ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ

2023-01-16 38
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образовательная ситуация «Кто придумал краски? Или «Краски в огороде и на подоконнике»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения и получения красителей, красок.

Вводная часть. Левушка предлагает детям узнать тайну: внимательно рассмотреть подоконник, на котором расставлены комнатные растения, и догадаться, где в них «спрятаны» краски.

Педагог сообщает, что раньше краски получали из природных объектов (растений, камней). Кратко описывает технологию изготовления некоторых оттенков и их использование для декорирования одежды, предметов быта. Можно рассказать историю возникновения некоторых красок (масляные краски часто созданы на основе измельченных в пудру природных камней, вытяжек из растений с добавлением специальных масел. Иногда используют в технологии изготовления белок, воду, смесь глины и воды).

Педагог предлагает детям отправиться в лабораторию природы и узнать, какие краски их каких материалов сделаны.

Развитие образовательной ситуации.

Возможные вопросы и задания: подобрать растения (цветы, овощи, фрукты) или фотографии к соответствующим оттенкам, придумать интересные названия оттенкам и цветам.

Наблюдать изменение цвета (оттенка) под воздействием разных условий (засыхания, варки).

Нарисовать узоры естественными красителями (отпечатки свекольными штампами «Свекольный натюрморт», «Соковые узоры» и т.п.

Методические рекомендации. Возможно посещение музея, Ботанического сада, выставки. Домашнее задание: совместно с родителями найти дома «красящее» растение (овощ, фрукт).

 

Образовательная ситуация «Опыт цветом» или «Цветные превращения»

Цель: познакомить детей со способами смешивания красок.

Развитие образовательной ситуации.Педагог от лица Левушки предлагает детям объяснить, как можно получить всего из семи цветов такое разнообразие? Далее предлагает отправиться в уголок творчества и стать помощниками художника – получить как можно больше разных оттенков.

Варианты построения опытов: 1) возможно последовательное добавление цвета в другие цвета с последующим придумыванием образного названия полученному оттенку и дорисовкой до некоторого образа; 2)смешивание только одного цвета (например, получение из желтого цвета золотистого, лимонного, медового и др.)

Игра – театрализация «Теремок»

Цель: активизация впечатлений детей в творческой игре.

Организация игры. Педагог предлагает рассказать всем известную сказку «Теремок» на новый лад – вместо героев сказки будут новые персонажи – краски. Дети распределяют роли, вместе с педагогом придумывают реплики с красками (о чем хотела бы рассказать краска, какая она по настроению, что бывает такого же цвета). С помощью педагога разыгрывается сюжет.

Организация выставки «Радужный мир» (совместно с детьми)

Цель:стимулирование проявления индивидуальных предпочтений детей; создание ситуации для проявления посильной самостоятельности, отражение впечатлений в форме игры, дизайн – деятельности, изобразительного творчества.

Организация детской деятельности. Педагог предлагает детям сделать сюрприз для Левушки и оформить выставку «Радужный мир» (другие возможные названия: «Краски – друзья», «Палитра волшебной страны», «Хоровод красок», «Радужная улыбка»), совместно обсуждается форма представления (Как лучше расположить? Что будет представлено в качестве экспонатов? Какие цвета и оттенки лучше расположить рядом?.. В галерее можно представить репродукции известных полотен разного размера; детские работы, выполненные в процессе проекта; наборы красок, кисти, цветную, оригинально скрепленную бумагу (бабочка, радуга и т.п.), кляксы для дорисовки, игровых персонажей разного цвета (гномы, человечки и т.п.), фотографии и картинки с изображением «типичных» по цвету предметов; сенсорной коллекции (лоскуты и бумагу разных оттенков, цветные стекла и т.д.).

Этап: обобщение, итог проекта.

Образовательная ситуация «Что мы узнали о красках» или «Как краски стали друзьями»

Цель: обобщение и уточнение освоенного опыта; начальная систематизация представлений о цветах и оттенках, палитре; стимулирование индивидуальных и творческих проявлений детей.

Организация ситуации. Ситуация может проводиться как творческий досуг, праздник, игра. Для активизации интереса детей, можно включать записи «цветных» песенок, внести новые разноцветные карандаши или организовать игру в галерее.

Педагог обращает внимание детей на карту путешествия в Радужную страну, предлагает вспомнить, что они увидели в ходе путешествия? Что больше всего запомнилось? Какие цвета и оттенки больше нравятся?

Развитие образовательной ситуации. Детям предлагается составить палитру природы: сначала вспомнить, какие цвета можно встретить в природе. Отобрать краски и оттенки из специального материала (круги или кляксы разного цвета), назвать предметы заданного цвета, найти заданные цвета в представленных в галерее репродукциях. Воспитатель зачитывает описание цвета, загадку или называет предмет, имеющий «типичную» окраску, предлагает детям определить цвет, пояснить ответ.

Далее предлагает вспомнить Царства красок, пластически выразить свои ощущения о называемом педагогом цвете. Воспитатель для активизации детей может использовать образные описания ситуаций (яркие языки пламени вздымаются ввысь, словно пляшут; теплый солнечный лучик согревает все вокруг, и сразу становится радостнее).

Далее детям предлагается вспомнить палитру зимней и осенней природы, припомнить цвета лета и весны. Составить коллаж (разрисовать пейзажную заготовку)по теме сезонных изменений в природе (возможные темы: «Золотой листопад», «Сны зимнего леса», «Лето красное – прекрасное!»).

 

Образовательная ситуация «Солнечное чудо»

Программное содержание. Вызывать эмоционально-эстетический отклик на изображение предметных явлений, красоты природы (радуга, солнечные пятна); стимулировать желание рассматривать и замечать в окружающем мире красоту света и цвета. Расширять представления детей о цвете как средстве выразительности. Познакомить с особенностями передачи солнечного цвета в пейзажных работах. Обогащать сенсорный опыт, цветовосприятие; развивать умения познавательной деятельности (анализировать, сравнивать), наблюдательность.

Активизировать использование слов: свет, цвет, радуга, тень, разноцветный, солнечный, яркий, пейзаж, художник, палитра.

Основной визуальный ряд:

1. А.И.Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898 – 1908. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. А.И.Куинджи. Березовая роща. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

3. А.К.Саврасов. Радуга. 1875. Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования самостоятельной образовательных ситуаций, упражнений, игр с детьми:

1. А.И.Куинджи. Закат. 1876. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. И.Э.Грабарь. Зимнее утро. 1907. Севастопольский художественный музей им.П.М.Крошицкого;

3. Ф.А.Васильев. Мокрый луг. 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

4. Н.Н.Дубовский. Притихло. 1890. Русский музей, Санкт-Петербург;

5. Б.М.Кустодиев. Закат. Конец 1990. Русский музей, Санкт-Петербург;

6. И.И.Левитан. Вечер на Волге. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть.Детям предлагается вспомнить путешествие в Радужную страну. Становится вопрос: может ли сказка, разноцветное чудо, присутствовать в обычной жизни? В диалоге с Левушкой педагог подводит детей к тому, что внимательные художники умеют подмечать сказку в самом обычном; предлагает «заглянуть» в их мастерскую, познакомиться с картинами и найти Радужное чудо.

Развитие образовательной ситуации. Педагог приглашает детей в галерею, в которой представлено 3-4 репродукции, на которых изображены радуга, солнечные пятна на стволах деревьев и т.д. (см.расширенный визуальный ряд); предоставляет детям рассмотреть изображения, обобщает высказывания, подводя к тому, что в картинах художники умели уловить чудо солнечного света. Смотрите, радуга растянулась веселой разноцветной улыбкой, а здесь солнечные пятна играют в прятки с тенью. Предлагает детям отправиться на встречу с художником Солнцем.

При рассматривании образа радуги следует обратить внимание детей на причины возникновения, кратко описать историю солнечного лучика, попавшего в капельку воды и распавшегося на различные цвета (попросить детей их называть).

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил                                             

Мост волшебный без перил.

(радуга)

Обратить внимание детей на выпуклую дугу радуги, предложить сравнить ее с другими предметами (например, мостик, спинка, полукруг, зонтик); уточнить приметы, связанные с радугой (увидеть – к удаче, можно загадывать желание). Далее можно предложить детям, «сидя на радуге», посмотреть вниз: на расстилающиеся просторы, вьющуюся дорогу, мокрую от дождя изумрудную траву; рассмотреть изображенные дали; почувствовать запах земли; а затем найти в изображении и перечислить предметы, соответствующие цветам радуги.

Путешествуя вслед за солнечным лучом (физкультурная пауза: движение детей по группе за лучиком света, обогревание растений, распускание цветов и т.п.), перейти к рассматриванию картины «Пятна лунного света в лесу. Зима» А.И.Куинджи. Попросить детей описать, какое время года изображено на картине, пояснить ответ (убранство снега, укутывающего землю, деревья). Уточнить впечатления детей (Нравится? Хотели бы там оказаться? Сказочный лес или настоящий?) Предложить показать, например, волшебной указкой, где спрятались в картине солнечные зайчики (светлые солнечные пятна), посчитать, повторить в воздухе пальчиком их форму, сравнить со сказочными персонажами; предложить придумать название картине. Затем педагог приводит авторское название, предлагает поразмышлять, почему произведение названо именно так, в чем заключается сказка: обращает внимание на выразительность, сказочность деревьев, окутанных снегом и превращенных в необычные формы, на блеск и игру пятен света.

Можно организовать опыт с фонариком (подсветка разных поверхностей (ваты, зеркала, воды), освещение через ладонь с растопыренными пальцами), игру с теневой ширмой и рамками (листами бумаги с разными по форме и размеру дырками).

Обобщение опыта, итог ситуации. В заключение педагог предлагает выглянуть в окно, найти солнечный лучик, солнечные пятна; уточняет, понравились ли детям картины художника Солнца, предлагает догадаться, к какому жанры можно отнести такие изображения, уточняет детские рассуждения. В продолжение детской деятельности можно предложить нарисовать радугу, солнечный лучик на заготовках (вырезанных из журналов фотографий природы) либо изобразить историю путешествия солнечного зайчика.

 

Образовательная ситуация «День и ночь»

Программное содержание. Обогащать у детей опыт насмотренности разных по средствам выразительности и видам пейзажей; способствовать появлению эмоционально-эстетического отклика на изображение природы. Расширять представления детей о пейзажной живописи; уточнять представления о времени суток (день, ночь), подводить детей к пониманию того, что художник подбирает и комбинирует средства выразительности, чтобы наиболее ярко (понятно, выразительно) передать замысел. Развивать художественное восприятие, аналитические умения, сенсорные и эстетические способности.

Активизировать исполнение названий времени суток, слов, характеризующих время суток и природные явления (темно, светло, восход, закат, освещено), городской и лесной пейзаж.

Основной визуальный ряд:

1. И.И.Шишкин. Утро в сосновом бору. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2. А.И.Куинджи. Украинская ночь. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

3. И.К.Айвазовский. Итальянский пейзаж. Вечер. 1858. Феодосинская картинная галерея им.И.К.Айвазовского.

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования самостоятельных образовательных ситуаций, упражнений, игр с детьми:

1. А.К.Беггров. Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь. 1882. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. А.И.Куинджи. Ночное. 1905-1908. Русский музей, Санкт-Петербург.

3. А.И.Куинджи. Ночь. 1880. Музей-квартира А.И.Куинджи, Санкт-Петербург;

4. А.И.Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Русский музей, Санкт-Петербург;

5. 4А.И.Куинджи. Закат. 1876-1890. Русский музей, Санкт-Петербург;

6. И.И.Левитан. Летний вечер. Река. 1890-1896ю Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Педагог предлагает детям вспомнить, какие они видели пейзажи, поясняет, что это такое. Задает вопрос о том, бывают ли, по мнению детей, утренние пейзажи, пейзажи ночи? Как можно изобразить ночь, если ночью темно?

Развитие образовательной ситуации. Воспитатель предлагает детям расколдовать картину, для чего нужно вспомнить приметы утра (дня, ночи или вечера) и разгадать загадку о времени суток. После верных детских ответов педагог предлагает рассмотреть репродукции картин и догадаться, на каких из них изображено разное время суток.

При рассматривании картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» порадоваться изображению семейки медведей: важной заботливой мамы и шустрых непосед медвежат. Далее обратить внимание на название картины, попросить детей найти приметы утра (в описании выделить непроходимость лесных дебрей (пояснить слово), глухой лес, поваленные бурей стволы столетних деревьев, кряжистые сучья, плотный, словно молочный утренний туман, через который еще не может пробиться солнечный луч).

Предложить детям рассмотреть и описать медвежат (пояснить, почему детям кажется, что медвежата очень маленькие, спросить, похожи ли они на рассматриваемых ранее медвежат художника-иллюстратора Е.Н.Чарушина); обратить внимание на то, что два медвежонка отважно карабкаются на поваленное дерево, веселятся, играют, а третий опасливо всматривается в туманную дымку. Заботливая мама рядом со своими малышами, но не мешает им резвиться – нужно, чтобы они выросли ловкими и сильными.

Обратить внимание детей на разнообразие цветов и оттенков, используемых художником, попросить детей назвать знакомые им цвета, придумать для них интересные «утренние» названия.

Уточнить, что данную картину написал И.И.Шишкин, которого называют мастером лесного пейзажа; подвести детей к тому, что на картине главным является просыпающийся после ночи могучий, почти сказочный сосновый лес, заботливо оберегающий своих обитателей – медвежье семейство.

Далее детям предлагается пластическим способом изобразить различные утренние и дневные занятия (физкультурная пауза «Что мы делаем – не скажем, а покажем»).

Демонстрацию картины А.И.Куинджи «Украинская ночь» можно предварить рассказом о создании произведения: показ самого произведения может стать восхищением мастерством художника. Предложить детям назвать признаки ночи, пояснить ответы. Обратить внимание, как мастерски художник использует цвет (несмотря на ночь, видны детали), на палитру цветов и оттенков. Вспомнить 2-3 строки стихотворений и описаний ночи, сопоставить с образом ночи, созданным А.И.Куинджи. Поиграть в слова – придумать интересные описания ночи (темная, синеющая, тихая и т.д.). Обобщить, что художник создавал замечательные пейзажи: степные дали, просторы Украины, мастерски используя неповторимую и очень узнаваемую цветовую гамму, цветовые и световые эффекты.

При рассматривании городского пейзажа (например, картины А.К.Беггрова «Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь» (расширенный визуальный ряд) обратить внимание детей на изображенный эпизод, предложить пояснить, что заинтересовало автора. С опорой на личные впечатления детей уточнить, могли ли они наблюдать такой пейзаж за окном? Обратить внимание детей на то, что данное изображение тоже относится к пейзажу, городскому пейзажу (повторить название) Предложить рассмотреть изображение и найти сочетания знакомых мест (моста, колонн), силуэты рыбаков, караван лодок, выглядывающую из-за плывущих облаков луну и искорки звезд. Уточнить изображенное время суток. Полюбоваться изображением, пластикой изобразить прогулку по городу.

Обобщение опыта, итог ситуации. Педагог напоминает детям о том, что они рассматривали разные виды пейзажа, уточняет, что любое время суток художники мастерски умели передавать на своих полотнах (неуловимость утра, тишину и магию ночи, шумную суету дня). Детям предлагается в тетрадях для творческих работ создать собственный утренний (вечерний) пейзаж.

 

Образовательные ситуации «Снег кружится и летает» и «Снежная сказка» (2 встречи)

Программное содержание (для обеих образовательных ситуаций). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на выразительный образ зимы, зимней природы, интересные и гармоничные цветовые сочетания. Стимулировать умение наблюдать состояния природы, замечать проявления красоты в окружающем мире. Развивать художественно-эстетическое восприятие, умение последовательно рассматривать изображение, сравнивать используемые художниками средства выразительности, сопоставлять образы. Развивать творческие и эстетические способности, стимулировать индивидуальные проявления детей. Продолжать знакомить с разными пейзажными и жанровыми изображениями, развивать представления о средствах выразительности (цвете, композиции).

Активизировать использование слов и словосочетаний: картина, пейзаж, жанровое изображение (сценка), различные цвета, оттенки, первый план, дальний план (вдалеке); прилагательных, обозначающих состояние зимней природы.

Основной визуальный ряд (для первой образовательной ситуации):

1. А.А.Пластов. Первый снег. 1946. Тверская картинная галерея.

Примерный ход образовательной ситуации

«Снег кружится и летает»

Вводная часть.Педагог уточняет у детей, рады ли они приходу зиму. Делится своими впечатлениями о зиме (Я тоже люблю зиму. Выпало много пушистого снега, все белым-бело. На окнах словно снежной кистью мороз выводит чудесные узоры. Снег хрустит под ногами. Можно играть в снежки, лепить снежных баб и снеговиков, кататься на коньках и санках. А как красиво в лесах и парках: все деревья в снегу?).

Развитие образовательной ситуации. Воспитатель может 2-3 предложениями начать рассказ о Морозко (Деде Морозе, царевне Снежинке и т.п.). Можно использовать сюжетные эпизоды (например, снег, идущий после взбивания снежной перины). Далее демонстрируется изображение визуального ряда, детям представляется время рассмотреть его, затем педагог вместе с детьми описывает изображенное.

Например, при рассматривании картины А.А.Пластова «Первый снег» следует обратить внимание на детей, которые, наспех (пояснить слово: быстро, спешили) надев валенки, выбежали на крыльцо уютного деревянного дома и остановились зачарованные (пояснить слово: чары, чудо, волшебство) первым снегом. Снег тихо опускается, словно вальсирует (танцует вальс). Крупные (их хорошо видно) пушистые снежинки порхают (летают) везде: в маленьком дворике, и дальше за забором, по всей улице. Предложить детям рассказать о маленьких зрителях снежного чуда (Младший брат удивленно смотрит на небо. Старшая сестра улыбается снегу. Даже ворона рассматривает снег). Подумать, холодно ли детям стоять на крыльце?

 

 


Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все вокруг одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала.


И.Суриков

Первый снег



Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!          

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

Нарядились и рябинка

В белый, праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.


 

Далее можно предложить детям превратиться ы снежинки: полетать по группе под разные по настроению музыкальные фрагменты (1-2 с ярким контрастным звучанием), обыграть дуновение северного ветра, мягкое кружение снежинок.

Обобщение опыта, итог ситуации. Педагог вопросами подводит детей к обобщению: предлагает подумать, как можно назвать картинку, которую они рассматривали. Уточняет у детей, что же на их взгляд, так заинтересовало художника? Подводит к тому, что автор картины, как и изображенные им дети, рад приходу зимы, первому снегу. Далее педагог предлагает детям нарисовать свою картину. Используется лист серого или синего цвета, белая гуашь, восковые мелки. Возможно создание аппликационного образа с помощью толченой окрашенной скорлупы, ваты на темы: «Вечерний снегопад», «Веселый хоровод снежинок», «Пушистые снежинки кружатся над городом», «Я любуюсь первым снегом» (основная идея данной работы – передать ритм снегопада).

Ориентировочный визуальный ряд (для второй образовательной ситуации):

1. И.И.Шишкин. Зима. 1890. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. И.Э.Грабарь. Зима. 1903. Русский музей, Санкт-Петербург;

3. И.И.Левитан. Зимой в лесу. 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования самостоятельных образовательных ситуаций, упражнений, игр с детьми:

1. К.Ф.Юон. Русская зима. Лигачево. 1947. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

2. И.И.Левитан. Деревня. Зима. 1878. Тульский областной художественный музей;

3. Е.Е.Волков. Ранний снег. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Примерный ход образовательной ситуации «Снежная сказка»

Вводная часть. Детям предлагается посмотреть в окно, полюбоваться пейзажем. Далее педагог обращает внимание детей на то, что узоры на стекле очень похожи на картины (можно рассмотреть узоры, найти в них образы). При необходимости педагог может использовать витражные краски, самоклеящуюся пленку или прикрепленные к стеклу ажурные снежинки.

Развитие образовательной ситуации. Далее педагог предлагает детям-снежинкам полететь в лес, проведать деревья, проверить много ли снега там, ничего не забыть Морозко.


Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай…


При рассматривании произведения И.И «Зима» предложить детям найти «место приземления снежинок» - назвать изображенные деревья. Педагог может обратить внимание на царство снега (Снег словно окутал и стволы упавших деревьев, и ветви елок; расстилается белоснежным пушистым теплым ковром). Уточнить у детей, может ли снег быть теплым; пояснить, что слой снега хорошо удерживает тепло, поэтому земля и все, что в ней находится (ростки будущих трав, деревьев, насекомые), спят в тепле. Обратить внимание детей на чудный лес, сравнить его со сказочным лесом, найти признаки сказки, рассмотреть деревья, представить сказочных персонажей, которые могут быть в этом лесу. Далее предложить назвать цвета, которые использует художник, подобрать выразительные слова, сравнения при описании снега.

Предложить детям услышать звуки леса: скрип деревьев, треск сучьев, ломающихся под снегом, хруст шагов. Можно включить фрагмент звуков леса или использовать специальный тактильный фонд (например, мешочек с крахмалом). Обратить внимание на изображенную художником птицу, предложить описать ее (важно сидит на ветке, наблюдает, прислушивается к тому, что происходит в лесу). Обобщить впечатления детей, уточнив, что И.И.Шишкин создал тихую, но наполненную звуками картину.

При рассматривании контрастного по сюжету и настроению произведения можно обратить внимание детей на доминирование других цветов и оттенков снега, что создает ощущение стужи, лютого холода. Предложить назвать персонажей, которые могли бы гулять по этому лесу (педагог называет 2-3 персонажа известных детям сказок или описывает характер: злой, вредный Мороз, Снежная королева, Снежная Бабушка-заботушка).

Зимние краски

                                                       Заготовила зима

                                                       Краски все для всех сама.

                                                       Полю – лучшие белила.

                                                       Зорям – алые чернила.

                                                       Всем деревьям – чистые

                                                       Блестки серебристые.

                                                       А на улице – ребят

                                                       Разукрасила подряд.

                                                       Как художник красит разным:

                                                       Кто играет, красит красным.

                                                       Кто боится шевелиться –

                                                     Краска синяя годится.

                                                     Ни за что не выпросить

                                                     По-другому выкрасить!

                                                                                                В.Фетисов

Далее педагог предлагает детям помочь снежинками найти свою картину: подобрать снежинки разных оттенков (оттенки голубого, фиолетового, нежно-серого и т.д.) к двум картинам и разложить их.

Обобщение опыта, итог ситуации. В заключение педагог предлагает детям выбрать, какая картина более тихая (громкая), теплая (холодная). Уточняет, в какой картине дети хотели бы побывать. Обобщает, что художники умели замечать красоту природы и мастерски передавать ее в картинах, используя разные цвета и оттенки. Далее педагог предлагает детям стать художниками и нарисовать дерево, покрытое снегом. Дети выбирают силуэт дерева на цветном фоне из 2-3 предложенных вариантов. Затем заполняют его коричневой, бежевой, белой краской (дубы, осины, березы) и «укутывают» в снежную шубу. Полученные изображения оформляются в виде чудесного зимнего леса на одном фоне – основе.

 

Образовательная ситуация «Сарафаны вышитые, шали набивные»

Программное содержание. Активизировать интерес к созерцанию красоты предметов одежды, костюма (на примере русского народного костюма и народных промыслов: Павлово-Посада). Познакомить с историей возникновения народных промыслов по изготовлению одежды (на конкретных примерах). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на красивые предметы одежды, яркие краски, выразительные элементы декора. Показать, как передана красота природы в элементах росписи. Поощрять высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций; развивать эстетические способности. Активизировать отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности.

Активизировать использование названий предметов одежды русского народного костюма (юбка, сарафан, косынка, платок, передник-фартук, рубаха, штаны, пояс-кушак и т.д.); часто упоминающихся в сказках и русском фольклоре описаний цветовой и декоративной окраски)яркие, пестрые, набивные), названий некоторых промыслов по изготовлению одежды, технологий (вышивка, ткачество, кружево).

Ориентировочный визуальный ряд: 3-4 предмета народных промыслов (кружево, платок, передник), фотографии предметов одежды в стилистике народных промыслов.

На диске представлены:

1. Прялка. Тотемский уезд, Вологодская губерния. 1886. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. Покрывало. Шитье из текстильных лоскутов. Архангельская область. XIX в. Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва;

3. Женская рубаха. Вышивка. Рязанская область. XIX в. Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва;

4. Блуза женская. Вышивка. Галиция. Конец XIX – начало XX вв. Музей украинского искусства, Львов;

5. Женская рубашка и юбка. Вышивка. Брестская область. Около 1930. Музей Республики Беларусь, Минск;

6. Ситец «Кумачовый». Фабрика торгового дома «А и А.И.Барановых». 1863. Ивановский областной краеведческий музей;

7. Рубели. Мезенский уезд. Архангельская губерния. XIX в. Русский музей, Санкт-Петербург;

8. Фрагменты резных прялок. Вологда. 1920-е. Русский музей, Санкт-Петербург;

9. Вышитое полотенце. XIX в. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва;

10. Край настилальника (простыни) с орнаментом из райских птиц. Каргополье. Вторая половина XIX в. Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей- заповедник;

11. Пряха. Фотография.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Педагог приглашает детей к ярко украшенному сундуку и предлагает рассмотреть, что в нем лежит; обыгрывая, достает из сундука нарядную одежду. Обобщая вопросы детей, уточняет, что в такую одежду одевались люди раньше; напоминает, что в русских народных сказках часто героини (Машенька, Аленушка и даже лисичка-сестричка) ходили в длинных юбках, рубашках, повязывали косынки или платки. Демонстрируются фотографии или медиа-материалы с изображением костюма (женщины или девочки), поясняется назначение предметов одежды. Детям предлагается рассмотреть изображения и высказаться, нравиться ли им такая одежда, для какого сказочного персонажа она могла быть сшита. Можно обратить внимание на плавность линий (складки, оборки), сочетание или контраст (яркость) цветов, использование элементов декора (нарядные пояса), разгадать загадки.

Скорчиться – с кошку                                                                 Днем как обруч, ночью как уж.

Растянется – с дорожку                                                                                                       (пояс)

                       (веревка)

Один вход, три выхода.                                                            Конь стальной, хвост льняной.

                         (рубаха)                                                                                     (иголка с ниткой)

Развитие образовательной ситуации. Далее педагог предлагает детям познакомиться с процессом изготовления предметов одежды. При рассматривании фотоматериалов с демонстрацией прялки и процесса прядения предложить детям самим пояснить, что происходит на фотографии, уточнить слова (прялка, нить, пряха, веретено). Можно рассмотреть фотографию прялки, предложенную на диске, обратив внимание на образы солнца (посчитать круги-солнышки, припомнить расположение солнца в разное время суток). При рассматривании предметов одежды или фотографий (визуальный ряд) обратить внимание на красоту повседневного костюма (яркие цвета, интересные узоры), предложить детям назвать цвета и узоры; порассуждать, нравиться ли пряхе ее занятие.

Переходя к следующим изображениям, предложить детям пофантазировать, какие предметы одежды получатся из нитей, которая прядет пряха. Кратко уточнить, что из нитей ткали полотно, затем его расписывали и набивали (специальными оттисками – штампами наносили рисунок). Можно продемонстрировать прием (предложить детям на заранее подготовленном отрезе синей или голубой хлопчатобумажной ткани оставить яркие снежные отпечатки штампами, изготовленными из моркови или картофеля).

Далее педагог предлагает рассмотреть предметы одежды, сказочным образом появившиеся в группе (вынимаются так, чтобы дети не видели), например, павловопосадский платок; обращает внимание на яркие цвета (предлагает их назвать), сказочные узоры из диковинных цветов, ягод, голосистых птиц. В описании узоров платка можно использовать сказочные сюжеты (расцветание чудо-цветов, путешествие диковинной птицы и т.д.). Педагог уточняет, что платки могли многое рассказать о своей хозяйке, зачастую их привозили как особый подарок, хранили как приданое к свадьбе, умели их особым образом подвязать. Кратко сообщает, что во многих селениях, слободках мастерицы плели, вышивали, шили, украшая свои изделия диковинными узорами. Так, в павлопосадских платках большие, яркие, словно сказочные розы – купавки – часто располагались по периметру (краям) платка, а мелкие – словно рассыпались в центре.

Обобщение опыта, итог ситуации. В заключение педагог предлагает вспомнить и помогает обобщить: как изготавливали одежду? Какие узоры понравились детям? Предлагает составить узор для платка (варианты: аппликация на ткани из готовых тканных или бумажных элементов, роспись или штамповка гуашью на тонированной ткани).

Методические рекомендации. После проведения данной образовательной ситуации можно организовать рассматривание и обследование разных тканей (хлопчатобумажной, бархата, вуали), дидактические игры с подбором лоскутов тканей определенного вида, цвета, рассматривание кружева (несложного по плетению), поясов; украшение костюмов к сказкам и праздникам («Узор к шубке Снегурочки», «Орнаменты на варежках Деда Мороза», «Кружева для снежинок», «Убранство елочки»).

Образовательные ситуации, самостоятельно планируемые педагогом.

Возможные темы: «В гостях у Мастерицы Зимы», «Кружится ниточка – кружево плетется», «Узоры на переднике, платке и рушнике».

Ориентировочный визуальный ряд к образовательной ситуации «В гостях у Мастерицы Зимы: 3-4 предмета народных промыслов (кружево, платок, передник), фотографии предметов одежды в стилистике народных промыслов.

На диске представлены:

1. К.В.Исакова. Панно «Олени». Вологда. Фрагмент. 1968. Русский музей, Санкт – Петербург;

2. В.Д.Веселова. Жилетка «Болеро». Вологда. 1970. Русский музей, Санкт-Петербург.

Методические рекомендации. В продолжение темы предыдущей образовательной ситуации можно на доступном уровне познакомить детей с особенностями вышивки и кружевоплетения. Мотивом может являться путешествие к Мастерице Зиме. Например, педагог обращает внимание детей на окна, расписанные узорами (декорирование витражными красками, ажурными бумажными снежинками или нанесенным с помощью свечи орнаментом). Предлагает подумать, кто создает такие узоры? На что они похожи? Можно прочитать 2-3 строки стихотворений с упоминанием процесса возникновения узоров, сковывания рек и озер. Воспитатель обобщает, что узоры получаются из-за замерзания воды, подводит детей к тому, что узоры, часто повторяли их в своей одежде, убранстве. Далее предлагает отправиться в сказку природы в гости к Мастерице Зиме и рассмотреть созданные ею орнаменты. Педагог демонстрирует материалы (разноцветные нитки, пяльца, булавки, коклюшки), показывает и комментирует 1-2 приема (действия) и предлагает рассмотреть результат (кружево, вышивку). Следует обратить внимание детей на свойства материалов (легкость, ажурность кружева, тонкость и аккуратность вышивки), тактильно обследова


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.