История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Руководителям и участникам проектных групп Конкурса

2024-02-15 67
Руководителям и участникам проектных групп Конкурса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

«БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 


Введение

Всероссийский конкурс исследовательских проектов «Без срока давности» начал свою историю в 2022 году с целью формирования и развития у обучающихся опыта проектно-исследовательской деятельности с источниками исторической памяти о геноциде мирного советского населения в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а также умений представлять результаты проектной деятельности. В первый год в Конкурсе приняли участие более 2 800 человек из 61 региона России.

В целях повышения качества работы Конкурса информационное сопровождение Конкурса осуществляется не только на официальном сайте образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» https://rp.memory45.su, но и в социальных сетях: канал в мессенджере «Telegram» https://t.me/bezsrokadavnosti, группа в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/bezsrokadavnosti и канал в видеохостинге «Rutube» https://rutube.ru/channel/26232315/.

Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» среди обучающихся 8–11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 2023 году (далее – Конкурс)

 

Общие положения

Порядок организации и проведения Конкурса определяет Положение
 о Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Без срока давности» среди обучающихся 8–11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 2023 году, утвержденное приказом Минпросвещения России от 16 января 2023 г. № 16.

Организатор регионального этапа Конкурса в субъекте Российской Федерации назначается исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

 

Руководителям и участникам проектных групп Конкурса

Тематика исследовательских проектов

В Конкурсе принимают участие исследовательские проекты от образовательных организаций, подготовленные проектной группой из 3 (не более) обучающихся 8–11 классов общеобразовательных организаций (школы, гимназии, лицея) или обучающихся профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) и руководителя проекта (учитель, педагог, преподаватель образовательной организации).

Выбор тематического направления осуществляется участниками Конкурса и руководителем проектной группы самостоятельно.

Участникам Конкурса предлагается реализовать исследовательские проекты в рамках следующих тематических направлений:

1. Планирование и осуществление нацистской Германией геноцида в СССР: документы, деятели и организации.

В данном тематическом направлении участники Конкурса с помощью исторических источников должны выявить и исследовать процессы замысла, планирования, осуществления и оценки результатов геноцида как основной задачи политики нацистской Германии в отношении гражданского населения на оккупированных территориях СССР.

Для этого участники Конкурса могут использовать:

документы, отражающие планирование геноцида: «Генеральный план Ост», «План Ольденбург», План голода и т.д.;

материалы организаций, осуществлявших геноцид: документы Вермахта, СС, РСХА, Гестапо, Имперского министерства оккупированных восточных территорий и т.д.;

источники личного происхождения за авторством лидеров Третьего Рейха, высказывания, дневники и письма А. Гитлера, Г. Гиммлера, А. Розенберга, В. Кейтеля, Э. Кальтенбруннера, Й. Геббельса и др.

Примеры названий проектов по данному тематическому направлению: «Роль Адольфа Гитлера в замысле и планировании геноцида мирного населения СССР», «Вермахт и геноцид мирного населения СССР: доказательства и обвинения», «Осуществление геноцида мирного населения СССР гражданскими министерствами и ведомствами Третьего Рейха», «Этапы идеологической подготовки населения Германии к осуществлению геноцида в СССР на основе деятельности Й. Геббельса».

2. Угон мирных жителей СССР на принудительные работы в Германию – как акт геноцида.

В данном тематическом направлении участники проектных групп с помощью исторических источников должны выявить и исследовать причины и методы, которыми Третий рейх осуществлял данный акт геноцида, факты угона мирных жителей СССР на принудительные работы в Германию, проанализировать и обобщить личный опыт «остарбайтеров» их впечатления и судьбы, роль в угоне мирных жителей коллаборационистов и пособников оккупантов, роль партизанского движения в спасении людей от порабощения, осмысление феномена «остарбайтеров» в культуре и искусстве.

Примеры названий проектов: «Портрет остарбайтера. Обобщённая реконструкция», «Дети в числе угнанных на принудительные работы в Германию», «Феномен остарбайтеров в советской литературе о Великой Отечественной войне», «Организация угона советских граждан в Третий рейх: обобщение фактов», «Условия и реалии жизни остарбайтеров в немецких городах», «Преступления против остарбайтеров со стороны немцев».

3. Расследование фактов геноцида мирного населения СССР представителями журналистики и поискового движения во время и после Великой Отечественной войны 1941˗1945 годов.

В данном тематическом направлении участники Конкурса с помощью исторических источников и объектов культуры (художественных произведений, статей в журналах и газетах) должны раскрыть процессы расследования преступлений нацистов и их пособников военными корреспондентами, советскими и российскими писателями (А. Адамовичем, И. Эренбургом, В. Гроссманом, А. Твардовским, М. Шолоховым, К. Симоновым, А.Н. Толстым и т.д.), открытия и исследования захоронений жертв геноцида активистами поискового движения СССР и России.

Примеры названий проектов: «Тема геноцида советского народа в военной публицистике И. Эренбурга: общественно-политическое значение», «Раскрытие фактов геноцида мирного населения Ленинградской области активистами «Поискового движения России», «Роль советской и российской прессы в поиске и наказании немецких военных преступников».

4. Места памяти геноцида советского народа, совершенного нацистами и их пособниками во время Великой Отечественной войны 1941˗1945 годов.

В данном тематическом направлении участники Конкурса осуществляют поиск и исследование политики памяти в СССР и России, раскрывают политическое, художественное, образовательное значение мемориалов и памятников, реконструируют обстоятельства их возведения, работу общественных деятелей по поиску и увековечиванию жертв нацизма.

Примеры названий проектов: «Процесс увековечивания памяти о трагедии мирного населения в мемориальных комплексах на местах нацистских концентрационных лагерей», «Образ советского человека — жертвы войны в мемориальном искусстве», «Дети войны в мемориальном искусстве».

5. Судебные процессы в СССР и Российской Федерации, посвящённые раскрытию обстоятельств геноцида мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны 1941˗1945 годов.

В данном тематическом направлении участники Конкурса должны исследовать процессы расследования и осуждения советскими и российскими правоохранительными и судебными органами преступлений нацистов и их пособников как в послевоенные годы в СССР, так и в современной России.

Примеры названий проектов: «Районные чрезвычайные комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков: правовая основа и особенности работы», «Реконструкция процесса сбора доказательств о нацистских преступлениях по материалам Районных чрезвычайных комиссий по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», «Злодеяния нацистов и их пособников в Джанкойском районе Крымской АССР: расследование и доказательства», «Картина преступлений нацистов и их пособников в СССР по материалам Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», «Роль материалов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на Нюрнбергском процессе».

6. Отражение геноцида в архивных документах: работа с историческими источниками, представленными на сайте проекта «Без срока давности» (безсрокадавности.рф).

В данном тематическом направлении участникам Конкурса необходимо найти и исследовать с помощью сборников документов, электронной базы данных и иных ресурсов, находящихся на официальном сайте проекта «Без срока давности» (безсрокадавности.рф) события, происходившие с представителями мирного населения СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — эвакуацию, бегство с оккупированных территорий, восприятие нацистских преступлений, преступлений, совершённых коллаборационистами (ОУНовцев, членов национальных батальонов СС и вспомогательной полиции)

Примеры названий проектов: «Статистика убыли населения оккупированных территорий как доказательство виновности нацистских преступников на Нюрнбергском процессе», «Формирование списка жертв геноцида советского народа района/области по материалам проекта «Без срока давности», «Карательные операции нацистов: реконструкция преступления по материалам проекта «Без срока давности».

 

Реализация исследовательских проектов

Исследовательские проекты реализуются участниками Конкурса и руководителем проектной группы по следующему алгоритму.

Распределение руководителем проектной группы конкретных этапов работ между обучающимися данной образовательной организации – участниками проектной группы.

Использование в качестве вспомогательных источников артефактов материальной культуры из музейных или частных коллекций при выборе источников для сравнительного анализа в выбранном тематическом направлении.

На данном этапе руководителю проектной группы рекомендуется:

1) более подробно ознакомить участников проектной группы с выбранным тематическим направлением, темой проекта, вызвать у них познавательный интерес;

2) сформулировать проблемы исследовательской работы, продемонстрировать противоречия, требующие разрешения;

3) сформулировать, совместно с участниками проектной группы, цели и задачи будущего исследования в рамках проекта;

4) предложить перечень исторических источников для погружения в тему исследования;

5) предложить выполнить задания, направленные на формирование базовых «вопросов к источнику», составляющих основу анализа исторических источников, обучить последовательности выполнения заданий в процессе работы с источниками.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.