Время проведения теста: 60 минут. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Время проведения теста: 60 минут.

2017-06-09 418
Время проведения теста: 60 минут. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Литература к модулю 1.

а) Основная:

  1. Американские лингвисты XX века: Сб-к обзоров / Под ред. Ф.М. Березина. М., 2002.
  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
  3. Ахунзянов Э.М. Общее языкознание. Казань, 1981.
  4. Баранников Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973.
  5. Белл Р.А. Социолингвистика: Цели. Методы. Проблемы. М., 1980.
  6. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
  7. Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.
  8. Березин Ф.М. Русское языкознание конца Х1Х – начала ХХ в. М., 1976.
  9. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.
  10. Будагов Р.И. Введение в науку о языке. М., 1965.
  11. Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской школы. М., 1964.
  12. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1978.
  13. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.
  14. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.
  15. Европейские лингвисты XX века: Сб-к обзоров / Под ред. Ф.М. Березина. М., 2001.
  16. Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х - ХХ вв. В очерках и извлечениях. Ч.1-2. М., 1964-1965.
  17. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980.
  18. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.
  19. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.
  20. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.
  21. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.
  22. Леонтьев А.А. Психолингвистика. М., 1967.
  23. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.
  24. Лоя Я.В. История лингвистических учений. М., 1978.
  25. Макаев Э.А. Общая теория сравнительного языкознания. М., 1977.
  26. Маслов Ю.С. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М., 1938.
  27. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М., 1938.
  28. Мейе А. Сравнительно-исторический метод в историческом языкознании. М., 1954.
  29. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001.
  30. Мурзин Л.Н. Проблемы и направления современной лингвистики. Пермь, 1992.
  31. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. М., 1976.
  32. Общее языкознание / Под ред. Б.А. Серебренникова. АН СССР. М., 1970.
  33. Отечественные лингвисты XX века: Сб-к статей / Под ред. Ф.М. Березина. М., 2002.
  34. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987.
  35. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1960; 2000.
  36. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1974.
  37. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 2000.
  38. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  39. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979.
  40. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
  41. Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. Ростов н/Д, 1985.
  42. Советское языкознание за 50 лет. М., 1967.
  43. Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой, И.А. Секерина. М., 2002.
  44. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.
  45. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1968.
  46. Степанов Ю.С. Основы языкознания. М., 1966.
  47. Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. Антология. / Под ред. В.П. Нерознака. М., 2001.
  48. Теоретические проблемы современного языкознания. М., 1968.
  49. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982.
  50. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
  51. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М., 1977.
  52. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998.

Б) Дополнительная:

1) Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.

2) Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). М., 1966.

3) Березин Ф.М. История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981.

4) Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М., 1963.

5) Будагов Р.А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978.

6) Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959.

7) Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. М., 1974.

8) Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

9) Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991.

10) Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М., 1988.

11) Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1976.

12) Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М., 1960.

13) Новое в лингвистике. М., 1960-1975. Вып. 1-7.

14) Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978-1989. Вып. 8-25.

15) Основные направления структурализма / Отв. редакторы М.М. Гухман и В.Н. Ярцева. М., 1964.

16) Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

17) Панфилов В.З. Философские проблемы языкознанию. Гносеологические аспекты. М., 1977.

18) Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

19) Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.

20) Понимание историзма и развития в языкознании первой половины ХIХ века / Отв. ред. А.В. Десницкая. Л., 1984.

21) Пражский лингвистический кружок: Сб. статей / Составление, редакция и предисловие Н.А. Кондрашова. М., 1967.

22) Прикладное языкознание: Учебник / Отв. ред. А.С. Герд. СПб., 1996.

23) Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.

24) Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. М., 1934.

25) Слюсарева Н.А. Теория де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975.

26) Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. М., 1955.

27) Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

28) Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

29) Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1959.

30) Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961.

31) Хэмп Э. Словарь американской лингвистической терминологии. М., 1964.

32) Хрестоматия по истории грамматических учений в Советском Союзе / Сост. В.В. Щеулин. Ростов н/Д, 1971.

33) Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.

34) Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.

35) Щерба Л.В. Избранные труды по языкознанию и фонетике. Л., 1958.

36) Щеулин В.В., Медведева В.И. Хрестоматия по истории грамматических учений в России. М., 1965.

37) Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Сост. М.В. Панов. М., 1984.

38) Язык и мышление. М., 1967.

39) Язык и общество. М., 1967.

40) Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М., 1981.

 

Модуль 2. Теория языка.

À Нормативное время для изучения модуля:

лекции – 12 часов

практические занятия – 8 часов

самостоятельная работа студента – 8 часов

¤ Цели модуля:

- повторить и расширить базовую понятийно-терминологическую систему языкознания;

- познакомить с современными представлениями об устройстве и функционировании языка;

- сформировать представления о множественности научных парадигм в современной лингвистике, возможностей подхода к описанию языка с разных точек зрения и разными методами;

- познакомить с важнейшими теоретическими проблемами современного языкознания и навыками лингвистического анализа.

- изложить сведения о устройстве языка, его функционировании в обществе, соотношении его с экстралингвистическими факторами: культурой, обществом, историей, мышлением и др.

- показать коммуникативные, информационные, эстетические и другие возможности языка;

- ознакомить студентов с основами когнитивистики, принципами структурно-семантического, функционального и дискурсивного анализа.

1 Перечень учебных элементов модуля

Учебный элемент 2.1. Основные аспекты изучения языка.

чения языка. Типы аспектов в исследованиях языка: глоттогенетический (новый взгляд на происхождение языка и критический анализ традиционных теорий); онтологический аспект (характеристика основных категориально-понятийных свойств языка); функциональный аспект (принцип дополнительности функций языка по отношению к его субстанциональности); антропо-социативный аспект (связь и противопоставленность антропоцентричности и социональности в языке).

Учебный элемент 2.2. Язык и общество.

Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык племени и народности. Национальный язык. Языки субэтнических общностей. Лингвострановедческая теория слова. Русский язык и особая историческая общность людей - российский народ. Язык и культура. Языковое поведение.

Учебный элемент 2.3. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики.

Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи. Языковая ситуация как объект социолингвистики, ее структура (социальные условия существования языков). Контакты языков как социальный фактор. Лингвистические ареалы. Виды языковых ситуаций.

Учебный элемент 2.4. Развитие языка.

Развитие общества - причина и условие развития языка. Внутриструктурные закономерности языкового развития. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка. Темпы языковых изменений. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Прогнозирование языковых процессов. Формы и проблемы "планирования" языкового развития. Роль выдающихся представителей общественной мысли, науки, литературы и искусства в становлении и развитии национальных языков. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.

Учебный элемент 2.5. Межъязыковая и межкультурная коммуникация. Языковая картина мира.

Множество языков и практические трудности организации общения в многоязычном мире. Проблемы организации эффективной коммуникации в многоязычном мире и перспективы языкового развития человечества. Понятие об искусственных (эсперанто и др.) и вспомогательных языках. Понятие «языковой картины мира» в аспекте межъязыковой и межкультурной коммуникации. Интралингвистические причины формирования различных лингвистических представлений о мире.

Учебный элемент 2.6. Знаковая природа языка.

Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и ее методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Знаковые свойства языка. Языковые знаки, их структура и классификация. Вопрос об универсальности языка. Язык и несловесные формы общения.

Учебный элемент 2.7. Система и структура языка.

Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Понятие единицы языка. Имманентные свойства единиц языка; их системность и структурность. Промежуточные ярусы языковой системы. Своеобразие системности языка. Соотношение системности языка и асистемности языка.

Учебный элемент 2.8. Язык и мышление.

Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Языковые единицы и логические формы мышления. Понятие о нейролингвистике. Язык и психика человека. Понятие о психолингвистике. Психолингвистическая теория слова. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления. Влияние развития на язык. Вопрос о воздействии языка на мышление. Критика гипотезы Сепира-Уорфа. Разграничение содержания и техники мышления. "Языковая картина" мира и ее соотношение к логической модели действительности.

Учебный элемент 2.9. Язык и речь, речевая деятельность.

Понятие "язык" и "речь" в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Лингво-психологическая характеристика иллокуции в языке. Понятие адресанта и адресата. Речь как реализация языка. Речевая деятельность в соотношении с языковой системой, узусом и нормой.

Учебный элемент 2.10. Языковая система, норма, узус.

Определение понятий нормы, узусы, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.

Контрольные вопросы к модулю 2.

1. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества.

2. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики.

3. Языковая ситуация как объект социолингвистики, ее структура (социальные условия существования языков). Виды языковых ситуаций.

4. Территориальная и социальная дифференциация языка.

5. Понятия общенародного, национального и литературного языка.

6. Экстра- и интралингвистические (внутренние) условия развития языка.

7. Прогнозирование языковых процессов. Формы и проблемы «планирования» языкового развития.

8. Понятие нормы и ее виды. Литературная норма. Определение понятий нормы, узуса, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние.

9. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.

10. Вспомогательные и искусственных языки. Понятие об эсперанто и др..

11. Типологическое изучение языков мира.

12. Специфика фонетико-фонологического уровня языка.

13. Специфика морфологического уровня языка.

14. Специфика лексического уровня языка.

15. Специфика синтаксического уровня языка.

16. Лингвосемиотика как раздел языкознания. Учение Ф. де Соссюра об означающем и означаемом. Асимметрия языкового знака (концепция С.О. Карцевского).

17. Основные спорные вопросы знаковой теории языка.

18. Основные свойства языковой системы.

19. Система и структура.

20. Типы связей и отношений между элементами языка. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.

21. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы.

22. Своеобразие системности языка. Соотношение системности и асистемности языка.

23. Диалектическая связь языка и мышления. Язык как непосредственная действительность мысли.

24. Языковые единицы и логические формы мышления.

25. Язык и психика человека. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления.

26. Язык и речь. Интегральные и дифференциальные свойства языка и речи.

27. Понятие «речевой деятельности» и «речевого акта». Компоненты РА. Типы РА. Понятие адресанта и адресата.

28. Понятие «языковой картины мира» в аспекте межъязыковой и межкультурной коммуникации.

29. Интралингвистические причины формирования различных лингвистических представлений о мире.

 

Тестовые задания к модулю 2.

Тест №1.

1. Основателями теории речевых актов являются

Д. Остин и Д. Сёрль

Ю. Апресян и Н. Арутюнова

М. Бахтин и А. Востоков

С. Кацнельсон и А. Пешковский.

2. В теории речевых актов в качестве основных единиц человеческой коммуникации постулируются многоплановые по своей структуре определённые речевые действия, которые называются

предложением

высказыванием

текстом

локутивными актами.

3. Локутивные акты, выступающие в качестве носителей определённых коммуникативных заданий называются

речевыми актами

иллокутивными актами

ситуативными актами

коммуникативными актами.

4. Локутивные акты, выступающие в функции иллокутивных актов и направленные на достижение определённых эффектов называются

скрытыми речевыми актами

имплицитными речевыми актами

косвенными речевыми актами

перлокутивными актами.

5. Ассертивы (репрезентативы), директивы, комиссивы, экспрессивы и декларативы – это типы

информативных актов

локутивных актов

иллокутивных актов

перлокутивных актов.

6. В теории речевых актов сегодня отмечается наличие двух течений –

семантического и прагматического

коммуникативного и функционального

структурного и содержательного

когнитивного и социокультурного.

7. Теория дискурса отличается лингвистики текста по признаку

интенсивности/экстенсивности

корреляции/дизъюнкции

синхронии/диахронии

статики/динамики

8. Термин дискурс заимствован отечественной лингвистикой из языкознания

англо-американского

германского

индийского

арабского.

9. Конверсационный анализ как широкое течение возникает в русле этнометодологии

в 50-х гг. XXв.

в 30-х гг. XXв.

в 70-х гг. XXв.

в 90-х гг. XXв.

10. … - это область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определённом коммуникативном пространстве.

прагмалингвистика

социолингвистика

лингвокультурология

психолингвистика.

11. … являются основателями лингвосемиотики.

Ф. де Соссюр и Ш. Балли

Ч. Пирс и Ч. Моррис

Л. Блумфилд и Н. Хомский

А. Кунин и В. Телия.

12. Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в русле психологического направления

в 50-х гг. XXв.

в 30-х гг. XXв.

в 70-х гг. XXв.

в 90-х гг. XXв.

13. … ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности (порождения и понимания речевых высказываний) в её соотнесённости с системой языка.

Правильный вариант ответа: Психолингвистика.

14. Книгу «Курс общей лингвистики» (1916) написал

Ф. де Соссюр

В. Гумбольдт

Ш. Балли

А. Мартине.

15. … как научная дисциплина возникла в русле натуралистического (биологического) языкознания на стыке нейрологии (как раздела нейрофизиологии), психологии и лингвистики и изучает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.

Правильный вариант ответа: Нейролингвистика.

16. … имеет целью изучение и применение способов оптимизации через речевое воздействие функционирования коры головного мозга, отвечающей за сознание, и центров, несущих ответственность за сферу подсознания.

Правильный вариант ответа: Нейролингвистическое программирование.

17. … занимается изучением ментальных процессов при усвоении и использовании языка и знаний.

Правильный вариант ответа: Когнитивная лингвистика.

18. Когнитивную грамматику построил в 1986 г.

Р. Лангакер

В.И. Карасик

Н.Ю. Шведова

Л. Блумфилд.

19. … - это взгляд на мир с мужской точки зрения, выдача нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

Правильный вариант ответа: Андроцентризм.

20. … - это научная дисциплина, изучающая проблемы андроцентризма в современных культурах и проблемы признания человека в культуре и в обществе через привнесение категории пола в научный анализ.

Правильный вариант ответа: Гендерная антропология.

21. … обозначает перенос не только физических, но и всей совокупности духовных качеств и свойств, объединенных словами женственность и мужественность, на предметы, непосредственно с полом не связанные.

Правильный вариант ответа: Гендерная метафора.

22. … - это социокультурный феномен, возникающий в процессе освоения женщинами публичного пространства и выражающийся в появлении литературных текстов, описывающих мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин.

Правильный вариант ответа: Женская проза.

23. … - это один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла текста.

Правильный вариант ответа: Герменевтика.

24. … – это совокупность наиболее общих идей и методологических установок, определеяющих как выбор проблем, так и принципиальные способы их решения.

Правильный вариант ответа: Парадигма науки.

25. … – это коммуникативно релевантные элементы, это фонд общих знаний, внеречевые условия речевых актов, обеспечивающие правильное понимание высказываний.

Правильный вариант ответа: Пресуппозиция.

26. … – это формальный тип единиц мышления, характеризующийся целостным, нерасчленённым отражением факта действительности.

Правильный вариант ответа: Концепт.

27. … – это фактор объединения и единства народа.

Правильный вариант ответа: Этническая функция языка.

28. Об орфографии … языка шутят следующим образом: «Пишется Ливерпуль, а читается Манчестер».

Правильный вариант ответа: английского.

29. Менталингвистика относится к проблеме соотношения языка и …

Правильный вариант ответа: мышления.

30. … – современный русский лингвист, представитель Ростовской школы германистики, автор многочисленных работ по английской филологии.

Правильный вариант ответа: Ю.Н. Власова.

 

Тест № 2.

Инструкция для студентов.

Тест состоит из 20 вопросов, касающихся основных проблем общего языкознания. К каждому заданию дано по 4 варианта ответа. При этом правильным является только один. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (X) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного Вами ответа.

На выполнение теста отводится 40 минут. На каждое задание предлагается затрачивать не более двух минут. Если задание не выполнено, рекомендуется отложить его и вернуться в конце теста, если останется время.

 

1. Что лежит в основе генеалогической классификации языков?

А) Родство языков.

Б) Закон аналогии.

В) Принцип асимметрии языкового знака.

Г) Тенденция к дифференциации языковых фактов.

2. На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков?

А) На основании опроса респондентов.

Б) На основании эксперимента.

В) На основании теоретической модели строения языков.

Г) На основании общих родственных языковых элементов.

3. Объясните разницу между синтагматическими и парадигматическими отношениями.

А) Отношения по вертикали, отношения по горизонтали.

Б) Отношения вниз, отношения вверх.

В) Отношения по горизонтали, отношения по вертикали.

Г) Отношения в языке, отношения в речи.

4. Почему не могло быть безъязычного человека?

А) Человек обладает речевым аппаратом.

Б) Человек обладает способностью к абстрактному мышлению.

В) Звуковая форма слова отражает суть обозначаемого им предмета.

Г) Чтобы развиваться, человеку был необходим механизм взаимодействия со своими сородичами, в качестве которого и выступил язык.

5. Что такое живые фонетические процессы?

А) Это совокупность артикуляторных и акустических свойств звуков.

Б) Это процессы, которые происходят регулярно в результате взаимодействия звуков в потоке «живой» речи.

В) Это процессы, определяемые характером устройства речевого аппарата.

Г) Это процессы, имеющие психофизиологическую основу.

6. На чём основаны комбинаторные изменения звуков?

А) На комбинировании и взаимовлиянии звуков.

Б) На позиционных характеристиках звуков.

В) На качестве звуков.

Г) На характере синтагматических отношений между фонетическими словами.

7. Что лежит в основе ассимиляции?

А) Явление расподобления.

Б) Явление нивелирования.

В) Явление уподобления.

Г) Явление ассоциации.

8. Какие виды ассимиляции вам известны?

А) По глухости, звонкости, твёрдости и т.п.

Б) По краткости.

В) По длительности.

Г) По громкости.

9. Всегда ли ассимиляция отражается на письме?

А) Да.

Б) Регулярно.

В) Нет.

Г) Циклически.

10. Что такое морфема?

А) Единица языка, не обладающая смысловой стороной.

Б) Единица языка, выполняющая в языке коммуникативную функцию.

В) Единица языка, выполняющая самостоятельную номинативную функцию.

Г) Минимальная значимая единица языка, имеющая свою стабильную форму и несамостоятельное содержание.

11. В чём различие между словообразовательными и словоизменительными аффиксами?

А) Результатом использования первых является изменение грамматического значения слова, вторых – лексического значения слова.

Б) Результатом использования первых является продуцирование нового слова, вторых – новой формы слова.

В) Результатом использования первых является элиминация слова, вторых – его контаминация.

Г) Результатом использования первых является изменение артикуляторных показателей слова, вторых – акустических.

12. Что такое грамматическая форма слова?

А) Слово в совокупности своих грамматических признаков.

Б) Слово в совокупности своих фонетических признаков.

В) Слово в совокупности своих лексических признаков.

Г) Слово в совокупности своих стилистических признаков.

13. Что такое парадигма?

А) Соположение гетерогенных языковых единиц, имеющих общую сопоставительную базу и различающихся лишь одним признаком.

Б) Соположение однотипных языковых единиц, имеющих общую сопоставительную базу и различающихся лишь одним признаком.

В) Соположение гомогенных языковых единиц, имеющих общую сопоставительную базу и различающихся несколькими признаками.

Г) Соположение однотипных языковых единиц, не имеющих общей сопоставительной базы и различающихся лишь одним признаком.

14. Что такое грамматическое значение?

А) Основное значение, указывающее на самые общие содержательные признаки языковой единицы.

Б) Основное значение, указывающее на частные содержательные признаки языковой единицы.

В) Дополнительное значение, указывающее на стилистические признаки языковой единицы.

Г) Дополнительное значение, указывающее на самые общие содержательные признаки языковой единицы.

15. В чём разница между синтетическими и аналитическими способами выражения грамматического значения?

А) Синтетические присутствуют в самой языковой единице, аналитические располагаются за её пределами.

Б) Синтетические располагаются за пределами языковой единицы, аналитические присутствуют в самой языковой единице.

В) Синтетические отсутствуют в самой языковой единице, аналитические располагаются за её пределами.

Г) Синтетические присутствуют в самой языковой единице, аналитические предполагаются..

16. Что такое внутренняя флексия?

А) Морфема, находящаяся в конце слова и выражающая грамматическое значение окончания, например, значение числа.

Б) Морфема, находящаяся в середине слова, но выражающая грамматическое значение окончания, например, значение числа.

В) Морфема, находящаяся в начале слова, но выражающая грамматическое значение окончания, например, значение числа.

Г) Морфема, находящаяся в соседнем слове, но выражающая грамматическое значение окончания, например, значение числа.

17. Что такое супплетивизм?

А) Способ выражения лексического значения и образования новой грамматической формы слова, связанный с полной заменой начальной формы.

Б) Способ выражения грамматического значения и образования новой грамматической формы слова, связанный с частичной заменой начальной формы.

В) Способ выражения грамматического значения и образования новой грамматической формы слова, связанный с полной заменой начальной формы.

Г) Способ словообразования и образования новой грамматической формы слова, связанный с полной заменой начальной формы.

18. По каким признакам устанавливается принадлежность слова к той или иной части речи?

А) Содержание.

Б) Формальные показатели.

В) Содержание, формальные показатели.

Г) Стилистические показатели.

19. Почему части речи в разных языках не всегда совпадают?

А) Это связано с различиями в лексическом строе языков и наборе средств выражения грамматического значения.

Б) Это связано с различиями в грамматическом строе языков и наборе средств выражения грамматического значения.

В) Это связано с различиями в функциональном строе языков и наборе средств выражения грамматического значения.

Г) Это связано с различиями в коммуникативном строе языков и наборе средств выражения грамматического значения.

20. Раскройте понятие синтагматических отношений.

А) Отношения сочетаемости на вертикальной оси.

Б) Отношения противопоставления на горизонтальной оси.

В) Отношения корреляции на горизонтальной оси.

Г) Отношения сочетаемости на горизонтальной оси.

КЛЮЧИ:

1) А. 2) Г. 3) В. 4) Г. 5) Б. 6) А. 7) В. 8) А. 9) В. 10) Г. 11) Б. 12) А. 13) Б. 14) Г. 15) А. 16) Б. 17) В. 18) В. 19) Б. 20) Г.

 

Литература к модулю 2.

а) Основная:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

2. Ахунзянов Э.М. Общее языкознание. Казань, 1981.

3. Баранников Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973.

4. Белл Р.А. Социолингвистика: Цели. Методы. Проблемы. М., 1980.

5. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

6. Березин Ф.М. Русское языкознание конца Х1Х - начала ХХ в. М., 1976.

7. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

8. Будагов Р.И. Введение в науку о языке. М., 1965.

9. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.

10. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

11. Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х - ХХ вв. В очерках и извлечениях. Ч. 1-2. М., 1964-1965.

12. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980.

13. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.

14. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

15. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

16. Леонтьев А.А. Психолингвистика. М., 1967.

17. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.

18. Макаев Э.А. Общая теория сравнительного языкознания. М., 1977.

19. Маслов Ю.С. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М., 1938.

20. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М., 1938.

21. Мейе А. Сравнительно-исторический метод в историческом языкознании. М., 1954.

22. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001.

23. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. М., 1976.

24. Общее языкознание / Под ред. Б.А. Серебренникова. АН СССР. М., 1970.

25. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1960; 2000.

26. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1974.

27. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 2000.

28. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

29. Русский язык. Энциклопедия./Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979.

30. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

31. Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознания. Ростов н/Д., 1985.

32. Советское языкознание за 50 лет. М., 1967.

33. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.

34. Степанов Ю.С. Основы языкознания. М., 1966.

35. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1968.

36. Теоретические проблемы современного языкознания. М., 1968.

37. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982.

38. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

39. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М., 1977.

40. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998.

б) Дополнительная:

1. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.

2. Березин Ф.М. История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981.

3. Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М., 1963.

4. Будагов Р.А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978.

5. Основные направления структурализма. М., 1964.

6. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

7. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознанию. Гносеологические аспекты. М., 1977.

8. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

9. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.

10. Пражский лингвистический кружок. М., 1976.

11. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.

12. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. М., 1934.

13. Слюсарева Н.А. Теория де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975.

14. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. М., 1955.

15. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

16. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

17. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1959.

18. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.

19. Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.

20. Щерба Л.В. Избранные труды по языкознанию и фонетике. Л., 1958.

21. Язык и мышление. М., 1967.

22. Язык и общество. М., 1967.

Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М., 1981.

 

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.283 с.