Компетенции обучающегося, формируемые — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Компетенции обучающегося, формируемые

2024-02-15 18
Компетенции обучающегося, формируемые 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и физиологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 профилей подготовки

«Психология образования»,

«Психология профессионального образования»,

«Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2016


 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология одаренности». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 40 с.

 

Настоящий УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

 

Авторы: канд. пед. наук, доцент Н.С. Аболина
  канд. пед. наук, доцент М.М. Дудина
  канд. психол. наук, доцент Т.Б. Сергеева
  докт. пед. наук Ф.Т. Хаматнуров
     
Рецензент: канд. психол. наук, доцент, зав. каф. психологии и педагогики УГМУ Е.В. Дьяченко
     

 

 

Одобрен на заседании кафедры психологии и физиологии.

Протокол от 28 января 2016 г. № 8.

 

Заведующая кафедрой психологии и физиологии     Н.О. Садовникова

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования. Протокол от 29 января 2016 г. № 5.

 

Председатель методической комиссии Института ППО   В.В. Пузырев
     
Зам. директора НБ   Е.Н. Билева
     
Директор Института ППО   И.И. Хасанова

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© Аболина Н.С., Дудина М.М., 2016

© Сергеева Т.Б., Хаматнуров Ф.Т., 2016


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Изучение детской одаренности как психического феномена актуализировано массовым превращением производственной деятельности в разновидность научной. Это привело к тому, что от «рядового» персонала современных высокотехнологичных производств стали требоваться качества личности, традиционно определяемые психологами как «одаренность». Исследование специфики развития детской одаренности рассматривается как одна из важнейших задач психологии и педагогики.

Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенностей личности одаренного ребенка. Диагностика одаренности должна служить средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

    Цель курса подготовка студентов к профессиональной деятельности по выявлению, поддержке и развитию одаренности учащихся.

Основные задачи курса:

§ вовлечение студентов в активное освоение знаний теории одаренности и практики применения знаний в образовательной сфере;

§ отработка методик по выявлению и развитию одаренности учащихся;

§ создание предпосылок и условий для развития творческого потенциала студентов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Психология одаренности» относится к профессиональному циклу вариативной части (дисциплины по выбору студента), модулю 3: Методология и методы психолого-педагогической деятельности.

Учебная дисциплина «Психология одаренности» имеет широкие межпредметные связи.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Психология развития»:

Знания: теоретических и практических задач психологии развития; методов исследования в психологии развития; теорий детского развития в зарубежной и отечественной психологии; источников, движущих сил и условий психического развития; механизмов развития личности; проблем периодизации развития в онтогенезе;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; использовать методы изучения возрастных особенностей и проблем развития в практической деятельности.

Владения: способами характеристики основных этапов развития личности: младенчество; раннее детство; дошкольное детство; младший школьный возраст; подростковый возраст; методами исследования развития личности на каждом возрастном этапе; практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

2.2. Из курса «Психолого-педагогическая диагностика»:

Знания: основных диагностических подходов и методов психологической диагностики; психометрических критериев научности психодиагностического инструмента; основных диагностических методик и процедур их проведения для определения актуального состояния участников образовательного процесса; этических норм диагностической деятельности.

Умения: планировать и организовывать индивидуальное и групповое диагностическое обследование участников образовательного процесса; применять стандартизованные методики; организовывать сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками; интерпретировать результаты диагностики и составлять диагностические заключения на языке клиента.

Владения: технологиями выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи; приемами осуществления всех этапов диагностического процесса, в том числе способами мотивирования и инструктажа диагностируемых; способами адекватного применения диагностического инструмента.

2.3. Из курса «Основы дифференциальной психологии»:

Знания: закономерностей развития; психологических методов познания и самопознания, развития, коррекции.

Умения: определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем психолого-педагогического образования.

Владения: способами индивидуализации психологического воздействия на субъектов образовательного процесса с учетом их особенностей.

 

2.4. Из курса «Психология развития познавательных

 процессов в обучении»:

Знания: теоретических и практических задач психологии развития познавательных процессов в обучении; теорий развития познавательных процессов в обучении в зарубежной психологии; теорий развития познавательных процессов в обучении в отечественной психологии; условия развития познавательных процессов в обучении; механизмов развития познавательных процессов в обучении.

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; использовать методы развития познавательных процессов в обучении в практической деятельности.

Владения: основными механизмами развития познавательных процессов в обучении; методами и приемами развития познавательных процессов в обучении на каждом возрастном этапе; практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин;

§ «Образовательные программы для детей дошкольного возраста»;

§ «Образовательные программы начальной школы»;

§ «Основы психического здоровья личности»;

§ «Психологические консультирование»;

§ «Психология образовательной среды».

Компетенции, полученные при изучении дисциплины «Психология одаренности», будут востребованы при выполнении выпускной квалификационной работы.

 

Компетенции обучающегося, формируемые

 в результате освоения дисциплины

Дисциплина «Психология одаренности» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3+ по направлению подготовки ВО «Психолого-педагогическое образование»:

общепрофессиональные компетенции:

· готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

профессиональные компетенции для профиля «Психология профессионального образования»:

· способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27);

профессиональные специальные компетенции для профиля «Психология профессионального образования»:

· способность проектировать индивидуальные траектории профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и потребностью СПО (ПСК-5);

профессиональные компетенции для профиля «Психология образования»:

· способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23);

профессиональные специальные компетенции для профиля «Психология образования»:

· способность проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями (ПСК-1);

профессиональные компетенции для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»:

· способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5);

профессиональные специальные компетенции для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»:

· готовность к применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью (ПСК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

§ основные концептуальные направления психологии одаренности;

§ теоретические подходы изучения проблем одаренности в отечественной и зарубежной психологии;

§ условия и модели развития одаренных детей и подростков;

§ методы диагностики творческих способностей и одаренности детей разного возрастов;

§ опыт развития одаренности детей и подростков;

§ формы и методы подготовки педагогов к работе по развитию детской одаренности.

Уметь:

§ анализировать опыт использования различных форм и методов работы с одаренными детьми и подростками;

§ проводить информационно-поисковую работу по проблемам развития и поддержки одаренности;

§ проводить диагностику развития способностей детей и выявлять проявления одаренности детей и подростков;

§ использовать различные формы и методы работы с одаренными детьми и разрабатывать развивающие программы психологического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.

Владеть:

§ приемами, методами и средствами взаимодействия с одаренными детьми с учетом их индивидуальных особенностей.


 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебной работы

для профиля «Психология образования»

 

Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения Заочная с полным сроком обучения (ДОТ) Заочная с сокращенным сроком обучения (ДОТ)
Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108) 3 (108)* 3 (108) 3 (108)*
Аудиторные занятия: 30 12 10 12 8
лекции 14 8 6 4 2
практические занятия (семинарские занятия) 16 4 4 6 4
лабораторные работы
другие виды аудиторных занятий 2 2
Самостоятельная работа: 78 96 62 96 64
изучение теоретического курса 30 50 26 20 18
контрольная работа 30 20 60 30
курсовая работа
домашние задания 30
подготовка к зачету 18 16 16 16 16
Вид промежуточного контроля зачет зачет зачет зачет зачет

График изучения дисциплины

Курс 4-й 5-й 4-й 5-й 4-й
Семестр 7-й 9-й 7-й 9-й 7-й
Экзамен (семестр)
Зачет (семестр) 7-й 9-й 7-й 9-й 7-й
Контрольная работа (семестр) 9-й 7-й 9-й (№ 1, № 2) 7-й (№ 1, № 2)

*переаттестация 1 з.е. (36 час.)


Таблица 2

Объем дисциплины и виды учебной работы

для профиля «Психология профессионального образования»

 

Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная Заочная с полным сроком обучения
Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108)
Аудиторные занятия: 48 12
лекции 4
практические занятия (семинарские занятия) 48 8
лабораторные работы
другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа: 60 96
изучение теоретического курса 20 50
контрольная работа 30
курсовая работа
домашние задания 22
подготовка к зачету 18 16
Вид промежуточного контроля дифференцированный зачет дифференцированный зачет

График изучения дисциплины

Курс 4-й 4-й
Семестр 8-й 8-й
Экзамен (семестр)
Зачет (семестр) 8-й 8-й
Контрольная работа (семестр) 8-й

Таблица 3

Объем дисциплины и виды учебной работы

для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения (ДОТ)
Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108) 3 (108) 3 (108)
Аудиторные занятия: 30 12 10 8
лекции 14 8 6 2
практические занятия (семинарские занятия) 16 4 4 4
лабораторные работы
другие виды аудиторных занятий 2
Самостоятельная работа: 78 96 98 100
изучение теоретического курса 30 50 50 42
контрольная работа 30 30 40
курсовая работа
домашние задания 30
подготовка к зачету 18 16 18 18
Вид промежуточного контроля зачет зачет зачет зачет

График изучения дисциплины

Курс 4-й 5-й 4-й 4-й
Семестр 7-й 9-й 7-й 7-й
Экзамен (семестр)
Зачет (семестр) 7-й 9-й 7-й 7-й
Контрольная работа (семестр) 9-й 7-й 7-й (№ 1, № 2)

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 4

Содержание и тематическое планирование дисциплины

для профилей «Психология образования»,

«Психология и педагогика дошкольного образования»

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям

 семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Представления об одаренности в зарубежной психологии 7 1,2 2 2 8 Еженед.

Входной контроль.

 Выступление

 на семинаре;

контрольные

работы (тестовый контроль);

ответы

 на вопросы по лекционному

материалу;

отчет

по практическим заданиям;

защита реферата;

защита программы сопровождения одаренных детей

2. Исследования проблем одаренности в отечественной психологии 7 3,4 2 2 8 Еженед.
3. Современные концепции одаренности 7 5,6 2 2 8 Еженед.
4. Психолого-педагогическая практика развития одаренности в зарубежной педагогической практике 7 7,8 2 2 10 Еженед.
5. Отечественная практика внедрения различных моделей развития детской одаренности 7 9,10 2 2 10 Еженед.
6. Проблемы одаренных детей 7 11, 12 2 2 6 Еженед.
7. Диагностика одаренности 7 13-15 2 4 10 Еженед.
Изучение теоретического  курса       40

зачет

Домашние задания       20
Подготовка к зачету         18
Итого по видам занятий     14 16 78
Всего по дисциплине

108


Таблица 5

Содержание и тематическое планирование дисциплины

для профиля «Психология профессионального образования»

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям

 семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Представления об одаренности в зарубежной психологии 8 1,2 6 6 Еженед.

Входной контроль.

 Выступление

 на семинаре;

контрольные

работы (тестовый контроль);

ответы

 на вопросы по лекционному

материалу;

отчет

по практическим заданиям;

защита реферата;

защита программы сопровождения одаренных детей

2. Исследования проблем одаренности в отечественной психологии 8 2,3 6 6 Еженед.
3. Современные концепции одаренности 8 4,5 6 6 Еженед.
4. Психолого-педагогическая практика развития одаренности в зарубежной педагогической практике 8 5,6,7 10 6 Еженед.
5. Отечественная практика внедрения различных моделей развития детской одаренности 8 8,9, 10 10 6 Еженед.
6. Проблемы одаренных детей 8 10, 11 4 6 Еженед.
7. Диагностика одаренности 8 11, 12 6 6 Еженед.
Изучение теоретического  курса       20

Дифференцированный зачет

Домашние задания       22
Подготовка к зачету         18
Итого по видам занятий       48 60
Всего по дисциплине

108


4.3. Содержание дисциплины

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.