Сложности становления социальной работы в Англии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сложности становления социальной работы в Англии

2023-02-16 30
Сложности становления социальной работы в Англии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Англии и Уэльсе не были открыты отделения социальной работы, как это было сделано в 1968 г. в Шотландии, а были созданы службы социального обеспечения. Их деятельность стала рассматриваться как аналог социальной работы, а социальный работник — как главное действующее лицо в этих организациях. Именно социальный работник вел основную работу с семьей, детьми и другими группами клиентов.

В то же время при службах социального обеспечения обычно открывались дополнительные подразделения (центры дневного пребывания, интернаты для детей или пожилых и пр.), в которых были заняты не только социальные работники, но и специалисты других квалификаций. При этом главный вопрос о роли социальных работников и характере их взаимоотношений с другими специалистами все еще оставался неразрешенным. Наметившаяся тенденция сближения различных специализаций в единое целое первоначально реализовалась в рамках объединения профессиональных ассоциаций. Свидетельством разобщенности специалистов различных направлений британской социальной работы является тот факт, что вплоть до 1970-х гг. не существовало единой национальной ассоциации социальных работников. В 1970 г., незадолго до того как был принят «Акт о новых формах социальных служб», «Британская ассоциация социальных работников» (BritishAssociationofSocialWorkers) осуществила слияние нескольких профессиональных федераций. В состав Ассоциации вошли прежде независимые объединения психиатрических и медицинских социальных работников, общества инспекторов служб социального обеспечения психических больных и детей, некоторые другие профессиональные союзы.

Вновь созданная Ассоциация установила высокие требования для членства, заявив о себе как о союзе высококвалифицированных профессионалов. Однако у нее не было прав на организацию образования, выдачу лицензий или квалификационных свидетельств. Эти права принадлежали «Центральному совету по образованию и подготовке социальных работников» (CentralCouncilforEducationandTraininginSocialWork), который был создан в 1971 г. Возможно, поэтому за первые 12 лет работы Ассоциация численно не увеличилась. С 10 тысяч членов, состоявших в организации в 1970 г., к 1982 г. ее состав сократился до 7845 человек. В результате проведенной реорганизации и слияния профессиональных ассоциаций роль социальных работников в системе социального обеспечения возросла. Социальные работники теперь выступали в качестве единой профессиональной группы, имеющей общие ценности и использующей одинаковые методы и технологии деятельности. Подводя итог краткому обзору развития различных сфер социальной работы, можно сделать некоторые общие выводы. История развития социальной работы в Великобритании в XX в. свидетельствует о том, что дилемма «специализация —универсализм» оставалась неразрешенной на протяжении многих лет. Как уже отмечалось, в отличие от США, где тенденции к объединению социальной работы в единую профессию проявились уже в 1920-е гг., в Великобритании различные области деятельности социальных работников четко разделялись. Только в конце 1960-х гг. была признана необходимость формулирования общего понятия «профессия социальный работник».[8;с.127]

Реорганизация социальных служб, проведенная в 1970-е гг., также способствовала интеграции всех методов социальной работы в единую систему профессиональной деятельности. В связи с открытием персональных служб, которые предоставляли разнообразные социальные услуги всем категориям населения, понадобились специалисты широкого профиля. Как результат — возрос интерес к социальным работникам, обладающим универсальными базовыми знаниями, умениями, профессиональными качествами и ценностями. Специалисты подобного уровня могли работать в различных сферах социальной практики (с индивидами, группами, общинами). Они были способны повышать квалификацию и овладевать необходимыми сведениями в ходе профессионального самообразования. Таким образом, следует подчеркнуть, что реорганизация персональных служб положительно повлияла на развитие социальной работы. Она помогла социальной работе приобрести вес в обществе и утвердиться в качестве признанной и востребованной профессии.

Волонтерские программы в Великобритании

Volunteering - это добровольная деятельность, общественно-полезная работа, гражданская активность. Это языковое разнообразие указывает на то, что мы должны выяснить, какое значение мы придаем обозначенным явлениям, и какие функции они имеют.

С одной стороны, речь идет о социально-политической реставрации. Предъявляющее чрезмерные требования государство хотело бы отдать большую часть ответственности, которую оно в прошлом с таким удовольствием брало на себя, самим участникам социальных конфликтов или самим людям, затронутым какой-нибудь социальной проблемой. Это также связано с процессом устранения неравенства в обществе эмансипации.

С другой стороны, речь идет о смене ценностей в социальной работе. Традиционный тип деятельности для общего блага, а также традиционное разделение ролей между профессионалами и любителями, кажется, уже исчерпали себя. Профессионалам не хватает добровольных помощников. При этом проявляется своеобразное противоречие:

Эмпирические данные показывают, что мотивация к общественно- полезной деятельности не понижается. Организации, занимающиеся социальной работой (а также политические партии) напротив жалуются, что уже почти не осталось желающих помогать "штатным сотрудникам".

Ясно одно: многие новые формы добровольной социальной деятельности значительно отличаются от классической модели. Новым, по масштабам и качеству, являются постоянные переходы от работы добровольцем к работе штатным сотрудником, от профессиональной - к любительской деятельности, от помощи другим - к самопомощи.

Новым является и уровень требований, которые добровольцы и любители предъявляют в их социальной активности к структурам, с которыми они работают.

Все новейшие исследования "новой добровольной работы" показывают, что часто речь идет о "договорных конструкциях", связанных с определенной проблемой, целью, задачей, стабильность которых во многом зависит от эффективности и успеха при реализации стоящих в начале договора мотивов и целей. Часто инициативы терпят крах еще на подготовительном этапе, когда не удается, найти вид деятельности, удовлетворяющий представлениям. Государственные и общественные организации, заинтересованные в таком сотрудничестве, часто бывают неприятно удивлены, обнаружив, что бесплатные ресурсы добровольцев имеют вполне определенную цену - это высококвалифицированная поддержка и координация работы, заключающаяся в совместном определении цели, планировании, преодолении организационных трудностей, формировании чувства успеха и общности.

Добровольцы - не только помощники при оказании социальных услуг. Они одновременно сами являются очень взыскательными потребителями определенных социальных услуг, которые можно охарактеризовать, как возможность занять себя в социальной сфере, как возможность помочь (другим или себе самому). Все свидетельствует о том, что здесь возникает новая сфера социальной работы или неприбыльного менеджмента, которой присуща своя специфика. При этом нужно меньше думать о новых отделах в организациях и новых штатных расписаниях. В данный момент речь идет, прежде всего, о том, чтобы определить проблемы и задачи и чтобы делегировать ответственность за их решение определенным специалистам. Социальная работа в Великобритании уже находится на этом этапе. Рабочие материалы, находящиеся у вас в руках, помогают как понять существующие тенденции, так и организовать практическую работу. Автор не скрывает от нас, что мотивом ее тщательного и активного исследования является интерес к развитию и перспективам волонтерской деятельности в Великобритании.

Volunteering является часто употребляемым понятием не только в англоязычных странах, но и во всем мире. В немецком языке ему соответствуют понятия добровольная работа, общественно-полезная деятельность, добровольная гражданская активность.

В исследовании Eurovol-Studie волонтерская деятельность определяется как: "...деятельность или работа которая по доброй воле выполняется одним человеком для другого человека (исключая членов одной семьи), без оплаты (в крайнем случае за маленькое вознаграждение и/или возмещение расходов)." Среди европейских стран один из наибольших показателей числа добровольцев среди населения наблюдается в Великобритании. Люди добровольно работают в социальной, культурной, политической, экономической сферах, а также в области охраны окружающей среды. В Великобритании одной из основных сфер деятельности добровольцев традиционно является социальная работа. Хотя как раз в последние годы наблюдается повышение интереса добровольцев и к другим сферам, таким, например, как спорт и защита окружающей среды. В Великобритании волонтеры имеют большое поле деятельности: от помощи ближним, до участия в гражданских инициативах и группах взаимопомощи. Работа волонтером воспринимается как возможность участвовать в общественной жизни. Добровольческая деятельность, в этой связи, означает принятие личной ответственности за других и за сообщество в целом.

Примечательно, что большая социальная значимость волонтерства признается как широкими слоями населения, так и деятелями политики и экономики. Хотя организации должны искать новые пути привлечения волонтеров и работы с ними. С одной стороны, в Великобритании наблюдается изменение характера волонтерской деятельности. Мотивы, по которым люди добровольно работают, изменились. Традиционно волонтеры были "альтруистами", которые годами бескорыстно помогали одной и той же организации. Это представление не соответствует образу сегодняшнего волонтера. Он работает, чтобы приобрести опыт, специальные навыки, знания и/или личные контакты. Во многих случаях волонтерская деятельность рассматривается как прямой путь к оплачиваемой работе.

С другой стороны, индивидуализация, старение населения и возрастающее число работающих женщин обуславливают то, что перед организациями стоят новые требования к работе с волонтерами.

Кроме того, социально-политическим развитием обуславливается то, что волонтерский труд активно используется в государственных социальных службах. Существуют опасения, что из-за передачи государством заказов общественным организациям, например на общественно-полезные работы по месту жительства, на волонтеров будет возлагаться слишком много задач, или вообще их труд потеряет характер добровольности.

Этой тенденции противостоят давно сложившиеся, но актуальные и сейчас традиции волонтерской деятельности. Благодаря им развилась инфраструктура, которая поддерживает работу волонтеров и защищает их интересы, например, следит за соблюдением принципа добровольности. При этом основные задачи и функции берут на себя так называемые посреднические организации как, например, Национальный центр волонтерской работы (TheNationalCentreforVolunteering (NCV)), Национальный совет волонтерских организаций (NationalCouncilforVoluntaryOrganisations (NCVO)) и сеть волонтерских агентств (VolunteerBureaux), которые объединены в головной организации Национальной ассоциации волонтерских агентств (NationalAssociationofVolunteerBureaux (NVAB)).[7;с.153]

Сегодня в Великобритании применяются многочисленные новые методы работы с волонтерами. Одним из таких новшеств является менеджмент волонтерских программ, который вносит большой клад в развитие волонтерского движения. На местах в общественных и государственных организациях координация работы волонтеров осуществляется координатором работы волонтеров - специально принятым для этого штатным сотрудником. Координация работы волонтеров включает в себя планирование волонтерской программы, привлечение, обучение, повышение квалификации, поддержку, супервизии волонтеров, оценку их деятельности, содействие сотрудничеству волонтеров со штатными сотрудниками, а также оценку всех этих этапов. Ключевую функцию при этом имеет руководство организации (правление и дирекция). Оно ответственно за создание необходимых материальных предпосылок и содействие штатным сотрудникам, координирующим работу волонтеров.

Цель данных рабочих материалов состоит в том, чтобы познакомить читателя с культурой волонтерской деятельности в Великобритании, с тем, как планируется, организуется и координируется работа волонтеров.

Волонтеры, благодаря своей квалификации, личному опыту, навыкам, компетенции, интересам могут многое дать организации. Они, проявляя инициативу, готовность попробовать новое, высказывая критику, не позволяют организации находиться в застое. Ценность представляет их жизненный опыт и их связь с потребителями социальных услуг, а также с местным сообществом. Волонтеры обогащают организацию, потому, что они имеют много контактов и могут привлечь пожертвования. Они делают организацию известной и побуждают других заняться волонтерской деятельностью. Благодаря волонтерам, организации могут оказывать своим клиентам более качественные услуги.

Высказывание одного штатного сотрудника: "...рассматривай волонтеров как первопроходцев! Они могут делать новаторскую работу. Что-то совсем новое, то, что штатный сотрудник не обязательно должен делать из-за четко предписанных должностных обязанностей".

Не в последнюю очередь волонтеры являются экономическим ресурсом. Так как волонтеры работают бесплатно, на организацию ложится меньшая финансовая нагрузка. И как раз потому, что оплата услуг волонтеров отсутствует, организациям необходимо в ответ что-то предлагать волонтерам. Волонтерская работа выполняется не даром и она не бесплатна! Чтобы эффективно использовать этот ресурс, организациям необходимо создавать поддерживающие структуры. Они должны обеспечить волонтеров такой работой, которая полезна, которая их удовлетворяет, приносит им радость, соответствует их ожиданиям и мотивам.

Чтобы удовлетворить это главное требование, в Великобритании начали применять менеджмент волонтерских программ, концепция которого была разработана в США.

 

Подготовка социальных работников в Великобритании

 

Как и практика социальной работы, официальное обучение и подготовка к этой работе стали развиваться в Великобритании преимущественно после Второй Мировой войны. Вероятно, первое заведение для подготовки социальных работников было основано Обществом благотворительных организаций в 1896 г.

В 1903 году Общество благотворительных организаций основало собственную Школу социологии, которая после объединения с Лондонской Школой экономики в 1912 г. преобразовалась в Департамент социальных наук и управления. В послевоенный период одно- или двухгодичные курсы социальной работы были организованны в университетах и других высших учебных заведениях.

Годы 1970–71 стали переломным моментом в истории подготовки социальных работников. В 1970 г. была осуществлена важная мера для придания единой направленности, координируя и управления образованием в области социальной работы: был учрежден Центральный совет по обучению и подготовке в области социальной работы. Изменения в организации социальной работы при местных органах и соответствующих служб после принятия в 1971 г. «Закона о социальных службах при местных органах власти» привели к тому, что почти все узкопрофильные курсы социальных работников превратились в 70-е гг. в общие, поскольку пытались за короткий срок – обычно 2 года – обучить студентов методам оказания помощи разным группам населения.

Уровни образования социального работника

Обучение социальных работников в Великобритании прочно утвердилось как в университетах, так и в других высших учебных заведениях – прежде всего, политехнических институтах. Английские университеты значительно меньше, чем средние университеты других европейских стран. Это отражается на размерах курсов социальной работы, многие из которых принимают в год около 25 слушателей. Есть более крупные школы и факультеты, как Бристольский, Кардиффский, Лестерский и Ноттимгемский.

Получение высшего образования возможно после 12-летнего обучения в начальной и средней школе. Дальнейшее обучение может проходить в университете или колледже, который может входить в состав университета. Система высшего образования состоит из трех ступеней, каждая из которых заканчивается присвоением степени: первая – бакалавра (4 года), вторая – магистра (2 года), третья – доктора (3-5 лет).

Форму, место и продолжительность обучения обуславливает уровень квалификационных аттестатов. С 1991 года в Великобритании действует две квалификации в социальной работе:

1. Аттестат службы социального обеспечения. Такой аттестат получают в результате вечернего обучения без отрыва от работы, и подготовка производится по месту работы студентов. Курс обучения делится на 3 части: 1-ая (общая, теоретическая) проходит на факультете, 2-ая и 3-я (практическая) осуществляются по месту работы и предполагают вечерние занятия и учебу неполный день.

2. Аттестат о квалификации социального работника. Для его получения необходимо учится в каком-либо академическом учебном заведении на дневной форме обучения (1-2 года).

Следующий уровень образования в социальной работе – степень бакалавра в общественных науках, присуждаемая после четырехгодичных курсов и аттестата о квалификации социального работника. Такое обучение организовано на базе университетов и политехнических институтов. Получение степени бакалавра открывает дорогу для получения более высокой степени магистра в сфере социальной работы. Как правило, эти степени нужны для ведения исследовательской работы и преподавания в академических учебных заведениях.

Относительная непродолжительность обучения объясняется тем, что учебные заведения в большинстве случаев готовят узких специалистов, а не специалистов широкого профиля. Уже при поступлении студент должен выбрать специализацию из следующего списка:

· Дети, подростки, несовершеннолетние.

· Заключенные, правонарушители.

· Больные.

· Престарелые.

· Инвалиды.

· Семьи, пользующиеся социальными льготами.

· Соседская община.

Содержание курсов определяется конкретной специализацией, но независимо от специализации существует обязательный набор дисциплин для всех учебных заведений по профилю социальной работы и различные спецкурсы.

Штат любых курсов социальной работы включает квалифицированных и опытных социальных работников, которые ведут практические занятия, осуществляют индивидуальное наставничество и устанавливают связь с базами прохождения студентами практики. В штат могут входить и ученые в области социальных наук, не являющиеся квалифицированными социальными работниками. В социальной работе упор всегда делается на то, чтобы штатными педагогами назначалось достаточное число квалифицированных и опытных социальных работников.

В Великобритании не существует обязательной подготовки преподавателей высшей школы (в отличие от школьных учителей); но некоторые преподаватели социальной работы имели возможность подготовиться к своей деятельности на специальных педагогических курсах, организованных Национальным институтом социальной работы, в Лондоне и ряде университетов.

Практика в образовательном процессе

В английских учебных заведениях, ведущих обучение социальных работников, основной упор делается на освоение практических навыков. Поэтому 50% учебного времени всей подготовки социальных работников занимает практика.

Весь учебный процесс в высшей школе, готовящей социальных работников, основан на сотрудничестве и партнерстве с агентствами социальной защиты. Предоставление рабочих мест координируется представителем комиссии по производственной практике, которая создается в каждом вузе. В состав комиссии входят преподаватели, тьюторы студенческих групп, работники агентств социальной защиты, представители заинтересованных сторон (добровольных организаций, органов местной власти и др.).

Практика включает в себя анализ и интеграцию теоретического обучения и практических навыков. Это не только непосредственная деятельность студента, но и обсуждение проделанной работы, оценка индивидуального успеха каждого студента в качественном и количественном отношениях.

Характерной особенностью организации производственной практики по социальной работе является составление трудового договора на основе трехстороннего соглашения: тьютор – студент – инструктор. Это обязательный официальный документ для всех трех его участников. Однако характер, содержательная и организационная стороны договора отражают как общие особенности социальной службы, так и специфику ее специальных направлений.

Анализ подобных договоров, заключенных в разных учебных заведениях Великобритании (Бирмингемский, Уорвикский, Шеффилдский университеты и Лондонская школа экономики), показал, что все они четко определяют требования и цели производственной практики, указывают способы привлечения студентов к проведению антидискриминационной политики. Договор предоставляет студентам возможность овладеть методикой применения соответствующей юридической базы. В нем определены содержание и методы руководства работой студентов, а также продолжительность рабочего дня, учет труда и методы оценки практики.

Английские исследователи Л. Сайсон и М. Багински утверждают, что в таком виде деятельности, как социальная работа, особо важную роль играют именно практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им. Только в условиях непосредственной работы с клиентом под руководством инструктора (наставника) студенты получают возможность развивать и совершенствовать свои способности. Обучение на рабочем месте дает возможность студентам не только овладеть конкретными навыками, но и связать теорию с практикой и осознать ценности социальной работы.

В практике учебных заведений Великобритании существуют различные варианты специализации: по группам клиентов – престарелые, дети, люди с различными отклонениями (умственными или психическими) и т.п.; по теориям, которые использует социальный работник в своей деятельности, например феминистская теория, теория кризисов, теория поведения, психодинамическая теория познания, когнитивная теория и др.; по месту проведения работы – в школах, больницах, в домах для престарелых, в местах изоляции и т.д.[2;с.86]

Высшие учебные заведения сами определяют основные направления специализации, а абитуриенты учитывают это при выборе места учебы. В учебных теоретических курсах, которые изучают студенты, избранные специализации обязательно учитываются.

Таким образом, подготовка социальных работников в Великобритании осуществляется: 1) на профессиональном уроне с получением аттестата службы социального обеспечения или о квалификации социального работника; 2) как высшее образование с присуждением степени бакалавра, магистра или доктора. Примерно половину всех занятий занимают практические занятия. Многие авторы выделяют главным недостатком системы подготовки социальных работников в Великобритании – короткую продолжительность срока обучения (см. Мустаева Ф.А., Петрова И.Э.).

 


 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.