Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2023-02-16 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
на̄ма̄бха̄с e р a a в a дхи
с a мб a ндх a -т a ттв e р a джн̃а̄н a йа̄в a т на̄ х a я ।
та̄в a т с e на̄ма̄бха̄с a джӣв e р a а̄ш́р a я ॥15॥
са̄дх a к a ядьяпи па̄й a с a д-гуру а̄ш́р a я ।
бх a дж a н a -н a ипун̣й e м e гх a а̄ди дӯр a х a я ॥16॥
Облака анартх препятствуют прохождению трансцендентных лучей солнца Святого Имени, в результате чего живое существо обретает лишь частичное благо от произнесения имени. Это — нама-абхаса, слабый отблеск Святого Имени. До тех пор, пока живое существо пребывает в неведении относительно самбандха-гьяны — природы дживы, Бога, материи и их взаимодействий — оно будет оставаться в тени нама-абхасы. Однако, если человек серьезно относится к духовной практике, он примет прибежище подлинного гуру, который объяснит ему самбандха-гьяну. Повторение Святого Имени с должным пониманием рассеет тучи и туман, и тогда сверкающее солнце Святого Имени откроется взору преданного и одарит его сокровищем любви к Богу.
С a мб a ндх a , a бхидх e я, пр a й o дж a н a
м e гх a куджжх a т̣ика̄ г e л e на̄м a -дива̄к a р a ।
пр a ка̄ш́ a х a ийа̄ бх a кт e д e н a пр e м a -в a р a ॥17॥
с a д-гуру с a мб a ндх a джн̃а̄н a к a рийа̄ a рп a н̣ a ।
a бхидх e я рӯп e к a ра̄н a на̄ма̄нуш́ӣл a н a ॥18॥
на̄м a -сӯрья св a лп a -ка̄л e пр a б a л a х a ийа̄ ।
a н a ртх a -куджжх a т̣ика̄ д e н a та̄д̣а̄ийа̄ ॥19॥
пр a й o дж a н a -т a ттв a т a б e д e н a пр e м a -дх a н a ।
пра̄пт a -пр e м a джӣв a к a р e на̄м a -с a н̇кӣрт a н a ॥20॥
Задача духовного учителя — дать ученику знание о взаимоотношениях Господа, дживы и материальной природы, чтобы тот мог практиковать повторение Святого Имени в качестве садханы для осознания этих взаимоотношений. Это называется абхидхеей, методом. Следование конкретному методу приведет к тому, что вскоре солнце Святого Имени своими яркими лучами рассеет невежество и анартхи и затем дарует преданному кришна-прему, любовь к Богу. Любовь к Богу — это прайоджана, цель жизни, и, даже достигнув ее, живое существо продолжает повторять Святое Имя.
Самбандха
с a мб a ндх a -джн̃а̄н a
с a д-гуру-ч a р a н̣ e джӣв a ш́р a ддха̄ с a х a ка̄р e ।
пр a тх a м e с a мб a ндх a -джн̃а̄н a па̄й a сувича̄р e ॥21॥
кр̣ш̣н̣ a нитья пр a бху а̄р a джӣв a нитья да̄с a ।
кр̣ш̣н̣ a пр e м a нитья джӣв a -св a бха̄в a пр a ка̄ш́ a ॥22॥
кр̣ш̣н̣ a нитья да̄с a джӣв a та̄ха̄ висм a рийа̄ ।
ма̄йик a дж a г a т e пхир e сукх a a нв e ш̣ийа̄ ॥23॥
ма̄йик a дж a г a т х a я джӣв a ка̄ра̄га̄р a ।
джӣв e р a в a имукхья д o ш̣ e д a н̣д̣ a пр a тика̄р a ॥ ।24॥
т a б e яди джӣв a са̄дху в a иш̣н̣ a в a кр̣па̄й a ।
с a мб a ндх a джн̃а̄н e т e пун a х̣ кр̣ш̣н̣ a -на̄м a па̄й a ॥25॥
т a б e па̄й a пр e м a -дх a н a с a рв a -дх a рм a -са̄р a ।
йа̄ха̄р a ник a т̣ e са̄йуджйа̄дир a дхикка̄р a ॥26॥
йа̄в a т с a мб a ндх a джн̃а̄н a стхир a на̄хи х a я ।
та̄в a т a н a ртх e на̄ма̄бха̄с e р a а̄ш́р a я ॥27॥
Если джива обладает подлинной верой, то в первую очередь она ищет прибежища у лотосных стоп истинного гуру, который поведает ей о том, что говорят писания о взаимоотношения между Кришной, душой и материальной природой.
Кришна — вечный Господь, а живые существа — Его вечные слуги. Према — узы любви, связывающие Господа и дживу. Эти взаимоотношения вечны, ибо они внутренне присущи природе живого существа, и единственное, что требуется— это возродить их при помощи соответствующего метода.
Как только живое существо забывает, что является вечным слугой Господа, оно оказывается в материальном мире и ищет счастья здесь. Материальная вселенная — это тюрьма для джив, отвернувшихся от Кришны, исправительное учреждение для душ, совершивших эту роковую ошибку. Если по милости вайшнава джива обратится к имени Кришны, вооруженная при этом правильной самбандхой, она обретет ценнейшее сокровище, кришна-прему. Развить любовь к Богу — высшее совершенство для живого существа. Для достигшего этого совершенства даже освобождение — погружение в сияние Господа — теряет всякую привлекательность.
Однако до тех пор, пока не усвоено трансцендентное знание самбандхи, у человека будут сохраняться анартхи и невежество, и жизнь его будет проходить на уровне нама-абхасы.
Результат нама-абхасы
на̄ма̄бха̄с e р a пх a л a
на̄ма̄бха̄с a д a ш́а̄т e - o a н e к a м a н̇г a л a ।
джӣв e р a a в a шья х a я сукр̣ти пр a б a л a ॥28॥
на̄ма̄бха̄с e н a ш̣т̣ a х a я а̄чх e па̄п a ят a ।
на̄ма̄бха̄с e мукти х a я к a ли х a я х a т a ॥29॥
на̄ма̄бха̄с e н a р a х a я суп a н̇кти па̄в a н a ।
на̄ма̄бха̄с e с a рв a -р o г a х a я нива̄р a н̣ a ॥30॥
с a к a л a а̄ш́ a н̇ка̄ на̄ма̄бха̄с e дӯр a х a я ।
на̄ма̄бха̄сӣ с a рва̄риш̣т̣ a х a ит e ш́а̄нти па̄й a ॥31॥
й a кш̣ a р a кш̣ a бхӯт a пр e т a гр a х a с a муд a я ।
на̄ма̄бха̄с e с a к a л a a н a ртх a дӯр e йа̄й a ॥32॥
н a р a к e п a тит a л o к a сукх e мукти па̄й a ।
с a м a ст a пра̄р a бдх a к a рм a на̄ма̄бха̄с e йа̄й a ॥33॥
с a рв a -в e да̄дхик a с a рв a тӣртх a х a ит e б a д̣ a ।
на̄ма̄бха̄с a с a рв a -ш́убх a -к a рм a ш́р e ш̣т̣х a т a р a ॥34॥
И все же, даже повторение имени на стадии нама-абхасы считается очень благоприятным. Такое повторение — лучшее из всех благочестивых действий, таких как практика йоги, следование дхарме, соблюдение обетов и т.д., ибо нама-абхаса постепенно приведет к развитию в человеке веры, достаточной для того, чтобы начать чистое преданное служение. Другие же благочестивые действия могут привести к бхакти только в том случае, если содержат в себе некоторую примесь бхакти, и никак иначе.
Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы приводит к разрушению всех грехов и достижению освобождения; нама-абхаса полностью уничтожает тлетворное влияние Кали-юги, разрушает болезни, устраняет все беспокойства и дарует умиротворение. Нама-абхаса нейтрализует негативное влияние духов, привидений, демонов и неблагоприятных планет. Даже обитатели адских планет могут обрести спасение благодаря нама-абхасе, ибо она разрушает даже прарабдха-карму, последствия уже совершенных грехов. Нама-абхаса более могущественна, чем чтение Вед, посещение святых мест и множество других видов материальной благочестивой деятельности, называемой карма-кандой.
на̄ма̄бха̄с e р a в a икун̣т̣ха̄ди-пра̄п a к a тв a
дх a рм a a ртх a ка̄м a м o кш̣ a ч a тур-в a рг a -да̄та̄ ।
с a рв a -ш́ a кти дх a р e на̄ма̄бха̄с e джӣв a -тра̄та̄ ॥35॥
дж a г a т а̄н a нд a -к a р a ш́р e ш̣т̣х a -п a д a -пр a д a ।
a г a тир a e к a г a ти с a рв a -ш́р e ш̣т̣х a -п a д a ॥36॥
в a икун̣т̣ха̄ди л o к a пра̄пти на̄ма̄бха̄с e х a я ।
виш́ e ш̣ a т a х̣ к a ли-йуг e с a рв a -ш́а̄стр a к a я ॥37॥
Поскольку Святое Имя несет в себе все трансцендентные энергии Кришны, то даже нама-абхаса позволяет достичь четырех целей системы варнашрамы — дхармы, артхи, камы и мокши. Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы способно даровать высшее из всех видов счастья, достижимых в материальном мире. Таким образом, Святое Имя — единственное прибежище для беспомощных и наилучшее прибежище для всех остальных. В Кали-югу нама-абхаса может привести даже на Вайкунтху — таково мнение священных писаний.
Четыре вида нама-абхасы
с a н̇к e т a , п a риха̄с a , ст o бх a o х e ла̄ e и ча̄ри-пр a ка̄р a на̄ма̄бха̄с a
ч a турвидх a на̄ма̄бха̄с a e и ма̄тр a джа̄ни ।
с a н̇к e т a o п a риха̄с a , ст o бх a , х e ла̄ ма̄ни ॥38॥
Иногда нама-абхасу подразделяют на четыре вида, в соответствии с тем, что сопутствует повторению имени.
с a н̇к e т a -рӯп a на̄ма̄бха̄с e р a пр a ка̄р a -дв a я
виш̣н̣у л a кш̣й a к a ри дж a д̣ a буддхй e на̄м a л a я ।
a нья л a кш̣й a к a ри виш̣н̣у на̄м a учча̄р a я ॥39॥
с a н̇г e т e двивидх a e и х a я на̄ма̄бха̄с a ।
a джа̄мил a са̄кш̣ӣ та̄р a ш́а̄стр e т e пр a ка̄ш́ a ॥40॥
й a в a н a с a к a л a мукт a х a б e a на̄йа̄с e ।
ха̄ра̄м a ха̄ра̄м a б a ли к a х e на̄ма̄бха̄с e ॥41॥
a ньятр a с a н̇к e т e яди х a я на̄ма̄бха̄с a ।
т a тха̄пи на̄м e р a т e дж a на̄ х a я вина̄ш́ a ॥42॥
1. «Санкета» означает, что при повторении имени Вишну или Кришны ум человека сосредоточен на каком-либо материальном объекте, или же Святое Имя произносится неосознанно. Примером санкеты первого типа является Аджамила. Его сына звали Нарайана, и когда Аджамила звал его, он думал именно о своем сыне, а не о Господе Вишну. И все же, благодаря нама-абхасе он был спасен от рук ямадутов и в конечном счете достиг Вайкунтхи. Пример санкеты второго типа — явана, воскликнувший «харам» в момент смерти. По счастливому совпадению слоги «ха» и «ра» вместе составляют имя Вишну, и поэтому такой человек имеет шанс обрести освобождение, и поскольку этот вид нама-абхасы менее оскорбителен, сила воздействия в этом случае больше.
п a риха̄с a -на̄ма̄бха̄с a
п a риха̄с e кр̣ш̣н̣ a -на̄м a й e и дж a н a к a р e ।
дж a ра̄с a ндх a с a м a с e и e с a м̇са̄р e т a р e ॥43॥
2. «Парихаса» означает, что имя Господа произносится в шутку, как это делал Джарасандха; в этом случае произносящий имя также освобождается из материального мира.
ст o бх a на̄ма̄бха̄с a
a н̇г a -бх a н̇гӣ ч a идья с a м a к a р e на̄ма̄бха̄с a ।
ст o бх a ма̄тр a х a я т a бу на̄ш́ e бх a в a -па̄ш́ a ॥44॥
3. Ироническое произнесение Святого Имени, как это делал Шишупала, называется «стобха», и оно также позволяет человеку разорвать цепи материального существования.
х e ла̄ на̄ма̄бха̄с a
м a н a на̄хи д e я а̄р a a в a джн̃а̄ бха̄в e т e ।
кр̣ш̣н̣ a ра̄м a б a л e х e ла̄ на̄ма̄бха̄с a та̄т e ॥45॥
e и с a б a на̄ма̄бха̄с e мл e ччх a -г a н̣ a т a р e ।
виш̣ a йӣ a л a с a дж a н a e и п a тх a дх a р e ॥46॥
4. Произносящий имя пренебрежительно, без должного почтения, также получает благо. Этот вид нама-абхасы называется «хела». Благодаря ему освобождения достигают млеччхи. Это путь к освобождению для ленивых и материалистичных людей.
Из четырех приведенных выше видов нама-абхасы наименее оскорбительным является санкета, затем по мере возрастания степени оскорбительности следуют пари-хаса, стобха и хела.
Шраддха нама-абхаса
ш́р a ддха̄ o х e ла̄ на̄ма̄бха̄с e р a бх e д a
ш́р a ддха̄ к a ри к a р e на̄м a a н a ртх a с a хит a ।
ш́р a ддха̄ на̄м a х a я с e и т o ма̄р a вихит a ॥47॥
с a н̇к e та̄ди a в a джн̃а̄ п a рьянт a бха̄в a дх a ри ।
на̄м a к a р e х e ла̄й a й e ш́р a ддха̄ п a рих a ри ॥48॥
на̄ма̄бха̄с a a в a дхи с e х e ла̄ на̄м a х a я ।
та̄ха̄т e - o мукти л a бх e па̄п a х a я кш̣ a я ॥49॥
Если у человека отсутствует вера в Кришну и Святое Имя произносится по случайному совпадению, в шутку, иронически или с пренебрежением, как описывалось выше, это представляет собой грубую форму нама-абхасы. Если же у человека, обращающегося к Святому Имени, есть истинная вера в Кришну, однако при этом еще сохраняются анартхи и невежество, это называется шраддха нама-абхасой. И если даже произносящие нама-абхасу без веры обретают освобождение, что говорить о тех, кто произносит нама-абхасу с верой? Такая практика очень быстро приведет к исчезновению всех анартх, ибо благодаря вере влечение к имени и самбандха-гьяна будут расти все больше и больше.
a н a ртх a -на̄ш́ e на̄ма̄бха̄с a на̄м a х a ийа̄ пр e м a д e я
кр̣ш̣н̣ a пр e м a чха̄д̣и с a б a на̄ма̄бха̄с e па̄й a ।
на̄ма̄бха̄с e пун a х̣ ш́уддх a на̄м a х a й e йа̄й a ॥50॥
a н a ртх a виг a т e яб e ш́уддх a на̄м a х a я ।
кр̣ш̣н̣ a -пр e м a т a б e та̄р a х a -иб e ниш́ч a я ॥51॥
на̄ма̄бха̄с e са̄кш̣а̄т с e пр e м a дит e на̄р e ।
на̄м a х a й e пр e м a д e я видхи a нуса̄р e ॥52॥
Повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы может дать человеку все, за исключением премы. Однако шраддха нама-абхаса постепенно приводит к шуддха-наме, чистому имени. Достигнув чистого имени и освободившись от анартх, преданный, несомненно, вскоре обретет кришна-прему. Итак, само по себе повторение Святого Имени на стадии нама-абхасы не дает кришна-премы; однако, если человек следует правилам садханы, установленным духовным учителем, он постепенно придет к стадии шуддха-намы и в конце концов достигнет премы.
на̄ма̄бха̄с a o на̄ма̄п a ра̄дх e р a бх e д a
a т ae в a на̄м a a п a ра̄дх a п a рих a ри ।
на̄ма̄бха̄с a к a р e й e и та̄р e н a ти к a ри ॥53॥
к a рм a джн̃а̄н a х a ит e a н a нт a ш́р e ш̣т̣х a т a р a ।
б a ли на̄ма̄бха̄с e джа̄ни o х e с a рв e ш́в a р a ॥54॥
р a ти мӯла̄ ш́р a ддха̄ яди ш́уддх a -бха̄в e х a я ।
т a б e т a виш́уддх a на̄м a х a -иб e уд a я ॥55॥
Таким образом, даже нама-абхаса благотворна, при условии, что человек избегает апарадхи. Нама-абхаса несравнимо превосходит карму и гьяну, потому что приводит с течением времени к развитию в человеке веры, а из семени веры прорастает привязанность к Кришне.
Привязанность к Кришне развивается во вкус, а вкус ведет сначала к шуддха-наме, а затем — к преме.
Абхаса и апарадха
чха̄йа̄ o пр a тибимб a бх e д e а̄бха̄с a дуи пр a ка̄р a чха̄йа̄ на̄ма̄бха̄с a
а̄бха̄с a двивидх a х a я пр a тибимб a чха̄йа̄ ।
ш́р a ддха̄бха̄с a дви-пр a ка̄р a с a б a т a в a ма̄йа̄ ॥56॥
чха̄йа̄ ш́р a ддха̄бха̄с e чха̄йа̄-на̄ма̄бха̄с a х a я ।
с e и на̄ма̄бха̄с e джӣв e р a ш́убх a пр a с a в a я ॥57॥
«Абхаса» может означать либо «тусклый свет», либо «отражение». Таким образом, есть два вида нама-абхасы: чхайа (слабый свет, дающий тусклое, но подлинное отображение объекта) и пратибимба (отраженный свет, дающий искаженное отражение объекта). Подобным образом, существуют и две разновидности веры: искаженная и слабая вера. Слабая вера дает начало чхая нама-абхасе, которая приводит затем к чистому имени, дарующему любовь к Богу. Это истинная нама-абхаса. Точно так же, как тучи не позволяют видеть яркий солнечный свет во всем его великолепии, облака анартх и туман невежества в сердце дживы позволяют проникнуть туда лишь редким лучам Святого Имени. Такая нама-абхаса приносит дживе огромное благо.
пр a тибимб a на̄ма̄бха̄с a
a нья джӣв e ш́уддха̄ ш́р a ддха̄ к a рийа̄ д a рш́ a н a ।
нидж a м a н e ш́р a ддха̄бха̄с a а̄н e й e и дж a н a ॥58॥
бх o г a м o кш̣ a ва̄н̃чха̄ та̄х e тха̄к e нитья миш́и ।
a ш́р a м e a бхӣш̣т̣ a ла̄бх e ят e дива̄ниш́и ॥59॥
ш́р a ддха̄р a л a кш̣ a н̣ a ма̄тр a ш́р a ддха̄ та̄х e н a я ।
та̄к e пр a тибимб a ш́р a ддха̄бха̄с a ш́а̄стр e к a я ॥60॥
пр a тибимб a ш́р a ддха̄бха̄с e на̄ма̄бха̄с a ят a ।
пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с a х a я a вир a т a ॥61॥
Однако, отражаясь в сердце майавади, имя принимает искаженную форму и может привести лишь к саюджья-мукти, но не к преме. На самом деле, этот вид нама-абхасы является апарадхой. Чхая нама-абхаса — это подлинная нама-абхаса, и ее восхваляют все писания. Чхая нама-абхаса возникает из-за анартх, основанных на неведении, отраженная же нама-абхаса возникает из-за анартх, основанных на искаженном знании. Такого рода знание происходит из зависти, оно препятствует преданности и поэтому является апарадхой. Хотя находящийся на уровне нама-абхасы и не может считаться истинным вайшнавом, тем не менее, если он не осквернен философией майавади, ему следует выражать почтение как начинающему преданному. Благодаря хорошему общению он будет быстро духовно развиваться.
пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с e ма̄йа̄ва̄д a к a п a т̣ a та̄ утп a нн a к a р e
e и на̄ма̄бха̄с e ма̄йа̄ва̄д a душ̣т̣ a -м a т a ।
пр a в e ш́ийа̄ ш́ a т̣х a та̄й a х a я п a рин̣ a т a ॥62॥
Чистые преданные всегда дружелюбны и сострадательны по отношению к таким искренним людям, к майавади же они проявляют полное безразличие. Чистые преданные взращивают веру новичка, пусть вначале и материалистичную, до тех пор, пока она не превратится в склонность искренне почитать Господа. Давая ему наряду с бхакти самбандха-гьяну, чистые преданные побуждают неофита служить Господу. Но чистый преданный несомненно будет всячески избегать того, кто твердо убежден в философии майавади.
Некоторые начинают имитировать преданных, обладающих чистой верой. Однако из-за того, что неослабевающие желания материальных наслаждений и безличного освобождения преследуют их день и ночь, их собственная вера полностью искажена. По сути дела, у них нет веры, хотя так и может показаться. Эту искаженную веру можно сравнить со светом, отраженным от воды, в этом случае отражение предмета также будет искаженным. И когда люди, имеющие такую покоробившуюся веру, получают Святое Имя, оно также искажается. Может показаться, что у них есть вера в Святое Имя, поскольку они его повторяют; однако вера их не является истинной.
к a п a т̣ a пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с a на̄ма̄п a ра̄дх a
нитья са̄дхья на̄м e са̄дх a н a буддхи к a ри ।
на̄м e р a м a хима̄ на̄ш́и a п a ра̄дх e м a ри ॥63॥
Если человек обращается к повторению Святого Имени, имея такую искаженную веру, он не очистится, сколько бы он ни продолжал повторять Святое Имя. Напротив, он вечно будет оставаться на этой извращенной стадии. Как правило, в результате подобной практики у человека развивается нездоровое умонастроение, и в конце концов он превращается в мошенника. Такой человек считает, что Святое Имя — это просто средство для достижения чего-то высшего, и следствием подобного образа мыслей является то, что сила и могущество имени утрачиваются. В конце концов это приводит к апарадхе.
чха̄йа̄ на̄ма̄бха̄с a o пр a тибимб a -на̄ма̄бха̄с e р a бх e д a
чха̄йа̄ на̄ма̄бха̄с e ма̄тр a х a ят a a джн̃а̄н a ।
хр̣д a я-д a урб a лья х a ит e a н a ртх a видха̄н a ॥64॥
с e и с a б a д o ш̣ e на̄м a к a р e н a ма̄рдж a н a ।
пр a тибимб a на̄ма̄бха̄с e д o ш̣ e р a в a рдх a н a ॥65॥
При истинной же нама-абхасе влияние Святого Имени реально ощущается, хотя из-за возникающих препятствий его воздействие невелико. И хотя невежество человека и слабость сердца могут быть источником множества анартх, постоянное повторение Святого Имени устранит все анартхи. Однако при искаженной нама-абахсе, берущей свое начало в обмане, оскорбительное отношение не уменьшается, а, напротив, растет.
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!