Сложные случаи анализа ошибок — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сложные случаи анализа ошибок



Комбинации специфических ошибок

Для правильной трактовки специфических ошибок логопед должен представлять все возможные трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда явственны. Приведем пример того, насколько зыбким и трудноуловимым для слухового восприятия ребенка может быть звуковой состав слова. Так, ученица 3-го класса общеобразовательной школы Люда Ш., записывая под диктовку слово дощечка на доске, дала следующие варианты написания, так и не придя к правильному: «дочецка», «бочецка», «дощечга», «дочечка».

Ошибки в письме фиксируются рукой самого ученика. Как ошибки, так и их исправления, выполненные ребенком, имеют диагностическую ценность. Они свидетельствуют о сомнениях, перешедших из скрытого плана в явный. Важное значение приобретают исправления в ходе письма, которые могут говорить также о формировании операций контроля в процессе выполнения письменных заданий.

О колебаниях в выборе буквы при письме свидетельствуют многочисленные исправления самих детей, выполняемые не всегда должным образом. Например:

Следует приучать детей зачеркивать неправильное написание и надписывать сверху нужную букву, иначе при перечитывании ребенку по-прежнему неясно, что следовало писать: он видит одновременно обе буквы, которые ассоциируются с одним звуком.

Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться с несколькими другими по разным параметрам. В предлагаемых ниже схемах акустико-артикуляционое сходство фонем, приводящее к смешению букв в письме, обозначено горизонтальной стрелкой, а кинетическое сходство букв — вертикальной стрелкой:

 

Логопеду важно четко запомнить эти «цепочки» смешиваемых по разным признакам фонем и графем, чтобы правильно интерпретировать сбои в процессе письма в каждом отдельном случае. Так, в определенных позиционных условиях (при близком расположении смешиваемых звуков в составе слов) эти смешения могут провоцировать пропуски, вставки и персеверации букв и слогов например: вместо ; (буква как бы сыграла двойную роль - свою и буквы б) Аналогичного характера написание - вместо j ребенка, смешивающего Для ребенка, который смешивает в произношении Р и Л, не случайна вставка в словах: «жиры» — «жилры», «кора» — «колара», как не случайны пропуски букв и слогов в момент смешения Р и Л, например: «кльцо» вместо крыльцо; пеклись» вместо скрылись; «дре беат» вместо для ребят. (В последнем случае обнаруживается и неусвоение йотированных гласных.)



Интересны случаи персеверации, спровоцированной смешением букв: «на горГрку» вместо на горКу: смешение К - Г возвращает пишущего к началу слова, при этом возникает пропуск гласной о; аналогичная персеверация и в слове шерсть — «шершесть» из-за смешения ш — с.

Среди многообразия специфических ошибок мы выделили и опосредованные смешения букв, когда приходится мысленно восстанавливать пропущенное звено в цепочке смешений, например: «поймали птизу» (птицу). Буква ц коррелирует с буквой з не напрямую, а опосредованно — через букву с. В этом случае на поля ученической тетради выносится следующее обозначение: ц(с) - з. Следующим примерам соответствует пометка ш - (ж) - х; «Дети ухли в лес»; «пучки суших трав»; «набушли почки»; «заденехь ветку».

Нередко приходится встречать комбинированные ошибки:

«тато» — часто, «урок туба» — урок труда (пропуск + смешение);

«теовчки» — девочки; «ослюный» — солёный (перестановка + смешение);

«Листву оплеа кусеница» — Листву объела гусеница (перестановка + смешение п - б).

В последнем примере, как и в нижеследующих, выявить перестановку помогает запись слова в транскрипции:

«Дети сели съедь суп» — есть суп (ср. jЭC'T'= CjЭT') (перестановка + смешение т - д);

«Кукушка слеа кусеницу» — Кукушка съела гусеницу (ср. СjЭЛЪ — СЛ'ЭЪ) (смешение j-л + пропуск л).

В следующем примере мы находим и перестановку слов, и перестановку показателей твердости — мягкости согласных т и п:

Когда же они (птицы) спят? — «Когда они же спать?» (ср.СП'АТиСПАТ').






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.