IV. Условия максимизации прибыли при олигополии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

IV. Условия максимизации прибыли при олигополии

2024-02-15 16
IV. Условия максимизации прибыли при олигополии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Неоснованная на тайном сговоре олигополия

 

 

MR1
TQ2
TQ1

 

Рисунок 4.7 - Определение цены и объема производства

 в долгосрочном периоде

 

Можно предположить, что олигополист в долгосрочной перспективе, опасаясь конкуренции, внедряет достижения НТП и сокращает предельные издержки производства, что сдвигает их из положения МС1 в МС2. В этом случае следовало бы ожидать как снижения рыночной цены с Р1 до Р2, так и расширения совокупного выпуска с ТQ1 до ТQ2. Однако, если все олигопольные фирмы будут придерживаться такой стратегии, то произойдет понижение рыночной цены на продукцию отрасли, поэтому спрос на продукцию отдельной олигопольной фирмы (D2) в точке Р1 “ломается”, т.е. становится гораздо менее эластичным, чем спрос D1, построенный из расчета, что остальные фирмы сохраняют цены постоянными. С понижением эластичности спроса начинается “обрыв” и предельного дохода, соответствующий интервалу ( f ), а затем и резкое его снижение (МR2). В результате совокупный выпуск фирмы ТQ2 будет реализован при значительно более низкой цене (Р3), что тождественно прямым убыткам. Предвидя подобные результаты, каждый олигополист стремится сохранить в долгосрочной перспективе совокупный выпуск (ТQ1) и рыночную цену (Р1) на неизменном уровне.

2. Основанная на тайном сговоре олигополия. Тайный сговор означает, что конкуренции на период сговора между олигопольными фирмами не существует.

Таким образом, олигополия превращается в чистую монополию с соответствующими последней условиями максимизации прибыли.

3. Лидерство в ценах. Особенно эффективно при неэластичном спросе на продукцию (лекарства, табак, алкоголь). Следуя за лидером в повышении цены, все олигополисты получают возрастающую экономическую прибыль при незначительном сокращении индивидуального, а значит и всего отраслевого выпуска. В этом случае характер эластичности спроса на продукцию олигополиста полностью совпадает с характером спроса на продукцию всей отрасли. Это совпадение происходит потому, что все фирмы синхронно изменяют цены вместе с ценой лидера.

 

 

Рисунок 4.8 - Определение цены и объема производства

 в долгосрочной перспективе

 

4. Ценообразование по принципу: “издержки плюс”. В этом случае каждый олигополист конструирует цену, исходя из постоянной величины средних переменных (а значит и предельных) издержек. Величина средних переменных издержек (АVС) находится эмпирическим путем, например, при 80-процентной загрузке производственной мощности фирмы:

 

 

формула конструкции цены:

 

Р = ,

 

где Р1 - норматив рентабельности продукции или процент надбавки к средним переменным издержкам.

 

Пример. AVC = 100 руб., Р1 = 20%; P =  руб.

 

При данной цене (Р = 120) спрос на продукцию олигополиста будет зависеть от изменений цен на продукцию других олигополистов:

1) если эти цены понизятся, то спрос на продукцию данного олигополиста уменьшится, и совокупный выпуск уменьшится;

2) если эти цены повысятся, то спрос на продукцию данного олигополиста возрастет, и совокупный выпуск возрастет.

 

Обеспечивает ли олигополия эффективность денежной экономики?

Поскольку олигополия наиболее приближена к модели чистой монополии, постольку она не обеспечивает ни производственной эффективности (АТСфакт. > АТСмин.), ни эффективности распределения ресурсов (Р > АТСфакт.).

 

Проблема сравнительной эффективности конкурентного и монополизированного рынка

Сделанные ранее выводы о полной эффективности рынка совершенной конкуренции некоторые экономисты (Й. Шумпетер, Дж. К. Гелбрэйт) подвергают сомнению и утверждают, что монополизированные рынки экономически эффективнее. По мнению названных экономистов, положительный эффект масштаба, а значит и производственная эффективность в условиях множества мелких фирм, принципиально недостижимы. Дело в том, что создание крупного предприятия, в которых средние совокупные издержки действительно минимальные (при данном историческом уровне технологии), требует централизации финансовых ресурсов конкурирующих фирм. А эта централизация есть не что иное, как слияние мелких фирм и образование ими рынка или монополистической конкуренции, или олигополии, или чистой монополии. Одинаковость производственных мощностей мелких фирм не свидетельствует о том, что они достигли оптимальных размеров производства, а свидетельствует о недостатке капиталов у их владельцев для внедрения индустриальных технологий. Поэтому фактические средние совокупные издержки одинаковых по производственной мощности конкурентных фирм намного превышают объективно возможный уровень средних совокупных издержек. Следовательно, конкурентные фирмы не достигают производственной эффективности. Не достигают они и эффективности распределения ресурсов, т.к. в условиях монополизированного рынка равенство спроса и предложения устанавливается на более высоком уровне, чем при равновесной цене рынка совершенной конкуренции.


 

Таблица 4.7 - Сравнительная эффективность рынка совершенной конкуренции и олигополии

Кичество фирм, ед.   Производ-ственная мощность фирмы (TQ),  ед. Отраслевой выпуск (Q) (1)´(2), ед. Рыночная цена (Р) руб. Спрос на продукцию отрасли (D), ед. Фактические средние сово-купные издержки фирмы (ATC), руб. Экономичес-кая прибыль фирмы (Пэ) [(4)-(6)]´(2), руб.
1 2 3 4 5 6 7
1000 10 10000 150 10000 150 0
3 5000 15000 100 15000 90 50000

 

 

Рисунок 4.9 - Сравнительная эффективность совершенной конкуренции

и олигополии

Выводы:

1. Олигопольный рынок предлагает большее количество продукции (15000 > 10000) и по более низкой цене (100 < 150), чем рынок совершенной конкуренции.

2. Наличие экономической прибыли или ее отсутствие не может считаться показателем экономической эффективности.

 

 

ТЕМА 5. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Основные положения теории предельной производительности факторов производства:

1). Закон убывающей производительности применим в краткосрочном периоде не только к труду, но и к земле, и к капиталу.

2). Спрос на факторы производства является производным (вторичным) от спроса на товары и услуги.

3). Спрос на факторы производства формируется в соответствии с принципом убывающей доходности ресурсов.

Предельный продукт факторов производства - это или предельный продукт труда, или предельный продукт капитала, или предельный продукт земли.

Предельный продукт капитала - это прирост совокупного выпуска фирмы, обусловленный приростом капитала на 1 ед., при постоянных значениях труда и земли.

Предельный продукт земли - это прирост совокупного выпуска фирмы, обусловленный приростом земли на 1 ед., при постоянных значениях капитала и труда.

Предельный доход фактора производства (MRP) - это прирост валовой выручки фирмы, обусловленный приростом какого-либо из факторов производства на 1 ед., когда два других фактора производства остаются неизменными.

Предельные издержки на фактор производства (MRC) - это прирост совокупных издержек фирмы, обусловленный дополнительной покупкой единицы какого - либо фактора производства.

Условие максимизации экономической прибыли или условие оптимального сочетания факторов производства: экономическая прибыль достигает максимального значения при такой величине каждого фактора производства, когда единичное увеличение данного фактора дает нулевой прирост экономической прибыли.

1. Пэ = TR-ТС.

 

2. ,

 

где — единичный прирост фактора производства.

Учитывая, что

 

,

 

получим

3.

 

4. MRP = MRC -общее условие оптимального сочетания факторов производства для любых типов рынка. Это условие может быть преобразовано:

 

,

 

где К, L, T - соответственно капитал, труд, земля.

Таблица 5.1 - Определение количества труда, максимизирующего

экономическую прибыль фирмы в краткосрочном периоде в условиях

совершенной конкуренции рынка продукта

Количество труда, ед. Количество продукта (ТQ), ед. Предельный продукт (MPL), ед. Рыночная цена продукта (Р), руб. Валовая выручка (TR) (2)´(4), руб. Предельный доход ресурса (MRPL) (3)´(4), руб. Рыночная цена труда (RL), руб. Предельные издержки ресурса (MRCL)
1 2 3 4 5 6 7 8
0 0 - - - - - -
1 7 7 20 130 140 40 40
2 13 6 20 260 120 40 40
3 18 5 20 360 100 40 40
4 22 4 20 440 80 40 40
5 25 3 20 500 60 40 40
6 27 2 20 540 40 40 40
7 28 1 20 560 20 40 40
8 28 0 20 560 0 40 40
9 27 -1 20 540 -20 40 40
10 25 -2 20 500 -40 40 40

MRPL=MRCL=40, при L = 6.

 

Таблица 5.2 - Определение количества труда, максимизирующего

экономическую прибыль фирмы в краткосрочном периоде, в условиях

несовершенной конкуренции рынка продукта

Количество труда (L), ед. Количество продукта (ТQ), ед. Предельный продукт труда (MPL), ед. Рыночная цена продукта (Р) ед. Валовая выручка (TR) (2)´(4) Предельный доход труда (MRPL) (TRn-TRn-1), руб. Рыночная цена труда (RL), руб. Предельные издержки ресурса (MRCL), руб.
1 2 3 4 5 6 7 8
0 0 - - - - - -
1 7 7 20 140 140 40 40
2 13 6 18 234 94 40 40
3 18 5 15,2 274 40 40 40
4 22 4 14 308 34 40 40
5 25 3 12 300 -8 40 40
6 27 2 10 270 -30 40 40
7 28 1 8 224 -46 40 40
8 28 0 8 224 0 40 40
9 27 -1 6 162 -62 40 40
10 25 -2 4 100 -62 40 40

MRPL=MRCL=40, при L = 3.

 

Dс.к.- спрос фирмы на труд в условиях совершенной конкуренции рынка продукта;

Dн.к.- спрос фирмы на труд в условиях несовершенной конкуренции рынка продукта.

 

Рисунок 5.1 - Определение количества труда, максимизирующего

экономическую прибыль фирмы в краткосрочном периоде, в условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции

Вывод: при прочих равных условиях рынок совершенной конкуренции обеспечивает большую занятость, чем рынки

монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Предпосылки анализа ценообразования на общенациональном рынке труда:

1). Все работники универсальны, т.е. могут выполнять как самую квалифицированную, так и неквалифицированную работу.

2). Все работники абсолютно мобильны, т.е. могут предложить услуги своего труда в любой точке страны в кратчайшее время (например, 3 дня).

3). Все фирмы одинаковы по размерам, функционируют в условиях совершенной конкуренции и имеют одинаковые функции спроса на труд.

 

Таблица 5.3 - Ценообразование на общенациональном рынке труда

Предельный продукт труда (PL), ед. Цена товара, произведен-ного фирмой (Р), руб. Цена труда (PL=MRPL) (1)´(2), руб. Спрос на труд одной фирмой (d), чел. Количество фирм (N), ед. Общий спрос на труд (D L(0)) (4)´(5), чел. Общее предложе-ние труда (SL(0)), чел
1 2 3 4 5 7 8
7 20 140 1 1000 1000 10000
6 20 120 2 1000 2000 10000
5 20 100 3 1000 3000 9000
4 20 80 4 1000 4000 8000
3 20 60 5 1000 5000 7000
2 20 40 6 1000 6000 6000
1 20 20 7 1000 7000 5000

При РL = 40, DL=SL=6000 (чел.).

 

 

При РL=40, DL=SL=6000(чел.).

Рисунок 5.2 - Ценообразование на общенациональном рынке труда

 

Факторы изменения общего спроса на труд и равновесной цены труда

(заработной платы)

Таблица 5.4 - Рост цены товара, производимого фирмой, при неизменной производительности труда  
MPL ед. Р, руб. PL= MRPL, руб. dL, чел N, ед. DL (1), чел. SL (0), чел.
7 60 420 1 1000 1000 10000
6 60 360 2 1000 2000 10000
5 60 300 3 1000 3000 10000
4 60 240 4 1000 4000 10000
3 60 180 5 1000 5000 10000
2 60 120 6 1000 6000 10000
1 60 60 7 1000 7000 7000

 

Рисунок 5.3 - Рост цены товара, производимого фирмой, при неизменной производительности труда

При PL=60, DL=SL=7000 (чел.).

 


Таблица 5.5 - Рост производительности труда при неизменной цене на товар фирмы
MPL (ед.) Р (руб.) PL= MRPL (руб.) dL (чел) N (ед.) DL (2) (чел.) SL (0) (чел.)
11 20 220 1 1000 1000 10000
10 20 200 2 1000 2000 10000
9 20 180 3 1000 3000 10000
8 20 160 4 1000 4000 10000
7 20 140 5 1000 5000 10000
6 20 120 6 1000 6000 10000
5 20 100 7 1000 7000 9000
4 20 80 8 1000 8000 8000
3 20 60 9 1000 9000 7000
2 20 40 10 1000 10000 6000
1 20 20 11 1000 11000 5000

 

Рисунок 5.4 - Рост производительности труда при неизменной цене на товар фирмы

При РL=80, DL=SL=8000 (чел.).

 

Заработная плата- это цена, выплачиваемая за использование труда (ставка оплаты часа, дня, недели, месяца и т.д. труда).

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю, месяц труда.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

 

(хоккеисты)

 

Рентный доход хоккеиста: 100-70=30 (руб.)

Рентный доход врача: 10-7 =3 (руб.):

Рентный доход сторожа: 1-1=0 (руб.)

 

Рисунок 5.5 - Дифференциация ставок заработной платы

 

 

 


Рисунок 5.6 - Влияние профсоюзов на ставку заработной платы и занятость

 

 

ТЕМА 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЗЕМЛИ. РЕНТА

 

Рента (арендная плата) - это цена услуг (РT) конкретного участка земли:

 

R=MPT ´ P,

где R - величина ренты с конкретного участка земли, ц,

MPT - предельный продукт данного участка земли, руб.,

Р - цена сельхозпродукции, выращенной на этом участке земли, руб.

 

Цена земли (Ц):

Ц = ,

 

где R - величина ренты с конкретного участка земли, руб.,

- величина ставки ссудного процента, %.

Условие максимизации экономической прибыли с/х фирмой

 

MRPT=MRCT,

 

где MRPT - предельный доход от использования дополнительного участка земли;

MRCT - предельные издержки, связанные с приобретением этого участка.

MRPT=MPT´P=R, а MRCT равны фактической рыночной цене (РТ) услуг земли.

 

Таблица 6.1. - Определение количества земли, при которой максимизируется

экономическая прибыль с/х фирмы в краткосрочном периоде

в условиях совершенной конкуренции

Кол-во земли (Т) (га) Предельный продукт земли (МРТ) (ц) Рыночная цена c/х продукции (Р) (руб.) Рента или предельный доход от земли (MRPT) (2)´(3) руб. Фактическая рыночная цена услуг земли (РТ=MRCT)
1 2 3 4 5
1 10 100 1000 500
2 9 100 900 500
3 8 100 800 500
4 7 100 700 500
5 6 100 600 500
6 5 100 500 500
7 4 100 400 500
8 3 100 300 500
9 2 100 200 500

 

Т=6 (га), при MRPT(R)=MRCT(PT)=500 (руб.).

 

Рисунок 6.1 - Определение количества земли, при которой максимизируется экономическая прибыль с/х фирмы в краткосрочном периоде

в условиях совершенной конкуренции

 

Предпосылки анализа ценообразования на рынке земли

1. Все земельные участки одинаковы по качеству.

2. Все с/х фирмы функционируют в условиях совершенной конкуренции.

3. Все с/х фирмы имеют одинаковые размеры и одинаковые функции индивидуального спроса на землю.

4. Предложение земли неизменно (абсолютно неэластично).

Таблица 6.2 - Определение равновесной рыночной цены (РТ) услуг земли

Рыночная цена земли (РТ=MRPT=R), руб. Индивидуаль-ный спрос на землю (dT),  га Количество фирм N,  ед. Совокупный спрос на землю (DT) (2)´(3),  (га) Предложение земли (ST),  (га)
1 2 3 4 5
1000 1 1000 1000 6000
900 2 1000 2000 6000
800 3 1000 3000 6000
700 4 1000 4000 6000
600 5 1000 5000 6000
500 6 1000 6000 6000
400 7 1000 7000 6000
300 8 1000 8000 6000
200 9 1000 9000 6000

При РТ=MRPT=R= 500 (руб./га), DT=ST= 6000 (га).

 

При РТ=MRPT=R= 500 (руб./га), DT=ST=6000 (га).

Рисунок 6.2 - Определение равновесной цены (РТ) услуг земли

 

Таблица 6.3 - Рост рыночной цены на с/х продукцию как фактор увеличения

равновесной цены земли (ренты)

Предель-ный про-дукт земли (МРТ) Рыночная цена с/х продукции (Р), руб. Рыночная цена земли (РТ=MRPT==R), руб. Индивидуаль-ный спрос на землю (dT), га Кол-во фирм (N), ед. Совокупный спрос на землю (DT(2)), га Предложение земли (ST), га
10 200 2000 1 1000 1000 6000
9 200 1800 2 1000 2000 6000
8 200 1600 3 1000 3000 6000
7 200 1400 4 1000 4000 6000
6 200 1200 5 1000 5000 6000
5 200 1000 6 1000 6000 6000
4 200 800 7 1000 7000 6000
3 200 600 8 1000 8000 6000
2 200 400 9 1000 9000 6000
1 200 200 10 1000 10000 6000

При РТ=MRPT=R=1000 (руб./га), DT=ST=6000 га.

 

 

 


Рисунок 6.3 - Рост рыночной цены на с/х продукцию как фактор увеличения равновесной цены услуг земли (ренты)

 

Вывод: рост рыночной цены на с/х продукцию увеличивает рыночную цену (ренту) земли.

 

 

 

Рынок с/х продукции             Рынок услуг земли

 

Рисунок 6.4 - Взаимосвязь рынка с/х продукции и рынка земли

 

Выводы:

1. С ростом спроса на c/x продукцию (D1 ® D2) возрастает ее равновесная цена с Р1 до Р2, а соответственно увеличивается спрос на услуги земли (DT(1) ® DT(2)) и их цена (R(1) ® R(2)).

2. С понижением спроса на с/х продукцию (D1 ® D3) снижается ее равновесная цена с Р1 до Р3, а соответственно снижается спрос на услуги земли (DT(1) ® DT(3)). При этом равновесная цена услуг земли может стать равной нулю: R3=0.

 

 

 

Рисунок 6.4 -  Абсолютная и дифференциальная рента

 

Абсолютная рента соответствует величине ранее рассматриваемой ренты, когда мы предполагали, что все земельные участки имеют одинаковое качество, какой бы критерий качества мы не взяли (плодородие, месторасположение). В нашем примере абсолютная рента (RА) равна величине R3, т.е. при предпосылке превращения лучших и средних земель в одинаково худшие земли.

R1 и R2 -это величины общей ренты (R0), которая включает как абсолютную ренту (RA = R3), так и дифференциальную ренту (Rd).

Дифференциальная рента - отражает превышение предельного дохода от использования лучших и средних земель над предельным доходом от использования худших земель.

Дифференциальная рента с лучших земель:

 

Rd (лучшее) = R1 - R3.

 

Дифференциальная рента со средних земель:

 

Rd (среднее) = R2 - R3.

 

При допущении, что рента и арендная ставка оплаты единицы земельной площади (км2 , га, м2 и т.д.) тождественные понятия, то общий размер арендной платы (АП) можно рассчитать следующим образом:

 

АП = R´S, где S размер земельной площади.

 

Следует отметить, что арендная плата является внешними издержками для арендатора земли и внутренними издержками для с/х фирмы, являющейся собственником земли. Однако в любом случае арендная плата является специфическим доходом земельных собственников.

ТЕМА 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА.

ДИСКОНТИРОВАННАЯ СТОИМОСТЬ

Капитал понимается в экономической литературе двойственно: как физический капитал и как денежный капитал. В этой теме капитал понимается в смысле физического капитала.

Если на земельном рынке в основном продаются услуги земли, а не сама земля, то на рынке капитала в основном продается сам капитал, а не услуги капитала. Другими словами: землю главным образом арендуют, а капитал – покупают как объект недвижимости. Под покупкой капитала подразумевают приобретение в собственность уже существующего предприятия, как единого организационно-технологического комплекса, способного производить продукцию, пользующуюся рыночным спросом.

Принцип формирования цены спроса на капитал: капитал стоит столько, сколько стоят его будущие доходы с позиции сегодняшнего дня.

Принцип формирования цены предложения капитала: капитал стоит столько, сколько вложено средств в его создание.

Сделка купли продажи капитала может иметь различный коммерческий характер: быть взаимовыгодной или односторонне выгодной. Сделка будет взаимовыгодной, если цена сделки больше цены предложения (или равна ей) и меньше цены спроса (или равна ей). Сделка будет односторонне выгодной для продавца, если он навяжет покупателю цену больше цены спроса. Сделка будет односторонне выгодной для покупателя, если он навяжет продавцу цену ниже цены предложения.

Для снижения рыночной цены капитала покупатель устраивает торги, где конкурируют продавцы капитала. Для повышения рыночной цены капитала продавцы устраивают аукционы, где конкурируют покупатели капитала.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.