Профессиограмма авиадиспетчера — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Профессиограмма авиадиспетчера

2017-06-02 2448
Профессиограмма авиадиспетчера 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

I. Общая характеристика профессии

Авиадиспетчер, работающий в системе управления воздуш­ным движением (УВД) - это высококвалифицированный специа­лист гражданской авиации, осуществляющий контроль и управ­ление движением (полетом) воздушных судов от момента их взле­та до посадки. Социальное значение профессии состоит в том, что авиадиспетчер обеспечивает безопасность и эффективность рабо­ты воздушного транспорта. От результатов труда и деятельности авиадиспетчера зависят также все экономические показатели ра­боты отрасли. Работники службы УВД решают одну из главных задач в обеспечении полетов по обслуживанию хозяйственно-экономической деятельности страны.

Профессия авиадиспетчера имеет высокий уровень пре­стижности и распространена не только в гражданской, но и в спе­циальных видах авиации (сельскохозяйственной, санитарной, во­енной и т. д.). Овладение ею требует хорошей общеобразователь­ной подготовки (по физике, математике, основам информатики и вычислительной технике). Профессия предъявляет также большие требования к специальной подготовке работника. Авиадиспетчер должен хорошо знать профессиональную среду своей деятельно­сти (природную, техническую, социальную), владеть навыками управления сложным радиотехническим и электронным комплек­сом, знать содержание своей профессиональной работы и уметь квалифицированно выполнять ее на всех этапах управления воз­душным движением.

Работа авиадиспетчера относится к операторскому виду тру­да с преобладанием в профессиональной деятельности интеллек­туальных функций. Ее выполнение связано с постоянным анали­зом и прогнозированием быстро меняющейся обстановки, принятием всевозможных управленческих решений, обеспечивающих безопасность полетов в контролируемом диспетчером воздушном секторе, причем каждое решение является следствием сложных интеллектуальных действий. Диспетчер УВД предотвращает опасные сближения и столкновения воздушных судов, дает им указания об изменении режима полета, принимает меры по оказа­нию помощи терпящим бедствия самолетам и вертолетам и вы­полняет целый ряд других ответственных функций.

Современные центры УВД оборудованы сложной радио­электронной аппаратурой, позволяющей осуществлять контроль за воздушной обстановкой с помощью особых телевизионных эк­ранов (дисплеев). Рабочим местом авиадиспетчера является пульт управления, на котором имеются устройства отображения воз­душной и метеорологической обстановки (индикаторы), средства радиосвязи с экипажами воздушных судов, информационно-справочный материал по правилам полетов и т. д. Пульты управ­ления выполнены так, чтобы обеспечить оптимальные условия работы.

Санитарно-гигиеническая и физическая среда (температура, запыленность, освещенность, и т. д.), в которой работает авиадис­петчер, соответствует нормам, уровень шума на рабочем месте может превышать установленные параметры. Режим труда - по­сменный, в специальном помещении. В работе отсутствуют какие-либо выраженные профессиональные вредности, однако, высокий уровень нервно-психической напряженности может со временем неблагоприятно отразиться на состоянии нервной и сердечно­сосудистой систем работающего. Противопоказания: слабое фи­зическое здоровье и низкий уровень работоспособности, дефекты в органах слуха, зрения и речи, эмоционально-волевая неустойчивость, плохая память и недостаточное развитие способности к оперативному мышлению.

Профессия авиадиспетчера открывает определенные воз­можности для дальнейшего профессионального роста и повыше­ния квалификации работника. Перспективы профессионального продвижения связаны, прежде всего, с переходом на работу в вы­шестоящие подразделения службы управления воздушным дви­жением, а также в другие административно-управленческие структуры гражданской авиации.

Профессию диспетчера УВД можно получить в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации. На дневное отделение принимаются лица мужского пола, имеющие образова­ние в объеме средней школы и прошедшие специальный психо­физиологический отбор на профессиональную пригодность. Слу­шатели и курсанты учебных заведений гражданской авиации на­ходятся на полном государственном обеспечении, им предостав­ляется бесплатное общежитие, питание, форменная одежда и сти­пендия.

//. Психограмма профессии

С психологической точки зрения основное содержание рабо­ты диспетчера УВД сводится к приему, переработке и передаче необходимой производственной информации. Диспетчер прини­мает, осмысливает и логически перерабатывает (классифицирует) информацию, поступающую от радиотехнического комплекса; закрепляет в логической и образной памяти данные, необходимые для решения задач УВД; конструирует в воображении целостный и динамичный образ воздушной обстановки; распределяет внима­ние между различными источниками информации; прогнозирует изменения ситуации (ее пространственно-временного образа); осуществляет последовательный ряд умственных действий, на­правленных на реализацию заданного алгоритма управления воз­душным движением; принимает различные управленческие реше­ния, в том числе при возникновении аварийной или непредвиденной ситуации; ведет радиопереговоры с экипажем воздушных су­дов. В связи с перечисленными функциями он выполняет сле­дующие психологические действия:

1. Сенсорно-перцептивные - различает цвета сигнальных лампочек, оценивает градации яркости светящихся точек на экра­не локатора, определяет расстояние между воздушными судами, представленными на экране обзорного локатора в виде светящих­ся точек и различных формуляров.

2. Психомоторные и речемоторные — включает радиопере­говорные устройства, манипулирует органами настройки аппара­туры и регулировки изображения, набирает номера самолетов на табло-эшелонаторе, передает речевые сообщения по телефону громкоговорящей связи.

3. Аттенционные (действия внимания) - сохраняет устой­чивость внимания на управляемых объектах, периодически пере­ключает внимание с одного объекта на другой, распределяет вни­мание на нескольких существенных элементах рабочей среды.

4. Мнемические (действия памяти) - запоминает информа­цию о параметрах движения воздушных судов, избирательно вспоминает данные, необходимые для решения той или иной за­дачи, воспризводит должностные инструкции и алгоритмы реше­ния типичных задач, забывает информацию, потерявшую акту­альность.

5. Имажинитивные (действия изображения) - на основе получения различной информации создает сложный динамиче­ский образ (модель) воздушной обстановки; опираясь на создан­ную модель, принимает все управленческие решения; с учетом текущей информации перестраивает созданный пространственно-временной образ, что позволяет предвидеть изменения воздушной обстановки.

6. Мыслительные — анализирует и выявляет взаимосвязи между элементами производственных ситуаций; определяет необ­ходимую последовательность своих действий; устанавливает причины возникших рассогласований между прогнозируемой и фак­тической ситуацией; принимает решения в новой, неожиданной ситуации; находит оптимальные способы и средства для реализа­ции своих решений.

Требования к психике авиадиспетчера

а. К сенсорно-перцептивным свойствам

Учитывая то обстоятельство, что зрительные и слуховые сигналы, поступающие к диспетчеру, имеют достаточную интен­сивность, деятельность в системе УВД не предъявляет повышен­ных требований к зрительной и слуховой чувствительности ра­ботника. Достаточно иметь обычный нормальный слух и нор­мальное зрение (в некоторых случаях допустима его корректиров­ка очками). Вместе с тем, профессионально важной является такая характеристика, как малая утомляемость зрительного и слухового анализаторов. Непрерывный поток достаточно интенсивных сиг­налов, характерный для деятельности диспетчера, требует от него сенсорной устойчивости. В экстремальных условиях решающее значение приобретает скорость развития ощущений, лежащая в основе построения целостного образа восприятия. Оба указанные свойства - сенсорная устойчивость и скорость развития ощуще­ний - слабо поддаются тренировке и упражнению.

б. К психомоторике

При работе в нормальном режиме не требуется, чтобы ско­рость и точность двигательных реакций (нажатие на кнопки, тумблеры и другие органы управления приборами) превышала обычные, средние значения. В экстремальных же условиях требо­вания к психомоторике резко повышаются. Скорость и точность реакций становятся важнейшими показателями надежности дея­тельности авиадиспетчера, большую роль начинает играть и ус­тойчивость психомоторики к эмоциональным воздействиям.

 

в. К свойствам внимания

Основное требование к вниманию авиадиспетчера - его ус­тойчивость. Это свойство непосредственно зависит от такого фи­зиологического показателя как сила процесса возбуждения. При слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внима­ния неизбежно - поэтому слабость нервной системы является прямым психофизиологическим противопоказанием к деятельно­сти диспетчера. Два других свойства внимания - распределение и переключение - связаны с подвижностью нервных процессов. Обычные, средние показатели этих свойств достаточны для того, чтобы сформировать у работника необходимые аттенционные на­выки и умения.

г. К мнемическим и имажинитивным свойствам

Работа авиадиспетчера связана с актуализацией двух видов памяти: долговременной и оперативной. Если требования к объе­му долговременной памяти обычны, то требования к объему опе­ративной памяти очень высоки. В процессе управления воздуш­ным движением диспетчеру необходимо запоминать позывные самолетов, эшелоны следования, посадочный курс, метеоинфор­мацию и большое количество других данных. Хорошая оператив­ная память - профессионально важное качество диспетчера УВД. Он должен также обладать развитым пространственным вообра­жением, чтобы строить мысленный образ воздушной обстановки и изменять его с учетом поступающей информации. В экстре­мальной ситуации роль образов воображения резко повышается. И практической деятельности диспетчера УВД мнемические и имажинитивные умения и навыки очень тесно связаны между собой и включаются в единый целостный психический акт. Диспет­чер запоминает, сохраняет, фильтрует цифровую информацию и одновременно переводит ее в зрительно-пространственные обра­зы - поэтому высокий уровень сформированное мнемических и нмажитивных умений является одним из главных условий успеш­ности его работы.

д. К мыслительным свойствам

Профессия авиадиспетчера предъявляет повышенные требо­вания к скорости протекания мыслительных процессов. Это пси­хологическое свойство связано с врожденными типологическими особенностями центральной нервной системы и не поддается уп­ражнению. При работе в оптимальном режиме на первый план в деятельности авиадиспетчера выступает аналитическая функция мышления (анализ, сопоставление, оценка ситуации). В экстре­мальных условиях первостепенное значение приобретает синте­тическая функция (мысленное построение динамической модели воздушной обстановки, создание плана действий и т. д.). Важную роль играют и такие свойства мышления, как его критичность, гибкость, а также интуиция.

е. К речевым и коммуникативным свойствам

Обязательным требованием к кандидату на профессию дис­петчера УВД является отсутствие дефектов речи. При этом очень важна выносливость голосовых связок. К громкости и вырази­тельности речи повышенных требований не предъявляется. Про­фессионально важными являются также следующие коммуника­тивные свойства: умение кратко и четко формулировать речевые сообщения (команды), легкость вступления в контакт, доброжела­тельность в общении.

ж. К эмоционально-волевой сфере

Диспетчер УВД должен обладать таким интегральным свой­ством личности, как нервно-эмоциональная устойчивость, т. е. способностью сохранять выдержку, хладнокровие и самооблада­ние. Это свойство особенно необходимо в условиях дефицита времени и в экстремальных ситуациях. Он должен быть предель­но собранным, уравновешенным, решительным, проявлять ини­циативность и высокоразвитое чувство ответственности. При ра­боте в оптимальном режиме важным профессиональным требова­нием к личности диспетчера является наличие способности со­хранять активность, бдительность и высокий уровень работоспособности в производственных условиях, вызывающих скуку, сон­ливость, состояние монотонии, а также в условиях развивающего­ся утомления.

з. К свойствам личности

Диспетчер УВД должен иметь высокий уровень интеллекта и хорошо развитые общие и специальные способности. Наиболее благоприятный тип нервной системы - сильный-уравновешенный-подвижный. Этот тип нервной системы обеспечивает высокий уровень умственной и физической работоспособности, необходи­мый в деятельности диспетчера. К числу важных личностных особенностей, наличие которых способствует успешности выпол­нения профессиональной деятельности, следует также отнести: дисциплинированность, способность к самоконтролю, умение ра­ботать в коллективе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.