Тема 18. Правовое регулирование использования и охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 18. Правовое регулирование использования и охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны



Континентальный шельф, являясь продолжением континентальной части суши простирается за пределы территории прибрежного государства. Исключительная экономическая зона также располагается за государственными границами и представляет собой особый район открытого моря. Именно поэтому их правовой режим устанавливается, в первую очередь, нормами международного права, а уже затем нормами внутреннего (национального) права. Заинтересованность государств в определении статуса прибрежных пространств (дна, недр, вод, их покрывающих) продиктована сосредоточением значительных природных ресурсов, которыми они богаты. Столкновение же претензий прибрежных государств и всех других стран, претендующих на освоение этих ресурсов вызвало необходимость выработки принципов владения ими на уровне мирового сообщества.

Понятие и правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральном законе от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Кроме того, источниками правового регулирования использования ресурсов континентального шельфа являются Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Студенты должны усвоить понятия «континентальный шельф» и «исключительная экономическая зона», а также уяснить виды пользования их этими объектами, включая их правовую регламентацию.

 

Тема 19. Правовой режим территорий с неблагоприятной экологической обстановкой

Ранее законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) выделялось две крайние формы неблагоприятной окружающей среды на определенной территории – зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. Этим же законом устанавливались признаки и порядок отнесения территории к одной и другой формам.

Ныне действующий ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) относит порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия к специальному законодательству о зонах экологического бедствия.

Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.



В этой связи, помимо Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», студенты должны изучить подзаконные нормативные акты, в частности Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 и др.

 

Тема 20. Правовое регулирование обращения с экологически опасными

Веществами и отходами

Изучение этой темы имеет важнейшее практическое значение, так как радиоактивные и опасные вещества и отходы производства и потребления представляют собой источник повышенной экологической опасности. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» специально оговорено, что производство и обращение радиоактивных веществ допускается только после проведения необходимых токсикологических, природоохранных и гигиенических нормативов. Любые действия с радиоактивными веществами подлежат разрешению, регистрации и последующему контролю. Существует специальный реестр опасных производств, технологий и веществ, для которых требуются особые разрешения и правила их пользования и применения. В законодательстве РФ подробно регламентируется как порядок размещения источников ионизирующего излучения, так и нормы (предельно допустимые концентрации, размеры санитарно-защитных зон и т.д.) их применения.

В настоящее время в России принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих порядок обращения с радиоактивными и иными опасными веществами, отходами производства и потребления. Студенты должны подробно охарактеризовать порядок обращения с химическими и биологическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, ввоза и вывоза радиоактивных отходов, порядок создания объектов размещения отходов и правовые требования к уничтожению химического оружия.



Также от студентов требуется знание таких мер государственного регулирования, как нормирование, государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ, паспорта опасных отходов, нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов и др.

Особое внимание необходимо уделить мерам защиты граждан и окружающей среды от воздействия радиоактивных отходов и других опасных веществ при радиационных и других авариях и катастрофах.

 

Тема 21. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Общие экологические условия хозяйственной и иной деятельности содержатся в главе VII ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и включают требования в области охраны окружающей среды при размещении проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В то же время каждый вид деятельности специфичен и, следовательно, специфичны способы охраны окружающей среды при ее осуществлении. В этой связи государство пытается создать дифференцированную систему правового регулирования отдельных видов хозяйственной и иной деятельности на предмет ее экологической безопасности, включая правовые способы обеспечения минимизации и ликвидации экологически вредных последствий.

Различают правовые меры охраны окружающей среды в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, военной деятельности, на транспорте. Одновременно правовая регламентация устанавливается в отношении отдельных видов вредных воздействий, в частности, химического, радиационного, биологического. Специальные меры предусматриваются в отношении оборота отходов.

Базовыми нормативно-правовыми актами являются, например, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» и др.

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.