Методы психологического изучения профессий — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методы психологического изучения профессий

2017-06-02 946
Методы психологического изучения профессий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы собрать конкретный и достаточно полный материал по всем разделам предлагаемой схемы, используются псе известные методы психологии труда, но особенность их при­менения состоит в том, что они в данном случае направлены на решение только одной задачи - сбор информации о психологиче­ских особенностях профессии и выявление требований, которые она предъявляет к работающему человеку. Так, используя метод наблюдения, промышленный психолог может описать обстановку, в которой протекает труд, составить общую психологическую характеристику профессии, сделать предварительные выводы о том, какими профессионально важными качествами должен обла­дать представитель данной профессии, и т. д. Причем очень важно проводить наблюдения за работой лиц разного уровня профессио­нальной квалификации, за опытными работниками и новичками, за успешно работающими профессионалами и лицами, испыты­вающими определенные трудности в работе. Анализ результатов такого сравнительного наблюдения позволяет получить ценную информацию об особенностях формирования тех или иных про­фессиональных навыков и приемов работы, выявить трудности овладения профессией, а также причины, мешающие становлению профессионального мастерства. Результаты наблюдений фикси­руются в протоколах и систематизируются в соответствии со схе­мой предварительного ознакомления с профессией.

Много полезной информации можно получить путем анали­за производственной документации. Этот метод является одним из самых эффективных при сборе первичных сведений о профес­сии. Обстоятельное знакомство с различными официальными и неофициальными источниками информации позволяет достаточно оперативно собрать сведения о технологическом процессе и его организации, условиях производственной и социальной среды, особо опасных и трудных участках, об ответственности исполни­теля, о степени нервно-психического и физиологического напря­жений при выполнении работы. К числу таких источников ин­формации (документов) относятся следующие:

- тарифно-квалификационные справочники, в которых под­робно описывается профессия, и указываются требования, предъ­являемые к квалификации работника;

- технологические карты, характеризующие процесс изго­товления изделия: последовательность выполняемых операций, способы и приемы их выполнения, требования к качеству произ­водственных операций и к качеству готового изделия;

- инструкции по технологии производственных процессов, определяющие примерные алгоритмы трудовых операций, усло­вия нормального хода производства, порядок расходования и ис­пользования материалов, эксплуатации и обслуживания машин и оборудования;

- нормативные документы, на основе которых оценивается производительность и качество труда, технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия, устанавли­вается эффективность работы;

- журналы оперативного учета деятельности предприятия и материалы статистической отчетности, содержащие сведения о выполнении основных производственных функций, о производи­тельности труда, об использовании рабочего времени, о неис­правностях машинного оборудования, травматизме, производственной дисциплине, текучести кадров и т. д.;

- правила техники безопасности и гигиены труда, в которых обращается внимание на опасные моменты в работе, рекоменду­ются безопасные приемы и методы труда, даются указания, как пользоваться средствами индивидуальной защиты и т. д.;

- специальная литература о профессии, имеющаяся в техни­ческой библиотеке предприятий, и методические материалы по овладению рабочими приемами, навыками и умениями по разви­тию и совершенствованию профессионального мастерства;

- материалы по профессиональному обучению (учебные планы, программы, методические рекомендации и т. п.), которые позволяют получить представление о требованиях, предъявляе­мых профессией к человеку, уровню его общих и специальных знаний;

- протоколы различных совещаний и заседаний, на которых обсуждаются актуальные проблемы из жизни производственного коллектива (производительность труда, условия и организация труда, аварии и несчастные случаи, текучесть кадров, оплата труда и т.д.);

- документация, хранящаяся в медпунктах предприятия (журналы регистрации обращающихся за медицинской помощью, медицинские карточки, данные медицинского обследования рабо­тающих и т. д.); ее анализ дает возможность судить о частоте и видах профессиональных заболеваний работников, причинах и ;видах производственного травматизма, случаях хронического пе­реутомления.

Все перечисленные документальные источники информации в комплексе с другими методами профессиографии позволяют создать достаточно полное представление об изучаемой профес­сии. Очень широко применяются в профессиографии опросные методы: индивидуальные беседы, анкетирование, метод эксперт­ных оценок.

Индивидуальные беседы проводятся, как правило, с квали­фицированными специалистами, хорошо знающими данную про­фессию. Главная цель беседы - выяснить у работника, в чем, по его мнению, состоят особенности профессии, и какие требования она предъявляет к работающему человеку. Беседа может прово­диться и с менее квалифицированными специалистами, чтобы вы­явить трудности, с которыми встречаются люди, только еще вхо­дящие в профессию и имеющие небольшой стаж работы. Прове­дение беседы требует наличия у психолога определенного опыта и соблюдения ряда правил. Во-первых, до начала беседы следует составить ее план и сформулировать примерный перечень вопро­сов (с учетом схемы предварительного ознакомления с професси­ей), которые предполагается задать собеседнику. Во-вторых, не­обходимо создать непринужденную атмосферу беседы, устано­вить контакт с опрашиваемым, снять у него уже в начале беседы первое напряжение и расположить к полной откровенности. В-третьих, ответы на вопросы следует фиксировать в протоколе, форма которого заранее определяется в соответствии с целью бе­седы. Записи в протокол необходимо делать либо непосредствен­но во время беседы, либо по ее окончании. В последнем случае достигается большая откровенность ответов опрашиваемого, но несколько ухудшается полнота и точность их воспроизведения.

Анкетирование как метод психологии труда и профессио­графии позволяет установить мотивы выбора профессии, отноше­ние человека к выполняемой работе, удовлетворенность (неудов­летворенность) профессией, выявить оценку работающими усло­вий и организации труда и другие моменты и особенности, харак­теризующие изучаемую профессию. Научная ценность результа­тов анкетирования во многом зависит от того, насколько правиль­но сформулированы и структурированы вопросы, включенные в анкету (опросник). Необходимо, в частности, придерживаться следующих правил:

- Формулировка вопросов должна отвечать поставленной ис­следовательской задаче. Например, если ставится задача выяснить мотивы выбора профессии, то вопросы должны быть нацелены на получение ответов, содержание которых позволяет решать именно эту задачу. В анкету не должны включаться несущественные, слу­чайные вопросы, ответы на которые дают избыточную, совершен­но ненужную для данного исследования информацию.

- Следует избегать постановки таких вопросов, ответы на которые можно получить из каких-либо других источников. Так, если профессиографическое исследование проводится на про­мышленном предприятии, то большой объем сведений об изучае­мой профессии можно извлечь уже из анализа различных производственных документов, что позволит избежать перегрузки ан­кеты второстепенными вопросами.

- Формулировка вопросов с точки зрения языковых норм, литературного стиля и смыслового содержания должна быть яс­ной, четкой и понятной для опрашиваемого и соответствовать уровню его образования и знаний. Нельзя ставить такие вопросы, которые допускают двусмысленную интерпретацию, а также во­просы, содержащие в своей формулировке скрытую подсказку или внушающие определенный ответ.

- В зависимости от цели анкетирования необходимо выбрать форму (тип) вопросов, которые могут быть «закрытыми» или «от­крытыми». Закрытым называется вопрос в том случае, если на него в анкете приводится набор вариантов ответа, из которых на­до выбрать и подчеркнуть (обвести кружком) соответствующий мнению опрашиваемого. В отличие от закрытых, открытые во­просы не «навязывают» опрашиваемому определенного ответа и позволяют ему выразить свое мнение во всей полноте и в произ­вольной форме. Вопросы этого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения анкеты и не гарантируют точного ответа. Напротив, анкеты с во­просами первого типа быстрее заполняются, их удобнее обраба­тывать, ответы на них отличаются большей точностью и опреде­ленностью.

- По своей логической структуре анкета должна представ­лять собою не просто хаотический, бессистемный набор вопросов, а определенным образом организованную последовательность. Это достигается путем объединения отдельных вопросов в тема­тические блоки. Несколько вопросов, объединенных в один смы­словой блок (батарею), всегда предпочтительнее одного единст­венного вопроса, потому что ответы на них всегда дают более точную и надежную информацию. Вместе с тем, надо иметь в ви­ду, что переход от одного тематического блока к другому должен быть постепенным и плавным: нежелательно, чтобы между от­дельными смысловыми частями анкеты возникали резкие темати­ческие перепады и «скачки».

Соблюдение перечисленных требований позволяет сделать анкетирование достаточно полезным и информативным методом профессиографии. В лабораторно-практическом разделе данного пособия (см. с. 282-295) приводятся в качестве примера анкеты, которые применялись нами для изучения адаптации молодых ра­бочих на производстве и психологического климата трудового коллектива.

Метод экспертных оценок является разновидностью опроса. Его сущность состоит в том, что для изучения особенностей про­фессии опрашивается сравнительно небольшая группа (5-6 чел.) компетентных лиц (экспертов), хорошо знающих изучаемую про­фессию. При подборе группы экспертов учитывается уровень их знаний (компетентности), возраст, образование, стаж работы по интересующей профессии. Результаты, полученные с помощью опроса экспертов, называются экспертными оценками. Основным инструментарием экспертного опроса является опросный лист или бланк-интервью, которые разрабатываются с учетом поставлен­ных профессиографических задач. В соответствии с этим проце­дура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в ин­тервьюировании экспертов. В отличие от массовых опросов, ко­торые носят, как правило, анонимный характер, метод экспертных оценок, напротив, предполагает полную осведомленность экспер­та о цели и задачах проводимого профессиографического иссле­дования.

На с. 311-315 пособия приводится опросный лист для пси­хологической характеристики профессий, который содержит пе­речень пятидесяти двух качеств личности, необходимых для вы­полнения различных видов деятельности. Листы раздаются экс­пертам, которые оценивают каждое из этих качеств с точки зрения его значимости для изучаемой профессии. Оценка производится в баллах: 2 балла, если качество для данной профессии абсолютно необходимо; 1 балл, если качество является желательным; 0 бал­лов, если качество не имеет никакого значения для профессии. Каждый из экспертов выставляет оценки самостоятельно, без вза­имных консультаций и обмена мнениями. После завершения ра­боты по оцениванию опросные листы собираются, и полученные данные обрабатываются. На основании экспертных оценок рас­считывается усредненный балл по каждому качеству, и определя­ется, какие из них являются профессионально важными.

Биографический метод, суть которого сводится к изучению профессионального и жизненного пути человека, достигшего в определенной профессии высот мастерства и совершенства, по возможности, тоже полезно использовать в профессиографии. Обычно он применяется для изучения некоторых «высших» про­фессий (художников, ученых, артистов, писателей), но может быть использован и при изучении других профессий. Известно, что есть немало опубликованных книг, где их авторы (рабочие-рационализаторы, инженеры, бизнесмены, менеджеры, ученые и т. д.) описывают свой жизненный и творческий труд. В этих кни­гах содержится много любопытной информации об особенностях и трудностях той или иной профессии.

Анализ биографий высококвалифицированных профессио­налов путем изучения печатных источников, личных дел и другой документации, а также посредством бесед с самим профессиона­лом, опроса его товарищей по работе, руководителей и т. д., по­зволяет получить интересные сведения об условиях формирова­ния личности профессионала, особенностях его трудового пути, о причинах, способствующих процессу овладения профессией и адаптацию работника к профессиональной среде. Обработка био­графических материалов с помощью процедуры контент-анализа и статистики может значительно повысить надежность получае­мых сведений.

Трудовой метод из-за определенных ограничений достаточ­но редко применяется в современных профессиографических ис­следованиях, однако, наличие у психолога даже небольшого лич­ного опыта работы по изучаемой профессии позволяет ему лучше понять особенности профессии, выделить оптимальные приемы работы и те психофизиологические функции, которые актуализи­руются в данной профессиональной деятельности. Совмещая в одном лице работающего и исследователя, психолог, использую­щий трудовой метод, имеет возможность с большей точностью установить, какие профессионально важные качества требует профессия. И. Н. Шпильрейн (автор и разработчик этого метода) писал: «Лично мне работа телефонистки казалась верхом мотор­ной ловкости, но первые же дни моей личной работы у аппарата показали мне, как незначительна та степень моторной ловкости, которая требуется этой профессией, по сравнению с непрерывным напряжением внимания» [15, с. 12]. Трудовой метод изучения профессий особенно полезен в сфере профессионального обуче­ния. Личный опыт работы в определенной профессии позволяет мастерам и инженерам-педагогам значительно успешнее решать задачи по оптимизации обучения и профессиональной адаптации начинающих работников.

Анализ брака и ошибочных действий в работе может в от­дельных случаях служить важным дополнительным методом для выявления требований профессии к психике человека. Например, С.Я. Рубинштейн [13] на основании тщательного анализа массо­вого брака в работе перфористок показала, что ошибки в действи­ях работниц, приводящие к браку, обусловлены сенсорным ком­понентом деятельности (трудностями зрительного восприятия), а не моторным (нерациональным двигательным маршрутом рук), как это считалось раньше. В результате была разработана новая методика профессионального обучения перфористок, направлен­ная на формирование и совершенствование именно зрительных навыков.

В исследовании Сюй Лянь-цана [12, с. 65-77], проводивше­гося на конвейере сборки телевизоров, было установлено, что главной причиной брака (перепутывание схем и деталей на шасси телевизора) является сложность визуального дифференцирования различительных признаков проводов и деталей во время пайки. Разработанные автором практические рекомендации позволили уже на предварительном этапе сборки телевизоров улучшить ус­ловия зрительного восприятия различительных признаков объек­тов труда, что привело к заметному снижению ошибочных дейст­вий работниц на основном конвейере.

Приведенные примеры говорят о том, что метод анализа ошибочных действий дает не только полезную информацию о требованиях, предъявляемых профессией к исполнителю, но и может оказать существенную помощь в разработке мероприятий по усовершенствованию и оптимизации психологической струк­туры трудовой деятельности. Конечно, некоторые ошибки и брак в работе возникают в результате различного рода организацион­но-технических неполадок (плохое оборудование, некачествен­ный материал, непродуманная технология изготовления изделия и т. д.). Их изучение и устранение - прерогатива других специали­стов. Психолог же должен, в первую очередь, обращать внимание на те ошибки, которые связаны с действием «человеческого фак­тора» и психологических условий труда.

Профессиографическое исследование допускает применение и экспериментального метода. Чаще всего он имеет форму моде­лирующего эксперимента, когда на примере искусственных моде­лей с помощью специальных экспериментальных установок, стендов и тренажеров имитируется реальная профессиональная деятельность, при выполнении которой у испытуемых регистри­руются различные показатели, позволяющие судить о значимости тех или иных профессионально важных качеств личности для ус­пешной работы в данной профессии. С этой целью для обследова­ния выделяют несколько групп работников, которые отличаются неодинаковой производительностью труда. В каждой группе с помощью соответствующих методик определяются свойства лич­ности, которые предположительно считаются профессионально важными.

Результаты обследования сопоставляются с профессиональ­ной успешностью, для чего используется корреляционный анализ. Если оказывается, что большинство лучших работников при ис­пытании какого-либо свойства дают более высокие производст­венные результаты, а отстающие - относительно низкие результа­ты, то это свидетельствует о важности исследуемого свойства для данной профессии. Например, для определения значимости в структуре психологических качеств такого качества как твердость руки, можно провести тремометрическое исследование группы слесарей: лучших, средних и худших по производительности тру­да. Если в результате будет установлено, что показатели по тремометру у лучших слесарей выше, чем у средних, а тем более худших, то можно сделать обоснованный вывод о том, что твер­дость руки - одно из качеств, важных для профессии слесаря.

Психофизиологические методы применяются в профессиографии в тех случаях, когда необходимо изучить функциональное состояние физиологических и психологических систем организма работающего человека и их реакцию на выполнение различных видов профессиональной деятельности. Результаты такого иссле­дования позволяют установить, какие психические и физиологи­ческие функции и в какой степени активизируются в процессе ра­боты, как изменяется их состояние, и как это сказывается на тру­довой деятельности работающего. Информация, полученная на основе использования психофизиологических методов, позволяет существенно дополнить и уточнить сведения, полученные с по­мощью других методов.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.