, эпидемий, землетрясений и др. Среди исторических трудов, составленных в XVIII в., наиболее видное место занимает «История войн Джара в XVIII столетии» анонимного автора. Хроника «История войн Джара» посвящена описанию борьбы горцев Дагестана против Надир-шаха. Написана на арабском языке. В ней в сжатой форме излагаются почти все основные события со времени нашествия на Дагестан полчищ Надира-шаха до его изгнания.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!