Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2024-02-15 | 60 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Изучение семьи требует использования совокупности методов — наблюдения, эксперимента, тестов, опроса, беседы. К основным методам исследования в педагогике и психологии относят наблюдение и эксперимент. Научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.
При изучении семьи наиболее распространен метод наблюдения. Наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованно и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Организация наблюдения за семьей предполагает обязательное планирование, которое включает следующие этапы.
1. Определение цели и задач наблюдения, например, достижение цели изучения особенностей общения взрослого с ребенком может происходить путем реализации задач исследования эмоционального отношения взрослого к ребенку, оценочной деятельности, требований, вопросов к детям. В свою очередь, каждая из этих задач на какой-то промежуток времени может стать самостоятельной целью, достижение которой потребует выдвижения промежуточных задач. Например, изучение оценочного отношения взрослого к ребенку потребует исследования систематичности, объективности, мотивированности и многого другого в оценке родителями своего ребенка.
2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. За ребенком и родителями, их личностными качествами и особенностями взаимоотношений можно наблюдать в дошкольной организации (во время занятия или игры ребенка со сверстниками, взаимодействия родителей с ребенком в утренние и вечерние часы) и при посещении семьи. В неформальной обстановке праздников, развлечений, экскурсий, походов детей и родителей можно наблюдать их новые черты, которые до этого не были доступны.
|
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации. Таким способом служит так называемое «включенное наблюдение», позволяющее увидеть те особенности жизни семьи и взаимоотношений в ней, которые при внешнем наблюдении, наблюдении со стороны нередко бывают скрыты.
Осуществить включенное наблюдение позволяют специально создаваемые педагогом ситуации совместного труда, досуга родителей с детьми.
4. Выбор способов регистрации наблюдаемого например, подробная запись поступков и слов с последующим их анализом не всегда приемлема по ряду причин. Во-первых, наблюдатель просто не в состоянии записать все происходящее и невольно выделяет те элементы, которые субъективно считает наиболее важными и при этом игнорирует другие. Во-вторых, записывание происходящего исключает основное достоинство наблюдения – незнание объектом того, что за ним наблюдают. Использование для записей магнитофона, диктофона или видеокамеры преодолевает первый недостаток рукописных записей, т.е. техника беспристрастно фиксирует все, и к таким записям можно обратиться многократно. Но второй недостаток — неестественность проявлений наблюдаемого объекта в случае обнаружения наблюдения – сохраняется. Выходом может стать организация наблюдения несколькими педагогами, ведение ими независимых записей и последующее их сравнение, а также разработка параметров наблюдаемого поведения и способов их фиксации.
5. Обработка и интерпретация полученной информации может носить количественный или качественный характер. Количественная обработка представляет собой подсчет регистрируемых при наблюдении фактов. Например, можно подсчитать, как часто родитель обращается к ребенку по имени. Качественная обработка может состоять либо в выявлении взаимосвязи между наблюдаемыми фактами, представлении их в виде какой-нибудь структуры, либо в выделении фаз (стадий) в развитии наблюдаемого явления. Примером первой разновидности качественной обработки может быть установление связи между несогласованностью воспитательных воздействий родителей и нарушением ребенком норм и правил поведения. Примером второй разновидности качественной обработки служит выделение в процессе длительного наблюдения изменений в организации совместных форм деятельности в семье: от изоляции ребенка от семейных дел и забот к эпизодическому привлечению к ним, и далее к посильному периодическому участию в делах семьи.
|
Интерпретация — придание исследователем определенного значения, олученным данным.
Если вернуться к определению наблюдения как организованного восприятия исследуемого объекта, то со всей очевидностью в качестве этого объекта может выступать не только деятельность, но и ее продукт. Поэтому понятным становится мнение ряда исследователей относительно метода анализа продуктов деятельности как разновидности наблюдения.
В процессе анализа продуктов деятельности исследователь имеет дело не с самим ребенком, а с сюжетом игры, постройкой из кубиков, рисунком, рассказом. При этом он анализирует процесс изготовления продукта этой деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, речевой) и благодаря этому обнаруживает особенности личности и межличностных отношений испытуемого. Учитывая, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, игры с семейным сюжетом для наблюдательного педагога могут дать много информации о семье.
Таким образом, в процессе наблюдения:
1) ставится задача;
2) составляется план;
3) идет фиксация данных;
4) следует обработка зафиксированных данных;
5) делаются соответствующие выводы.
В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:
1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.
2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.
3.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).
4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.
|
Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).
Второй из основных методов исследования — эксперимент. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо факт. Его в отличие от наблюдения трудно организовать так, чтобы исследуемый не знал об этом. Эксперимент требует относительно полного контроля экспериментатора, а значит «прозрачности» жизни семьи, необходимости для ее членов все время контролировать себя. Следовательно, организация эксперимента в рамках семьи может привести к тому, что в течение достаточно длительного времени будут нарушены ее естественная жизнедеятельность и сложившиеся в ней взаимоотношения. Поэтому применение данного метода в изучении семьи ограничено.
Эксперимент может быть организован в том случае, когда исследовательская работа, проводимая в дошкольной организации, нуждается в поддержке и помощи со стороны родителей и продолжении ее в условиях семьи, но при этом экспериментальная работа не должна идти вразрез с ее интересами.
К вспомогательным методам исследования в психологии и педагогике относятся: тест, беседа, опрос и др.
Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное по времени испытание, во время проведения которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя: отвечает на вопросы (тест-опросник) или решает практическую задачу (тест-задание). В нашей стране, чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи в большинстве случаев используют три наиболее известных теста: «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса; переходный опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера. Эти тесты применяются как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.
|
Существуют проективные тесты, которые наиболее информативны, чем обычные тесты за счет большей свободы в интерпретации первых. Но получение с их помощью точной и глубокой информации о семье возможно только квалифицированными психологами. Данные, полученные с помощью проективных методик, обязательно должны уточняться другими методами.
Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос может быть анонимным и персонифицированным. Данные, полученные от анонимного респондента, как правило, более искренни. Но поскольку цель изучения семьи педагогами дошкольной организации— возможность применения полученных сведений в последующем для индивидуализации работы с родителями, предпочтительнее проведение персонифицированных опросов, хотя ответы на вопросы при этом могут быть не совсем правдивыми. Например, родители, часто прибегающие к физическому наказанию детей, вряд ли выберут соответствующий ответ в анкете; они, вероятнее всего, подчеркнут ответ «никогда не прибегаем к физическим наказаниям» или остановятся на ответе «иногда прибегаем к физическим наказаниям».
Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников, метод прямого или косвенного выявления в живом двустороннем общении с испытуемым сведений о его деятельности, психических свойствах личности.
Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.
Особенности беседы, ее подготовка и проведение:
1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.
2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.
3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.
4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.
5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.
6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.
|
7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.
8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.
Существуют определенные требования к беседе как к методу изучения.
1. Беседа должна носить непринужденный характер. Ее нельзя превращать в опрос, т.е. в получение ответов на задаваемые вопросы.
2. В ходе беседы должен быть установлен личный контакт между исследователем и исследуемым. Для проведения опроса это не обязательно.
3. Беседа предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемым, чего не допускает опрос, т.е. беседа носит двусторонний характер, что дает больше информации по исследуемой проблеме.
Использование разнообразных методов изучения семьи ставит: родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимодействия с ребенком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей уже не считаются чем-то чуждым и находят, отражение в практике семейного воспитания. Научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.
Анкета - письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов. Обычно она посвящена определенной теме. Надежность данных анкеты проверяется двумя путями:
1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц, что помогает проверить устойчивость информации;
2) контролем этих данных другими методами.
Виды проведения анкетирования:
1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);
2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).
Типы анкет:
1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);
2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);
3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).
Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.
Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.
Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).
Основные требования по проведению интервью:
1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.
2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.
3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.
4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).
Психолого-педагогический тренинг—метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.
Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: "Как вести себя с агрессивным ребенком", "Как вести себя с гиперактивным ребенком", "Если ребенок отстает в развитии", "Как воспитывать ребенка без отца", "Особенности воспитания приемного ребенка", "Специфика воспитания в семье многих детей", "Особенности воспитания единственного ребенка", "Как воспитывать близнецов" и др.
Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание.
Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.
Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.
Педагог обращает внимание на такие детали:
1) как расположены члены семьи;
2) насколько они удалены друг от друга;
3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;
5) кто выше ростом, а кто ниже;
6) кто большой по размерам, а кто — маленький;
7) кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.
2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.
3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.
6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.
Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.
Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.
Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:
Мальчик разбил чашку | дергает кошку за хвост |
Мальчик бьет мальчика | несет мамину сумку |
Мальчик держит цветок | подает бабушке лекарство |
Мальчик чистит ботинки | выносит мусор в мусоропровод |
Мальчик убирает постель | поливает цветы и т. п. |
Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:
- отношение взрослых к ребенку;
- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;
- ценности семьи;
-стиль семейных отношений.
Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисованное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рассказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке) «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, он увидел ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама..." Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).
Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчается, когда я..." и т. д.
Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!