Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Учебный элемент 3.1. Методика лингвистического анализа.

2017-06-09 583
Учебный элемент 3.1. Методика лингвистического анализа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Методика моделирования. Математика как язык современной науки. Применение математических методов в языкознании. Статистический подход к языку и частотные словари. Другие приемы формально-количественного анализа. Методика лингвистической географии. Приемы стилистического и лингвоэстетического анализа.

 

Контрольные вопросы к модулю 3.

1. Понятие «методологии». Связь общей методологии с частными методами исследования.

2. Понятие метода. Метод как подход к изучаемому явлению, как система конкретных приемов.

3. Понятие методики. Методика лингвистических исследований как совокупность правил применения приемов.

4. Понятие приема. Действенный, конкретный характер приема; оперирование с материалом.

5. Соотношение между методом, методикой и приемом.

6. Философские и специальные методы.

7. Описательный метод: сущность, цели, задачи и структура. Исследовательские возможности описательного метода.

8. Методика лингвистического эксперимента.

9. Таксономический метод: сущность, цели, задачи и структура.

10. Методики таксономического метода: компонентный анализ, коммутационная проверка, дистрибутивный и валентностный анализ и т.п.

11. Лингвогенетические методы: сущность, цели, задачи и структура.

12. Сходство и различие исторического и сравнительного методов.

13. Лингвистические основы сравнительно-исторического метода.

14. Методика внутренней реконструкции и методика относительной хронологии и глоттохронологии.

15. Приемы и принципы этимологического анализа.

16. Типологический (сопоставительный) метод: сущность, цели, задачи и структура.

17. Принципы типологического анализа (выявление изоморфизма и алломорфизма языков мира, распределение языков по классам с уче­том их сходств и различий).

18. Основные направления типологических исследований (классификационный, характерологический и др.).

19. Вопросы типологической классификации языков. Языковые универсалии.

20. Методика лингвистического анализа: сущность, цели, задачи и структура.

21. Методика моделирования.

22. Математика как язык современной науки. Применение математических методов в языкознании.

23. Статистический подход к языку и частотные словари.

24. Методика лингвистической географии.

25. Приемы стилистического и лингвоэстетического анализа.

 

 

Тестовые задания к модулю 3.

1. … имеет целью изучение и применение способов оптимизации через речевое воздействие функционирования коры головного мозга, отвечающей за сознание, и центров, несущих ответственность за сферу подсознания.

Правильный вариант ответа: Нейролингвистическое программирование.

2. … - это взгляд на мир с мужской точки зрения, выдача нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

Правильный вариант ответа: Андроцентризм.

3. … - это один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла текста.

Правильный вариант ответа: Герменевтика.

4. … – это совокупность наиболее общих идей и методологических установок, определеяющих как выбор проблем, так и принципиальные способы их решения.

Правильный вариант ответа: Парадигма науки.

5. Менталингвистика относится к проблеме соотношения языка и …

Правильный вариант ответа: мышления.

6. … (1767-1835) – выдающийся немецкий ученый, изучавший природу и сущность языка, его системную организацию, соотношение языка и духа народа.

Правильный вариант ответа: В. Гумбольдт.

7. … (1908-1999) – французский языковед, представитель функциональной школы; занимался изучением проблем фонологии, морфологии, соотношения синхронии и диахронии в языке.

Правильный вариант ответа: А. Мартине.

8. … (1878-1933) – русский языковед, занимавшийся проблемами грамматики (особенно синтаксиса и интонации) и методики преподавания языка.

Правильный вариант ответа: А.М. Пешковский.

9. … (1884-1939) – американский языковед, основатель антропологического направления в лингвистике (этнолингвистики).

Правильный вариант ответа: Э. Сепир.

10. … (1880-1944) – крупнейший русский лингвист 20 века, занимавшийся проблемами фонетики, грамматики, лексикологии, один из пионеров применения экспериментальных методов в лингвистике.

Правильный вариант ответа: Л.В. Щерба.

11. … (1896-1982) – русский и американский языковед, один из основателей Московского и Пражского лингвистических кружков, занимался вопросами фонологии, морфологии, соотношением синхронии и диахронии, поэтикой и теорией литературы.

Правильный вариант ответа: Р.О. Якобсон.

12. … языкознание объединяет таких лингвистов, как Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.

Правильный вариант ответа: Сравнительно-историческое.

13. Г. Штейнталь и А.А. Потебня относятся к … направлению в языкознании.

Правильный вариант ответа: психологическому.

14. Г. Пауль и Б. Дельбрюк относятся к … направлению в языкознании.

Правильный вариант ответа: младограмматическому.

15. Теория семиозиса Ч. Пирса, культурно-историческая теория Л. Выготского, концепция “языковых игр” Л. Витгенштейна, глоссематика Л. Ельмслева являются базовыми для современной …

Правильный вариант ответа: семиотики.

16. Психолингвистика и нейролингвистика относится к … этапу развития языкознания.

Правильный вариант ответа: современному.

17. Коммуникативно-деятельностные теории языка относятся к … этапу развития языкознания.

Правильный вариант ответа: современному.

18. Метод статистического подсчета относится к … методам лингвистических исследований.

Правильный вариант ответа: математическим.

19. Дистрибутивный, трансформационный и компонентный анализ относятся к … методам лингвистических исследований.

Правильный вариант ответа: структурным.

Критерии оценивания теста:

55 - 70% правильных ответов - оценка «3»; 70 - 85% правильных ответов - оценка «4»;

86 –100% правильных ответов - оценка «5».

 

Литература к модулю 3.

Основная:


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.