Ш. Условия максимизации прибыли при монополистической конкуренции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ш. Условия максимизации прибыли при монополистической конкуренции

2024-02-15 16
Ш. Условия максимизации прибыли при монополистической конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Тема 1. Введение в микроэкономику……………………………………… 4
Тема 2. Спрос и предложение……………………………………………… 5
Тема 3. Производство и издержки. Прибыль……………………………... 12
Тема 4. Определение цены и объёма производства в различных рыночных моделях………………………………………………….   18
Тема 5. Ценообразование на рынке труда. Заработная плата……………. 30
Тема 6. Ценообразование на рынке земли. Рента………………………… 36
Тема 7. Ценообразование на рынке капитала. Дисконтированная стоимость ……………………………………. 41
Тема 8. Экстерналии и общественные блага …………………………….. 42
  Литература 45

.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

 

Экономика (от греч. oikonomike):

1) буквально - искусство ведения домашнего хозяйства;

2) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;

3) название научной дисциплины. Экономика и экономическая теория - равнозначные понятия.

Микроэкономика  (от греч. mikro “малый”): экономическая теория рыночного хозяйства, объясняющая его функционирование с точки зрения двух основных мотивов:

1) стремления производителей максимизировать прибыль;

2) стремления потребителей максимизировать полезность от потребления товаров и услуг.

Предмет микроэкономики. В отличие от естественных наук он не имеет внешней, доступной пяти органам чувств формы. Он постигается умом как проблема. Аналогии: “проблема жизни”, “проблема здоровья”.

Основная проблема микроэкономики. Два основных факта составляют предпосылки этой проблемы:

1) материальные потребности общества буквально безграничны или неутолимы;

2) экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Исходя из этих предпосылок, можно сформулировать основную проблему в виде трех вопросов:

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

Методы микроэкономики: общенаучные, специфические.

К общенаучным относятся: индукция и дедукция. Под индукцией мы понимаем выведение принципов из наблюдаемых фактов. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. Под дедукцией мы понимаем объяснение фактов в соответствии с каким-либо априорным принципом. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам.

Специфическим методом микроэкономического анализа является использование аппарата кривых спроса и предложения для самых разнообразных рыночных ситуаций. Условное название этого метода - “ножницы Маршалла”.

Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и свободна от субъективных оценочных суждений. Она объясняет как функционирует тот или иной рынок при заданных экономических предпосылках.

Нормативная экономическая теория пытается построить экономическую модель в соответствии с тем или иным представлением о социальной справедливости. Проще говоря, нормативная экономика выражает субъективные суждения о том, что должно быть.

Функции экономической теории: познавательная, методологическая, прикладная.

Познавательная функция удовлетворяет человеческое любопытство (аналогия: искусство для искусства).

Методологическая функция заключается в выработке понятий, используемых в качестве методов анализа в других научных дисциплинах. Например, микроэкономические понятия цены, эффективности используются для решения конкретных экономических проблем сельского хозяйства, промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Прикладная функция состоит в теоретическом обосновании той или иной экономической политики.

 

 

ТЕМА 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Спрос - это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

Закон спроса - это обратная связь между ценой и величиной спроса.

  Таблица 2.1 - Закон спроса индивидуального покупателя на товар Х
Цена за единицу, руб. Величина спроса в неделю, ед.
5 10
4 20
3 35
2 55
1 80

 

Рисунок 2.1 - Закон спроса индивидуального покупателя на товар Х

 

Таблица 2.2 -Закон рыночного спроса на товар Х (для 3 покупателей)

Цена, руб.

Величина спроса

Общая величина спроса

1-й 2-й 3-й
5 10 12 8 30
4 20 23 17 60
3 35 39 26 100
2 55 60 39 154
1 80 87 54 221

 

Рисунок 2.2 - Закон рыночного спроса как сумма кривых индивидуального спроса

 

 

Таблица 2.3 - Изменение в спросе на товар Х под влиянием неценовых

факторов

 

Цена,

руб.

 

Исходная величина

Спроса (D0)

Изменение в спросе под воздействием

 

Итоговая величина

спроса (D5)

потреби-тельских вкусов (D1) числа по-купате-лей (D2) величи-ны до-хода (D3) цен на сопря-женные товары (D4) ожида-ний (D5)
5 30 -5 +10 +10 +5 +7 57
4 60 -5 +10 +10 +5 +7 87
3 100 -5 +10 +10 +5 +7 127
2 154 -5 +10 +10 +5 +7 181
1 221 -5 +10 +10 +5 +7 248

 

Рисунок 2.3 - Изменения в спросе на товар Х под влиянием неценовых

факторов

 

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Закон предложения - это прямая зависимость между ростом цен и величиной предложения.

 

  Таблица 2.4 - Закон индивидуального предложения товара Х
Цена, руб. Величина предложения
5 60
4 50
3 35
2 20
1 5

 

Рисунок 2.4 - Закон индивидуального предложения товара Х

 

Таблица 2.5 - Закон рыночного предложения товара Х

(для 3-х производителей)

Цена руб.

Величина предложения

Общая величина предложения

1-й 2-й 3-й
5 60 40 80 180
4 50 30 70 150
3 30 15 55 100
2 20 0 40 60
1 5 0 25 30

Рисунок 2.5 - Закон рыночного предложения товара Х

(для 3-х производителей)


 

Таблица 2.6 - Изменения в предложении товара Х под влиянием неценовых факторов

 

Цена, руб.

 

Исходная величина предложе-

ния (S0)

 

Изменения в предложении под воздействием

 

Итого-вая вели-чина

предло-жения (S6)

измене-ния цен на ресурсы (S1) техно-логии произ-водства (S2) налогов и дота-ций (S3) цен на другие товары (S4) числа продав-цов на рынке (S5) ожида-ний (S6)
5 180 +50 -25 +40 +10 -20 +30 265
4 150 +50 -25 +40 +10 -20 +30 235
3 100 +50 -25 +40 +10 -20 +30 185
2 60 +50 -25 +40 +10 -20 +30 145
1 30 +50 -25 +40 +10 -20 +30 115

 

Рисунок 2.6 - Изменения в предложении товара Х под влиянием неценовых факторов

Рыночное равновесие - достигаемое при определенной (равновесной) рыночной цене равенство между спросом на товар (услугу) и его предложением. В условиях рыночного равновесия потребители желают приобрести продукции ровно столько, сколько ее фактически произвели производители.

 

Таблица 2.7 - Рыночное предложение и спрос на товар Х
Цена (руб.) Общая ве-личина предл. (S) Общая ве-личина спроса (D)   (2) - (3)
1 2 3 4
5 180 30 +150
4 150 60 +90
3 100 100 0
2 60 154 -94
1 30 221 -191

 

Рисунок 2.7 - Рыночное предложение и спрос на товар Х

При цене в 3 руб. достигается рыночное равновесие:

предложение = спросу = 100.

При P = 3, S = D = 100.

Уравновешивающая функция цены: в интервале цен, превышающих значение равновесной цены, возникает избыток произведенной и нереализованной продукции, что заставляет фирмы снижать производство до равновесного уровня; в интервале цен, имеющих меньшее значение, чем равновесная цена, возникает дефицит продукции, что заставляет фирмы увеличивать объем производства до равновесного уровня.

Рисунок 2.8 -Модели динамики равновесных цен

 

Рисунок 2.9 - Модели экономического равновесия, дефицит и излишек

при жесткой цене

 

Ценовая эластичность спроса:

 

Ed =

 

1. Эластичный спрос: Ed > 1.

2. Неэластичный спрос: 0 < Ed < 1.

3. Спрос единичной эластичности: Ed = 1.

4. Совершенно (абсолютно) неэластичнный спрос: Ed = 0.

5. Совершенно эластичный спрос: Ed = ¥.

Таблица 2.8 - Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью

показателя общей выручки и коэффициента эластичности

Количество спрашиваемой в течение недели продукции, ед. Цена за единицу продук-ции, руб. Общая вы-ручка (1) х (2), руб. Оценка эластичности по показателю общей выручки Коэффициент эластичности, Ed (берется абсолютное значение)
30   60     100     154     221 5   4     3     2     1 150   240     300     308     221    Эластичный спрос    Эластичный спрос    Эластичный спрос   Неэластичный спрос      

 

 

Рисунок 2.10 -Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью

показателя общей выручки (TR) и коэффициента эластичности (Ed)

 

Таблица 2.9 - Абсолютно неэластичный спрос на товар Х
Цена, руб. Количество спрашиваемого продукта, ед.
5 30
4 30
3 30
2 30
1 30

 

Рисунок 2.11 - Абсолютно неэластичный спрос на товар Х

 

  Таблица 2.10 - Абсолютно эластичный спрос на товар Х
Цена, руб. Количество спрашиваемого продукта, ед.
5 0
4 0
3 ¥
2 -
1 -
Рисунок 2.12 - Абсолютно эластичный спрос на товар Х

 

 

Таблица 2.11 -Спрос единичной эластичности на товар Х

Количество спрашиваемой в течение недели продукции, ед. Цена, руб. Общая выручка (1)´(2), руб. Коэффициент эластичности, (берется абсолютное значение).
100   125   167     250   500 5   4   3     2   1   500   500   500     500   500

 

Рисунок 2.13 -Спрос единичной эластичности на товар Х

Правила определения эластичности спроса в зависимости от изменения цены (Р) и выручки (TR):

1.  Эластичный спрос (Ed>1)

 

2.  Неэластичный спрос (Ed<1)

 

3. Спрос единичной эластичности (Ев=1)

 

ТЕМА 3. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ. ПРИБЫЛЬ

Фирма - это организация, использующая факторы производства (производственные ресурсы) для производства товаров и услуг, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями и ориентированная в своей деятельности на максимизацию прибыли.

Факторы производства (ресурсы): труд, земля, капитал, предпринимательская способность.

Труд - это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей, применяемых в производстве товаров и услуг.

Земля - это все даровые блага природы, которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, пастбища, лесные угодья, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы.

Капитал (инвестиции, инвестиционные ресурсы, инвестиционные товары) - это все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машины, оборудование, рабочий и продуктивный скот, здания, сооружения и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.

Предпринимательская способность - это способность предпринимателя (менеджера) соединять выше перечисленные факторы производства (труд, землю и капитал) с наибольшей эффективностью.

Производственная функция - это количественная взаимосвязь между вводимыми в производственный процесс фирмы факторами производства и итоговым выпуском продукции (услуг).

Производственная функция в промышленности:

TQ=F(K,L),

 

где TQ - совокупный выпуск (объем производства);

К - капитал;

L -труд.

Технология - это различное сочетание труда и капитала при производстве одной и той же продукции.

Краткосрочный период - это период времени, в течение которого невозможно изменить величину капитала, но возможно изменить величину труда.

Долгосрочный период - это период времени, в течение которого возможно изменить как величину капитала, так и количество труда.

 

Таблица 3.1 - Параметры производственной функции в краткосрочном

периоде

Затраты труда (L), ед. Затраты капитала (К), ед. Совокупный выпуск (TQ), ед. Средний продукт (APL) (3):(1) Предельный продукт (MPL)
1 2 3 4 5
0 3 0 - -
1 3 10 10 10
2 3 30 15 20
3 3 60 20 30
4 3 80 20 20
5 3 95 19 15
6 3 108 18 13
7 3 112 16 4
8 3 112 14 0
9 3 108 12 -4
10 3 100 10 -8

Предельный (дополнительный) продукт труда - это прирост совокупного выпуска, обусловленный наймом дополнительного работника.

 

Рисунок 3.1 - Параметры производственной функции

в краткосрочном периоде

 

Закономерности производственной функции в краткосрочном периоде:

1) Рост предельного продукта труда (в интервале 1 £ L £ 3) называется законом возрастающей отдачи труда.

2) Снижение предельного продукта труда (в интервале 3 £ L £ 10) называется законом убывающей отдачи труда.

3) Совокупный выпуск достигает максимума при такой численности работников, при которой предельный продукт труда последнего работника равен нулю (L = 8, TQ = 112).

4) Средний продукт труда (производительность труда) достигает максимального значения, когда его величина и величина предельного продукта труда совпадают (APL=MPL=20).

5) Когда на определенном интервале работников (1 £ L £ 4),

MPL > APL, то APL на этом интервале возрастает.

6) Когда на определенном интервале работников (4 £ L £ 10), MPL<APL, то APL на этом интервале снижается.

Взаимозаменяемость труда и капитала в долгосрочом периоде:

1) Капитал и труд взаимозаменяемы, когда один и тот же совокупный выпуск может достигаться или при одновременном росте капитала и сокращении труда, или при росте труда и сокращении капитала.

2) Капитал и труд взаимозаменяемы, когда прирост совокупного выпуска возможен при следующих ситуациях:

а) TQ­, K­, L const; б) TQ­, L­, K const; в) TQ­, K¯, L­;

г) TQ­, K­, L¯.

Взаимодополняемость труда и капитала в долгосрочном периоде:

1) Капитал и труд взаимодополняемы, когда один и тот же выпуск продукции возможен только лишь при не уменьшении какого - либо из 2-х факторов производства.

2) Капитал и труд взаимодополняемы, когда прирост совокупного продукта возможен только лишь при одновременном росте 2-х факторов производства.

Экономическую прибыль (Пэ) фирмы можно определить как разность между совокупной (валовой) выручкой (TR) от реализации продукции и совокупными (валовыми) издержками ее производства (TC).

Совокупные (валовые) издержки = внешние (явные, эксплицитные) издержки + внутренние (вмененные, неявные, имплицитные) издержки.

Внешние издержки = амортизация + текущие материальные затраты (ТМЗ) + арендная плата + ссудный процент + заработная плата + косвенные налоги.

Внутренние издержки - это упущенная выгода от наилучшего использования факторов производства, находящихся в собственности владельцев фирмы. К ним относятся: нормальная прибыль, т.е. минимальная прибыль, при которой фирма будет функционировать; заработная плата, которую могли бы получать владельцы фирмы, бросив собственное дело и устроившись на иные места работы; арендная плата, которую могли бы получать владельцы фирмы, сдав ее в аренду и др.

Бухгалтерскую прибыль (Пб) фирмы можно определить как разность между совокупной (валовой) выручкой (TR) от реализации продукции и внешними издержками фирмы (ВИ):

 

Пб = TR - ВИ.

 

Рисунок 3.2 -Экономическая и бухгалтерская прибыль

 

Условие сохранения фирмы: Пэ ³ 0.

Условие закрытия фирмы: Пэ < 0.

В краткосрочном периоде совокупные издержки (ТС) на производство какого-либо товара состоят из двух компонентов: постоянных издержек (FC) и переменных издержек (VC).

Постоянные издержки (FC) включают затраты фирмы, которые не зависят от величины совокупного выпуска, например, заработная плата высшего административного аппарата фирмы, затраты на охрану, выплата страховых взносов, арендные платежи и др.

Переменные издержки (VC) включают затраты фирмы, величина которых возрастает (убывает) вместе с ростом (сокращением) совокупного выпуска (ТQ), например, заработная плата рабочих, затраты на сырье, электроэнергию, топливо, тару и т.п.

 

Таблица 3.2 -Краткосрочные издержки фирмы

Сово- купный выпуск (ТQ) Постоян-ные из-держки (FC) Перемен-ные издержки (VC) Сово-купные издержки (ТС) (2)+(3) Предель-ные издержки (МС) Средние постоян-ные издержки (АFC) (2):(1) Средние перемен-ные издержки (АVС) (3):(1) Средние совокуп-ные издержки (ATC) (4):(1)
1 2 3 4 5 6 7 8
0 50 0 50 - - - -
1 50 50 100 50 50 50 100
2 50 78 128 28 25 39 64
3 50 98 148 20 16,7 32,7 49,3
4 50 112 162 14 12,5 28 40,5
5 50 130 180 18 10 26 36
6 50 150 200 20 8,3 25 33,3
7 50 175 225 25 7,1 25 32,1
8 50 204 254 29 6,3 25,5 31,8
9 50 242 292 38 5,6 26,9 32,4
10 50 300 350 58 5 30 35

 

Предельные (дополнительные) издержки (МС) - это прирост совокупных издержек ( ТС), обусловленный единичным приростом совокупного выпуска( ТQ=1).

 

Рисунок 3.3 -Краткосрочные издержки фирмы

Закономерности средних и предельных издержек:

1) На определенном интервале предельные издержки (МС), средние переменные издержки (AVC), средние совокупные издержки (АТС) снижаются, а на определенном интервале возрастают.

2) Только лишь средние постоянные издержки (AFC) снижаются на всей оси ТQ.

3) Кривая предельных издержек (МС) пересекает кривые средних переменных издержек (AVC)  и средних совокупных издержек (АТС) в их низших точках - это есть правило предельных и средних.

 

Таблица 3.3 - Взаимосвязь изменения предельных издержек с изменениями

предельного продукта труда

Закон Количество работников (L), ед. Предельный продукт труда (МPL), ед. Прирост переменных из-держек, обусловленный наймом каждого после-дующего работника ( VС), руб. Предельные издержки   МС=

Возрастающей отдачи труда

10 100 10
20 100 5
30 100 3,3

Убывающей отдачи труда

20 100 5
15 100 6,7
13 100 7,0
4 100 25

Вывод: снижение предельных издержек наблюдается на интервале действия закона возрастающей отдачи труда; возрастание предельных издержек наблюдается на интервале действия закона убывающей отдачи труда.

Производственная мощность фирмы - это максимально возможный выпуск товара (услуг) в краткосрочном периоде.

Эффект масштаба производства - это взаимосвязь величины средних совокупных издержек производства (АТС) с изменением производственной мощности фирмы в долгосрочном периоде.

Положительный эффект масштаба: достижение минимального значения средних совокупных издержек производства (АТС) за счет оптимизации производственной мощности фирмы в долгосрочном периоде.

Отрицательный эффект масштаба: завышение средних совокупных издержек производства (АТС) по сравнению с минимально возможным их значением за счет “мелкости” или “сверхкрупности” фирмы.

 

 

Таблица 3.4 - Эффект масштаба

производства

  Производственная мощность фирмы (ТQ) Средние совокупные издержки (АТС) (руб.)
Положительный эффект масштаба 50 60 70 80 130 120 110 100
Отрицательный эффект масштаба 90 100 110 120

 

  Рисунок 3.4 - Эффект масштаба производства  

ТЕМА 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ МОДЕЛЯХ

Таблица 4.1 - Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм очень много много несколько одна
Тип продукта стандартизиро-ванный дифференциро-ванный стандартизирован-ный или диф-ференцирован-ный уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой отсутствует незначительный значительный при тайном сговоре значительный
Условия вступления в отрасль нет препятствий сравнительно легкие наличие существенных препятствий полностью блокировано
Неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на торговые марки очень типична реклама свя-зи с общ. организаци-ями
Примеры сельское хозяйство розничная торговля, легкая промышлен-ность производство стали, химических средств, транспорта местные предприятия коммуналь- ного хозяйства

 

I. Условия максимизации прибыли при чистой конкуренции

Таблица 4.2 - Определение совокупного выпуска фирмы, при котором

достигается максимальная экономическая прибыль (Пэ)

Цена (Р), руб. Совокуп-ный выпуск (ТQ), ед. Совокупная выручка (1)х(2) (ТR), руб. Совокуп-ные издер-жки (ТС), руб. Предель-ный доход (МR), руб. Предель-ные издер-жки (МС), руб. Экономичес- кая прибыль (3)-(4) (Пэ), руб.
1 2 3 4 5 6 7
20 1 20 4 20 4 16
20 2 40 28 20 24 12
20 3 60 49 20 21 11
20 4 80 62 20 13 18
20 5 100 81 20 19 19
20 6 120 101 20 20 19
20 7 140 125 20 25 15
20 8 160 154 20 29 6
20 9 180 192 20 38 -12
20 10 200 250 20 58 -50

При ТQ = 6, Пэ = 19 (max).      МR = , когда ТQ = 1.

 

Алгебраическое условие максимизации экономической прибыли

 

Пэ достигает максимума, когда единичный прирост совокупного выпуска ( ТQ = 1) дает нулевой прирост экономической прибыли ( Пэ = 0):

 

1) Пэ = ТR-ТС;         2) Пэ = ТR- ТС;            3) ;

4) ;                                5) = MR поскольку ТQ =1;

 

6) = MC, поскольку ТQ = 1;                7) 0 = MR-MC;  8) MR = MC.

Итак, экономическая прибыль достигает максимума при таком значении совокупного выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: MC = MR.

 

Пэ=TR-TC==TQ3×P3-TQ3×ATC3

 

Рисунок 4.1 - Определение совокупного выпуска фирмы, при котором

достигается максимальная экономическая прибыль

 

Вывод: Поскольку с ростом рыночной цены (Р) фирме выгодно расширять совокупный выпуск (ТQ), а со снижением цены - сокращать совокупный выпуск, постольку кривая предельных издержек фирмы (МС) совпадает с кривой индивидуального предложения (Si).

Тезис 1. В ценовом интервале 0 < P < P1 фирму целесообразно закрыть, т.к. в случае ее функционирования абсолютная величина убытков превысит абсолютную величину убытков в случае закрытия фирмы. Величина убытков в случае закрытия фирмы соответствует величине постоянных издержек с обратным знаком (- FC).

Доказательство:

1) Пэ = TR - TC;

2)TR = P1 × TQ1;

3) TC = FC + VC;

4) AVCmin = VC / TQ1;

5) VC = AVCmin × TQ1;

6) TC = FC + AVCmin × TQ1;

7) Пэ = P1 × TQ1 - FC-AVCmin × TQ1;

8) Пэ = TQ1(P1-AVCmin) - FC.

Если P < P1, то P < AVCmin, Þ Пэ имеет отрицательное значение (убытки) и по абсолютной величине превышает величину постоянных издержек:

|Пэ| > |-FC| Þ фирму целесообразно закрыть.

Тезис 2. В ценовом интервале P1 < P < P2 фирма может функ-ционировать, т.к. в этом случае абсолютная величина убытков окажется меньше абсолютной величины убытков в случае ее немедленной остановки.

Доказательство:

1) Пэ = TR - TC;       

2) TR = P2 × TQ2;         

3) ТС = АТСmin × ТQ2; 

4) Пэ = P2 × TQ2 - АТСmin ×TQ2 = TQ2(Р2 - АТСmin).

Если P < P2, то Р < АТСmin Þ Пэ - отрицательная величина (убытки).

Пэ = TQ1(Р1 - AVCmin )-FC. Если Р > Р1 , то [TQ(P- AVCmin )] - положительная величина Þ абсолютная величина фактических убытков |Пэ| окажется меньше допустимой величины убытков в случае закрытия фирмы |-FC|. Таким образом, фирме целесообразнее функционировать.

Тезис 3. В ценовом интервале Р > P2 фирма максимизирует экономическую прибыль.

Доказательство:

1) Пэ = TQ3 (P3-ATC3); т.к. P3 > P2 и P3 > ATC3, то [TQ3 (P3-ATC3)]- положительная величина (Пэ > 0) Þ Фирма получает экономическу ю прибыль и максимизирует ее, устанавливая совокупный выпуск (TQ3) при котором:

P3 = MR =MC.

Предпосылки определения рыночной цены, на которую ориентируются фирмы, принимая решения о максимизирующем прибыль совокупном выпуске:

1) Благодаря положительному эффекту масштаба производства, допустимо считать фирмы одинаковыми по их производственной мощности.

2) Благодаря одинаковости производственных мощностей фирм, допустимо считать их индивидуальные функции предложения (предельных издержек) также одинаковыми.

3) Благодаря тому, что во многих отраслях постоянные издержки имеют низкий удельный вес в составе совокупных издержек (£ 10%), допустимо считать, что кривые предельных издержек (МС) и средних совокупных издержек (АТС) пересекаются в точке минимального значения последних.

 

Таблица 4.3 - Определение рыночной цены совокупного выпуска фирмы

Индиви-дуальное предложе-ние одной фирмы, ед. Количество фирм в отрасли  Общий объем отраслевого предложения, (1)´(2), ед. Цена товара, руб. Общий объем спроса, ед. Средние совокупные издержки (АТС),  руб. Экономи-ческая при-быль (Пэ) (4) ´ ´(1)-(6) ´(1), руб.
1 2 3 4 5 6 7
10 1000 10000 151 4000 191 -400
9 1000 9000 131 6000 141 -90
8 1000 8000 111 8000 101 +80
7 1000 7000 91 9000 91 0
6 1000 6000 81 11000 101 -120
0 1000 0 71 13000 - -
0 1000 0 61 16000 - -

Р = 111, TQ = 8, Пэ = 80.

 

 

а) одна фирма                  б) отрасль

 

Рисунок 4.2 - Определение рыночной цены и совокупного выпуска фирмы

 

Проблема максимизации прибыли в долгосрочной перспективе сводится к нахождению равновесной цены и совокупного выпуска фирмы как последствий конкуренции фирмы.

Таблица 4.4 - Определение равновесной цены и совокупного выпуска фирмы

при увеличении числа фирм в отрасли

Индивид. Предложе-ние одной фирмы (ед.) Количество фирм в отрасли Общий объем отраслевого предложения (ед.) Цена товара Общий объем спроса (ед.) Средние совокупные издержки (АТС) (руб.) Экономичес-кая прибыль фирмы (Пэ) (4) ´(1)- -(6)´(1)
1 2 3 4 5 6 7
10 1000+286 12860 151 4000 191 -400
9 1000+286 11574 131 6000 141 -90
8 1000+286 10288 111 8000 101 +80
7 1000+286 9000 91 9000 91 0
6 1000+286 7716 81 11000 101 -120
0 1000+286 0 71 13000 - -
0 1000+286 0 61 16000 - -

 

Рравн. = 91, TQ = 7, Пэ = 0.

 

 

 

Рисунок 4.3 - Определение равновесной цены и совокупного выпуска

фирмы при увеличении числа фирм в отрасли

 

Критерии эффективности денежной экономики

1). Производственная эффективность имеет место, когда средние совокупные издержки (АТС) имеют минимальное значение из всех возможных.

2) Эффективность распределения ресурсов (факторов производства) имеет место, когда предложение изготовленной с помощью этих ресурсов продукции и спрос на нее находятся в состоянии экономического равновесия.

 

Обеспечивает ли рынок чистой конкуренции эффективность денежной экономики?

1. Чисто конкурентный рынок обеспечивает производственную эффективность, т.к. положительный эффект масштаба оптимизирует размеры фирм и тем самым минимизирует средние совокупные издержки (АТС).

2. Чисто конкурентный рынок обеспечивает эффективность распределения ресурсов, достигая экономического равновесия спроса и предложения посредством приведения экономической прибыли к нулевому значению.

 

II. Условия максимизации прибыли при чистой монополии

Следует отметить, что правило: MR = МС является общим условием нахождения оптимального объема совокупного выпуска фирмы для любых типов рынка.

 

 

Таблица 4.5 - Определ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.