Социальная работа в Великобритании (государственный уровень) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Социальная работа в Великобритании (государственный уровень)

2023-02-16 54
Социальная работа в Великобритании (государственный уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная работа в Великобритании (государственный уровень)

 

Работу выполнила

студентка группы СР-31БО

____________________ Ю.Е.Федеряева

«___»_____________________20__г.

 

Работу проверила

_________ к.п.н., доц. А.В.Кошелева

«___»_____________________20__г.

                                                                                   

 

Ярославль, 2019 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие социальной работы…………………………………………………..5

2. Возникновение социальной работы в Великобритании……………………..8

3. Предпосылки появления социальной работы в Великобритании…………10

4. Сложности становления социальной работы в Англии, волонтерские программы в Великобритании……………………...…………………………..12

5. Подготовка социальных работников в Великобритании…………………..20

6. Принципы социальной работы в Великобритании…………………………26

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы……………………...……………………30

 

 


Введение

 

Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Великобритании, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.

Впоследствии особым толчком для распространения и развития этой профессии стало появление в 40-60-х гг. ХХ столетия понятия "государство благосостояния". Суть этого понятия состоит в следующем: цивилизованные государства с этого времени начинают строить свою социальную политику таким образом, чтобы права всех граждан в социальной сфере (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, нормальные жилищные условия и др.) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного управления. В то же время постепенно пришло осознание того факта, что любые, даже самые лучшие законы не всегда "работают", если они не проводятся в жизнь на уровне отдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств. Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальных работников.

На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства. Специалисты в области социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и обоснования деятельности общественных организаций. Поэтому численность представителей этой профессии достаточно велика. К примеру, в Великобритании на сегодняшний день насчитывается около 50 тыс. социальных работников при общей численности населения немногим более 50 млн. чел. социальный великобритания волонтерский сотрудничество

Подготовка социальных работников ведется в большинстве университетов Западной Европы и США.

 

 


Понятие социальной работы

 

Понятие "социальная работа" в 1900 году было предложено Симоном Паттеном применительно к деятельности добровольных помощников в сеттльменте. Сегодня его семантическое значение значительно расширилось и не имеет однозначной интерпретации, поскольку это связано с различными стратегиями поддержки нуждающимся людям. В зависимости от узкого или широкого понимания социальной работы намечаются границы предметной познавательной области, которая во многих странах мира определяется по-разному, что является следствием национальных и культурных традиций.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе, устремленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся. Такая деятельность может выступать на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. На макроуровне социальная работа выступает в качестве определенных мер по улучшению среды обитания клиента. Эта деятельность связана с социальным администрированием, т.е. в нее входят вопросы о законодательных мерах, об организации инфраструктуры помощи, а также общественные и государственные вопросы регулирования социальных проблем:

- содействие и создание нормальных условий жизни человека в общности;

- предотвращение социально-политических и национально-этнических конфликтов;

-·выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи и освоение источников финансирования.

Как видим, важнейшими формами деятельности и существования процесса помощи являются социально-политические акции, работа в области общественного образования, организация функционирования социальных служб, предназначенных регулировать общественные отношения в местах социальной напряженности.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи семье и различным группам нуждающихся, парадигма помощи здесь достаточно широка. С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством. Это будет связано с государственной социальной политикой и стратегией помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой стороны, приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны - от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни данных клиентов.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов клиента. На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социетальные и психоментальные связи индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Парадигма помощи в этом случае достаточно широка - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.

Социальная работа является определенным социокультурным институтом. В этом качестве социальная работа выступает системой поддержки и защиты различных субъектов, исходя из их социогенетических детерминант: пола, возраста, этноса, статуса, здоровья, образования. Различное сочетание этих детерминант у клиентов вызывает к жизни многообразие институтов поддержки, которые на основе социальной типологии образуют сферы помощи нуждающимся. Основные сферы социальной работы в этой связи такие: детская, геронтологическая, промышленная, медицинская, психиатрическая, юридическая, административная социальная работа, а также социальная работа в сфере свободного времени, и т.д.

В США знание социальной работы связывают с представлениями о специфической деятельности, позволяющей субъектам восстанавливать и сохранять способность к общественному функционированию, а в Англии это знание сфокусировано вокруг принципов организации индивидуальной помощи.

Социальная работа - это базовое понятие, которое идентифицирует ряд дисциплин, раскрывающих процесс помощи и взаимопомощи в общности. Представляя собой ряд дисциплин, данная область знания призвана сформировать у будущих профессионалов целостное представление о сущности помощи в обществе, методах поддержки различных категорий населения, дать необходимую совокупность сведений о личности в дезадаптивных и аномических ситуациях. В этом отношении социальная работа как учебная дисциплина направлена на формирование когнитивных структур личности, на формирование понятийного поля профессионала и его профессиональной мифологии.[4;с.135]

 


 

Подготовка социальных работников в Великобритании

 

Как и практика социальной работы, официальное обучение и подготовка к этой работе стали развиваться в Великобритании преимущественно после Второй Мировой войны. Вероятно, первое заведение для подготовки социальных работников было основано Обществом благотворительных организаций в 1896 г.

В 1903 году Общество благотворительных организаций основало собственную Школу социологии, которая после объединения с Лондонской Школой экономики в 1912 г. преобразовалась в Департамент социальных наук и управления. В послевоенный период одно- или двухгодичные курсы социальной работы были организованны в университетах и других высших учебных заведениях.

Годы 1970–71 стали переломным моментом в истории подготовки социальных работников. В 1970 г. была осуществлена важная мера для придания единой направленности, координируя и управления образованием в области социальной работы: был учрежден Центральный совет по обучению и подготовке в области социальной работы. Изменения в организации социальной работы при местных органах и соответствующих служб после принятия в 1971 г. «Закона о социальных службах при местных органах власти» привели к тому, что почти все узкопрофильные курсы социальных работников превратились в 70-е гг. в общие, поскольку пытались за короткий срок – обычно 2 года – обучить студентов методам оказания помощи разным группам населения.

Уровни образования социального работника

Обучение социальных работников в Великобритании прочно утвердилось как в университетах, так и в других высших учебных заведениях – прежде всего, политехнических институтах. Английские университеты значительно меньше, чем средние университеты других европейских стран. Это отражается на размерах курсов социальной работы, многие из которых принимают в год около 25 слушателей. Есть более крупные школы и факультеты, как Бристольский, Кардиффский, Лестерский и Ноттимгемский.

Получение высшего образования возможно после 12-летнего обучения в начальной и средней школе. Дальнейшее обучение может проходить в университете или колледже, который может входить в состав университета. Система высшего образования состоит из трех ступеней, каждая из которых заканчивается присвоением степени: первая – бакалавра (4 года), вторая – магистра (2 года), третья – доктора (3-5 лет).

Форму, место и продолжительность обучения обуславливает уровень квалификационных аттестатов. С 1991 года в Великобритании действует две квалификации в социальной работе:

1. Аттестат службы социального обеспечения. Такой аттестат получают в результате вечернего обучения без отрыва от работы, и подготовка производится по месту работы студентов. Курс обучения делится на 3 части: 1-ая (общая, теоретическая) проходит на факультете, 2-ая и 3-я (практическая) осуществляются по месту работы и предполагают вечерние занятия и учебу неполный день.

2. Аттестат о квалификации социального работника. Для его получения необходимо учится в каком-либо академическом учебном заведении на дневной форме обучения (1-2 года).

Следующий уровень образования в социальной работе – степень бакалавра в общественных науках, присуждаемая после четырехгодичных курсов и аттестата о квалификации социального работника. Такое обучение организовано на базе университетов и политехнических институтов. Получение степени бакалавра открывает дорогу для получения более высокой степени магистра в сфере социальной работы. Как правило, эти степени нужны для ведения исследовательской работы и преподавания в академических учебных заведениях.

Относительная непродолжительность обучения объясняется тем, что учебные заведения в большинстве случаев готовят узких специалистов, а не специалистов широкого профиля. Уже при поступлении студент должен выбрать специализацию из следующего списка:

· Дети, подростки, несовершеннолетние.

· Заключенные, правонарушители.

· Больные.

· Престарелые.

· Инвалиды.

· Семьи, пользующиеся социальными льготами.

· Соседская община.

Содержание курсов определяется конкретной специализацией, но независимо от специализации существует обязательный набор дисциплин для всех учебных заведений по профилю социальной работы и различные спецкурсы.

Штат любых курсов социальной работы включает квалифицированных и опытных социальных работников, которые ведут практические занятия, осуществляют индивидуальное наставничество и устанавливают связь с базами прохождения студентами практики. В штат могут входить и ученые в области социальных наук, не являющиеся квалифицированными социальными работниками. В социальной работе упор всегда делается на то, чтобы штатными педагогами назначалось достаточное число квалифицированных и опытных социальных работников.

В Великобритании не существует обязательной подготовки преподавателей высшей школы (в отличие от школьных учителей); но некоторые преподаватели социальной работы имели возможность подготовиться к своей деятельности на специальных педагогических курсах, организованных Национальным институтом социальной работы, в Лондоне и ряде университетов.

Практика в образовательном процессе

В английских учебных заведениях, ведущих обучение социальных работников, основной упор делается на освоение практических навыков. Поэтому 50% учебного времени всей подготовки социальных работников занимает практика.

Весь учебный процесс в высшей школе, готовящей социальных работников, основан на сотрудничестве и партнерстве с агентствами социальной защиты. Предоставление рабочих мест координируется представителем комиссии по производственной практике, которая создается в каждом вузе. В состав комиссии входят преподаватели, тьюторы студенческих групп, работники агентств социальной защиты, представители заинтересованных сторон (добровольных организаций, органов местной власти и др.).

Практика включает в себя анализ и интеграцию теоретического обучения и практических навыков. Это не только непосредственная деятельность студента, но и обсуждение проделанной работы, оценка индивидуального успеха каждого студента в качественном и количественном отношениях.

Характерной особенностью организации производственной практики по социальной работе является составление трудового договора на основе трехстороннего соглашения: тьютор – студент – инструктор. Это обязательный официальный документ для всех трех его участников. Однако характер, содержательная и организационная стороны договора отражают как общие особенности социальной службы, так и специфику ее специальных направлений.

Анализ подобных договоров, заключенных в разных учебных заведениях Великобритании (Бирмингемский, Уорвикский, Шеффилдский университеты и Лондонская школа экономики), показал, что все они четко определяют требования и цели производственной практики, указывают способы привлечения студентов к проведению антидискриминационной политики. Договор предоставляет студентам возможность овладеть методикой применения соответствующей юридической базы. В нем определены содержание и методы руководства работой студентов, а также продолжительность рабочего дня, учет труда и методы оценки практики.

Английские исследователи Л. Сайсон и М. Багински утверждают, что в таком виде деятельности, как социальная работа, особо важную роль играют именно практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им. Только в условиях непосредственной работы с клиентом под руководством инструктора (наставника) студенты получают возможность развивать и совершенствовать свои способности. Обучение на рабочем месте дает возможность студентам не только овладеть конкретными навыками, но и связать теорию с практикой и осознать ценности социальной работы.

В практике учебных заведений Великобритании существуют различные варианты специализации: по группам клиентов – престарелые, дети, люди с различными отклонениями (умственными или психическими) и т.п.; по теориям, которые использует социальный работник в своей деятельности, например феминистская теория, теория кризисов, теория поведения, психодинамическая теория познания, когнитивная теория и др.; по месту проведения работы – в школах, больницах, в домах для престарелых, в местах изоляции и т.д.[2;с.86]

Высшие учебные заведения сами определяют основные направления специализации, а абитуриенты учитывают это при выборе места учебы. В учебных теоретических курсах, которые изучают студенты, избранные специализации обязательно учитываются.

Таким образом, подготовка социальных работников в Великобритании осуществляется: 1) на профессиональном уроне с получением аттестата службы социального обеспечения или о квалификации социального работника; 2) как высшее образование с присуждением степени бакалавра, магистра или доктора. Примерно половину всех занятий занимают практические занятия. Многие авторы выделяют главным недостатком системы подготовки социальных работников в Великобритании – короткую продолжительность срока обучения (см. Мустаева Ф.А., Петрова И.Э.).

 


 

Заключение

 

Являясь феноменом цивилизованного общества, социальная работа получает свое последовательное развитие по всем направлениям. Социальная работа установилась как научная и учебная дисциплина. Она имеет свой объект, предмет, категориально-понятийный аппарат, закономерности, методы и принципы. Социальная работа развивает свои технологии и овладевает инновационными подходами. В Великобритании, образование в области социальной работы ведется на университетском уровне. Значительная часть социальных работников нанимается на работу местными властями. Тем не менее, все больше и больше услуг престарелым и инвалидам предоставляется частнопрактикующими специалистами. Местные власти покупают эти частные услуги для своих клиентов пользующихся, например, методами управления конкретными случаями. Законодательная база Великобритании в области общественного ухода стимулирует подобного рода развитие. В свете новой экономической ситуации особое внимание уделяется вопросам оптимизации социального обслуживания и повышению его эффективности и продуктивности, используя научно обоснованные принципы, разработанные в менеджменте, управлении процессом, организационной деятельностью, финансовом управлении и т.д.

Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, показывает, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной системы социальной защиты, которая выступает необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность. Так как данные системы социального обеспечения призваны гарантировать и стабилизировать социальные отношения в обществе, то они должны быть открыты, доступны, эффективны, и осуществляться специалистами высокого качества.


Список использованной литературы

 

1. Васильева А.Ю. Подготовка социальных работников в Америке // Отечественный журнал социальной работы. 2017 № 1. С. 74-76

2. Горячев М. Социальная опека. – Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2016.

3. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М., 2017.

4. Казакевич Л.И. История социальной работы за рубежом / Л.И. Казакевич. – Томск: Том. Гос. Ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2015. С. 228.

5. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. – М.: "Флинта", МПСИ, 2016.

6. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной Европе. – Тамбов, 2015.

7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии, 2016.

8. Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: Инфра-М, 2014.

9. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учеб. пособие. – М.: Ин-т практической психологии,2017.

Электронные ресурсы:

10. Кремнева Т.Л. Технологии обучения практике социальной работы в Великобритании [Электронный ресурс] // Научная онлайн-библиотека Порталус. 2007. URL: http://www.portalus.ru/ (дата обращения: 14.11.19.).

Размещ

Социальная работа в Великобритании (государственный уровень)

 

Работу выполнила

студентка группы СР-31БО

____________________ Ю.Е.Федеряева

«___»_____________________20__г.

 

Работу проверила

_________ к.п.н., доц. А.В.Кошелева

«___»_____________________20__г.

                                                                                   

 

Ярославль, 2019 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие социальной работы…………………………………………………..5

2. Возникновение социальной работы в Великобритании……………………..8

3. Предпосылки появления социальной работы в Великобритании…………10

4. Сложности становления социальной работы в Англии, волонтерские программы в Великобритании……………………...…………………………..12

5. Подготовка социальных работников в Великобритании…………………..20

6. Принципы социальной работы в Великобритании…………………………26

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы……………………...……………………30

 

 


Введение

 

Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Великобритании, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.

Впоследствии особым толчком для распространения и развития этой профессии стало появление в 40-60-х гг. ХХ столетия понятия "государство благосостояния". Суть этого понятия состоит в следующем: цивилизованные государства с этого времени начинают строить свою социальную политику таким образом, чтобы права всех граждан в социальной сфере (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, нормальные жилищные условия и др.) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного управления. В то же время постепенно пришло осознание того факта, что любые, даже самые лучшие законы не всегда "работают", если они не проводятся в жизнь на уровне отдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств. Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальных работников.

На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства. Специалисты в области социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и обоснования деятельности общественных организаций. Поэтому численность представителей этой профессии достаточно велика. К примеру, в Великобритании на сегодняшний день насчитывается около 50 тыс. социальных работников при общей численности населения немногим более 50 млн. чел. социальный великобритания волонтерский сотрудничество

Подготовка социальных работников ведется в большинстве университетов Западной Европы и США.

 

 


Понятие социальной работы

 

Понятие "социальная работа" в 1900 году было предложено Симоном Паттеном применительно к деятельности добровольных помощников в сеттльменте. Сегодня его семантическое значение значительно расширилось и не имеет однозначной интерпретации, поскольку это связано с различными стратегиями поддержки нуждающимся людям. В зависимости от узкого или широкого понимания социальной работы намечаются границы предметной познавательной области, которая во многих странах мира определяется по-разному, что является следствием национальных и культурных традиций.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе, устремленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся. Такая деятельность может выступать на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. На макроуровне социальная работа выступает в качестве определенных мер по улучшению среды обитания клиента. Эта деятельность связана с социальным администрированием, т.е. в нее входят вопросы о законодательных мерах, об организации инфраструктуры помощи, а также общественные и государственные вопросы регулирования социальных проблем:

- содействие и создание нормальных условий жизни человека в общности;

- предотвращение социально-политических и национально-этнических конфликтов;

-·выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи и освоение источников финансирования.

Как видим, важнейшими формами деятельности и существования процесса помощи являются социально-политические акции, работа в области общественного образования, организация функционирования социальных служб, предназначенных регулировать общественные отношения в местах социальной напряженности.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи семье и различным группам нуждающихся, парадигма помощи здесь достаточно широка. С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством. Это будет связано с государственной социальной политикой и стратегией помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой стороны, приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны - от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни данных клиентов.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов клиента. На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социетальные и психоментальные связи индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Парадигма помощи в этом случае достаточно широка - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.

Социальная работа является определенным социокультурным институтом. В этом качестве социальная работа выступает системой поддержки и защиты различных субъектов, исходя из их социогенетических детерминант: пола, возраста, этноса, статуса, здоровья, образования. Различное сочетание этих детерминант у клиентов вызывает к жизни многообразие институтов поддержки, которые на основе социальной типологии образуют сферы помощи нуждающимся. Основные сферы социальной работы в этой связи такие: детская, геронтологическая, промышленная, медицинская, психиатрическая, юридическая, административная социальная работа, а также социальная работа в сфере свободного времени, и т.д.

В США знание социальной работы связывают с представлениями о специфической деятельности, позволяющей субъектам восстанавливать и сохранять способность к общественному функционированию, а в Англии это знание сфокусировано вокруг принципов организации индивидуальной помощи.

Социальная работа - это базовое понятие, которое идентифицирует ряд дисциплин, раскрывающих процесс помощи и взаимопомощи в общности. Представляя собой ряд дисциплин, данная область знания призвана сформировать у будущих профессионалов целостное представление о сущности помощи в обществе, методах поддержки различных категорий населения, дать необходимую совокупность сведений о личности в дезадаптивных и аномических ситуациях. В этом отношении социальная работа как учебная дисциплина направлена на формирование когнитивных структур личности, на формирование понятийного поля профессионала и его профессиональной мифологии.[4;с.135]

 


 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.