Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2023-02-16 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Здесь скорчился черный карлик, бесформенный, искривленный, отвратительный. Он смотрел на Кентона тусклыми глазами, в которых были все печали, вся усталость, все разочарования от жизни, вся жизнь с ее бесполезной, утомительной, пустой работой. Глядя на него, Кентон забыл о первой фигуре — он понял, что жизнь ужасна, и что ее не стоит беречь”.
ОМАР ХАЙЯМ’; ПЕССИМИЗМ И АНТИНАТАЛИЗМ В “РУБАЙЯТЕ”
Омар Хайям (1048 - 1131) — персидский ученый, философ, теолог и поэт — родился в городе Нишапур, культурной столице провинции Хорасан в Персии в семье мелкого ремесленника. Уже в восемь лет Омар Хайям во время учебы в медресе стал интересоваться математикой, астрономией и философией. Детство Омара Хайяма пришлось на период завоевания центральной Азии турками-сельджуками. В результате этого завоевания погибло много людей, в том числе ученых, и это обстоятельство оставило глубокий след в душе философа и поэта.
После смерти матери и отца, в возрасте шестнадцати лет Омар Хайям отправился в Самарканд, где он учился в медресе. Затем он переехал в Бухару, где в течение десяти лет работал хранителем местной библиотеки. Омар Хайям закончил также курс мусульманского права и медицины, получив квалификацию хакима, то есть врача. Однако его интересовали скорее другие дисциплины — математика и астрономия. В этот период Омар Хайям написал трактат “Основы арифметики”, в котором по сути открыл математическую структуру, которую позднее назвали биномом Ньютона .
В 1074 году его пригласили в Исфахан ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I . По инициативе и при покровительстве великого визиря Низам аль-Мулька Омар Хайям становится надимом — советником султана. В функции надима входило в число прочего развлечение правителя философскими беседами и игрой в шахматы. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, крупнейшей в мире.
|
Перед Омаром Хайямом была поставлена грандиозная задача — создать новый календарь. В XI веке в Средней Азии и Иране одновременно существовало две системы — солнечный и лунный календари. Обе они были несовершенны. К марту 1079 года задача создания нового календаря была Омаром Хайямом решена. Новый календарь оказался самым точным на то время, и он до сих пор используется в Иране. Этот календарь вообще точнее, чем юлианский и григорианский календари, хотя на Востоке он уступил затем место иным календарным системам.
При дворе в Исфахане Омар Хайям занимался также математикой. В 1077 году он создал, в частности, “Трактат об истолковании трудных мест у Евклида”. Омар Хайям попытался в этом труде доказать пятый постулат Евклида, и по мнению некоторых экспертов продвинулся в направлении создания неевклидовой геометрии.
Омар Хайям внес существенный вклад также в алгебру, в частности, он разработал решения кубических уравнений при помощи конических сечений. Омар Хайям также пришел к выводу о том, что квадратные и кубические уравнения не могут быть решены при помощи циркуля и линейки. Значительно позднее к такому же выводу пришел французский философ и математик Рене Декарт. А еще Омар Хайям занимался теорией чисел, в частности, иррациональными числами. Омар Хайям был известен также своими переводами Авиценны с арабского на фарси.
Омару Хайяму принадлежит также ряд философских трактатов, самым известным из которых, возможно, является “Трактат о всеобщности существования”. Еще одним широко известным философским опусом Омара Хайяма является “Трактат о бытии и долженствовании”. В нем на основании философии Аристотеля, Платона, Плотина, Порфирия и Ибн Сины обосновывается тезис о бытии Первопричины, то есть Бога. При этом Омар Хайям отчасти касается также трудной проблемы существования зла. Рассматривая обилие зла в мире, он приходит к выводу о том, что лучше было сотворить такой несовершенный мир, чем не творить его вообще (Там же, с. 64). Но мне эта мысль Омара Хайяма не кажется симпатичной. Я полагаю, что мир не надо было творить в принципе.
|
Омар Хайям тяготел к рационалистическому направлению в исламской философии – мутакаллимам. Вместе с тем, он странным образом для рационалиста симпатизировал также суфизму — мистическому течению в исламе. Но вопрос этот запутанный и сложный — трудно сказать, насколько далеко простиралась его приязнь к суфиям.
Согласно традиции того времени астрономия была не отделена от астрологии, а потому Омар Хайям был также придворным астрологом, причем весьма изобретательным — ему, в частности, принадлежит книга, в которой он разработал кулинарные рецепты для различных знаков Зодиака. Есть, однако, свидетельства того, что в астрологию он по большому счету не верил.
К сожалению, безмятежный период жизни Омара Хайяма кончился в 1092 году в результате убийства его покровителя — великого визиря Низама аль-Мулька и смерти султана Малик-шаха, которого по всей видимости отравили. Власть перешла к жене почившего султана Туркан-хатун, которая стала регентом при малолетнем султане Махмуде. Она была женщиной умной, однако наукой не интересовалась. Кроме того, она была в контрах с бывшим великим визирем Низамом аль-Мульком. Между тем, последний после смерти оставил во власти целый клан своих родственников и прежде всего своих сыновей.
Ситуация при дворе стала напоминать яростную грызню пауков в банке. Все сложности борьбы придворных партий при дворе султана хорошо описаны Владимиром Бутромеевым в книге “Древо бытия Омара Хайяма” (М., 2011). Желающие могут обратиться к ней. От себя же замечу — Омар Хайям, к сожалению, был вынужден принимать участие в этих нечистоплотных интригах. И удивительно уже то, что ему при этом вообще удалось сохранить себе голову. Так или иначе, но через некоторое время астрономическая обсерватория была закрыта, а сам Омар Хайям остался не у дел. В конце концов, обвиненный в безбожном вольнодумстве философ и поэт вынужден был покинуть Исфахан и вернулся в Нишапур, где он зарабатывал на жизнь частными уроками.
|
Увы, Омар Хайям является грустным примером того, как в этом поганом мире даже человек с явно незаурядными, уникальными способностями может стать бессильной жертвой бессмысленных политических интриг. Плодотворная научная работа возможна лишь при политической стабильности и при минимальном достатке. Между тем, государство, в котором он жил сотрясали перевороты и войны, а кроме того, оно сильно уменьшилось в размерах. К концу исфаханского периода своего творчества Омар Хайям накопил огромный опыт и мог бы еще очень многое сделать для науки и философии, но все это оказалось нереализованным. Последние годы своей жизни ученый и поэт доживал, пребывая в полубезвестности и, подозреваю, почти в нищете.
Омар Хайям — прежде всего ученый и философ, однако широкой публике он известен скорее как поэт, как автор прославленного “Рубайята”. Рубаи — это афористические поэтические четверостишья. Всего известно около 5000 таких четверостиший, приписываемых Омару Хайяму. Дело, однако, в том, что многие из них явно были написаны другими поэтам, которые, прикрывшись авторитетом Омара Хайяма, пытались спасти свои тексты от обвинений в вольнодумстве.
На Западе “Рубайят” Омара Хайяма стал широко известным публике благодаря его вольному переводу, сделанному 1859 году английским исследователем Востока и поэтом Эдвардом Фицджеральдом. В этом переводе фигурировало всего лишь семьдесят пять рубаи. В издании, вышедшем в 1868 году, Фицджеральд довел их число до ста десяти.
Что касается переводов на русский язык то, то здесь поработало множество поэтов. Но лично я предпочитаю перевод с фарси, сделанный Германом Плисецким. В нем 450 четверостиший. Именно этим вариантом я и буду пользоваться ниже.
Рубаи Омара Хайяма касаются множества тем, но я ограничусь лишь несколькими. Одна из них — наиболее известная и даже скандальная - посвящена прославлению вина как средства, позволяющего забыться от чувства бессмысленности жизни. Этой теме посвящено чуть ли не половина “Рубайята” Омара Хайяма.
При этом, однако, некоторые авторы пишут о том, что никто не видел самого Омара Хайяма пьяным. Интенсивный интеллектуальный труд вообще плохо вяжется с пьянством. При этом дело не только в необходимости поддерживать элементарную дисциплину. Физик Лев Ландау утверждал, что даже стакан сухого вина выбивает его из интеллектуальной работы на месяц. Есть мнение, что алкоголь нарушает самые тонкие интеллектуальные функции мозга.
|
Это, конечно, не означает того, что Омар Хайям был законченным трезвенником. В позднем философском трактате поэта “Науруз-наме” присутствует глава “Слово о пользе вина” соответствующего содержания. И все же думается, что для Омара Хайяма прославление вина были главным образом способом противопоставить себя миру обыденности, а также способом проявить юмор. Высказывалось также мнение, что Омар Хайям был суфием, и когда писал о вине, он имел в виду не физическое опьянение, а опьянение духовное. Но эта очень спорная, спекулятивная точка зрения, хотя интерес к суфизму, как я уже заметил выше, Омар Хайям проявлял.
Признаюсь, однако, что после прочтения многих рубаи Омара Хайяма возникает острое желание выпить. Не забывается Омаром Хайямом также другой сосуд наслаждения — женщины, но приоритет отдается все же вину. В связи с этим приведу несколько проалкогольных рубаи Омара Хайяма:
“Если истина вечно уходит из рук -
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!