Разгневанную речь на собственную душу. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Разгневанную речь на собственную душу.

2023-02-16 19
Разгневанную речь на собственную душу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из праха плоть пришла и возвратится в прах,

И что мне золото и что стада в степях?

О низости своей толкует жизнь земная

На разных языках и, смертных удивляя,

Я жил – и жизнью сыт. Жизнь – курица на блюде,

Но в сытости едой пренебрегают люди…

Мне опротивел мир и мерзость дел мирских,

Я вырваться хочу из круга дней своих.

Отбрось тяжелый меч и щит свой бесполезный.

Смерть опытней тебя. Она рукой железной

И голову снесет, и в цель стрелу пошлет,

И распылит войска – непрочный твой оплот.

 

Она взыскует жертв и насыщает щедро

Телами нашими земли немые недра”.

Согласно аль-Маарри смерть вызывает ужас в числе прочего по причине страха перед неизвестностью. Пример фрагмент стихотворения "От мертвых нет вестей...":

 

“От мертвых нет вестей, ушли, не кажут глаз,

Но, может быть, они богоугодней нас?

В неотвратимый час душа дрожит от страха.

Но долголетие... уж лучше сразу – плаха.

Все люди на земле сойдут в могильный прах –

И здесь, в родном краю, и там, в чужих краях…

Всевидящий рассвет уже заносит меч,

Чтоб людям головы сносить наотмашь с плеч”.

В стихотворении “Тебе, рыдающий…”, написанном на смерть Джаафара ибн Али, соплеменника аль-Маарри, опять же выражена мысль о бессилии человека перед смертью. Ниже я приведу пару двустиший из этого стихотворения:

“Когда приходит смерть, равно бессилен тот,

Кто одинок, и тот, кто воинство ведет....

От смерти не уйдут и превратятся в прах

Копье в чехле своем и меч в своих ножнах”.

Еще один пример рефлексии поэта над темой смерти – стихотворение "Ученых больше нет...”:

“Дивлюсь: невыносим судьбы железный гнет,

Один ее удар сильнейшим спину гнет,

А людям невдомек, что смерть играет ими,

Когда горбы могил встают над их родными.

Неправда на земле царит с начала дней

И в ярости казнит мудрейших из людей…

Жизнь – быстролетный миг, и мало пользы в том,

Что колют нас копьем и рубят нас мечом”.

 

И все же аль-Маарри иногда видел в смерти отдых для души и даже надеялся на некую лучшую участь. Пример – элегия "Я знаю, что того, кто завершил свой путь...", написанная аль-Маарри на смерть его друга, богослова Абу Хамзы:

“Я знаю, что того, кто завершил свой путь,

Нельзя ни пением, ни воплями вернуть...

Источен щит земли могилами, и надо

Считать их множество с возникновенья ада…

Изнеможение земная жизнь приносит,

И я дивлюсь тому, кто долголетья просит.

Печаль в тот час, когда несут к могиле нас,

Сильнее радости в наш изначальный час.

Для вечной жизни мы сотворены из глины,

И наша цель не в том, чтоб сгинуть в час кончины:

Мы только дом труда меняем все подряд

На темный дом скорбей иль светлый дом отрад.

Смерть это мирный сон, отдохновенье плоти,

А жизнь – бессонница, пристрастная к заботе…”

Это стихотворение говорит о том, что, будучи скептиком, аль-Маарри, похоже, все же колебался между отрицанием бессмертия души и верой в бессмертие. Но, может быть, поэт просто не смог смириться перед смертью друга?

А еще аль-Маарри в некоторых стихотворениях предполагал, что душа после смерти может вселяться в новое тело, то есть, возможно, он был сторонником идеи реинкарнации. Дело, однако, в том, что в других местах аль-Маарри идею реинкарнации отвергает.

Пессимизм аль-Маарри в своих крайних проявлениях доходил до откровенной мизантропии. Иногда он вообще считал, что камнем быть лучше, чем человеком. Пример – стихотворение поэта "Сыны Адама с виду хороши...":

“Сыны Адама с виду хороши,

Но мне по нраву ни одной души, -

Отрекшейся от суеты сует

И алчностью не одержимой, нет.

 

Я камень всем предпочитаю: тот

Людей не притесняет и не лжет”.

Идея быть камнем это, как уже говорилось выше, сильная идея. Камень не чувствут и не страдает. Он не боится смерти, и лучше быть камнем, чем человком. А еще в некоторых стихах аль-Маарри можно обнаружить близкие к антинатализму мысли. Пример – одно двустишье из стихотворения поэта "Уединись! Одинок твой создатель...":

“О, умереть бы младенцу в пеленках, пока

Он из сосцов роженицы не пил молока!”

Иногда свой пессимизм аль-Маарри распространял не только на природу человека, но также на Вселенную как таковую, которая кажется поэту образцом бессмыслицы. Так, в стихотворении "За ночью день идет..." есть строки, проклинающие судьбу и саму землю:

“За ночью день идет, и ночь сменяет день,

Густеет злой судьбы губительная тень.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.