Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2024-02-15 | 62 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ТЭСХ 2 курс
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Г.Н. Большакова
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи/ А.Н.Васильева – М.,1990.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи/ Л.А. Введенская – Ростов-на-Дону, 2007.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская – Ростов-на-Дону, 2008.
4. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи: учебник /О.Я.Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. – URL: http://ibooks. ru /reading.php
5. Головин А.Н. Основы культуры речи/А.Н. Головин – М., 1988.
6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи /Н.А. Ипполитова – М.,2005.
7. Константинова, Л.А. Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л.А. Константинова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 168 с. – URL: http: // www bibliocub/ ru
8. Русский язык и культура речи. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева /Л.К.Граудина – М., 2009.
9. Русский язык и культура речи. Под ред. доктора филологических наук Д.А.Романова/Д.А.Романов – Тула, 2010.
10. Синцов, Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие. / Е.В. Синцов. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 160 с. – URL: http: // www bibliocub/ ru
11. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет/ Н.И.Формановская – М.,2002.
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ к ПРАКТИЧЕСКИМ и СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
|
№ 1 Язык и речь. Русский литературный язык и его нормы.
Орфоэпия: акцентологические нормы
Вопросы и задания:
1. Дайте определение следующим понятиям: язык, речь, культура речи, речевая культура, национальный язык, литературный язык, диалект, социолект, просторечие.
2. Сравните объем понятий русский национальный язык и русский литературный язык.
3. Каковы основные признаки литературного языка?
4. Что такое языковая норма? Изучите ТЕМУ 1 по учебнику под редакцией Д.А. Романова и раскройте понятия динамичности и вариативности нормы. Что обозначает понятие кодификации нормы? Законспектируйте раздел того же учебника «Источники сведений о языковых нормах».
|
5. Что такое орфоэпия? С каким разделом языкознания связана орфоэпия? Назовите типы орфоэпических норм.
6. Что такое акцентология? В чём особенность русского словесного ударения?
7. Выпишите из орфоэпического словаря не менее 10 примеров акцентологических вариантов. Проанализируйте пометы в словарных статьях: какие из них являются разрешительными, какие – запретительными. Запишите выходные данные словаря, с которым вы работали.
8. Прочитайте данные слова, соблюдая нормы акцентологии. В случаях затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Укажите причины отступлений от принятых норм в речевой практике: арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, мастерски, медикамент, исподволь, мизерный,, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, заговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стенография, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт.
9. Законспектируйте § 9 – 13 главы «Правильность речи: нормы ударения» из книги Б.Н. Головина «Основы культуры речи».
10. Решите тестовые задачи:
А 1. Оба существительных относятся к одному акцентологическому типу – словам с неподвижным ударением на основе:
1) директор, туча 2) вензель, соболь
3) квартал, пейзаж 4) созыв, строфа 5) арбуз, магазин
А. 2. В слове правильно поставлено ударение:
1) квартал 2) каталог 3) нефтепровод 4) тортов 5) избалованный
А 3, В обоих словах ударение поставлено правильно:
1) с циркулями, с шофёрами
2) они правы, они начали читать
3) она лгала, вино налито
4) вам звонят, они балуют детей
5) откупорить, обострить
№ 2 Собственно произносительные (орфоэпические) нормы
Вопросы и задания:
1. Каковы основные единицы фонетического уровня языка?
2. На каких основаниях классифицируются звуки русского языка? Запишите транскрипцию следующих слов и охарактеризуйте гласные и согласные звуки: чувствовать, расчёт, чтобы, нарочно, явиться.
3. Изучите ТЕМУ 6 по учебнику под редакцией Д.А. Романова, Какие нормы называются собственно произносительными (собственно орфоэпическими)? Перечислите основные произносительные нормы в области согласных и гласных звуков.
4. С какими трудностями мы сталкиваемся в произношении следующих слов (сгруппируйте слова в соответствии с возможным типом отклонения от норы, отдельно отметьте возможные варианты произношения): адекватный, акушер, анестезия, аннексия, баобаб, барокко, бонна, булочная, горчичник, гренадер, декан, декольте, декор, дефис, желчь, интервью, кларнет, критерий, миссия, мокко, музей, оазис, одесский, опека, прихвастнуть, продезинфицировать, пюре, распрямленный, тендер, шедевр, шофер, экарте, эссе, яичница, ячневый.
|
№ 3 Лексические нормы
Вопросы и задания:
1. Что такое лексика? Какой раздел языкознания изучает лексические единицы?
2. С чем могут быть связаны нарушения лексических норм?
3. Выпишите из лингвистических энциклопедических словарей или справочников (см. также ТЕМУ 7) определения следующих понятий: антонимы, синонимы, паронимы, омонимы, многозначное слово, заимствованное слово, устаревшее слово. Из аспектных словарей выпишите несколько соответствующих (антонимических, синонимических и т.д.) парадигм. Укажите выходные данные словарей, с которыми вы работали.
4. Пользуясь толковыми словарями, определите значения слов, обратите внимание на стилистические пометы: что они обозначают, какую информацию об употреблении лексем можно почерпнуть из помет? С подчеркнутыми словами составьте предложения: агентство, адаптация, аналог, аннулировать, антагонизм, апартеид, апелляция, апокалипсис, атташе, аутентичный, баллотироваться, беллетристика, беспрецедентный, благой, брифинг, вернисаж, виртуальный, гротеск, декларация, демпинг, депозит, депортация, дивиденд, дилемма, дилер, диссидент, дистрибьютор, дифирамб, идентичный, иерархия, имидж, импичмент, импрессионизм, инвестиция, инновация, интерпретация, инфантилизм, инфернальный, инцидент, ипохондрик, катаклизм, каталог, компрометировать, консоме, консонанс, мониторинг, нувориш, оказия, околесица, околица, панацея, панегирик, туника, тщета.
5. Определите лексическое значение заимствованных слов, обратившись к толковым словарям или словарям заимствованных слов (укажите выходные данные словарей). Расставьте ударение в словах и произнесите их, соблюдая орфоэпические нормы: апартаменты, алкоголь, арахис, апостроф, асимметрия, аутогенный, бармен, бунгало, бутик, гала-концерт, грейпфрут, жалюзи, икебана, маркетинг, пиццерия, рододендрон факсимиле, феминизм, форзац, экслибрис.
|
6. Что регулируют лексические нормы и с чем могут быть связаны нарушения лексических норм?
7. Подберите русские синонимы к иностранным словам. Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать заимствованное слово, в каких – русское: амбиция, вердикт, мемуары, пунктуальный, фауна, флора.
8. Укажите, какие синонимы могут сочетаться со словами, помещёнными в скобки. Коричневый, карий (платье, глаза, краска, материя). Толстый, полный (женщина, тетрадь, палка, материал). Смуглый, тёмный (небо, лицо, волосы, материя, глаза, лес). Густой, дремучий (лес, напиток, трава, туман). Очевидный, ясный (вопрос, объяснение, ошибка, небо). Горячий, знойный (вода, лето, привет, речь, ветер). Доза, часть, порция, доля (здание, население, хлеб, лекарство, наследство). Обширный, безграничный (восторг, зал, сад, помещение).
9. Объясните различия в значениях и употреблении паронимов, составьте с ними словосочетания: гордость – гордыня, невежа – невежда, нетерпимый – нестерпимый, надеть – одеть, представить – предоставить.
10. Объясните разницу между значениями слов русский и российский. С каждым из них составьте предложения.
№ 4 Фразеологические единицы и их использование в речи
1. Что такое фразеология? Какие единицы языка называются фразеологизмами? В чем особенность употребления фразеологизмов? Выпишите из толковых и/или фразеологических словарей фразеологизмы с компонентами нога, рука, белый, золотой. Составьте с ними 6 – 7 предложений.
2. Определите значение следующих фразеологизмов: ахиллесова пята; абсолютный нуль; брать пример; бросать слова на ветер; верить на слово; вещь в себе; выйти из игры; держать слово; иметь значение; играть роль; колосс на глиняных ногах; кот наплакал; на седьмом небе; ловить на слове; петь дифирамбы. Составьте текст, используя 5 – 7 фразеологизмов в соответствии с их значением и стилевой принадлежностью.
3. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и фразеологических сочетаний: 1.Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Он взял себе львиную часть заработанного. 4.Руководитель просто обязан взять инициативу на себя. 5. История появления плащаницы в Европе окутана кромешной тайной.
4. Проанализируйте нарушения норм употребления лексических и фразеологических единиц:
1. Человек он был лёгкий на подъём, удачный.
2. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь.
3. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии нового ревизора приводит чиновников в оцепенение.
|
4. Учёный стоял у источников машиностроения.
5. Артист завоевал признательность зрителей.
6. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».
7. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьёзный, не то возмутительный.
8. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
9. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.
10. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
11. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
12. На картине В. Серова изображена юная девочка с темно-карими глазами.
13. Шевченко бьёт по воротам и фактически промахивается.
14. На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать «спасибо» её устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!
15. Многие не в состоянии были решить проблемы и оказались на краю бедности.
16. Большая половина игры уже прошла.
17. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
Результаты анализа представьте в виде таблицы по образцу:
пример-высказывание | анализ речевой ошибки: какая норма нарушена, в чём именно заключена ошибка | исправленный вариант |
1. По приглашению друзей нам пришлось посетить этот чудесный городок. | Нарушена норма семантического согласования: в значении глагола “пришлось” есть компонент ‘вопреки желанию субъекта действия’, который противоречит общему смыслу высказывания. Неудачно выбран член синонимической парадигмы: довелось – посчастливилось – пришлось – удалось. | По приглашению друзей нам посчастливилось посетить этот чудесный городок. |
2. Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абоненту. | Неверно выбран член паронимической парадигмы: абонент (‘тот, кто пользуется абонементом’) – абонемент (‘документ, предоставляющий право пользоваться чем-либо’) | Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абонементу. |
№ 5 Грамматические нормы (словообразование и морфология)
Вопросы и задания:
1. Перечислите разделы грамматики и назовите основные единицы этих разделов.
2. Что такое морфема? Какие типы морфем вы знаете?
3. Дайте определение понятия часть речи. Перечислите знаменательные и служебные части речи.
4. Изучите ТЕМУ 8 по учебнику под редакцией Д.А. Романова и перечислите трудные случаи в системе морфологических норм.
5. Распределите имена существительные по группам: 1) склоняемые 2) несклоняемые; затем определите родовую принадлежность всех слов. С выделенными жирным шрифтом словами составьте словосочетания “им. прил. + им. сущ. в ед.ч.”; с подчёркнутыми словами – предложения, в которых в качестве сказуемого используется глагол в форме прошедшего времени: Врач, доктор, бездарь, вертушка, воротила, выскочка, жертва, запевала, коллега, лакомка, невежда, недотрога, тупица, умница, недоучка, писака, старшина, судья, тамада, ябеда рояль, туфля, бра, мышь, картофель, кофе, салями, продюсер, конферансье, попурри, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шампунь, шимпанзе, мозоль, табель, депо, купе, меню, такси, пари, жюри, колибри, Баку, Миссисипи, Тбилиси, Сочи, Торонто, Гюго, Дюма.
6. Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление: адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ректор, рапорт, мичман, ордер, токарь, профессор, шофёр, слесарь, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель, ястреб.
7. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. Выделите окончания. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними. Поставьте ударение в образованных словоформах: ампер, апельсин, баклажан, баржа, ботинок, валенок, вафля, головня, грамм, дупло, килограмм, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, солдат, сплетня, туфля, юноша, черешня, яблоко, яблоня.
8. Раскройте скобки, выделите окончания склоняемых слов: смотрел фильм с майором (Пронин) – увлёкся английским писателем (Джозеф Кронин); не согласен с (доктор Углов) – не согласен с (прусский военный теоретик Адам Генрих Дитрих фон Бюлов); зачитался английской писательницей Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин) – увлёкся певцом (Женя Осин).
№ 6 Употребление в речи /тексте имен числительных
1. В этот несчастный понедельник он остался с (54) (рубль) в кармане.
2. Было распахано около (1 850) (гектар) земли.
3. Учитель сумел опросить (24) (ученик).
4. Был поднят груз весом (1 500) (тонна).
5. Каждому выдали по (235) (рубль).
6. За день он проехал более (740) (километр).
7. Это случилось в (2000) (год).
8. В галерее всё готово к встрече (250 000) (посетитель).
9. Осталось пройти (12, 5) (километр).
а) в обоих случаях; б) с полуторами тоннами; в) около восьмиста метров
г) трое профессоров д) в двух тысяча втором году; е) трое школьниц
№ 7 Грамматические нормы (синтаксис)
Вопросы и задания:
1 Изучите ТЕМУ 9 по учебнику под редакцией Д.А. Романова.
2 Что такое синтаксис как раздел грамматики и как уровень языковой системы?
3 Дайте определение синтаксическим связям: согласованию, управлению, примыканию.
4 Составьте словосочетания по образцу: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка аспирантов и руководство ими. 1. Восхищаться и преклоняться (мужество солдат).2.Сбор и обмен (информация). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5.Надняться и верить (победа).
5 Составьте словосочетания с перечисленными словами в качестве главных слов по модели “главное слово + падежная форма существительного ”: платить, оплатить, заплатить, отметить, подтвердить, свидетельствовать, понимать, препятствовать, тормозить, овладевать, усваивать, отзыв, рецензия, уверенность, вера, обрадоваться, обрадованный.
6 Как связаны между собой главные члены двусоставного предложения? Раскройте скобки и объясните выбор формы сказуемого: 1. Полгорода (остаться) без света. 2..В Лужники (прийти) более 80 тысяч зрителей. 3. 800 рублей, сэкономленных за лето, (потраченный) на покупку учебников. 4.. Никто; ни депутаты, ни министры, ни президент – не (иметь право) нарушать Конституцию. 5. СМИ России (представленный) ведущими телеканалами. 6. МВФ (выделить) очередной транш. 7.. Семь студентов (сдать) экзамены на “отлично”. 8. Женщина-хирург (выполнить) сложную операцию на сердце.
7. Какие предложения называются осложненными? Перечислите типы осложнителей.
8. Что такое деепричастие и деепричастный оборот? В чём особенность употребления деепричастных оборотов? В каких односоставных предложениях деепричастия и деепричастные обороты не употребляются? Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений:
a. Открыв дверь………а) я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной
………б) моим глазам предстала странная картина
b. Путешествуя вторым классом….а) сервис был замечательным б) никто не ожидал такого хорошего сервиса
c. Ничуть не смутившись….. а) вся её фигура выражала уверенность б) она прошла мимо удивлённых гостей
d. Свалившись с размаху в озеро…… а) стало стыдно за свою неуклюжесть б) он покраснел от стыда за свою неуклюжесть.
1. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.
2. Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации.
3. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.
4. Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу.
Результаты анализа представьте в виде таблицы по образцу:
пример-высказывание | анализ грамматической ошибки: какая норма нарушена, в чём именно заключена ошибка | исправленный вариант |
Его воображение поразило высказывание математика Германа Вейля. | тип грамматическая ошибки – синтаксическая: неоправданно использована инверсия (когда совпадают формы именительного падежа подлежащего и винительного падежа дополнения, следует использовать прямой порядок слов, т.е. на первое место ставить именно подлежащее) | Высказывание математика Германа Вейля поразило его ====== воображение. - - - - - - - - - - |
№ 8 Основные функциональные стили русского литературного языка
Вопросы и задания:
1. Перечислите основные признаки литературного языка.
2. Выпишите из учебника по культуре речи или из энциклопедического словаря определения понятий стиль и функциональный стиль.
3. Пользуясь учебниками и энциклопедическими лингвистическими словарями, а также учебником под ред. Д.А. Романова, запишите в тетради характеристику разговорного, публицистического и официально-делового стилей по плану:
1. Экстралингвистические и общелингвистические факторы, определившие основные стилевые черты текста (стилеобразующие факторы):
§ сфера общения (наука, искусство, политика и т.д.)
§ задача общения (информировать, получить информацию, побудить к действию и т.д.)
§ тип содержания (тематика: политический процесс, экономика, нравственные проблемы и т.д.)
§ ситуация общения (официальная/неофициальная)
§ характер коммуникации (массовая, групповая, межличностная)
§ форма речи (устная, письменная; диалог/полилог/монолог)
§ каноничность/неканоничность речевой ситуации (соблюдение условий общности времени и места)
§ реализация правил успешной коммуникации
§ преимущественно реализуемые функции
§ стилевые черты
2. Языковые средства, с помощью которых реализованы основные стилевые черты, и композиционные особенности текстов
3. Подстили
4. Речевые жанры
Образец выполнения 3 задания:
Научный стиль
Научный стиль – это один из функциональных стилей, обслуживающих сферу науки.
1. Стилеобразующими факторами являются: информативная направленность, интенция убеждения в научной истине коллег (оппонентов), научное содержание, научная значимость и актуальность обсуждаемых проблем, реализация логико-понятийного мышления, официальная ситуация общения, групповой характер коммуникации, предполагающий общение компетентных и заинтересованных участников. Научный стиль может бытовать как в устной, так и в письменной форме, что определяет параметры речевой ситуации: например, обсуждение диссертации на заседании кафедры или на ученом совете проходит в условиях канонической речевой ситуации, а письменный отзыв о диссертации – в условиях неканонической ситуации, так как место и время адресанта и адресата не совпадают (в последнем случае происходит так называемая отложенная коммуникация). В текстах научного стиля реализуется прежде всего когнитивная функция языка. В лингвистических текстах часто важнейшей становится метаязыковая функция. В научном общении в идеале должны быть в полной мере реализованы максимы количества, качества, отношения и способа информации.
2. Перечисленные факторы определяют стилевые черты: обобщенность, отвлеченность, подчеркнутая логичность, стандартизованность выражения мыслей и положений, информативность и объективность.
3. Стилевые черты определяют особенности языка и композиционно-стилистическую специфику текстов данного стиля. Обобщенность и отвлеченность реализуются на уровне лексической и морфологической организации научных текстов: используется лексика общеупотребительная и книжная – как общенаучная, так и терминологическая. Абстрактная лексика преобладает над конкретной; статистические данные свидетельствуют о том, что процент абстрактной лексики приближается к максимуму: даже при использовании таких конкретных существительных, как лес, дуб имеются в виду лес вообще, дуб вообще, а отнюдь не конкретного дерево и т.д., то есть слова данной лексической группы, употребленные в ед.ч., выражают понятия, а не конкретно значения; в морфологии глаголы в форме настоящего времени реализуют абстрактное, вневременное значение, то же касается причастий. Даже падежные формы работают на обобщенность – в научном дискурсе преобладают формы им. и род. падежей. Обобщенный характер высказывания, объективность проявляются в традиционном использовании авторского мы. На синтаксическом уровне обобщенность и объективность информации проявляется в частотности обобщённо-личных и безличных конструкций. Точность предполагает обилие лексических повторов – синонимические средства языка далеко не всегда можно использовать. Подчеркнутая логичность проявляется в использовании вводных слов, выражающих порядок изложения мыслей, а также в преобладании СПП с придаточными условными и причинно-следственными. В научной речи используются все типы словосочетаний, причем порядок следования компонентов в них прямой. Инверсия не свойственна и синтаксису предложения. В научном тексте используются специальные конструкции для актуализации темы высказывания: «Что касается Х, то…», «Говоря об У, надо отметить…» и подобные. В научной речи частотны цитаты, которые оформляются с помощью конструкций с прямой и косвенной речью, а также используется стандартная система ссылок, отсылок к другим научным текстам, теориям, концепциям и т.д. Информативная насыщенность научного текста проявляется в многоуровневых списках классифицируемых объектов или явлений. Информативность связана с наглядностью, которая реализуется в специальных графиках, схемах, таблицах. Точность и строгость научной коммуникации реализуются и в принятых в определенной научной сфере системах сокращений, а также в использовании специальных символов. На уровне синтаксиса текста стилевые черты реализуются в преимущественном использовании цепной связи между предложениями. Для научного стиля характерно рассуждение или рассуждение с элементами описания. В научном стиле не используются пласты разговорной и просторечной лексики, отсутствует лексика эмоционально окрашенная. Не используется и экспрессивный потенциал синтаксиса. Однако всё перечисленное не говорит о том, что научное общение должно быть непременно сухим и скучным. Научный язык может быть и образным, но его образность отличается от художественной образности, так как имеет другую задачу – сделать абстрактную мысль конкретной, постичь умозрительное через наглядно-конкретное.
4. В системе научного стиля различают подстили: собственно научный, научно-технический, научно-учебный и научно-популярный подстили.
5. В устной форме общения стабилизировались такие речевые жанры, как лекция, объяснение, доклад, сообщение, комментарий, эвристическая беседа, научная дискуссия; в письменной – монография, научная статья, диссертация, реферат, рецензия и т.д.
4. Подберите фрагменты научных текстов, которые могли бы проиллюстрировать отмеченные выше языковые и композиционные особенности. Проанализируйте один из подобранных текстов, указав его стилевые черты и языковые средства, а которых эти черты проявляются. Определите, к какому подстилю и жанру относятся подобранные вами тексты.
5. Подумайте, почему не все учёные разделяют точку зрения, согласно которой стиль художественной литературы является одним из функциональных стилей языка. В чём специфика стиля художественной литературы?
№ 9 Официально-деловой стиль и особенности делового общения. Типы документов и особенности их оформления
Вопросы и задания:
1. Перечислите стилевые черты, в также языковые и текстовые особенности официально-делового стиля речи.
2. Подготовьте сообщения по темам, предварительно законспектировав соответствующие разделы учебников[1]:
a. Основные жанры и особенности устного делового общения
b. Типы деловых документов и правила их оформления
c. Унификация языка служебных документов
d. Требования к языку и стилю документов
3. Решите тестовые задачи:
А 1. Укажите жанры, относящиеся к официально-деловому стилю:
1) аннотация 2) заявление 3) служебная записка 4) статья уголовного кодекса 5) эссе
6) обвинительное заключение 7) реферат
А 2. Укажите черты, характерные для официально-делового стиля:
1) отвлечённость 2) оценочность 3) спонтанность 4) стандартизованность выражения
5) информативность 6) краткость 7) эмоциональность
А3. Укажите жанры, относящиеся к дипломатическому подстилю официально-делового стиля: 1) заявление правительства 2) нота 3) коммюнике 4) трудовое соглашение 5) завещание
6) рекомендательное письмо 7) договор страхования
А 4. Производные предлоги преимущественно употребляются:
1) в разговорном стиле 2) в художественной литературе 3) в публицистике
4) в официально-деловом стиле 5) научно-популярной литературе
А 5. Для текстов официально-делового стиля не характерно использование:
1) тропов 2) оценочных высказываний 3) стилистических фигур 4) языковых клише
5) отымённых предлогов
А 6. К числу стилевых особенностей официально-делового стиля не относятся:
1) точность формулировок 2) стандартизованность 3) именной характер 4) отвлечённо-обобщенный характер 5) повторы 6) экспрессивность
4. Поставьте слова в скобках в нужную форму: 1.Согласно (распоряжение) ректора всем студентам необходимо пройти флюорографический осмотр. 2. Вопреки (прогноз) погода 1 сентября была хорошая, без дождя. 3. По (окончание) экзаменационной сессии необходимо зачётные книжки сдать в деканат. 4. Не забудьте по (приезд) из командировки сдать документы. 5. По (истечение) срока договора были прекращены поставки нефти.
№ 10 Речевая деятельность: этика общения и условия успешной коммуникации. Коммуникативные качества хорошей речи.
Вопросы и задания:
1. Выпишите из учебников по культуре речи определения следующих коммуникативных качеств речи: точность, понятность, богатство, чистота, уместность и выразительность.
2. Как вышеперечисленные коммуникативные качества речи связаны с правильностью речи?
3. Во всех ли функциональных стилях в полной мере воплощаются коммуникативные качества хорошей речи? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Какие из качеств хорошей речи могут быть соотнесены с максимами (постулатами) коммуникации Г.Грайса и Д.Сёрля?
5. Законспектируйте материал темы 10 «Изобразительно-выразительные средства русского языка» по учебнику под ред. Д.А.Романова.
6. Что такое доказательность и убедительность речи? Как определяется доказательство в логике, какова его структура?
7. Что такое речевая коммуникация? Из каких компонентов состоит речевое общение? Как называется элементарная динамическая единица речевой коммуникации?
8. Каковы условия успешной коммуникации? Какие организационные принципы речевой коммуникации вы знаете? Следование каким правилам обеспечивает реализацию принципа кооперации?
9. Что такое этика? Что такое этика общения? Каким правилам необходимо следовать, чтобы наша речевая деятельность не противоречила принципу вежливости?
№ 11 Риторика: основы ораторского искусства
Вопросы и задания:
1. Дайте определение понятиям риторика, ораторское искусство, красноречие.
2. Познакомьтесь с античным риторическим каноном. На каком этапе следует составлять план публичного выступления? Какие виды планов вы знаете?
Античный риторический канон
№ п/п |
Этап |
Содержание | |
латинский термин | русский термин | ||
1. | инвенция (inventio) | изобретение мыслей | На этом этапе оратор задаётся вопросом «Что сказать?»; обдумывает содержание будущей речи, отбирает материал для выступления. |
2. | диспозиция (dispositio) | расположение изобретенных мыслей | Работа над композицией речи, установление соотношения частей будущего выступления. На этом этапе оратор ищет ответ на вопрос «Где сказать?», т.е. в какой части своего выступления. |
3. | элокуция (elocutio) | выражение мыслей, собственно красноречие | Это этап словесного оформления мыслей и редактирования речи, шлифовки текста выступления. На этапе главный вопрос, которым задаётся оратор, – «Как сказать?». |
4. | мемория (memorio) | запоминание | Это технический этап подготовки речи: оратор решает, что он произнесёт по памяти, что в пересказе, что процитирует по записям. Оратор репетирует пересказ и/или заучивает наизусть созданный текст выступления. |
5. | акция (actio hypocrisis) | произнесение | Этап, на котором речь произносится с использованием невербальных средств воздействия на аудиторию (жестов, мимики и т.д.) Это этап общения оратора с аудиторией, кульминация ораторской деятельности. |
3. Познакомьтесь с текстом речи Питирима Сорокина, произнесённой на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 года. Определите, к какому из видов красноречия по сфере применения (академическое, судебное, социально-политическое, церковно-богословское, социально-бытовое) относится следующая речь. Каков её жанр (см. таблицу)?
Виды и жанры ораторской речи по цели высказывания
вид | цель | основные жанры | ||
информационная | воздействовать на когнитивную сферу слушателя; расширить кругозор слушателей; представить новую информацию о мире, о положении дел в той или иной области и т.д.; изложить свою точку зрения на проблему | лекция, доклад, сообщение, программная речь, инструктаж, рекомендации, отклик | ||
эпидейктическая
(воо
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок... Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых... Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |