![](/img/CyberPedia.jpg)
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и физиологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профилей подготовки
«Психология образования»,
«Психология профессионального образования»,
«Психология и педагогика дошкольного образования»
Екатеринбург
РГППУ
2016
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология одаренности». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 40 с.
Настоящий УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Авторы: | канд. пед. наук, доцент | Н.С. Аболина |
канд. пед. наук, доцент | М.М. Дудина | |
канд. психол. наук, доцент | Т.Б. Сергеева | |
докт. пед. наук | Ф.Т. Хаматнуров | |
Рецензент: | канд. психол. наук, доцент, зав. каф. психологии и педагогики УГМУ | Е.В. Дьяченко |
Одобрен на заседании кафедры психологии и физиологии.
Протокол от 28 января 2016 г. № 8.
Заведующая кафедрой психологии и физиологии | Н.О. Садовникова |
Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования. Протокол от 29 января 2016 г. № 5.
Председатель методической комиссии Института ППО | В.В. Пузырев | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
© Аболина Н.С., Дудина М.М., 2016
© Сергеева Т.Б., Хаматнуров Ф.Т., 2016
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение детской одаренности как психического феномена актуализировано массовым превращением производственной деятельности в разновидность научной. Это привело к тому, что от «рядового» персонала современных высокотехнологичных производств стали требоваться качества личности, традиционно определяемые психологами как «одаренность». Исследование специфики развития детской одаренности рассматривается как одна из важнейших задач психологии и педагогики.
|
Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенностей личности одаренного ребенка. Диагностика одаренности должна служить средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Цель курса – подготовка студентов к профессиональной деятельности по выявлению, поддержке и развитию одаренности учащихся.
Основные задачи курса:
§ вовлечение студентов в активное освоение знаний теории одаренности и практики применения знаний в образовательной сфере;
§ отработка методик по выявлению и развитию одаренности учащихся;
§ создание предпосылок и условий для развития творческого потенциала студентов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Психология одаренности» относится к профессиональному циклу вариативной части (дисциплины по выбору студента), модулю 3: Методология и методы психолого-педагогической деятельности.
Учебная дисциплина «Психология одаренности» имеет широкие межпредметные связи.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Психология развития»:
Знания: теоретических и практических задач психологии развития; методов исследования в психологии развития; теорий детского развития в зарубежной и отечественной психологии; источников, движущих сил и условий психического развития; механизмов развития личности; проблем периодизации развития в онтогенезе;
Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; использовать методы изучения возрастных особенностей и проблем развития в практической деятельности.
Владения: способами характеристики основных этапов развития личности: младенчество; раннее детство; дошкольное детство; младший школьный возраст; подростковый возраст; методами исследования развития личности на каждом возрастном этапе; практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.
|
2.2. Из курса «Психолого-педагогическая диагностика»:
Знания: основных диагностических подходов и методов психологической диагностики; психометрических критериев научности психодиагностического инструмента; основных диагностических методик и процедур их проведения для определения актуального состояния участников образовательного процесса; этических норм диагностической деятельности.
Умения: планировать и организовывать индивидуальное и групповое диагностическое обследование участников образовательного процесса; применять стандартизованные методики; организовывать сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками; интерпретировать результаты диагностики и составлять диагностические заключения на языке клиента.
Владения: технологиями выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи; приемами осуществления всех этапов диагностического процесса, в том числе способами мотивирования и инструктажа диагностируемых; способами адекватного применения диагностического инструмента.
2.3. Из курса «Основы дифференциальной психологии»:
Знания: закономерностей развития; психологических методов познания и самопознания, развития, коррекции.
Умения: определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем психолого-педагогического образования.
Владения: способами индивидуализации психологического воздействия на субъектов образовательного процесса с учетом их особенностей.
2.4. Из курса «Психология развития познавательных
процессов в обучении»:
Знания: теоретических и практических задач психологии развития познавательных процессов в обучении; теорий развития познавательных процессов в обучении в зарубежной психологии; теорий развития познавательных процессов в обучении в отечественной психологии; условия развития познавательных процессов в обучении; механизмов развития познавательных процессов в обучении.
Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; использовать методы развития познавательных процессов в обучении в практической деятельности.
|
Владения: основными механизмами развития познавательных процессов в обучении; методами и приемами развития познавательных процессов в обучении на каждом возрастном этапе; практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.
Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин;
§ «Образовательные программы для детей дошкольного возраста»;
§ «Образовательные программы начальной школы»;
§ «Основы психического здоровья личности»;
§ «Психологические консультирование»;
§ «Психология образовательной среды».
Компетенции, полученные при изучении дисциплины «Психология одаренности», будут востребованы при выполнении выпускной квалификационной работы.
Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
Дисциплина «Психология одаренности» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3+ по направлению подготовки ВО «Психолого-педагогическое образование»:
общепрофессиональные компетенции:
· готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
профессиональные компетенции для профиля «Психология профессионального образования»:
· способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27);
профессиональные специальные компетенции для профиля «Психология профессионального образования»:
· способность проектировать индивидуальные траектории профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и потребностью СПО (ПСК-5);
профессиональные компетенции для профиля «Психология образования»:
· способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23);
профессиональные специальные компетенции для профиля «Психология образования»:
· способность проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями (ПСК-1);
профессиональные компетенции для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»:
· способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5);
профессиональные специальные компетенции для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»:
|
· готовность к применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью (ПСК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
§ основные концептуальные направления психологии одаренности;
§ теоретические подходы изучения проблем одаренности в отечественной и зарубежной психологии;
§ условия и модели развития одаренных детей и подростков;
§ методы диагностики творческих способностей и одаренности детей разного возрастов;
§ опыт развития одаренности детей и подростков;
§ формы и методы подготовки педагогов к работе по развитию детской одаренности.
Уметь:
§ анализировать опыт использования различных форм и методов работы с одаренными детьми и подростками;
§ проводить информационно-поисковую работу по проблемам развития и поддержки одаренности;
§ проводить диагностику развития способностей детей и выявлять проявления одаренности детей и подростков;
§ использовать различные формы и методы работы с одаренными детьми и разрабатывать развивающие программы психологического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.
Владеть:
§ приемами, методами и средствами взаимодействия с одаренными детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы
для профиля «Психология образования»
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий |
Форма обучения | |||||
Очная | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения (ДОТ) | Заочная с сокращенным сроком обучения (ДОТ) | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | |||||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) | 3 (108)* | 3 (108) | 3 (108)* | |
Аудиторные занятия: | 30 | 12 | 10 | 12 | 8 | |
лекции | 14 | 8 | 6 | 4 | 2 | |
практические занятия (семинарские занятия) | 16 | 4 | 4 | 6 | 4 | |
лабораторные работы | – | – | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: | 78 | 96 | 62 | 96 | 64 | |
изучение теоретического курса | 30 | 50 | 26 | 20 | 18 | |
контрольная работа | – | 30 | 20 | 60 | 30 | |
курсовая работа | – | – | – | – | – | |
домашние задания | 30 | – | – | – | – | |
подготовка к зачету | 18 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
Вид промежуточного контроля | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | |
График изучения дисциплины
| ||||||
Курс | 4-й | 5-й | 4-й | 5-й | 4-й | |
Семестр | 7-й | 9-й | 7-й | 9-й | 7-й | |
Экзамен (семестр) | – | – | – | – | – | |
Зачет (семестр) | 7-й | 9-й | 7-й | 9-й | 7-й | |
Контрольная работа (семестр) | – | 9-й | 7-й | 9-й (№ 1, № 2) | 7-й (№ 1, № 2) |
*переаттестация 1 з.е. (36 час.)
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы
для профиля «Психология профессионального образования»
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий |
Форма обучения | |
Очная | Заочная с полным сроком обучения | |
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) |
Аудиторные занятия: | 48 | 12 |
лекции | – | 4 |
практические занятия (семинарские занятия) | 48 | 8 |
лабораторные работы | – | – |
другие виды аудиторных занятий | – | – |
Самостоятельная работа: | 60 | 96 |
изучение теоретического курса | 20 | 50 |
контрольная работа | – | 30 |
курсовая работа | – | – |
домашние задания | 22 | – |
подготовка к зачету | 18 | 16 |
Вид промежуточного контроля | дифференцированный зачет | дифференцированный зачет |
График изучения дисциплины | ||
Курс | 4-й | 4-й |
Семестр | 8-й | 8-й |
Экзамен (семестр) | – | – |
Зачет (семестр) | 8-й | 8-й |
Контрольная работа (семестр) | – | 8-й |
Таблица 3
Объем дисциплины и виды учебной работы
для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий |
Форма обучения | |||
Очная | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения (ДОТ) | |
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | |||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) | 3 (108) | 3 (108) |
Аудиторные занятия: | 30 | 12 | 10 | 8 |
лекции | 14 | 8 | 6 | 2 |
практические занятия (семинарские занятия) | 16 | 4 | 4 | 4 |
лабораторные работы | – | – | – | – |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | 2 |
Самостоятельная работа: | 78 | 96 | 98 | 100 |
изучение теоретического курса | 30 | 50 | 50 | 42 |
контрольная работа | – | 30 | 30 | 40 |
курсовая работа | – | – | – | – |
домашние задания | 30 | – | – | – |
подготовка к зачету | 18 | 16 | 18 | 18 |
Вид промежуточного контроля | зачет | зачет | зачет | зачет |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 4-й | 5-й | 4-й | 4-й |
Семестр | 7-й | 9-й | 7-й | 7-й |
Экзамен (семестр) | – | – | – | – |
Зачет (семестр) | 7-й | 9-й | 7-й | 7-й |
Контрольная работа (семестр) | – | 9-й | 7-й | 7-й (№ 1, № 2) |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 4
Содержание и тематическое планирование дисциплины
для профилей «Психология образования»,
«Психология и педагогика дошкольного образования»
Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||
1. Представления об одаренности в зарубежной психологии | 7 | 1,2 | 2 | 2 | 8 | Еженед. | Входной контроль. Выступление на семинаре; контрольные работы (тестовый контроль); ответы на вопросы по лекционному материалу; отчет по практическим заданиям; защита реферата; защита программы сопровождения одаренных детей |
2. Исследования проблем одаренности в отечественной психологии | 7 | 3,4 | 2 | 2 | 8 | Еженед. | |
3. Современные концепции одаренности | 7 | 5,6 | 2 | 2 | 8 | Еженед. | |
4. Психолого-педагогическая практика развития одаренности в зарубежной педагогической практике | 7 | 7,8 | 2 | 2 | 10 | Еженед. | |
5. Отечественная практика внедрения различных моделей развития детской одаренности | 7 | 9,10 | 2 | 2 | 10 | Еженед. | |
6. Проблемы одаренных детей | 7 | 11, 12 | 2 | 2 | 6 | Еженед. | |
7. Диагностика одаренности | 7 | 13-15 | 2 | 4 | 10 | Еженед. | |
Изучение теоретического курса | 40 | зачет | |||||
Домашние задания | 20 | ||||||
Подготовка к зачету | 18 | ||||||
Итого по видам занятий | 14 | 16 | 78 | ||||
Всего по дисциплине | 108 |
Таблица 5
Содержание и тематическое планирование дисциплины
для профиля «Психология профессионального образования»
Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||
1. Представления об одаренности в зарубежной психологии | 8 | 1,2 | – | 6 | 6 | Еженед. | Входной контроль. Выступление на семинаре; контрольные работы (тестовый контроль); ответы на вопросы по лекционному материалу; отчет по практическим заданиям; защита реферата; защита программы сопровождения одаренных детей |
2. Исследования проблем одаренности в отечественной психологии | 8 | 2,3 | – | 6 | 6 | Еженед. | |
3. Современные концепции одаренности | 8 | 4,5 | – | 6 | 6 | Еженед. | |
4. Психолого-педагогическая практика развития одаренности в зарубежной педагогической практике | 8 | 5,6,7 | – | 10 | 6 | Еженед. | |
5. Отечественная практика внедрения различных моделей развития детской одаренности | 8 | 8,9, 10 | – | 10 | 6 | Еженед. | |
6. Проблемы одаренных детей | 8 | 10, 11 | – | 4 | 6 | Еженед. | |
7. Диагностика одаренности | 8 | 11, 12 | – | 6 | 6 | Еженед. | |
Изучение теоретического курса | 20 | Дифференцированный зачет | |||||
Домашние задания | 22 | ||||||
Подготовка к зачету | 18 | ||||||
Итого по видам занятий | 48 | 60 | |||||
Всего по дисциплине | 108 |
4.3. Содержание дисциплины
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!