МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ К БЛОКУ 1 — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ К БЛОКУ 1

2023-01-16 36
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ К БЛОКУ 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ

1.2. Образовательные ситуации « В некотором царстве – игрушечном государстве жили-были…»

Программное содержание (к серии образовательных ситуаций). Активизировать интерес к рассматриванию народных игрушек, народным промыслам. Способствовать проявлению эмоционально-эстетического отклика на выразительность народных игрушек, узнаваемых персонажей. Расширять и углублять представления детей о народной игрушке (используемые материалы, символы и узоры, особенности средств выразительности: яркие цвета, элементы росписи) на примере игрушек разных промыслов. Развивать художественное восприятие, умение последовательно рассматривать предметы народных промыслов, выделять знакомые цвета, формы (обследовать предметы тактильно и зрительно), устанавливать ассоциации с собственным опытом, выделять сходство изображений с предметами окружающего мира. Активизировать проявление индивидуальных предпочтений, творческих проявлений.

Активизировать использование слов и словосочетаний: народная игрушка, мастер-умелец, семеновская матрешка, дымковская барышня, конек, павлин, узоры, орнамент, яркий, декоративный, нарядный. Дети должны знать названия некоторых народных промыслов (каргопольская, филимоновская, богородская игрушка и т.д.), основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.).

Ориентировочный визуальный ряд

Для каждой образовательной ситуации: отбор по 2-3 игрушки 2-3 промыслов. Игрушки разные по образам, материалам, используемым элементам декора. Фото-и медиаматериалы используются для усиления образовательного эффекта.

На диске представлены:

1. Конь. XIX в.Архангельская губерния. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. Детская каталка. Конец XIX в.Кирилловский уезд, Новгородская губерния. Русский музей, Санкт-Петербург;

3. Глиняные игрушки. Конец XIX – начало XXв. Г.Скопин Рязанской области. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург;

4. Игрушки. XIXв. Владимирская губерния. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва;

5. А.А.Мезрина. Няня с детьми. Дымковская слобода в Вятке. Конец XIX – начало XX в. Русский музей, Санкт-Петербург;

6. Е.И.Косс-Деньшина. Дама и кавалер. Киров. 1971. Русский музей, Санкт-Петербург;

7. Павлин. 1978. Киров. Частная коллекция;

8. В.И. Дружинин. Крестьянка, гармонист, охотник. Каргопольский район, Архангельская область. 1940. Русский музей, Санкт-Петербург;

9. Медведь. с.Богородское, Московская область. 1920 – 1930-е. Русский музей, Санкт-Петербург;

10. Баран и олень. Д.Филимоново, Тульская область. XX в. Русский музей, Санкт-Петербург.

Образовательная ситуация « В гостях у мастера Ивана»

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Активизация детской деятельности может осуществляться в разных формах: костюмированная ярмарка – представление с нахваливанием – описанием товара, приглашение детей в магазин игрушек, сюрпризное внесение ярко оформленного короба (сундука), в котором находятся необычные предметы – диковинные игрушки, или рассказывание сказки, в канву которой включена информация об истории промысла.

Педагог последовательно извлекает игрушку из короба (сундука), предоставляет возможность детям рассмотреть и высказаться. Уточняет, что в такие игрушки играли прабабушки и прадедушки (пояснение слов: дедушка дедушки). Предлагает вспомнить, какие игрушки они видели, знают (осваивали в предыдущей возрастной группе), может быть есть дома у ребят. Уточняет, что игрушки («щепной товар») делали в разных деревеньках, селениях, слободках (пояснение слов), дарили детям, использовали как обереги, торговали на базарах. В каждом селении были свои известные мастера и мастерицы; иногда игрушки делали целыми семьями ( от мала до велика). В ход шли разные материалы: деревянные полотенца, щепа, лоскуты, солома и даже тесто (демонстрируется материал).

Далее педагог сообщает детям, что у каждой игрушки есть своя история, и предлагает детям их послушать.

Развитие образовательной ситуации. Для демонстрации истории создания игрушек, можно использовать медиаресурсы (см.рекомендованные медиаресурсы к программе), электронные презентации, составленные педагогами, видеофрагменты популярных фильмов.

Рассказ может быть построен как сказка о житие-бытие в некоторой слободе народного мастера Ивана (бабушки Марьи и т.д.), который решил позабавить ребят, заготовил в лесу липовые и березовые чурки (пояснение слов для детей-поленья), высушил на ярком солнышке, вырезал острым ножичком-резаком (топором для крупных поленьев; тесаком, стамеской - для мелких), создал интересные деревянные игрушки – и медведей косолапых, лакомящихся медом, и курочек, клюющих по зернышку, и дудочки звонкие (демонстрация игрушек, упоминание выражений «щепной товар», «скульптурное белье» от слов щепа, белый (неокрашенный)). Можно уточнить, что раньше детей с 4-5 лет привлекали к изготовлению таких игрушек.

Далее педагог предлагает детям рассмотреть игрушки, изготовление мастером, подержать их в руках, тактильно обследовать (пальчиком провести по шерстке медведя, ладошкой повторить форму курочки и т.д.); обращает внимание на выразительность образа игрушки. Уточняет, хотели бы дети иметь такие игрушки, нравятся ли они им? Сообщает, что такие красивые и интересные игрушки мастер Иван дарил соседским ребятам, возил на торг (пояснение слов: рынок, базар, торговаться).

При использовании визуального ряда диска можно обратить внимание на простоту и обобщенность формы коня (конь сильный – много товара может в телеге везти). При рассматривании детской каталки отметить узор (солнышко на спинке, словно нарисованное рукой ребенка), удобство формы каталки.

Обобщение опыта, итог ситуации. Педагог уточняет название промысла – Богородская игрушка (можно прокомментировать название), предлагает детям составить макет-коллаж своей игрушки (из силуэтов, используемых в промысле образов), разыграть эпизоды знакомых сказок.

 

Образовательная ситуация «В гостях у глиняных дел мастериц»

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Педагог напоминает детям предыдущую игру-путешествие к мастеру Ивану, уточняет, что больше всего запомнилось детям, обращает внимание, что в сундуке (магазине игрушек или ярмарке) осталось много других предметов и игрушек. Педагог обращает внимание детей на глиняные игрушки, предлагает догадаться, из какого материала они изготовлены. На примере скопинских глиняных игрушек предлагает детям высказаться об узнаваемых образах (упрямый баран, рогатый олень, медведь словно ведут разговор при встрече), а затем отправиться в новое путешествие – в гости к мастерицам Феклуше и Дарьюшке, которые делают подобные игрушки. Начинает рассказ-описание.

Развитие образовательной ситуации. В кратком описании истории возникновения дымковской глиняной игрушки (мастерица Дарьюшка) можно отметить мягкость глины (природного материала, из которого выполнены игрушки); яркость красок, использованных при росписи; веселый нрав селян – людей, проживающих в слободе. Можно описать и продемонстрировать процесс возникновения игрушки (рассмотреть глину, разминать пальцами, вылепить конус, круг, шар), сопровождая действия пояснениями (глина – мягкий и пластичный материал, что дает мастеру возможность слепить много деталей: и воланы к платью, и оборки к юбке). Обратить внимание детей на особенности узоров и элементов росписи (пояснить слово «расписывать» - писать красками яркие нарядные узоры); показать символы солнца, воды, земли.

Рассмотреть последовательно 1-2 игрушки промысла: предложить детям обратить внимание на элементы, назвать использованные цвета, узоры, придумать сюжет: Что происходит? Куда идет боярышня? Какой у нее нрав (характер)? На праздник она разоделась (нарядилась) или оделась по-будничному (на каждый день)?

Далее детей приглашают к мастерице Феклуше, которая также нахваливает свой товар – филимоновские (или каргопольские) игрушки. Педагог предлагает детям рассмотреть 2 игрушки, найти, в чем их сходство с игрушками дымковского промысла. От лица Феклуши направляет внимание детей на различия: у рассматриваемых игрушек более упрощенные формы, вытянутые, приглушенные, как будто тихие краски.

Обобщение опыта, итог ситуации. Предлагает детям соотнести элементы росписи с мастерицами, поободрать палитру цвета (круги разного цвета), далее разыграть разговор двух барышень («Встреча на ярмарке»). Подводя итог, обращает внимание на то, что в разных промыслах делали похожие игрушки (нарядные барышни, важные молодцеватые кавалеры, веселые звери и диковинные птицы), но использовали различные краски, особенные узоры, по которым можно узнать, где игрушку изготовили.

Методические рекомендации. Продолжение знакомства с промыслами осуществляется в разнообразных ситуациях и играх. Дидактические игры «Подбери промыслы», «Лото промыслов», рисование и раскрашивание в альбомах (см.рекомендованные материалы к программе). Рассматривание других игрушек (коней, собачек, птиц, баб, кавалеров и т.п.). Декоративное рисование, лепка и аппликация по теме «Праздничный наряд для игрушек», «Распишем юбку дымковской барышне», «Кони резвые».

 

Образовательная ситуация «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Программное содержание. Формировать представления детей о графике (на примере книжной иллюстрации): познакомить с иллюстрацией как образом, созданный художником-иллюстратором, иллюстрированной книгой; показать связь и единство текста и иллюстрации, обратить внимание на используемые художниками средства выразительности (линию, форму, композицию, цвет). Вызвать эмоциональный отклик на морально-нравственные ситуации, представленные в текстах детских книг, выразительность изображений, сочувствие персонажам. Обогащать литературный и художественно-эстетический опыт детей; познакомить с творчеством иллюстратора А.Ф.Пахомова, развивать умения внимательно рассматривать изображение, слушать литературный текст, стремиться выразить собственное отношение к происходящему в тексте, изображенному на иллюстрации.

Активизировать использование слов:книга, иллюстрация, художник-иллюстратор; оценочных высказываний: хорошо, плохо, нравится, не нравится.

Ориентировочный визуальный ряд: педагог самостоятельно подбирает книги нравственной тематики с эпизодами из детской жизни. Например, иллюстрации А.Ф.Пахомова к книге стихотворений В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»; книге В.Осеевой «Волшебное слово» (рассказы «На катке», «Хорошее»); были Л.Н.Толстого «Котенок»; к русским народным сказкам.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Педагог уточняет, что запомнилось детям после прошлого путешествия. Затем обращает внимание на то, что поведение детей не всегда одинаково: иногда они балуются, иногда плачут, иногда не слушаются маму и папу. Прсит детей прокомментировать свое поведение (послушные они или сорванцы?). Затем обращает внимание детей на то, что у Левушки есть интересные книги о ребятах. Книги, в которых рассказывается, что такое хорошо и что такое плохо.

Развитие образовательной ситуации. Воспитатель предлагает детям рассмотреть 2-3книги: обложки, изображения. Напоминает, что о книгах следует заботиться: аккуратно листать, не мять. Сообщает, что эти книги написаны разными писателями и поэтами, но иллюстрированы одним художником – Алексеем Федоровичем Пахомовым. Уточняет, что художник внимательно знакомится с текстом, прежде чем начать работу над книгой: представляет себе героев событий, наблюдает за жизнью для того, чтобы всем бло интересно не только услышать, но и увидеть событие, описанное в книге, словно узнать героев. Педагог предлагает открыть книги и полюбоваться изображениями, созданными рукой мастера.

Если содержание книги знакомо детям, то в диалоге следует обратить внимание на нравственный подтекст описанной ситуации. Если содержание не знакомо, то необходимо вместе с детьми прочитать одно короткое произведение с рассматриванием иллюстраций, остальные книги пролистать с выделением интересных образов ( при этом педагог 1-2 предложениями уточняет содержание эпизода).

В процессе рассматривания иллюстраций к книге «Что такое хорош и что такое плохо?» обратить внимание на выразительность детских образов (прорисованность черточек лица, узнаваемость героя: словно соседский мальчишка, если бы увидели его на улице, непременно узнали – вздернутый чуб, курносый нос). Предложить детям рассказать, что делают герои книги, назвать игрушки и предметы, с которыми они изображены. Уточнить эпизод, в котором представлен герой, попросить детей оценить: прав ли ребенок? Следует ли так поступать детям?

Обратить внимание на простоту композиции (художник 1-2 деталями создает пространство: подсказывает, где находятся дети). Предложить детям выбрать тех ребят, с которыми они хотели бы играть и общаться и наоборот, попросить детей пояснить ответы.

При переходе к следующему изображению уточнить у ребят, были ли они в такой ситуации, как дети ведут себя, что, по их мнению, правильно (хорошо).

Обобщение опыта, итог ситуации. В заключении уточнить, понравилась ли детям книга, созданная писателем В.В.Маяковским и художником А.Ф.Пахомовым; выяснить мнение детей, что же является правильным, хорошим, а что нет? Обобщить, что известный художник иллюстрировал много детских книг; ему был интересен детский мир, и даже к проказливым и непослушным детям он относится с симпатией (улыбкой). Предложить детям стать помощниками художника – разрисовать заготовки (ксерокс изображений), в которых представлены типичные эпизоды детской жизни (помочь маме убрать посуду, уступить место бабушке, сложить игрушки, сломать игрушку, капризничать и т.п.)

Методические рекомендации. Образовательную ситуацию можно построить на сравнении изобразительной манеры двух иллюстраторов: А.Ф.Пахомова и А.М.Каневского (иллюстрации к стихотворению А.Л.Барто и П.Н.Барто «Девушка-ревушка»). В данном случае само произведение должно быть знакомо детям предварительно; в процессе рассматривания следует обратить внимание на более реалистичное изображение детей Пахомовым и несколько обобщенное, почти «мультяшное» Каневского (контурное изображение силуэта с заполнением плоского цветного пятна).

Обсудить с детьми различные поступки детей: обобщить, что художники создавали выразительные образы детей, которые поступают верно и плохо. Затем предложить сопоставить изображения (догадаться, какое изображение подходит к книге, иллюстрированной А.Ф.Пахомовым, а какое к книге, иллюстрированной А.М.Каневским)

 

Программное содержание для двух образовательных ситуаций: 1.4. «Наша дружная семья! И 1.5. «Праздники и будни нашей семьи»

Продолжать углублять и расширять представления детей о портрете (на примере семейного портрета как изображения людей, их характеров) и жанровом изображении (эпизодов из жизни семьи), развивать умение различать их (в диалоге с педагогом, на доступном уровне). Вызывать эмоционально-эстетический отклик на выразительный художественный образ, ассоциации с собственной семьей. Подводить детей к пониманию образа, выделению некоторых средств выразительности (композиции, позы, мимики, жестов, цвета». Развивать художественное восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы; обогащать сенсорный опыт детей (освоение эталонов свойств). Стимулировать творческие проявления в процессе описания, индивидуальные предпочтения.

Активизировать использование слов: портрет, семейный портрет, композиция (расположение), выражение лица, поза. Слов, обозначающих характеры, эмоциональное состояние (веселый, задорный, непоседа, грустный, печальный и т.д.), предметы одежды.

Основной визуальный ряд:

1. А.Н.Мокрицкий. Семейный портрет. 1837. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. К.Е.Маковский. Семейный портрет. 1882. Русский музей, Санкт-Петербург;

3. Х.Робертсон. Портрет великой княгини Марии Николаевны с детьми. 1849. Русский                                                     музей, Санкт-Петербург;

4. В.И.Гау. Портрет великой княгини Марии Николаевны с детьми.1845. Русский музей, Санкт-Петербург;

 

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования самостоятельных образовательных ситуаций, упражнений с детьми:

1. И.Е.Репин. Семейный портрет Деларовых. 1906. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск;

2. К.П.Брюллов. Портрет М.А.Бек с дочерью М.И.Бек. 1840. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

3. А.И.Корзухин. Бабушкин праздник. 1893. Русский музей, Санкт-Петербург;

4. М.А.Мохов. Бабушка и внучка. 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

5. М.А.Мохов. Пасха. 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

6. В.Е.Маковский. Варят варенье. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва;

7. А.И.Корзухин. Бабушка с внучкой. 1879. Львовская государственная картинная галерея;

8. В.Е.Маковский. В жаркий день. 1881. Серпуховский художественно-исторический музей.

1.4. Образовательная ситуация «Наша дружная семья!»

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Педагог предлагает детям познакомиться с семьёй Лёвушки. Кратко сообщает историю львиной семьи (смелый и отважный отец, добрая и заботливая мама, приветливые бабушка и дедушка, братья и сёстры). Оказывается, Лёвушка очень хотел нарисовать семейный портрет, но не знает, что это такое. Воспитатель предлагает детям разобраться в вопросе, уточняй детские высказывания и предположения, предлагает отправиться за помощью к художникам.

Развитие образовательной ситуации. При рассматривании семейного портрета предложить детям назвать изображенных людей, пояснить, как они догадались, что нарисована именно семья: охарактеризовать образы (серьёзный отец, красивая и добрая мама). Далее обратить внимание детей на красоту одежды, предложить назвать предметы одежды: вопросами направить внимание на позы и расположение людей                  (близкое расстояние, рядом, касаются друг друга (обнимают, держат за руку и так далее)). Можно в игровом приёме пояснить - проиграть некоторые жесты (обнимание за плечи, поглаживание по голове), характерные для выражения семейной любви и заботы. Далее следует обратить внимание на выражение лиц, подобрать слова (дети выбирают слова из двух противоположных по смыслу, названных педагогам), педагог комментирует соответствия (нежная улыбка- уголки губ приподняты, в глазах светится любовь). Предложить детям высказаться понравилось ли изображение.

Далее предложить детям рассмотреть еще одно произведение, на котором изображена семья. Например, репродукцию произведения А.И.Корзухина "Бабушка с внучкой". предложить детям самим догадаться о том, кто изображён, что может происходить с героями. Обратить внимание на позы, жесты, выражение лиц.

Обобщение опыта, итог ситуации. Можно предложить детям вспомнить крылатые выражения, присказки, загадки о семье (педагог озвучивает и поясняет в диалоге с детьми их смысл, устанавливая ассоциации с изображениями). Например, семья:                           семь Я- семья из нескольких поколений: бабушки и дедушки, мама, папа и ребёнок- предлагает детям пересчитать членов семьи. В завершение можно предложить детям придумать свои названия для рассмотренных произведений и нарисовать портрет любимой мамочки.

 

Образовательная ситуация «Праздники и будни нашей семьи»

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Педагог уточняет впечатления детей о прошлом занятии. Предлагает рассмотреть оформленную галерею с семейными фотографиями и репродукциями известных семейных портретов. Подводит детей к отличиям портретной и жанровой живописи: на портретах (и фотографиях), как правило, люди занимают определенное место, принимают красивые позы, как будто хотят, чтобы их нарисовали и сфотографировали. Но интересны и повседневные сценки из жизни семьи, обычная жизнь, когда мы думаем, что за ними никто не наблюдает. Такие изображения называют жанровыми изображениями – бытовыми сценками (пояснить слова: быть, быт – хозяйство, повседневная жизнь и предметы). Предложить детям подумать, что может быть интересного в обычной жизни (Что интересного случилось (было) вчера с вами и вашими родными?); обобщить и подсказать ассоциации (поцелуй мамы перед сном, чтение книги на ночь, совместное чаепитие и беседа, просмотр мультфильма). Подвести к тому, что художники умели подмечать такие милые, простые мелочи в жизни семьи и даже отражали их в картинках.

Развитие образовательной ситуации. Для сравнения с предыдущими портретными изображениями можно использовать жанровые картины (В.Е.Маковский «В жаркий день». Предложить детям рассмотреть эпизод из жизни семьи, выделить детали действия всех членов семьи (Кто чем занят? Где происходит действие, кто у влечен своим занятием? Во что одеты? Какое время суток изображено? Бывают ли эпизоды (события) в семье детей? Уточнить у детей, как принято проводить время в их семье, чем занимаются вместе все члены семьи?).

Обобщение опыта, итог ситуации. В заключение напомнить детям название картин и мена художников, которые «рассказали» интересные семейные истории. Предложить выполнить рисунок по теме «Моя семья».

 

Образовательная ситуация «Кто создает скульптуры животных»

Программное содержание. Развивать эмоциональный отклик на выразительные образы животных, созданные в скульптуре. Познакомить детей со скульптурными образами, показать отличие скульптуры (на примере скульптуры малых форм, народных промыслов), обратить внимание на особенности используемых материалов, некоторые средства выразительности (объем, фактура, силуэт). Развивать художественное восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы; обогащать сенсорный опыт детей (освоение эталонов свойств, обследовательских действий). Стимулировать творческие проявления в процессе описания и обыгрывания предметов.

Активизировать использование слов: скульптор, скульптура, фигурки животных, материал (камень, глина, стекло, дерево); прилагательных и причастий, характеризующих свойства и качества материалов, выразительность образов (деревянный, металлический, стеклянный, прочный, гладкий, шершавый, гибкий, плавный и т.д.).

Ориентировочный визуальный ряд к образовательной ситуации педагог подбирает самостоятельно:

1. В.Ф.Ватагин. Тигр.1927. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. В.Н.Домогацкий. 1922. Русский музей, Санкт-Петербург;

3. С.Ю.Бычков. Котомыш. 2007. Частное собрание;

4. Корова. Звучащая игрушка. XIX в.Троице-Сергиев Посад, Московская губ. Русский музей, Санкт-Петербург;

5. Собака. Игрушка. Последняя четверть XIX в. Гжель, Московская губ. Русский музей, Санкт-Петербург.

Расширенный визуальный ряд по аналогичной тематике для планирования образовательных ситуаций, упражнений, игр с детьми:

1. И.Е.Ефимов. Кошка с шаром 1935. Русский музей, Санкт-Петербург;

2. Н.И.Либерих. Медведь на задних лапах. 1866. Частное собрание;

3. В.К.Стулов. Медведь. с.Богородское, Московская область. 1941. Русский музей, Санкт-Петербург.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Воспитатель предлагает детям игру – помочь Левушке определить, что находится в мешочках: приносит «чудесные мешочки» в которых спрятаны какие то предметы (скульптура малых форм или мелкие игрушечные животные), предлагает догадаться, кто там спрятан. В процессе обсуждения предположений педагог подсказывает, что ответы дети могут найти в уголке книги. Воспитатель достает предметы из мешочков и вместе с детьми расставляет их на подиуме (оформленной «полянке» - листе зеленой бумаги).

Далее детям предлагается рассмотреть фигуркам и высказаться, какая из них самая необычная, какая больше понравилась? От лица Левушки педагог спрашивает детей о том, можно ли играть с этими предметами – игрушки или нет? Уточняет, что данные фигурки животных созданы скульптурой; искусство скульптуры возникло давно (много-много лет назад) и изначально фигуры украшали храмы, богатые дома, несли караул у ворот городов, тем самым как бы говоря о богатстве, величии, силе людей, которые жили в этих городах и домах.

Воспитатель напоминает, что ребята на предыдущей недели также рассматривали изображения животных, узнали секреты художника-иллюстратора, предлагает подумать, что за новый вид искусства перед ними, кто создает фигурки животных. Обобщая высказывание, уточняет, что перед детьми – скульптурные изображения. Поясняет термин «скульптура» (искусство создавать объемные фигуры), рассказывает о разнообразии скульптуры, о том, что в скульптуре увековечены (пояснение слова: на века, на много лет сохранить) образы известных деятелей (например, памятник Чижику-Пыжику на реке Фонтанке или памятник Зайцу у Петропавловской крепости).

Развитие образовательной ситуации. Педагог предлагает детям познакомить Лёвушка с животными. Увлекательно описывает и стимулирует вопросам детей к рассмотрению анималистических скульптурных образов.

Например, рассматривание образа кошки (В.НДомогацкий. Кошка) обратить внимание на типичность поза отдыхающего зверька, уютность, спокойствие образа, передачу характера с помощью белого гладкого материала; можно предложить ребятам обыграть образ (промурлыкать песенку от лица кошки, имитировать поглаживание спинки, подтягивание).

 При рассмотрении образа ягнёнка (А.Г.Сотников. Ягненок) педагог обращает внимание детей на том, что перед ними совсем маленький детеныш (растопырены неокрепшие ещё ножки, он качается, но очень любопытен и хочет поскорей научиться бегать, игриво вздёрнуты ушки, вытянутая от любопытства шея). Также обращает внимание на цвет- белоснежный, словно воздушный, предлагает детям погладить фигурку (определить на ощупь - гладкая или шероховатая шерстка у ягнёнка). Уточняет, что скульптор, создавая скульптуру, специально придумывал, как лучше обработать поверхность, создать фактуру          - сказать о нежности шкурки ягненка, как показать, что вот-вот начнет появляться мягкая пушистая шерстка в завитушках.

Пояснить несколько способов создания фактурной поверхности. На твердой поверхности         (дерево, мрамор, гранит) - насечки металлическими инструментами (стамеской, зубилом, долотом). Фактура поверхности скульптуры из мягких материалов (глины, воска) изменена с помощью грубой ткани (холста) или при помощи стеки (заточенный определённым образом деревянной палочке).

Далее детям предлагается рассмотреть другой образ (желательно контрастный по характеру). Например, богородскую игрушку - Медведя. Следует уточнить, что фигурка создана народным умельцем - мастером. Предложить детям вспомнить сказки, в которых Мишка главный герой ("Три медведя", "Маша и Медведь"); обратить внимание на выразительность его позы, мордочки, предложить повторить в воздухе пальчиком его силуэт, погладить шёрстку, догадаться, как можно сделать такую поверхность. Уточнить, что такие игрушки можно увидеть в музеях  города ( Музее кукол, Музее игрушек, Русском музее), в которых дети могут побывать с родителями.

Далее предложить детям самостоятельно познакомить Лёвушку с ещё одним животным. Например, при рассматривании образа кошки (И.Е.Ефимова. Кошка с шаром) вопросами подсказать детям характер кошки. Любопытная, ей интересно узнавать всё вокруг, вытянула шейку, ушки навострила, внимательно и хитро что-то разглядывает во все огромные коричневые глазищи. А что рассматривает, как вы думаете? Смотрите, какая ловкая, шар-непоседа, не стоит на месте, того и гляди укатится. Какая нарядная! Белоснежный гладкий мех с ярким рисунком: полосочка к полосочке. Предложить детям подумать, чем эта скульптура отличается от рассмотренной ранее.

При рассматривании образа дружных животных (С.Ю.Бычков. КотоМышь) предложить детям самим предположить, как помирились кот и мышь, обратить внимание на сказочность их изображения (бусы у мыши, цветы в лапках, радостные улыбки, посиделки на лавочке), предложить высказаться, какие чувства испытывают дети, рассматривая образ?

Далее педагог предлагает детям догадаться, из каких материалов делают скульптурные фигуры игрушки. Уточняет, что скульптуру делают из камня (высекание), металла и стекла (литьё), дерева (вырезание), глины (лепка). Детям предлагается обследовать материалы и соотнести с рассматриваемыми образами.

Обобщение опыта, итог ситуации. Воспитатель уточняет, понравились ли детям скульптурные изображения, просит подумать, зачем люди создают скульптуру? Далее педагог предлагает детям придумать свою скульптуру - вылепить несложный образ (Чудо-утицу, Зайца с основной из1-3 шаров и декоративных элементов: уши – веточки и т.п.). Методические рекомендации. В уголке изобразительной деятельности следует разместить разнообразные материалы (камни, глину, тесто, небьющийся цветное стекло, срез дерева и так далее.) Организовать обследование материалов, выделение их свойств (прочности, твердости, фактуры, цвета), в процессе которого обращать внимание детей на то, как данные свойства можно учитывать в создании скульптуры (дерево - мягкое, приятное на ощупь, можно наносить насечки прочным инструментом, но размокает и портится; металл – «звонкий» материал, под ударами издает особенный звук (громкий, раскатистый), не мокнет, прочный, но тяжелый и т.д). Целесообразно организовать лепку из различных материалов: ваты, опилок, глины, специальной массы – на интересные темы («снежные фигурята», «Веселые зверята»).

Образовательные ситуации, самостоятельно планируемые педагогом.

Возможные темы для творчества детей совместно с родителями: коллаж «Наша семья» конкурс «Лучшая фотография нашей семьи», составление рассказа о самой любимой игрушке.

 

Осень


Осень на опушке                                                             

 Краски разводила,

 По листве тихонько

 Кистью проводила.

 Пожелтел орешник,

 И зарделись клёны,

 В пурпуре осинки,

Только дуб зелёный.

 Утешает осень:

 -Не жалейте лета!

Посмотрите -  роща

 Золотом одета!


                                                                                                     З.Федоровская

Обращает внимание детей на то, что в картине как будто что-то происходит: важная беседа птиц, сидящих на дорожке, они словно приветствуют друг друга, спрашивают, как дела. Им тоже не нравится дождь, холод по утрам, все сложнее приходится добывать вкусную пищу (жучков, паучков), но есть ещё ароматные сладкие последние осенние ягоды. Можно обратить внимание на "наряд" птиц: они словно в парадные костюмы одеты, серые и белые перья контрастно выделяются на фоне золото листвы, рассыпанной вокруг. Детям предлагается подобрать палитру (уточнить, что палитра представляет собой не только деревянную или бумажную основу, на которой художники смешивают краски, чтобы получить разные оттенки, этим словом часто называют и сами оттенки, которые использует автор). Педагог демонстрирует детям картонные листья, окрашенные в разные оттенки красного, жёлтого, оранжевого                      (по 2-3 оттенка), и предлагает найти их на картине; листья с верно угаданными оттенками прикрепляются к символической палитре; педагог использует образные сравнения для каждого оттенка (персиковый, солнечный, золотистый, как мороженое крем-брюле или сливочный крем, ярко-красный). Педагог в диалоге с детьми обобщает: художник использует разные оттенки коричневого, жёлтого, красного, любовно вырисовывает силуэты готовящихся к зиме деревьев, словно наполняет картину осенними запахами, звуками.

Далее педагог предлагает под музыку полюбоваться другими осенними пейзажами (2-3), представленными в галерее, уточняя только общее впечатление детей.

Осень


 Ходит осень по дорожке,

 Промочила в лужах ножки.

 Льют дожди,

 И нет просвета.

 Затерялось где-то лето.

 Ходит осень,

 Бродит осень.

 Ветер с клёна листья сбросил.

 Под ногами коврик новый,

 Желто-розовый – кленовый.

                                            В.Авдиенко

 


Обобщение опыта, итог ситуации. Педагог уточняет, что рассмотренные картины относятся к пейзажному жанру. Поясняет, что художники умели замечать красоту природы, подбирать цвета и оттенки и с их помощью передавать настроение и состояние природы. Предлагает детям самостоятельно раскрасить осенними цветами лист (дети выбирают один из нескольких вариантов заготовок раскрашивают 2-3 цветами). Можно предложить детям нарисовать осенний лес в технике "отпечаток листа", выполнить коллаж или аппликацию с использованием природных элементов либо раскрасить два одинаковых рисунков контрастные цвета ("Грустный и веселый осенний лес").

Методические рекомендации. Предварительно следует провести наблюдение на прогулке за появлением признаков осени, собрать осенние листья и составить красивый букет. После проведения образовательной ситуации можно читать и обсуждать посвящённые осени стихи рассказы, находить приметы осени на картинах, представленных в галерее.

 

Образовательная ситуация «Зоопарк, созданный кистью художника»

Программное содержание. На примере книг, иллюстрированных Е.И.Чарушиным, познакомить детей с искусством графики, обратить внимание на макет книги, продуманность оформления, иллюстрации. Вызвать у детей эмоционально-эстетический отклик на изображение животных, интерес к повадкам и позам нарисованных персонажей, расспросить их об опыте ухаживания за животными. Развивать художественное восприятие, умение последовательно рассматривать изображение, выделять некоторые средства выразительности (композицию, цветовое решение, передачу фактуры, форму). Обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательные процессы, поощрять высказывания с детьми собственных предпочтений, ассоциаций.

Активизировать использование слов: животные, звери, птицы, а также слов, раскрывающих характер и настроение персонажей, особенности их поведения, внешнего вида (оперение, мех, пушистый, гладкий, шершавый, твердый и т.д.), характеризующих эстетические проявления (яркий, нарядный, красивый).

Ориентировочный визуальный ряд определяется педагогом самостоятельно, исходя из имеющегося в ДОУ фонда детских книг. Например, книги, иллюстрированные Е.И.Чарушиным:

1. Маршак С.Я. детки в клетке/С.Я.Маршак; Худож. Е.И.Чарушин. – М.:Художник РСФСР, 1984. – 23с:ил.

2. Чарушин Е.И. Тюпа и Томка/Е.И.Чарушин; Рис.автора.-СПб.:Амфора, 2010.-48с.:ил.

3. Чарушин Е.И. Медвежата/Е.И.Чарушин; Рис.автора.-Л.:Детская литература, 1975.-16с.:ил.

4. Герц Б.Уть-уть/Б.Герц;Худож. Е.И.Чарушин. – Л.:Художник РСФСР, 1982.-23с.:ил.

5. Введенский А. Щенок и котенок/А.Введенский; Худож. Е.И.Чарушин.-Л.:Художник РСФСР, 1976.-20с.:ил.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Детям предлагается назвать своих любимых животных и клички домашних питомцев. Предварительно можно оформить выставку (либо из заранее принесенных фотографии детей с животными, либо из игрушек - зверей и птиц). Далее педагог подводит детей к тому, что домашние любимцы приносят нам радость, с ними весело играть, но надо не забывать о них заботиться. Предлагает детям описать своих питомцев (цвета краски, забавные привычки, игры), подумать о том, можно ли назвать их красивыми, Хотят ли дети нарисовать и<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.