Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-09 | 1554 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Учебное пособие для практических занятий
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции и маркетинга
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям
080301 - Коммерция (торговое дело) и 080111 - Маркетинг
УДК 339.138 (075)
ББК 65.290-2я7
З-38
Рецензенты:
Шаховская Л. С., д-р экон. наук, проф., зав. каф. «Мировая экономика и экономическая теория» ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет».
Лазарев В. Н., канд. экон. наук, зав. каф. «Экономика и менеджмент» ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет».
Рыбченко С. А., канд. экон. наук, нач. отдела маркетинга ОАО «Торговая компания АПК «Черкизовский» (ОП «Ульяновское»).
Захарова, И. В.
Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для практических занятий / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – М.: КНОРУС, 2011. - 374 с.
Учебное пособие содержит более 300 задач по основным разделам маркетинга. Составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования специальностей «Маркетинг», «Менеджмент», «Коммерция», «Управление качеством», «Управление персоналом» и другими нормативными документами Министерства образования и науки РФ.
Пособие построено по принципу разноуровневого обучения: каждый раздел включает задания репродуктивного характера, расчётные задачи различной меры сложности и ситуационные задачи, рассчитанные на творческое профессиональное мышление. Задания расчётного характера сопровождаются примерами решений.
В задачах использованы, главным образом, данные о производственно-сбытовой деятельности отечественных предприятий.
|
УДК 339.138 (075)
ББК 65.290-2я7
© Захарова И. В., Евстигнеева Т. В., 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
Тема 1. | Система маркетинга современной организации | |
Тема 2. | Маркетинговая среда организации | |
Тема 3. | Рынок. Основные рыночные показатели | |
Тема 4. | Конкуренция. Конкурентоспособность товара | |
и организации | ||
Тема 5. | Поведение потребителей | |
Тема 6. | Маркетинговые исследования | |
Тема 7. | Сегментирование рынка | |
Тема 8. | Позиционирование товара | |
Тема 9. | Товарная политика | |
Тема 10. | Ценовая политика | |
Тема 11. | Сбытовая политика | |
Тема 12. | Коммуникационная политика | |
Тема 13. | Стратегический маркетинг | |
Тема 14. | Управление маркетингом |
Список формул 355
Ответы к задачам 358
Библиографический список 362
Приложения 365
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг в системе экономических дисциплин рассматривается как многоаспектное явление: это и философия бизнеса, и теория согласования интересов производителя и потребителя, и система производственно-сбытовой деятельности предприятия. Поэтому изучение маркетинга требует, с одной стороны, понимания общенаучных закономерностей экономического поведения субъектов рынка, с другой – конкретных навыков анализа процессов, связанных со сбытовой деятельностью организации.
В предлагаемом учебном пособии делается попытка решить обе эти задачи. Для систематизации знаний студентов в начале каждой темы даны контрольные вопросы. Ответы на них обеспечат понимание закономерностей производственно-сбытовой деятельности, которые лежат в основе решения задач. Задания носят разноуровневый характер: логические, расчётные, ситуационные. Последние, несомненно, важны для формирования профессионального мышления и общей экономической культуры специалистов в области маркетинга. Однако имеют недостатком неоднозначность решений, которые в большой мере зависят от индивидуального опыта решающего их студента. Авторы считают, что для формирования профессиональных навыков в области маркетинга важно решать задачи в комплексе, все уровни сложности и все варианты. Логика разделов «от простого к сложному» позволяет использовать предлагаемые задания для практических занятий студентов с различной базовой подготовкой в области маркетинга.
|
Чтобы стимулировать самостоятельную работу студентов по предлагаемым темам, в пособии приводятся алгоритмы решений. Они не содержат полного теоретического обоснования, имеют ориентировочный характер. При этом авторы допускают, что приведённые задачи могут быть решены и другими способами.
Содержание учебного пособия соответствует дидактическим единицам программ дисциплины «Маркетинг» (ОПД.Ф.07) федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080301 – Коммерция (торговое дело) и программы дисциплины
«Основы маркетинга» (ОПД.Ф.07) федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080111 – маркетинг. В частности, задачи, предлагаемые в учебном пособии, позволяют сформировать у студентов профессиональные навыки по следующим разделам указанных программ:
· содержание, принципы и функции маркетинга;
· концепции маркетинга;
· маркетинговая среда и ее структура;
· маркетинговые исследования;
· сегментация и выбор целевого рынка;
· стратегии маркетинга;
· комплекс маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение;
· управление маркетингом, система маркетинговых планов;
· финансы и контроль маркетинга.
Учебное пособие содержит, главным образом, оригинальные авторские разработки, хотя в нём приведены и отдельные задачи, ставшие классическими в подготовке специалистов экономического профиля. Включение их в сборник мотивировано четкостью, красотой предлагаемых решений и позитивным личным опытом авторов.
Особенностью данного пособия является его ориентация на работу отечественных предприятий. Это представляется важным, поскольку студенты, изучающие маркетинг, должны осознавать взаимосвязь теории с окружающей их повседневной практикой. Авторы пособия имеют в этой практике различные области компетенций, что определило и области их ответственности в содержании пособия: И. В. Захарова – темы 1, 2, 3, 4, 5, 9, 12,
|
Т. В. Евстигнеева – темы 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14.
Авторы выражают благодарность всем специалистам, маркетологам-практикам и преподавателям экономических дисциплин, чей опыт и рекомендации помогали в нашей работе.
ТЕМА 1. СИСТЕМА МАРКЕТИНГА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию «маркетинг». Каковы основные функции маркетинга?
2. Чем нужда отличается от потребности, а потребность от запроса?
3. Какие виды маркетинга в зависимости от состояния спроса вы знаете?
4. Какой вид маркетинга целесообразно использовать для сглаживания колебаний спроса и предложений?
5. Что такое маркетинговая концепция? Какие существуют концепции маркетинга?
6. В чём отличие маркетинговой концепции организации от товарной, производственной, сбытовой концепций?
7. Для какой концепции характерно утверждение «не пытайтесь производить то, что продаётся кое-как, а производите то, что будет, безусловно, куплено»?
8. Что такое «маркетинговый комплекс», «маркетинговая формула», «маркетинг-микс», «4Р»?
9. Каковы элементы маркетингового комплекса производителя и маркетингового комплекса потребителя?
10. Что составляет маркетинговый комплекс 7Р организаций, предоставляющих услуги?
Задача 1.1 Определение нужд и потребностей покупателей, удовлетворяемых различными товарами и услугами
Какие потребительские нужды удовлетворяют товары/услуги, представленные в таблице?
Товар/услуга | Нужда/потребность |
Пельмени «Сан Саныч» | Быстрое утоление голода (удовлетворение физиологических потребностей) |
Кроссовки «Nike» | Удовлетворение нескольких потребностей: удобная обувь для занятия спортом, модная обувь (удовлетворение физиологических и социальных потребностей) |
Курс «Ораторское мастерство» | Потребности в саморазвитии, общении |
Ужин в кафе «Бистро» | |
Заказ косметики по каталогу | |
Диск с классической музыкой | |
Бронированные двери | |
Проведение налогового аудита | |
Контактные линзы | |
Страхование жизни |
Пицца «Сицилия» | |
Букеты живых цветов | |
Изготовление печатных рекламных материалов | |
Ноутбук | |
Курсы иностранного языка | |
Пластиковая черепица | |
Массажный кабинет | |
Цифровая видеокамера |
|
Задача 1.2 Выбор вида маркетинга в зависимости от ситуации на рынке
Выберете наиболее подходящий вид маркетинга к следующим ситуациям на рынке. Аргументируйте свой ответ. Какие мероприятия в рамках выбранного вида маркетинга вы считаете необходимо использовать?
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Ситуация на рынке | Вид маркетинга, мероприятия |
1. Значительная часть | Конверсионный маркетинг. Основная задача – |
россиян не делают | изменение отрицательного отношения потребителей к |
прививки от гриппа | товару на положительное путем более эффективного его |
вследствие | продвижения. Необходимо больше мероприятий, |
негативного | направленных на разъяснение пользы от прививок. |
отношения к ним | |
2. В последние годы в | Ремаркетинг. Задача – восстановление спроса в случае |
России наблюдается | его падения посредством поиска новых возможностей |
снижение | оживления спроса: придания товару новых свойств, |
потребления молока | проникновения на новые рынки и т. д. |
Вариант 1
Ситуация на рынке | Вид маркетинга, мероприятия |
1. Строительная компания выиграла несколько тендеров, но возможности компании не позволяют ей должным образом выполнить все заказы. | |
2. Экономический кризис практически не отразился на рынке кондитерских товаров. Уровень существующего спроса устраивает большинство игроков на рынке. |
Вариант 2
Ситуация на рынке | Вид маркетинга, мероприятия |
1. Спрос на кондиционеры имеет сильную зависимость от температуры воздуха. | |
2. В последние годы в России наблюдается снижение покупок компьютеров вследствие насыщения рынка. |
Вариант 3
Ситуация на рынке | Вид маркетинга |
1. Спрос на билеты в кино значительно увеличивается в выходные дни. | |
2. С каждым годом растёт число курящих. |
Вариант 4
Ситуация на рынке | Вид маркетинга, мероприятия |
1. Часть россиян не покупают товары в интернет- магазинах вследствие недоверия к ним. | |
2. Есть тенденция увеличения неудовлетворенности покупателей высоким расходом топлива автомобилями. Растет интерес к моделям с экономичным расходом бензина, к альтернативным видам энергии. |
Вариант 5
Ситуация на рынке | Вид маркетинга, мероприятия |
1. В связи с распространением цифровой техники спрос на фотоаппараты с фотопленкой резко сократился. | |
2. Растёт престижность здорового образа жизни. |
|
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!