Ва, сов, Брю, ле, рий, Я, вич, ков, ле — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ва, сов, Брю, ле, рий, Я, вич, ков, ле

2023-01-16 30
Ва, сов, Брю, ле, рий, Я, вич, ков, ле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прочитайте имя и фамилию автора, стихотворения которого мы сегодня будем читать.

Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов – одно из наиболее ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик».

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924) – русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм. Жизненный путь итворчество.        Брюсов Валерий Яковлевич, будущий великий русский поэт, появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова,  в богатой купеческой семье, 13 декабря 1873 года.

Будущий мэтр символизма был по материнской линии внуком поэта-баснописца А. Я. Бакулина, издавшего в 1840-х гг. сборник «Басни провинциала» (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело.

Дед Валерия, Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года.

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 году Яков Брюсов отослал в журнал «Задушевное слово» написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «письмо» было опубликовано (№ 16, 1884).

Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора.

Есть и другая информация: Первой же публикацией поэта считается «Письмо в редакцию», изданное в детском журнале «Задушевное слово» в 1884 году.

        Отец его собрал вполне приличную по тем временам домашнюю библиотеку, и талантливый Валерий, освоивший грамоту в четыре года, запоем читал книги.        Самое удивительное, что уже в этом возрасте он пишет прозу – комедию «Лягушка».

       Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины", меня усердно оберегали.Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи — словом «всё, что попадалось под руку». При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях.

       Брюсов был принят в частную гимназию Креймана сразу во второй класс, а обучаясь в третьем классе, со своим одноклассником Станюковичем, начал издавать рукописный журнал «Начало».

 В шестнадцать лет Валерий распространяет в рукописном варианте «Листок V класса». В нем он настолько ярко расписывает порядки в гимназии, что в

результате действий администрации гимназии ему приходится перейти в другое учебное заведение – гимназию Поливанова. Под влиянием опытных учителей Брюсов ощущает тягу к философии. Он читает «Этику» Спинозы в подлиннике и даже пишет к ней комментарии. Не менее интересна гимназисту и математика. Он с упоением изучает труды великих ученых и даже создает собственные теоремы. Не чужды были Брюсову и юношеские увлечения. Особенно сильный след в душе Валерия оставила любовь к Е. А. Масловой – ей он посвятил массу стихотворений и даже последние главы своей повести «Моя юность». (образ выведен под именем Нины).

       Девяностые годы для Брюсова ознаменовались глубоким пониманием творчества Пушкина. В это же время он знакомится с поэзией А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме – французских символистов. Окончив гимназию в 1893 году, Брюсов поступает в Московский университет на отделение филологии и истории. Кроме классической филологии, он с большим интересом изучает Канта, Лейбница, слушает лекции по истории Виноградова и Ключевского, посещает семинары Корша. Считается, что именно во время учебы в университете Брюсов осознает себя литератором и ставит во главу своего творчества раскрытие субъективного начала в личности творца. Во время учения в университете Брюсовым издается три выпуска сборника, в котором он показывает примеры новой поэзии «Русские символисты» (1894 – 1895 годы). В основном, в сборнике были стихи Брюсова и редактированные им стихи А. Л. Миропольского и других поэтов.

Сборник «Русские символисты» является первым коллективным изданием модернистов России. Тогда же Брюсов выпускает и сборник своих стихов «Шедевры». Для студента того времени вполне естественны были обращения не просто к отдельной личности, а едва ли не ко всему человечеству. В следующем, куда более сдержанном сборнике «Это – я» (1897 год) поэт демонстрирует уже зрелые черты и направления, ставшие сквозными темами его творчества: урбанистические и исторические мотивы, научная поэзия. Не чужда была Брюсову и фантастика – с 1895 по 1899 годы он написал роман «Гора звезды»,

об инопланетянах. В это же время он сближается с писателями-символистами Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, Ф. Соллогубом, К. К. Случевским, посещает «субботы» Г. Бахмана и устраивает собственные «среды», на которые приходят модернисты Москвы.

       Еще в студенческие годы Валерий Яковлевич посещает Кавказ и Крым, Варшаву и Ригу, Германию.

       В 1897 году Брюсов женился на И. М. Рунт, которая поддерживала его в литературных трудах и была верной спутницей жизни. При посредничестве Бунина в 1899 году одесская газета «Южное обозрение» публикует цикл стихотворений Брюсова «Картинки Крыма», но первым журналом, открывшим себя для поэта, становится «Русский архив» под руководством П. И. Бартенева. Брюсов пишет статьи для «Русского архива» и даже является секретарем его редакции (1900 – 1903 годы).

        Поэт активно публикуется в различных журналах Москвы и Петербурга и принимает участие в деятельности московского издательства «Скорпион», которое в 1901 году приступает к печати альманаха символистов «Северные цветы». С этого альманаха российский символизм и определяется, как сформировавшееся литературное течение. Если ранее Брюсов считал, что лишь искусство способно познать душу художника, а следовательно, и раскрыть ее, то в начале двадцатого века он расширяет свое видение до интуитивного познания человеческой души и тайн бытия. Его книга «Третья стража» знаменуется отказом от декадентства, многообразием тем и идей. Весной 1903 года Брюсов читает лекцию о современном искусстве – «Ключи тайн», которая была воспринята как манифест русского символизма нового времени. Основав базис на гносеологии и эстетике Шопенгауэра, с этих позиций Брюсов заявил, что искусство является способом не рассудочного, а «сверхчувственного» познания мира. В том же году

увидел свет следующий сборник поэта – «Граду и миру».Эта книга удостоилась весьма разноречивых критических отзывов – от благожелательных до полностью отрицательных. Стихи, написанные с 1903 по 1905 год, Брюсов объединил в сборник «Венок», и именно этому сборнику суждено было стать настоящим успехом поэта. Кроме мифологии и лирики сюда вошли стихи на тему войны и революции. В этих строчках-призывах Брюсов готов без сожаления пожертвовать человеческой мудростью, всеми книгами и своей жизнью ради очищающей стихии революции. Уже став популярным в России поэтом, Брюсов в своем следующем сборнике «Все напевы» говорил, что новизны в этих стихах гораздо меньше, но в плане совершенства сборник выше предыдущих.

    В 1904 году Валерий Яковлевич организует и бессменно руководит журналом «Весы», органом русских символистов. Кстати, и основным автором этого журнала является тоже он. Замысел создания журнала был в объединении символистов и выработке программы и эстетики грядущего «нового искусства». Деятельность этого периода ознаменовалась для Брюсова расхождением во взглядах как с символистами старшего поколения, так и с молодыми. «Весы» были закрыты в 1909 году, а с осени 1910 года Брюсов заведует отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», попутно занимаясь драматургией, прозой и переводами.

Наконец для Брюсова в биографии наступает этап, когда его признают критики, он становится великим поэтом (после выхода в свет книги «Третья стража»). Затем появляются книги «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Более поздняя лирика Брюсова содержит особенные черты, которые выделяют автора среди других поэтов. Стихотворение Брюсова в творчестве последующих периодов полны задушевности наряду с простотой выражения.

Брюсов посвящает себя военным вопросам, когда отправляется на фронт во время Первой Мировой войны от газеты «Русские ведомости». Анализ творчества Брюсова того периода показывает, что после разочарования в патриотизме, он ищет способы придания своим стихам изысканности.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

   С началом первой мировой войны поэт становится военным корреспондентом и проводит время на передовых позициях театра военных действий. Как и любая большая война, она видится Брюсову последней – в 1914 году он пишет стихотворение «Последняя война», в котором надеется, что это событие преобразит жизнь человечества в лучшую сторону. Но прошло два года, и мнение поэта кардинально изменилось, что ясно показывает «Тридцатый месяц». Более ни политика, ни война Брюсова не привлекают. По окончании

войны он занимается только литературой и научной работой. Брюсов обобщает свои переводы, которые делал во время войны и занимается латышской, армянской и финской поэзией. Возможно, что самым ярким местом в его литературоведческом творчестве является изучение Пушкина, которому посвящены восемьдесят две статьи. В своих работах над поэтической техникой Пушкина Брюсов мечтает, что однажды способность писать стихи станет всеобщим достоянием и будет доступна любому. Поэт поддерживал

Горького в его начинаниях, работал над сборником украинской литературы, публиковался в его журнале «Летопись».

 

Брюсов принял Октябрьскую революцию и даже вступил в Коммунистическую партию в 1920 году. Он был секретарем президиума Всероссийского союза поэтов, читал лекции, а в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт и преподавал в нем. Послереволюционные стихотворные сборники Брюсова можно считать завершающим периодом творчества настоящего мастера.

     В декабре 1923 общественность отмечала пятидесятилетний юбилей Брюсова. От народного комиссариата по просвещению поэта поздравил Луначарский. От имени правительства Смидович зачитал и поднёс поэту почётную грамоту ВЦИК РСФСР. Брюсову было присвоено звание народного поэта Армении. По настоянию своей жены Иоанны Матвеевны, летом 1924 Брюсов взял двухмесячный отпуск. Беспрерывный, в течение ряда лет, титанический труд ослабил и без того не слишком крепкий от природы организм поэта. Вместе с восьмилетним племянником Колей Брюсовым они поехали отдыхать в Крым. Остановились в Алупке, памятной первыми, совместно проведёнными здесь счастливыми днями юности. На склоне зелёной горы высился знакомый большой дом графа Воронцова - главная достопримечательность этих мест, построенный в стиле английского замка с широкой парадной лестницей, обращённой к морю, по обеим сторонам которой лежали большие мраморные львы. К дому примыкал чудесный парк с водоёмами, хаотическим награждением каменных пород и уединёнными тропинками между экзотическими деревьями и кустарниками. Брюсов чувствует себя здесь лучше, чем в Москве. В Москву возвращались порознь. Иоанна Матвеевна с Колей уехали сразу, а Брюсов заехал в Коктебель к Волошину. Стояла пора сбора винограда.

           В доме Максимилиана Александровича собрались гости: писатели, поэты, музыканты, давние друзья хозяина. Отмечали его день рождения. Устроили шутливый карнавал с переодеваниями, с живыми картинами. Брюсов прочёл специально написанное по этому поводу стихотворение «Максимилиану Волошину», наполовину серьёзное, наполовину ироническое.

         Ясные солнечные дни пролетали незаметно. Гости Волошина вели себя непринуждённо. Андрей Белый играл с молодёжью в мяч. Устраивали поэтические конкурсы. Однажды отправились в горы. Группу возглавлял Волошин в неизменном до колен хитопе. По временам он оборачивался к идущим следом и обращал внимание на какую ни будь особенность в местности. В горах их застала гроза. Полил сильный дождь. Брюсов накинул на плечи женщине свой пиджак. Вскоре все вымокли до нитки. По возвращении в дом Брюсов почувствовал себя плохо: у него был жар, усилился кашель. Кто-то чудом раздобыл аспирин.
В Москве, не вполне выздоровев, Брюсов ушёл в повседневные дела и обязанности. В ВЛХИ предстоял первый выпуск студентов, и Брюсов-ректор придавал этому событию большое значение. Он инспектировал работу преподавателей, советовался с ними. В октябре он опять слёг. Врачи поставили диагноз: крупозное и ползучее воспаление лёгких, осложненное плевритом. Когда температуру удавалось сбить, Валерий Яковлевич просил Иоанну Матвеевну, не отходившую от него, читать ему вслух Платона, последние журналы. Лёжа он пытался писать рецензию на книгу Безыменского. Но болезнь прогрессировала, и силы оставляли поэта. Восьмого октября Брюсов взял жену за руку и с трудом сказал ей несколько утешительных слов. После мучительной паузы медленно произнёс: «Мои стихи…» - потерял сознание. Иоанна Матвеевна поняла: «сбереги». В десять часов утра Валерий Яковлевич Брюсов умер. Прах его лежит на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Свыше полувека тому, как Брюсов писал: «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигаетменя».


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.