Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сложные случаи анализа ошибок

2017-06-09 360
Сложные случаи анализа ошибок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Комбинации специфических ошибок

Для правильной трактовки специфических ошибок логопед должен представлять все возможные трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда явственны. Приведем пример того, насколько зыбким и трудноуловимым для слухового восприятия ребенка может быть звуковой состав слова. Так, ученица 3-го класса общеобразовательной школы Люда Ш., записывая под диктовку слово дощечка на доске, дала следующие варианты написания, так и не придя к правильному: «дочецка», «бочецка», «дощечга», «дочечка».

Ошибки в письме фиксируются рукой самого ученика. Как ошибки, так и их исправления, выполненные ребенком, имеют диагностическую ценность. Они свидетельствуют о сомнениях, перешедших из скрытого плана в явный. Важное значение приобретают исправления в ходе письма, которые могут говорить также о формировании операций контроля в процессе выполнения письменных заданий.

О колебаниях в выборе буквы при письме свидетельствуют многочисленные исправления самих детей, выполняемые не всегда должным образом. Например:

Следует приучать детей зачеркивать неправильное написание и надписывать сверху нужную букву, иначе при перечитывании ребенку по-прежнему неясно, что следовало писать: он видит одновременно обе буквы, которые ассоциируются с одним звуком.

Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться с несколькими другими по разным параметрам. В предлагаемых ниже схемах акустико-артикуляционое сходство фонем, приводящее к смешению букв в письме, обозначено горизонтальной стрелкой, а кинетическое сходство букв — вертикальной стрелкой:

 

Логопеду важно четко запомнить эти «цепочки» смешиваемых по разным признакам фонем и графем, чтобы правильно интерпретировать сбои в процессе письма в каждом отдельном случае. Так, в определенных позиционных условиях (при близком расположении смешиваемых звуков в составе слов) эти смешения могут провоцировать пропуски, вставки и персеверации букв и слогов например: вместо; (буква как бы сыграла двойную роль - свою и буквы б) Аналогичного характера написание - вместо j ребенка, смешивающего Для ребенка, который смешивает в произношении Р и Л, не случайна вставка в словах: «жиры» — «жилры», «кора» — «колара», как не случайны пропуски букв и слогов в момент смешения Р и Л, например: «кльцо» вместо крыльцо; пеклись» вместо скрылись; «дре беат» вместо для ребят. (В последнем случае обнаруживается и неусвоение йотированных гласных.)

Интересны случаи персеверации, спровоцированной смешением букв: «на горГрку» вместо на горКу: смешение К - Г возвращает пишущего к началу слова, при этом возникает пропуск гласной о; аналогичная персеверация и в слове шерсть — «шершесть» из-за смешения ш — с.

Среди многообразия специфических ошибок мы выделили и опосредованные смешения букв, когда приходится мысленно восстанавливать пропущенное звено в цепочке смешений, например: «поймали птизу» (птицу). Буква ц коррелирует с буквой з не напрямую, а опосредованно — через букву с. В этом случае на поля ученической тетради выносится следующее обозначение: ц(с) - з. Следующим примерам соответствует пометка ш - (ж) - х; «Дети ухли в лес»; «пучки суших трав»; «набушли почки»; «заденехь ветку».

Нередко приходится встречать комбинированные ошибки:

«тато» — часто, «урок туба» — урок труда (пропуск + смешение);

«теовчки» — девочки; «ослюный» — солёный (перестановка + смешение);

«Листву оплеа кусеница» — Листву объела гусеница (перестановка + смешение п - б).

В последнем примере, как и в нижеследующих, выявить перестановку помогает запись слова в транскрипции:

«Дети сели съедь суп» — есть суп (ср. jЭC'T'= CjЭT') (перестановка + смешение т - д);

«Кукушка слеа кусеницу» — Кукушка съела гусеницу (ср. СjЭЛЪ — СЛ'ЭЪ) (смешение j-л + пропуск л).

В следующем примере мы находим и перестановку слов, и перестановку показателей твердости — мягкости согласных т и п:

Когда же они (птицы) спят? — «Когда они же спать?» (ср.СП'АТиСПАТ').


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.