Спала вуаль с фигуры справа. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Спала вуаль с фигуры справа.

2023-02-16 21
Спала вуаль с фигуры справа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здесь скорчился черный карлик, бесформенный, искривленный, отвратительный. Он смотрел на Кентона тусклыми глазами, в которых были все печали, вся усталость, все разочарования от жизни, вся жизнь с ее бесполезной, утомительной, пустой работой. Глядя на него, Кентон забыл о первой фигуре он понял, что жизнь ужасна, и что ее не стоит беречь”.

ОМАР ХАЙЯМ’; ПЕССИМИЗМ И АНТИНАТАЛИЗМ В “РУБАЙЯТЕ”

Омар Хайям (1048 - 1131) персидский ученый, философ, теолог и поэт родился в городе Нишапур, культурной столице провинции Хорасан в Персии в семье мелкого ремесленника. Уже в восемь лет Омар Хайям во время учебы в медресе стал интересоваться математикой, астрономией и философией. Детство Омара Хайяма пришлось на период завоевания центральной Азии турками-сельджуками. В результате этого завоевания погибло много людей, в том числе ученых, и это обстоятельство оставило глубокий след в душе философа и поэта.

После смерти матери и отца, в возрасте шестнадцати лет Омар Хайям отправился в Самарканд, где он учился в медресе. Затем он переехал в Бухару, где в течение десяти лет работал хранителем местной библиотеки. Омар Хайям закончил также курс мусульманского права и медицины, получив квалификацию хакима, то есть врача. Однако его интересовали скорее другие дисциплины математика и астрономия. В этот период Омар Хайям написал трактат “Основы арифметики”, в котором по сути открыл математическую структуру, которую позднее назвали биномом Ньютона .

В 1074 году его пригласили в Исфахан ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I . По инициативе и при покровительстве великого визиря Низам аль-Мулька Омар Хайям становится надимом —  советником султана. В функции надима входило в число прочего развлечение правителя философскими беседами и игрой в шахматы. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, крупнейшей в мире.

Перед Омаром Хайямом была поставлена грандиозная задача — создать новый календарь. В XI веке в Средней Азии и Иране одновременно существовало две системы — солнечный и лунный календари. Обе они были несовершенны. К марту 1079 года задача создания нового календаря была Омаром Хайямом решена. Новый календарь оказался самым точным на то время, и он до сих пор используется в Иране. Этот календарь вообще точнее, чем юлианский и григорианский календари, хотя на Востоке он уступил затем место иным календарным системам.

При дворе в Исфахане Омар Хайям занимался также математикой. В 1077 году он создал, в частности, “Трактат об истолковании трудных мест у Евклида”. Омар Хайям попытался в этом труде доказать пятый постулат Евклида, и по мнению некоторых экспертов продвинулся в направлении создания неевклидовой геометрии.

Омар Хайям внес существенный вклад также в алгебру, в частности, он разработал решения кубических уравнений при помощи конических сечений. Омар Хайям также пришел к выводу о том, что квадратные и кубические уравнения не могут быть решены при помощи циркуля и линейки. Значительно позднее к такому же выводу пришел французский философ и математик Рене Декарт. А еще Омар Хайям занимался теорией чисел, в частности, иррациональными числами. Омар Хайям был известен также своими переводами Авиценны с арабского на фарси.

Омару Хайяму принадлежит также ряд философских трактатов, самым известным из которых, возможно, является “Трактат о всеобщности существования”. Еще одним широко известным философским опусом Омара Хайяма является “Трактат о бытии и долженствовании”. В нем на основании философии Аристотеля, Платона, Плотина, Порфирия и Ибн Сины обосновывается тезис о бытии Первопричины, то есть Бога. При этом Омар Хайям отчасти касается также трудной проблемы существования зла. Рассматривая обилие зла в мире, он приходит к выводу о том, что лучше было сотворить такой несовершенный мир, чем не творить его вообще (Там же, с. 64). Но мне эта мысль Омара Хайяма не кажется симпатичной. Я полагаю, что мир не надо было творить в принципе.

Омар Хайям тяготел к рационалистическому направлению в исламской философии – мутакаллимам. Вместе с тем, он странным образом для рационалиста симпатизировал также суфизму мистическому течению в исламе. Но вопрос этот запутанный и сложный трудно сказать, насколько далеко простиралась его приязнь к суфиям.

Согласно традиции того времени астрономия была не отделена от астрологии, а потому Омар Хайям был также придворным астрологом, причем весьма изобретательным ему, в частности, принадлежит книга, в которой он разработал кулинарные рецепты для различных знаков Зодиака. Есть, однако, свидетельства того, что в астрологию он по большому счету не верил.

К сожалению, безмятежный период жизни Омара Хайяма кончился в 1092 году в результате убийства его покровителя великого визиря Низама аль-Мулька и смерти султана Малик-шаха, которого по всей видимости отравили. Власть перешла к жене почившего султана Туркан-хатун, которая стала регентом при малолетнем султане Махмуде. Она была женщиной умной, однако наукой не интересовалась. Кроме того, она была в контрах с бывшим великим визирем Низамом аль-Мульком. Между тем, последний после смерти оставил во власти целый клан своих родственников и прежде всего своих сыновей.

Ситуация при дворе стала напоминать яростную грызню пауков в банке. Все сложности борьбы придворных партий при дворе султана хорошо описаны Владимиром Бутромеевым в книге “Древо бытия Омара Хайяма” (М., 2011). Желающие могут обратиться к ней. От себя же замечу Омар Хайям, к сожалению, был вынужден принимать участие в этих нечистоплотных интригах. И удивительно уже то, что ему при этом вообще удалось сохранить себе голову. Так или иначе, но через некоторое время астрономическая обсерватория была закрыта, а сам Омар Хайям остался не у дел. В конце концов, обвиненный в безбожном вольнодумстве философ и поэт вынужден был покинуть Исфахан и вернулся в Нишапур, где он зарабатывал на жизнь частными уроками.

Увы, Омар Хайям является грустным примером того, как в этом поганом мире даже человек с явно незаурядными, уникальными способностями может стать бессильной жертвой бессмысленных политических интриг. Плодотворная научная работа возможна лишь при политической стабильности и при минимальном достатке. Между тем, государство, в котором он жил сотрясали перевороты и войны, а кроме того, оно сильно уменьшилось в размерах. К концу исфаханского периода своего творчества Омар Хайям накопил огромный опыт и мог бы еще очень многое сделать для науки и философии, но все это оказалось нереализованным. Последние годы своей жизни ученый и поэт доживал, пребывая в полубезвестности и, подозреваю, почти в нищете.

Омар Хайям прежде всего ученый и философ, однако широкой публике он известен скорее как поэт, как автор прославленного “Рубайята”. Рубаи это афористические поэтические четверостишья. Всего известно около 5000 таких четверостиший, приписываемых Омару Хайяму. Дело, однако, в том, что многие из них явно были написаны другими поэтам, которые, прикрывшись авторитетом Омара Хайяма, пытались спасти свои тексты от обвинений в вольнодумстве.

На Западе “Рубайят” Омара Хайяма стал широко известным публике благодаря его вольному переводу, сделанному 1859 году английским исследователем Востока и поэтом Эдвардом Фицджеральдом. В этом переводе фигурировало всего лишь семьдесят пять рубаи. В издании, вышедшем в 1868 году, Фицджеральд довел их число до ста десяти.

Что касается переводов на русский язык то, то здесь поработало множество поэтов. Но лично я предпочитаю перевод с фарси, сделанный Германом Плисецким. В нем 450 четверостиший. Именно этим вариантом я и буду пользоваться ниже.

Рубаи Омара Хайяма касаются множества тем, но я ограничусь лишь несколькими. Одна из них наиболее известная и даже скандальная - посвящена прославлению вина как средства, позволяющего забыться от чувства бессмысленности жизни. Этой теме посвящено чуть ли не половина “Рубайята” Омара Хайяма.

При этом, однако, некоторые авторы пишут о том, что никто не видел самого Омара Хайяма пьяным. Интенсивный интеллектуальный труд вообще плохо вяжется с пьянством. При этом дело не только в необходимости поддерживать элементарную дисциплину. Физик Лев Ландау утверждал, что даже стакан сухого вина выбивает его из интеллектуальной работы на месяц. Есть мнение, что алкоголь нарушает самые тонкие интеллектуальные функции мозга.

Это, конечно, не означает того, что Омар Хайям был законченным трезвенником. В позднем философском трактате поэта “Науруз-наме” присутствует глава “Слово о пользе вина” соответствующего содержания. И все же думается, что для Омара Хайяма прославление вина были главным образом способом противопоставить себя миру обыденности, а также способом проявить юмор. Высказывалось также мнение, что Омар Хайям был суфием, и когда писал о вине, он имел в виду не физическое опьянение, а опьянение духовное. Но эта очень спорная, спекулятивная точка зрения, хотя интерес к суфизму, как я уже заметил выше, Омар Хайям проявлял.

Признаюсь, однако, что после прочтения многих рубаи Омара Хайяма возникает острое желание выпить. Не забывается Омаром Хайямом также другой сосуд наслаждения женщины, но приоритет отдается все же вину. В связи с этим приведу несколько проалкогольных рубаи Омара Хайяма:

“Если истина вечно уходит из рук -


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.